Инферно Ефремова

ИНФЕРНО ЕФРЕМОВА.

Часть 1.

В колонках играет - Нау: СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
ИВАН ЕФРЕМОВ ; ЧАС БЫКА.

Или

ИВАН АНТОНОВИЧ ЕФРЕМОВ - ЗУБР СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ.

Сразу хочу сказать одно: я не приемлю ефремовского атеизма (скорее "греческого" политеизма), и его приверженности теории эволюции.
Кстати сказать, верил ли сам автор в эволюцию и был ли атеистом - это весьма лукавый вопрос.
В тех местах, где сам автор, либо герои его произведений рассуждали о "рулетке в миллион лет", мысль не кажется мне убедительной, а текст становится тяжёлым....
...тем не менее, на эволюции человека в течение обозримых тысячелетий Иван Антонович не настаивает....

Когда пишешь про кого-то, тем более про такого, во всех смыслах ОГРОМНОГО писателя, надо начинать с хорошего.
Но всё, что я напишу дальше, будет именно хорошим.
Только я хочу отмежеваться от атеизма и эволюции, которые, впрочем, считаю не самыми главными атрибутами Писателя.

Для начала глянем на эту глыбу, этого матёрого...писателя и учёного:
_20180218_120756 (510x700, 186Kb)

Человек тяжёлый. Как и всё наше прошлое....
....но не он ли и послужил фундаментом советской фантастики.
Надёжным, тяжёлым фундаментом. Что и остался.. 
    Создал прекрасный и гармоничный мир коммунистического завтра.
Мир, где жить приятно, Земля ухожена и прекрасна, человечество могущественно, каждый развит и духовно и физически....
Про это следует прочесть!
И не на этом ли фундаменте возникли все лучшие произведения... тех же братьев Стругацких....
Когда-то я читал такую фантастику и завидовал тем, кто будет жить, ну...совсем немного попозже...
Ну, году, эдак в 2000-м.
Заманчивый, манящий был этот год. И...очень далёкий.....

Очень неприятно, что мы сбились с пути!

Почему мы не продолжили движения к коммунизму, не построили... Град Божий на Земле??
Какие силы стащили нас в ловушку ИНФЕРНО??

.....

Соответственно, роман Час Быка" ценен для меня двумя вещами :
- Качественная научная фантастика, прокладывающая путь к Звёздам, зовущая к совершенству. При этом много изобретений, от движения в нуль пространстве (переход Шакти - Тамас), до ионного душа, коммуникаторов и силового поля.... И при этом много бытовых и исторических деталей в описании миров.......

- В инфернальном, обречённом мире планеты Торманс я узнаю...нынешнее земное общество. И, во многом, увы, Россию, свою несчастную Родину!!!
Некоторые черты сходства просто поражают...

Я считаю, что все, кто интересуется фантастикой, особенно научной, должен ознакомиться хотя бы с парой "Туманность Андромеды" - "Час быка".
Но "Час быка" читать обязательно!!!.

К тому же там очень точно описано застойное, бесперспективное общество. ИНФЕРНО.
Чему, собственно и посвящён роман.
Кроме того, простым языком изложено понятие ноосферы. Теория развтита автором.

Я считаю качественную авторскую фантастику неким подсознанием общества. Характеристикой его психики. Тем внутренним, что определяет внешнее поведение.
Так вот, если читать Ефремова, то мы люди конструктивные, мирные, кр...творческие...
Но можем легко соскользнуть и на другую сторону...
Но разум победит!

Единственное - я не верю в самопроизвольный проход по ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ...
Впрочем, я и начинал с критики.

Итак, про ЧАС БЫКА:


Оказывается, существовал "Китайско - русский словарь епископа Иннокентия. Пекин,1909 г.

И эпиграф к роману выглядит так:
"Ди пхи юй чхоу - Земля рождена в час Быка (иначе Демона,два часа ночи".


Сильный эпиграф, не отпускающий до конца произведения.
Будет время, я посвящу структуре и настрою романа отдельную работу.

