Граф и актриса. СССР. Истории неравной любви

      ОГЛАВЛЕНИЕ.
   . Еврей-канцлер царя Алексея Михайловича.
   . Русская столбовая дворянка и итальянский барон.
   . Рабочий сцены и принцесса Турандот.

      ЕВРЕЙ-КАНЦЛЕР ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА.
 
   Две трогательные истории о любви. Столбовая дворянка из семьи с громкой фамилией и простолюдин музыкант в России середины позапрошлого  века. Бывший граф, преследуемый большевистскими властями, и прославленная актриса из знаменитого театра, обласканного правителями страны.  По прихоти судьбы и музыкант и актриса были евреями, а аристократы русские с громкой фамилией Шереметевы, но потомки Алмазовых и Шафировых, дворянских родов, основанных крещёными евреями.      

   Алмазовы начали свой путь в русском дворянстве блистательно. Их родоначальник вологодский купец Алмаз Иванов (-1669), а Вологда до завоевания Прибалтики была процветающим торговым городом, через неё шёл единственный русский путь к морю из Москвы Архангельск, совершил карьеру, неуступающую взлёту Петра Шафирова самого известного еврея в правительстве России до революции. На знаменитого дипломата Петра Великого российские историки обычно указывают как на пример того, что мудрый основатель империи без всяких классовых и национальных предрасудков выдвигал на высшие посты в государстве людей нерусского и низкого происхождения.

   Алмаз Иванов гораздо менее известен чем Пётр Шафиров, хотя выдвинулся почти, что на столетие ранее его и в организаторских, финансовых и дипломатических талантах не уступал ни Шафирову, ни кому другому в истории России. Велик был и объёме данной ему власти. Он не только руководил Посольским приказом-тогдашним министерством иностранных дел, но одновременно с этим постом  занимал в правительственной иерархии России место равное должности канцлера в Европе и возглалял главнейшие финансовые и хозяйственные министерства страны-приказ Новгородской четверти и даже Монастырский приказ (крещённый еврей!). Свои должности Алмаз Иванов залужил. Поражает обширность его знаний и полномочий. Возглавляя приказ Новгородской четверти, он правил огромной территорией царства, всем европейским севером России от границы со Швецией на западе до Верхней Волги на Востоке и до берегов Белого моря. Здесь находились главные торговые города и  ярмарки страны Нижний Новгород, Вологда, Новгород, Псков, порт Архангельск. Монастырский приказ был главным судебным органом для духовенства, другой же его прерогативой был конроль над финансами огромных земельных владений церкви с крепостными "монастырскими" крестьянами, производствами и их уплатами в государственную казну.

   Начали Алмазовы высоко, но в последующих поколениях мало кто из них отличился на государственной службе. Не было у Алмазовых и особо многочисленного выдающегося потомства от их дочерей. Девицы Алмазовы славились красотой, но часто оставались незамужними, выходя замуж, были неплодовиты или их мужья происходили из незначительных родов, родословные которых неизучены, так, что наши знания о потомках Алмазовых неполны.      

   Единственная обширная ветвь идёт от Варвары Петровны Алмазовой (1786—1857). Одна из пяти сестёр, восхитивших большой свет Москвы своей ослепительной красотой, она вышла замуж за Сергея Васильевича Шереметева (1786-1834). Любопытно, что у сестёр Алмазовых, возможно, от их еврейских предков, сохранялись "восточные", так их называли современники, черты лица и смуглота, которые Варвара Алмазова передала своим детям Шереметевым. По причуде судьбы в браке родителей  красавиц Алмазовых соединились роды обоих евреев-министров иностранных дел Алмаза Иванова и Петра Шафирова. Отец сестёр крупный помещик бригадир Петр Николаевича Алмазов женился на княжне Марии Борисовне Голицыной, потомке Ивана Шафирова, родственника министра.

      РУССКАЯ СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА И ИТАЛЬЯНСКИЙ БАРОН. 

   Елизавета Шереметева (1818—1890) дочь Варвары Алмазовой-героиня первой нашей истории о неравной любви. Ей уже шёл двадцать седьмой год, а она всё ещё отказывала высокородным поклонникам, обивающим порог её дома. Мечтательная стройная красавица не боялась того, что она уже засиделась в старых девах. Увереннось в себе давали ей неубывающие в числе соискатели её руки из лучших женихов России. Наверное, сердцем своим она чувствовала, что судьбу выбрала для неё другого суженного. И он явился! В 1845 году в Санкт-Петербург приехал на гастроли молодой австрийский пианист, уже успевший завоевать европейскую славу великолепного виртруоза и вдохновленного композитора Теодор Дёлер (1814-1856). "Мечтательный романтик, видевший всё в розовом цвете". Он родился в Неаполе в семье крещёных немецких евреев, предпочёвших жизни в Германии или Вене Италию с её более человечным и творческим, чем немцы, народом. Это была эпоха великих пианистов и золотое время Европы, наслаждавшейся долгим миром после наполеоновских войн. Её прекрасное описание дано в творениях великих писателей француза Проспера Мериме и русского эмигранта Ивана Сергеевича Тургенева.

