Страшно

 
Пока мне было 40, 50, 60 лет я смотрела на тех, кому за 70, 80 и даже 90лет, как на героев, способных и в таком возрасте приносить пользу, доставлять удовольствие, например, если это были певцы, актёры, поэты, писатели. И даже , если это были простые мои знакомые в приличном возрасте, я тоже только восхищалась тем, как они бодры, веселы, сколько они всего знают, скольким людям помогают. Мне и в голову не приходило, как им трудно живётся, что каждый день – это сражение со своей немощью. Конечно , я знала, что Ольгу Андровскую, замечательную актрису МХАТ на спектакль «Соло для часов с боем» привозили из больницы на машине, которая дежурила во время спектакля у дверей театра, а потом почти замертво увозили обратно. И так каждый спектакль. Актриса тогда уже была очень больна. Но это было исключение, ведь ей было 75 лет, а Гоголева , Рыжова или Яблочкина играли на сцене Малого театра до глубокой старости. Яблочкина даже отметила свой 75 летний юбилей работы в театре.

Но вот только теперь, когда мне самой за 70, я понимаю, как трудно выглядеть достойно в таком возрасте. