Об Украине с открытым сердцем
После опубликования на Прозе моих публицистических очерков о судьбе Украины в сложный для неё период разгорелась оживлённая дискуссия. Полемика разворачивалась даже внутри отдельных откликов. Среди них были и оскорбительные и откровенно хамские. Фамилии авторов таких рецензий я заносила в чёрный список. В книге я привожу наиболее интересные и содержательные отклики, слегка их сократив и некоторые отредактировав.
Я приношу глубокую благодарность авторам нашего сайта, оказавшим мне серьёзную моральную поддержку после опубликования моих публицистических очерков, среди которых:
Пётр Билык, Александр Зубков 2, Эдуард Бернгардт, Леонид Наумович, Александр Багмет, Олег Бубнофф, Геннадий Стальнич, Марина Довгаль, Виктор Ахинько, Владимир Дьяченко, Панкрат Антипов, Иосиф Шульгин, Наталья Федотова 2, Виктор Верес, Саша Егоров, Василий Чечель, Юлия Королёва 3, Станислав Цветков, Просто Марго, Сергей Лузан, Рая Лёгкая, Егоров, Галина Мяздрикова, Вениамин Зорин, Вера Мартиросян.
Я признательна историку Аркадию Кузнецову за обстоятельную рецензию на книгу, а также моей дочери Юлии Ионовой, компьютерному дизайнеру, за красочно оформленные обложки, цветные иллюстрации и макет книги.
Мне очень жаль, что из-за необходимости сократить объём книги я не поместила отзывы авторов Прозы на мои очерки о путешествии по Украине. Среди этих отзывов были чрезвычайно интересные воспоминания о родном Киеве Елены Полл, а также ценные добавления к представленным мной описаниям украинских городов Александра Зубкова 2, Леонида Наумовича и др.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Украина мне близка по многим причинам. Она является родиной моих родителей: папа родился в Луцке в 1904 году, мама – в Житомире в 1909 году. Оба провели в Украине своё детство и юность, а в 20-е годы переехали в Москву. Здесь они окончили высшие учебные заведения, став одними из первых советских инженеров. Впервые я пересекла условную границу братской республики в 19 лет, когда отправилась на летний отдых в Анапу. В то время часть пути в этот курортный город поезда действительно шли по территории Украины.
Я вспоминаю, как, увидев из окна вагона поезда, идущего в Крым, мелькающие за окном чистенькие украинские сёла и хутора с аккуратно побелёнными хатами, я сразу понимала, в какой момент поезд оказывался на территории братской республики. Моё первое посещение Мелитополя связано со студенческой практикой на аэродроме по окончании четвёртого курса МВТУ имени Баумана. После практики вдвоём со студенткой смежной специальности мы отправились в Крым, в Симеиз.
Форос, Коктебель, Новый свет, Ялта, Феодосия, Севастополь, Гурзуф, Судак, Алушта, Киев, Житомир… Всего, наверное, и не перечислишь. У нашего предприятия была здесь даже своя турбаза «Кулон». Столицу Украины, прекрасный город Киев, я посетила, когда меня направили в первую командировку на завод «Арсенал». А потом были поездки на научно-технические конференции в Харьков, Днепропетровск, Одессу. Однажды мне даже довелось отдыхать и лечиться в санатории в Моршине. В каждом из этих мест осталась частичка моей души, моей прожитой жизни, моих тёплых воспоминаний.
Когда в 2010 году, впервые после развала СССР, я поехала на семинар в Ужгород и Чоп, то мне как гражданке России было предложено заполнить иммиграционную карту. От этого у меня даже защемило сердце, хотя я прекрасно понимала, что Украина теперь самостийная. Но именно тогда я впервые осознала, насколько всё происходящее касается лично меня. Заполняя иммиграционную карту при втором пересечении российско-украинской границы, я отнеслась к этой процедуре уже спокойно.