   Дёлер встретил Елизавету Шереметеву, страстно в неё влюбился. Красавица, недоступная для своих российских соискателей, влюбилась в очаровательного музыканта. Разница в социальном статусе не остановила столбовую дворянку. Семья Елизаветы не отказала ему. В это время мать Елизаветы Варвара Петровна вместе с детьми жила в доме своей старшей дочери Екатерины, вышедшей за своего родственника из рода Шереметевых. Отец Сергей Шереметев умер ещё в 1834 году.

   Дёлер очаровал Шереметевых. Варвара Петровна, увидев, что Елизавета чахнет и болеет без Дёлера, приняла выбор своей дочери, но она знала, что общество, а обществом в России того времени считалось лишь горделивое столичное дворянство, не примет его. Пусть Дёлер и европейская знаменитость, но он простолюдин! Шереметевы же один из знатнейших родов России, одного корня с Романовыми, потомки московских бояр. "Готовали ли ты выстоять в борьбе с общественным мнением", спросила она Елизавету. Вопрос был излишен. Здесь бы истории Елизаветы и Теодора счастливый конец, но под венец заезжая звезда русскую возлюбленную не повёл.
   
   Покойный отец Елизаветы был личным другом  императора Николая I, покровительствовавшего осиротевшей семье. Можно было бы позавидовать близости Шерметевых к самому царю, если бы... О предстоящем браке злословил "весь Петербург", весть о нём дошла до Николая I. На большом балу самодержец прошёл к через весь зал к Екатерине, сестре Елизаветы, сопровождаемый взглядами всех  присутствующих, и спросил.
"Правда ли, что ваша сстра выходит замуж за Дёлера?"
"Да, Ваше величество!".
"Повидимому, ваша сестра слишком много начиталась романов, которые разожгли её воображение".
"Ваше величество, моя сестра девушка серьёзная и отдала своё сердце человеку, вполне достойному её".
"Ну так, если ваша мать даёт согласие на этот брак-я его запрещаю. Она должна знать, что брак русской с иностранцем разрешается мною. Я не позволю столь неравного брака."
   На следующий день, едва сдерживая слёзы, Екатерина  передала Елизавете приказ императора. "Шереметевы были ошеломлены".   

   Страстный Дёлер страдал, но не пал духом. Ключ к счастью с прекрасной Еlisabeth лежал в Италии. В детстве Дёлер жил в Луке, небольшом государстве, обломке из феодальных времён. Его отец служил капельмейстером у её правителя герцога Карла, отпрыска семьи испанских Бурбонов. Герцог покровительствовал юному вундеркинду и, когда тот завоевал концертные залы Европы, гордился славой своего блистательного  протеже. Теперь он вновь помог Дёлеру. Русские нетитулованные дворяне Шереметевы считают ниже своего достоинства выдать дочь за простолюдина Дёлера. Герцог Карл возвысил своего любимца над высокомерными русскими. Он произвёл Дёлера в бароны!

   Счастливый аристократ барон Дёлер поспешил в Россию. Можно представить себе радость в доме Шереметевых, когда слуга сообщил им, что их просит принять  барон Дёлер. Итальянскому барону Николай I в руке  своенравной Елизаветы не отказал, но поставил жёсткое условие. Он потребовал, чтобы новоиспечённый  барон вёл образ жизни не позорящий аристократа и род Шереметевых. Дёлер был обязан отказаться от публичных концертов. В России он мог играть лишь в кругу родных и друзей.

   Молодожёны поселились в России, но прожили в ней недолго. Дёлера тянуло в Европу и через  год молодая чета переселилась в столицу европейской культуры, в чудесный Париж. Барон Дёлер сдержал слово, данное им Николаю I, и не вернулся в концертные залы. Кроме одного исключения. Несколько раз он выступил в Парижской консерватории, но честь аристократа Дёлер не посрамил. Играл он на благотворительных концертах, выручка от которых шла на помощь парижской бедноте. Оставив публику, Теодор повятил себя сочинению музыки. Дёлеры покинули Париж и поселились на родине Теодора в Неаполе на берегу волшебного Неаполитанского залива. Первый год  их супружеской жизни был самым счастливым. Затем на Теодора обрушилась ужасная болезнь спинного мозга, страшно мучавшая его. Природа дала им всего лишь 10 лет жизни вместе. Поженились они в 1846, а в 1856 в возрасте 41 годов Дёлер умер. Елизавета пережила его на 34 года. Она вернулась на родину. До конца жизни Елизавета жила памятью о Теодоре. Смерть не разлучила их. Теодора сначала похоронили во Флоренции. Преодолев недовольство флорентийцев, нежелавших лишаться могилы знаменитого музыканта, Елизавета перевезла его прах в Россию. Оба они похоронены в Москве.

      Родословная Елизаветы Шереметевой от Ивана Шафирова.
   1. Иван Шафиров. Жена неизвестна.
   2. Дочь 1. Надежда Ивановна Шафирова (?-?). Муж с 1711 Александр Васильевич Кикин (1670-1718). Первый начальник Петербургского адмиралтейства. Один из ближайших людей к Петру I, но перешёл на сторону царевича Алексея, став его главным советником. Казнён-четвертован. 
   3. Дочь 2. Екатерина Александровна Кикина (?-?). Муж князь Александр Петрович  Долгоруков (ок. 1700-не позже 1768).
   4. Дочь 3. Княжна Наталья Александровна Долгорукова (1731-1802). Муж князь Борис Сергеевич "Больший" Голицын (1717-1761).
   5. Дочь 4. Княжна Мария Борисовна Голицына (1758-1847). Муж Пётр Николаевич Алмазов (1756-1815).   
   6. Дочь 5. Варвара Петровна Алмазова (1786-1857). Муж Сергей Васильевич Шереметев (1786-1834). Крупный помещик. В молодости казачий офицер, сражался при Бородино. Камергер-почётный придворный чин, равный генерал-майору армии.
   7. Дочь 6. ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА  ШЕРЕМЕТЕВА (1818—1890).

A Dictionary of Music and Musicians/Dohler, Theodor,
Е. Д. Теодор Делер: воспоминания. 1901,

      РАБОЧИЙ СЦЕНЫ И ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ.

   Николай Петрович Шереметев (1903-1944)-герой нашей второй истории.  В отличие от Елизаветы, возлюбленной Дёлера, он происходил из главной-графской линии великого рода Шереметевых. Его прямой предок выдающийся полководец, первый генерал-фельдмаршал Российской империи Борис Петрович Шереметев. Кроме него  графы Шереметевы запомнились в истории России неравным, "скандальным" браком, поразившием  современников. Внук генерал-фельдмаршала, один из богатейших аристократов Российской империи женился на своей крепостной, актрисе и певице Прасковье Жемчуговой. Для высокомерной русской аристократии, развращённой владением крепостными душами,  блистательная царица русской сцены оставалась крепостной девкой Парашей.

   Николай Петрович Шереметев пра-правнук графа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Так, что склонность к неравным бракам с актрисами была у него в крови, но был ли его брак неравным? Да был, но не для Николая Шереметева, а для его возлюбленной Цецилии Мансуровой. Встетились они не в Российской империи, а в большевистской России. На дворе диктатура пролетариата и уничтожение  эксплуататорских классов. Цецилия Мансурова звезда, прима знаменитого театра Евгения Вахтангова, а бывший граф Николай Шереметев-социальный изгой. По его родне прошёлся жернов красного террора, но из России ещё можно было уехать заграницу, что и собиралась сделать его семья. Шереметевым посчастливилось получить французские паспорта.

   Судьба не позволит разлучится тем, кого она предназначила друг для друга. Незадолго до отъезда юный Николай Шереметев оказался на репетиции "Принцессы Турандот"-радостной  венецианской сказки, поставленной в умирающем Петрограде Серебряного века Евгением Вахтанговым. В главной роли яркая красавица Мансурова. Юный Николай Шереметев влюбился с первого взгляда. Он принимает важнейшее решение в своей жизни-жениться на сказочной  принцесссе Турандот. Он остаётся в России. Его родня негодует: Николай хочет изувечить свою жизнь и ради кого? Актрисы и  еврейки! О Прасковье Жемчуговой и об еврейских предках в своём роду они забыли? Семья Николая покидает Россию, а он устраивается  в театр Вахтангова рабочим сцены, лишь бы быть рядом с Цецилией, но она замужем, на вершине славы, окружена восторженными поклонниками. Она старше Шереметева на семь лет и не обращает никакого внимания на потерявшего из-за неё голову юношу. Он же настойчив в своих ухаживаниях и он красив мужественной мужской красотой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
+++++

      Родословная Николая Шереметева от Ивана Шафирова и Алмазовых.
   6. См. Родословная Елизаветы Шереметевой от Ивана Шафирова.
   7. Дочь 6. Анна Сергеевна Шереметева (1810-1849). Муж (1-я жена) граф Дмитрий Николаевич
Шереметев (1803-1871).
   8. Сын 7. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918). Жена княжна Екатерина Павловна Вяземская (1849-1929).
   9. Сын 8. Граф Пётр Сергеевич Шереметев (1876-1914).
   10. Сын 9. Граф НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ.

       Родословная Николая Шереметева от Петра Шафирова.
   1. Павел Филиппович Сапсаев (До принятия православия Шая Шафир). Жена N. Еврейка. Основатели рода.
   2. Сын 1. Барон Пётр Павлович Шафиров (1669-1739). Жена Анна Степановна (Самойловна) Копьева, крещённая еврейка.
   3. Дочь 2. Баронесса Марфа Петровна Шафирова (1697-1762). Муж князь Сергей Григорьевич Долгоруков (?-1739).
   4. Дочь 3. Княжна Мария Сергеевна Долгорукова (1719-1786). Муж князь Иван Андреевич Вяземский (1722–ок. 1788).
   5. Сын 4. Князь Андрей Иванович Вяземский (1750-1807).
   6. Сын 5. Князь Пётр Андре;евич Вя;земский (1792-1878).
   7. Сын 6. Князь  Павел Петрович Вяземский (1820-1888). Жена княжна Вера Фёдоровна Гагарина (1790-1886). 
   8. Дочь 7. Княжна Екатерина Павловна Вяземская (1849-1929).
   Далее см. № 8 Родословная Николая Шереметева от Ивана Шафирова.

    Родословная Николая Шереметева от Павла Ягужинского.
    1. Иван Ягужинский (17 в.-18 в.). Крещёный еврей. Жена неизвестна. Основатели рода.
    2. Сын 1. Граф Павел Иванович Ягужинский (168-1736). 
    3. Дочь 2. Графиня Прасковья Павловна Ягужинская (?-1775). Муж князь Сергей Васильевич Гагарин (1713-1782)
    4. Сын 3. Князь Фёдор Сергеевич Гагарин (1757-1794).
    5. Дочь 4. Княжна Вера Фёдоровна Гагарина (1790-1886).
    Далее см. № 7 Родословная Николая Шереметева от Петра Шафирова.
Ikonnikov. NdR. Том C.1, стр. 72, 77, 88, 90, 95,               
   
   https://mama-zima2013.livejournal.com/326901.html

   Примечание. Тюрколог Николай Баскаков работе о русских фамилиях указывает на возможно тюркское происхождение имени Алмаз, но тюркское прозвище не означает тюркское происхождение. Главный недостаток труда Баскакова в том, что он путает фамилии с родам и плохо знает историю историю русских фамилий и историю России воообще. В России 16-17 веков благодаря частому общению русских с ордынцами, были широко распространены тюркские имена-прозвища, которые русские употребляли в быту, хотя их настоящими именами были церковные. Церковное имя Алмаза Иванова Ерофей. Тюркские фамилии, происходившие от таких прозвищ,  не означала тюркский по происхождению род.

   Яркий пример ошибки Баскакова это происхождение известного рода Корсаковых, связанного с Волынью, принадлежавшей Великому княжеству Литовскому. О предке рода еврее Шане хорошо известно из официальных документов. Его потомки стали Корсаковыми благодаря прозвищу его сына или внука (неясно число поколений от Шани) известного как пан Иван Корсак. Корсак у половецких тюрков прозвание степной лисы. За какие-то свои "лисиные" качества пан Иван  получил это прозвище.
   
   Так же не имеет никакого отношения к татарам Анна Ахматова со своей придуманной ею бабушкой-татаркой происходившей, согласно фантазиям поэтессы, от последнего хана Золотой Орды Ахмата. Русские того времени любили пользоваться прозвищами из имён известных  иностранцев. Баскаков с лёгкостью причисляет Ахматовых к татарам. Примеры подобных ошибок Баскакова можно долго продолжить. Н. А. Баскаков Русские фамилии тюркского происхождения. Москва, 1979.

   О других представителях и потомках по женской линии Алмазовых см. Смбат Багратуни. "Еврей-канцлер царя Алексея Михайловича". Проза.ру 


Рецензии