Сейчас же хочу выделить немного конкретики.

И сначала об ИНФЕРНО.
Это состояние безвыходности. Личной, общественной....замкнутые круги Дантова ада.
Ситуация, которую трудно не только изменить, но и осознать....
Кольцо необходимости, прорвав которое, можно прийти к состоянию истинной свободы.
Уйти с вечного пути крови и страданий, который и представляет собой слепую эволюцию.

Если есть интерес - прочтите главу 4 -ОТЗВУК ИНФЕРНО.

Выйти из инферно может только весьма развитый и совершенный человек, образовавший развивающееся общество.
Автор уповает на роль в этом деле науки.
Я тоже абсолютно уверен, что государство должно управляться народной партией, опирающейся на научные учреждения. Но и не теряющей связи с массами.
(у "коммуниста" Ефремова про партию нет, там про Маркса и науку).
Но лично я считаю, что религии не отомрут. И всегда будут источником нравственного совершенствования масс. Наука не для всех.
И не только - я не знаю правил общежития лучше Заповедей Христовых.
И неспроста, наверное, наука не могла до сих пор придумать ничего лучше Заповедей.
Мир не так прост.
...

Несмотря на крах СССР, вызванный упадком "элиты", властной верхушки и деятельностью иностранной агентуры, я верю в то, что коммунистическое устройство общества, это следующий шаг в развитии. Более новое, передовое, и рациональное устройство мира.

Краху СССР способствовало его сползание в собственное инферно. То есть в застой и загнивание.
Последним звонком, я думаю, послужил отказ от космических программ в 88-89 гг.
Знали ли массы населения СССР, к чему ведёт их социальная пассивность? Терпение к показухе и некомпетентному руководству???
(Массы могут и не знать, опять же. Но, к примеру, у группы Наутилус была песня со словами "...и те и другие устали... быть скованными одной целью ". Очень точное описание инферно. Но кто может понимать всю глубину текстов. Тем более поэтических. К тому-же, понимать однозначно. А действовать......).

О чём думало это самое руководство, когда ставило препоны гражданской активности и свободному распространению информации???

Такие книги, как Час Быка Ивана Антоновича Ефремова и подталкивают к развитию мысли на тему "как это хорошо" и как это осуществить....

И как не скатиться в яму инферно.
" Безнадёги точка ру"....
По-моему, мы уже там!

Цепь личных инферно жёстко переплетена с инферно целой страны.
А инферно страны - с инферно целой планеты Земля.
Увы - не мифического Торманса, Ян-Ях, а нашей родной Земли.

Как это плохо и чем опасно - отлично описано в романе.

Но и мне хочется пересказать эту безрадостную вещь и дополнить своими наблюдениями.

Это я сделаю в следующей части :
ИНФЕРНО ЕФРЕМОВА 2

ИНФЕРНО ЯН-ЯХ ИЛИ ТРАГЕДИЯ ТОРМАНСА.

Данный текст набирал с помощью телефона.
От этого он такой лёгкий и краткий...
Сорри...


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий!

Не возьмусь оценивать, насколько моё мнение Вас заинтересует, однако выскажу несколько слов о романе.
Читал его уже во времена гласности, когда хлынул поток прежде полузапрещённой литературы, позже перечитал ещё раз, ещё позже прослушал аудиоверсию.
Неоднозначное мнение у меня сложилось. Нет сомнения, что Ефремов являлся одним из ярчайших представителей страны, совсем недавно одержавшей великую победу, юбилей которой отмечается на днях, и в своих лучших устремлениях обращённой в коммунистическое будущее. Как оказалось, увы, пока утопическое. Эволюция массового сознания избрала для себя иное направление, более понятное: потребление. Можно спорить, сама ли эволюция сделала такой выбор или ей сильно "помогли", сейчас это уже неважно, лично я склоняюсь ко второму.
И если ещё лет сорок – пятьдесят назад рисуемые фантастами картины светлого завтра воспринимались как нечто само собой разумеющееся, лишь отдалённое во времени, ныне взгляды претерпели существенные изменения, а виной тому — переоценка возможности изменений человеческой натуры. Можно возмущаться, можно испытывать разочарование, можно не соглашаться, но в очередной раз проявился непреложный факт: количество подвижников, гениев, мерзавцев и "массы" практически не зависит от эпохи, а потому не вижу оснований рассчитывать в будущем на формирование коммунистических взаимоотношений, как они описаны у Ефремова. Печальная констатация, но объективная.

Другой момент, касающийся непосредственно романа. Там довольно увлекательный сюжет, но концовка с высоты прожитых лет меня не слишком удовлетворила. Возникло впечатление, что автор не знал, как ему перейти к победе добра на Тормансе, и не придумал ничего лучше, как попрятать всё руководство неизвестно куда под достаточно надуманным предлогом. И тут — опа! — не без участия землян, всех в белом, тормансианцы устраивают коммунистическую революцию. Разумеется, к власти придут "правильные" товарищи, которым для квалифицированного управления достаточно собственной высокой нравственности. Это, кстати, характерная особенность фантастики того времени: нигде ясно не описаны механизмы управления в обществе — видно, глубоко осела марксистская идея об отмирании государства.
Ещё один сомнительный момент — само появление Торманса и его взаимоотношения с Землёй. Можно заключить, что это выходцы с нашей же планеты, только замкнувшиеся в автаркию и естественно отставшие в развитии. Есть лишь временной разрыв, исчисляемый веками, и именно это обстоятельство выглядит абсолютно нереалистично. Трудно представить возникновение такого независимого от Земли анклава на просторах Вселенной.

У меня есть небольшой рассказик "Алиса и время чудес", где упоминается постановка по мотивам этого романа, хотя на самом деле мне никакие его экранизации не известны. Так вот, глядя на экран и сопоставляя с современной жизнью, героиня вопрошает: «Какой же это „час быка"? Это натурально „час козла"!». Хоть и не в узаконенных терминах, зато доходчиво. Кстати, в другом рассказе с участием этой же героини ("Алиса и утро чудес") тема ТОЙ фантастики и ЭТОЙ действительности ещё раз затрагивается, и, как нетрудно догадаться, практически с аналогичной оценкой.

Спасибо за интересную затронутую тему!

С уважением,

Андрей Девин   07.05.2020 04:35     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо за развёрнутую и интересную РЕЦЕНЗИЮ. Главное ‐ по существу....
Кстати да,улетевшие земляне могли бы и извлечь опыт из ошибок.... либо оставшиеся могли бы деградировать...
Также "революция" "вдруг " меня смущает...
Примерно как Вы думал при первом чтении....
Но затем меня увлекло описание жуткого тупикового общества....
Причём, во времена написания романа некоторые тенденции были не столь явны....
В этом вижу основную ценность произведения.
С другой стороны Ефремова атеист, либо хочет таким казаться....
А у атеистов не может быть полной и непротиворечивой картины Мира...
Может, от этого и недостатки, отмеченные Вами....
С уважением-

Дмитрий Ковригин   07.05.2020 04:41   Заявить о нарушении
Ничего не хочу сказать против реалистичности описанных негативных сторон жизни на Тормансе (равно как и у нас), однако давно прискучили эти описания и выяснение отношений, сводящееся к извечному вопросу: кто виноват? Мне интереснее было бы послушать вариации на тему "что делать?", а вот тут просто беда. Всё что приходилось встречать здесь — лишь благие намерения разной степени утопичности.

Андрей Девин   07.05.2020 05:27   Заявить о нарушении
Ну, у меня есть и много вариаций на тему "Что делать?", как же пройти мимо этого извечного вопроса.
ИЗ последних - "Ответы...."