Могла ли я остаться равнодушной к тому, что произошло в Украине в 2014 году? Ответ однозначный: нет! Так появились мои размышления о событиях в Крыму и на Донбассе, а затем состоялась и моя турпоездка по этой стране.
В первой части книги я вспоминаю о своём чудесном пребывании в Закарпатье, во второй делюсь с читателями размышлениями по поводу событий в Украине, в третьей рассказываю о путешествии по её четырём областям, связанным с именами дорогих мне людей, в четвёртой пишу о деятельности Бориса Немцова в последние два года его жизни, в пятой на основании открытых публикаций в прессе подвожу итоги прошедших четырех лет.
Ниже я привожу ранее не опубликованную часть V книги в сокращённом виде.
Спустя почти четыре года
20 января 1991 года на общекрымском референдуме 93,26% жителей Крыма проголосовали за автономию в составе Украины… После депортации татар в 1944 году экономике Крыма и особенно сельскому хозяйству был нанесён непоправимый урон. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, табака – втрое, овощей – вдвое. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Перед присоединением Крыма в 2014 году на полуострове проживало больше 2 миллионов человек, в том числе 1 миллион – русских, более 400 тысяч – украинцев и 240 тысяч – татар. И вот как можно было, присоединяя Крым, не учитывать мнение этих 640 тысяч человек, не являвшихся русскими?
После присоединения к России Крым лишился статуса автономии, за который голосовали крымчане в 1991 году, получив статус «Крымского федерального округа». В июле 2015 года был ликвидирован и этот «округ», поскольку теперь Крым вошёл в состав Южного федерального округа с центром в Ростове-на-Дону.
Каковы итоги 2017 года для крымчан? Они очевидны:
– деградация системы здравоохранения (огромные очереди на запись к врачу, закрытие многих медицинских учреждений, острая нехватка специалистов-медиков),
– ликвидация права собственности (у многих граждан изымаются земельные участки, сносятся дома и ларьки),
– местные жители как представляющие потенциально нелояльное население потеряли право на предоставление им более высокооплачиваемых рабочих мест, поскольку их заменяют людьми, переселяемыми в Крым из России,
– в отдельных районах, особенно северных и восточных, ощущается острая нехватка воды из-за перекрытия канала, подававшего раньше в Крым днепровскую воду.
По этой причине положение Крыма даже признано катастрофическим: общий водозабор на полуострове сократился в 5 раз по сравнению с 2014 годом, на 92% сократились площади орошаемых земель, прекращено производство риса, в тяжёлых условиях оказались пресноводные рыбные хозяйства,
– из-за бурения скважин с целью обеспечить водой население, промышленность и сельское хозяйство продолжается усиленная выкачка подземных вод, что приводит к её засолению и минерализации. Во многих местах вода стала практически морской,
– туристические сезоны стали менее многолюдными, чем до присоединения полуострова к России,
– несмотря на номинальное повышение пенсий, из-за высоких цен на все товары жизненный уровень людей снизился по сравнению с периодом вхождения Крыма в состав Украины,
– продолжились отключения электроэнергии, так как энергомост не справляется с нагрузкой. Основными источниками генерации энергии глава Крыма Аксёнов назвал крымские ТЭЦ и газотурбинные станции. Он надеется на постройку ТЭС с турбинами Siemens…
Западные санкции из-за присоединения Крыма и событий на Юго-Востоке предназначены не столько России в целом, сколько конкретным представителям российской элиты. Принятые в ответ антисанкции президент Путин наложил на простой народ, на российских граждан. Известный экономист, лидер партии «Яблоко» написал в своём блоге: «Cельскохозяйственный экспорт по Восточной Европе в общей сложности упал на 2,5 миллиарда евро. Но Германия и Франция нарастили экспорт на 5,6% до 23,6 млрд. евро и на 6,3% до 15,7 млрд. соответственно. Да и в целом сельскохозяйственный экспорт из ЕС вырос. Введение антироссийских санкций вкупе с российскими контрмерами для европейского и американского бизнеса не имеет никакого экономического значения – потери измеряются долями процента. Лавров грозит экономическими бедствиями Европе, а страдают люди в России. По указу президента о контрсанкциях с августа 2015 по декабрь 2016 года в России было уничтожено почти 9 тысяч тонн продуктов питания. Этих продуктов хватило бы для того, чтобы полтора месяца кормить всех детей-сирот (72 тысячи) в стране. Число бедных в России ещё в прошлом году достигло 23 млн. человек (Росстат), а 58% россиян в минувшем году экономили на еде (ФОМ)».
12 декабря 2017 года писатель Е. Ф. Беркович опубликовал в Facebook:
– Если бы не было нашего ненужного участия в Сирийском конфликте – официально 60 млрд. рублей, фактически 200 млрд, стадиона и аэропорта в Ростове – 100 млрд, никому не нужных в бедной стране Олимпиады 2014 и ЧМ 2018 – триллион, пенсии можно было спокойно повысить в 2 раза. Если бы Россия не содержала НЕЗАКОННО ДНР и ЛНР – квартплата и коммунальные услуги составляет там в среднем 400 рублей в месяц, практически все граждане сохранили украинские паспорта и получают пенсии от Путина и от Порошенко, клеймя бандеровцев на митингах бандитской организации Захарченко «Оплот» – в 2 раза можно было повысить в России зарплату врачам и учителям… Росгвардия и прокуратура, ФСБ и армия, Администрация Президента и Аппарат Правительства РФ – там на уровне полковника ниже 150 000 рублей никто не получает. Премии к Новому году генералов полиции и Росгвардии – до 800 000 рублей. И пятиминутки ненависти к врагам России – Навальному и Ходорковскому. Застрелились бы вы от такого патриотизма, депутаты от ЕР, СР, КПРФ и ЛДПР.
Издание «finanz.ru» от 15.12.2017 опубликовало материал «Росстат зафиксировал рекордный за 8 лет обвал промышленности». В нём говорится: – Российская промышленность вышла из продолжавшейся два месяца стагнации и отправилась в крутое пике. В ноябре суммарный выпуск продукции предприятий снизился на 3,6%. Зафиксированный результат стал сюрпризом для экспертов, которые ожидали, что производство после нулевого показателя в октябре вернётся к росту на 0,4%, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, и на 0,3%, согласно опросу «Интерфакса». Ноябрьский обвал стал рекордным за всё время кризиса: ни разу с момента падения цен на нефть фабрики и заводы не сокращали производство настолько резко. Более того, темпы падения выпуска оказались максимальными с октября 2009 года, когда российская экономика пережила пик негативных последствия мирового финансового кризиса. Спад идёт фронтально: в плюсе не оказался ни один из четырёх промышленных секторов, которые отслеживает Росстат. Добыча полезных ископаемых сократилась на 1% на фоне сделки со странами ОПЕК, которая связала руки нефтяникам, и падения спроса на газ в Европе, из-за которого был вынужден сократить добычу «Газпром». Несырьевая часть экономики – фабрики и заводы в сегменте обработки – падает ещё быстрее: за месяц выпуск продукции упал на 4,7%... Доходы населения продолжают сокращаться в реальном выражении (на 1,3% с начала года), с ними – сжимается и платежеспособный спрос. Его отсутствие называют главным препятствием 51% промпредприятий, показал опрос ВШЭ… Темпы роста ВВП с 2,5% во втором квартале упали до 1,8% в третьем; в оставшиеся месяцы года они не превысят 1%, а в следующем году замедлятся до нуля, прогнозирует директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев.