Дмитрий Ковригин   07.05.2020 12:13   Заявить о нарушении
Вы про это: http://proza.ru/2019/12/29/260 ? ("Оветы")

Если имеем в виду этот текст, у меня очень многое так же тезисно затронуто в целом ряде публикаций и, кроме того, в несколько иной форме в разделах "Публицистика" и "Философия" Клуба ЭРА на другой странице (http://proza.ru/avtor/letopisec2).

Определённо, может, стоит всё это "причесать", дополнить, развить и оформить как некий современный "Манифест...", аналогичный тому, что полтора века назад был выпущен Марксом и Энгельсом?

Главная "претензия" именно в тезисности. На уровне деклараций и общих положений вопросов практически не возникает, всё упирается в "технологию": как на практике реализовать то или иное положение и насколько это вообще возможно (и целесообразно)?

Андрей Девин   07.05.2020 12:39   Заявить о нарушении
Дмитрий, добавлю чуть-чуть по поводу слов: "А у атеистов не может быть полной и непротиворечивой картины Мира...".
Вот с этим точно не соглашусь, либо вначале необходимо договариваться о терминах. Именно об этом совсем небольшая публикация "О религии" (http://proza.ru/2017/08/22/1), приведу здесь лишь начало:

" — ...вы же у нас атеист. Нет?
— Я и сам не знаю. Это тонкости терминологии... Мне как-то встретилось, что надо разделять атеистов и безбожников.
— И в чём разница?
— Атеизм всё же основан на какой-никакой идеологии. Собственно, главный тезис — в отрицании искусственного происхождения Вселенной и всего нашего мира, есть лишь стихийные природные процессы. Однако такой взгляд не противоречит уважительному отношению к природе, возможности её познания и рационального использования. Уважительное отношение распространяется и на приверженцев религиозных культов. С ними можно вести идеологическую борьбу, но она не перерастает в насилие и очередную разновидность инквизиции.
Безбожники же — совсем иной случай. Это вульгарные, воинствующие атеисты. Нередко это люди с невысоким интеллектом и без особого образования, но чрезвычайно активные. Им важнее не убедить, а победить, причём любой ценой. «Если враг не сдаётся, его уничтожают». То, что среди выдающихся писателей, деятелей науки и искусств немало верующих людей, их не смущает, все они будут записаны в мракобесы. Для таких и культовые предметы, и сооружения не представляют ценности ни художественной, ни исторической. Потому можно переоборудовать их в лучшем случае под музеи или кинотеатры, а то и склады. Наконец, просто снести... Нет у них Бога в душе, отсюда и безбожники. По мне, так лучше иметь дело с истинно верующими, неважно какой религии, чем с такими..."

Андрей Девин   07.05.2020 20:53   Заявить о нарушении
Андрей, приставка "а" суть уже отрицание есть. А это уже не конструктивно. Отрицание во главе угла...

Дмитрий Ковригин   08.05.2020 11:18   Заявить о нарушении
Да, о главном :
Чтобы реализовать программу - нужна партия. Нормальная..... Но я об этом писал не раз.... А без партии ничего не будет...

Дмитрий Ковригин   08.05.2020 11:21   Заявить о нарушении
В этом Вы солидарны с хорошо известным здесь Аникеевым Александром Борисовичем, он тоже агитирует за свои идеи, ставя во главу угла обязательное создании партии. Я подобными идеями (относительно создания партии) переболел очень давно, потому и не рассматриваю их серьёзно как способ достижения политических целей. В качестве обоснования и комментария могу предложить небольшой текст "О партиях и парламентах" в Клубе ЭРА (http://proza.ru/2016/04/08/1). Разумеется, по желанию и при наличии интереса.

Андрей Девин   08.05.2020 11:35   Заявить о нарушении
PS
Относительно конструктивности "а" в начале слова можно поспорить. Меня, например, нисколько не коробит термин "антифашист" (про другие аналогичные "анти" такого не скажу). Зачем притягивать за уши лингвистические догмы? Можно прекрасно договориться о понимании того или иного слова и прекрасно вести диалог.

Андрей Девин   08.05.2020 11:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.