Найти связь между исчезновением средств российского Резервного фонда и аннексией Крыма не так уж трудно. Необходимость тратить деньги из фонда связана, в том числе, с «проседанием» цен на нефть, которые больше не позволяют России жить по зарабатываемым средствам. И дело не только в том, какие у России доходы. Дело ещё и в том, какие у неё теперь расходы, связанные с присоединением Крымского полуострова. Крым, наряду с Чечнёй и Дагестаном, является одним из самых дотационных регионов России. РФ содержит также банановые угольные республики ЛНР и ДНР. По сообщению портала «Медиазона», высокая стоимость строительства моста через Керченский пролив оставила многие регионы России без новых дорог. «За счёт того, что строят этот мост, практически приостановилось строительство всех новых автомобильных дорог в России. Поэтому все наши проекты строительства новых объектов, а у нас их пять, пока лежат на полке и ждут своего часа. На них не хватает денег в стране», – рассказал на пресс-конференции глава Управления федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Евгений Присташ. Тем не менее стало известно об очередном подорожании строительства Керченского моста ещё на 29 миллиардов рублей.
Политобозреватель Сергей Стельмах пишет:
– Кремль, организовывая «присоединение» Крыма, сам себя переиграл в части юридического оформления аннексии. Москва постоянно ссылается на решение «народа Крыма», но крымчане не голосовали за независимость. Новые власти в России могут использовать этот юридический казус для пересмотра итогов «референдума» 2014 года. Ксения Собчак также указала на ошибку, допущенную из-за явной спешки при составлении вопросов «для референдума». Вопросов на «референдуме» было два. Первый: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?». Второй: «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?».
При более глубоком анализе выясняется, что московские политтехнологи упустили важную деталь – Крым как бы вошёл в состав России, формально не выйдя из состава Украины. Если принять кремлёвскую версию о том, что «народ Крыма» воспользовался правом на самоопределение, то вопросы в бюллетенях противоречат смыслу, который Кремль вкладывал в «референдум».
– Ошибку организаторов «референдума» осознают и нынешние власти Крыма, которые решились на участие в кремлёвской авантюре только из расчёта на скорый крах Украины. Для крымчан это значит, что новая власть в России будет вынуждена вести переговоры по Крыму ради снятия санкций и возвращения в цивилизованное общество. Новые власти вмиг забудут, что Крым «исконно русский» и его нельзя передать как «бутерброд». Имперская спесь отступит на третий план на фоне нарастающих социально-экономических проблем: затяжного кризиса в тяжёлой промышленности, отставания в сфере высоких технологий, «африканского» уровня заболеваемости СПИДом и тому подобного. Последние годы Кремль специально глушил эти проблемы ура-патриотической риторикой, Крымом, войной против Украины и Запада. У следующего руководства страны таких ресурсов уже не будет. Новые власти в России, скорее всего, будут давить на то, что «референдум» был нелегальным, а вопросы, вынесенные на «голосование», не отображали правовых и политических реалий.
Я думаю, что проводить новый референдум в Крыму бессмысленно, поскольку за прошедшие три года с момента присоединения к России состав жителей полуострова сильно изменился: многие из них покинули регион, а из России, напротив, приехало много русских.
В нулевые годы у России были многомиллиардные нефтегазовые доходы. Страна успешно торговала с Западом. За время правления Путина в «тучные» годы высоких цен на нефть и газ Россия получила около 3 триллионов долларов – по 20 тысяч долларов на каждого россиянина, включая младенцев. Львиная доля этих огромных финансовых ресурсов была потрачена на новые дворцы, роскошные квартиры и виллы на Западе, супер-яхты, роскошь, золото, бриллианты. О модернизации экономики и инфраструктуры (дорог, трубопроводов, электросетей), науке, образовании, здравоохранении – мало кто думал. Запад модернизировал разваленную постсоветскую экономику и инвестировал в неё сотни миллиардов долларов. Президент стал членом большой восьмёрки G8, ему внимали, с ним считались. Надёжные западные банки размещали и хранили ворованные миллиарды братвы. Запад пускал к себе на учёбу и терпел развлечения и выходки детишек-мажоров. Западные компании позволяли приобретать недвижимость и акции своих фирм. Зачем после этого утверждать, что кругом нас враги? Восточный крен Путина в стремлении добиться для России статуса экономического вассала Китая оказался безуспешным. Если в отношении запада Россия выступает в роли полноценного сырьевого придатка, то Китаю в качестве полноценного сырьевого придатка Россия не нужна. Так, Китай потребовал от «Роснефти» для обеспечения кредита продавать ему нефть до 2030 года по цене вдвое ниже мировых. Что касается газа, то у Китая есть вассал более эффективный – Туркмения. Действительно, стоимость газопровода Туркмения-Китай $6,5 млрд., а проектная мощность – 40 млрд кубов в год. А проект «Сила Сибири» оценивается в $70 млрд, при том, что поставки планируются в размере 38 млрд кубов, так что этот проект приказал долго жить…
24 января 2018 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о гуманитарных последствиях войны на Донбассе, где более 4 миллионов человек нуждается в гуманитарной помощи. Вооруженный конфликт унёс жизни более 10 тысяч человек. Количество раненых за время войны превышает 24 тысячи. Более 1,6 миллиона стали внутренне перемещенными лицами и почти полмиллиона человек ищут убежище в других странах, большинство из них – в России. Ассамблея призывает все государства-члены активизировать политическое сотрудничество, чтобы положить конец этому конфликту и страданиям гражданского населения.
Ассамблея решительно осудила политику России по изменению демографического состава населения незаконно аннексированного Крыма путём принуждения проукраинского населения и, в частности, крымских татар к покиданию своей родины, а также параллельного увеличения миграции российского населения на полуостров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале 90-х я отдыхала в санатории «Голубые озера» Псковской области. К тому времени уже произошёл распад СССР. В санатории отдыхало много местных жителей, поддерживавших самые тесные торговые и родственные связи с гражданами нового государства – Белоруссии и свободно пересекавших межгосударственную границу. Я неоднократно слышала, как они горестно вздыхали, что живут не на территории дружественной страны. Их тогдашними настроениями вполне мог бы воспользоваться батька Лукашенко и, проведя среди них референдум, присоединить эту территорию к Белоруссии.
Русские расселились по всему миру, и это вовсе не значит, что Россия должна воевать со всеми странами, защищая «русский мир». Границы между государствами легко преодолимы, и те, кто чувствует себя изгоем в стране проживания, вполне могут поменять своё гражданство. Вызывает сожаление тот факт, что президенты России и Украины не занимаются реальным разрешением конфликта, возникшего в отношениях между двумя странами. Хотелось бы, чтобы к власти в России, наконец, пришли разумные люди, которые смогли бы восстановить взаимопонимание и доверие между некогда братскими народами.
Свидетельство о публикации №218071500021
У меня душа болит не переставая с аннексии Крыма.
И, конечно, мне этот всё не нравилось.
Но как говорит эзотерика, чтобы вылечить государство, надо удалить из него инородное тело. А это всегда очень больно - лес рубят щепки летят.
И СВО показало, что на Земле нет ни одного не больного государства, ни одной не коррумпированной организации и какие идиоты правят нами. В жертву принесли Украину - самую большую страну Европы, её сердце (находится в самом центре) - столкнув с самым большим государством по территории, отдав на съедение льву народ с самой независимой и сильной энергетиком и притом с хорошим умственным потенциалом ( лучший умственный потенциал только у евреев, а по энергетике - Мексика и испаноговорящие - Ламбада, «Бесаме мучо» ).
Кто ещё из стран Европы смог бы так долго сопротивляться?
Надежда Шевцова 06.10.2024 05:40 Заявить о нарушении
Спасибо.
С уважением,
Алла Валько 07.10.2024 00:30 Заявить о нарушении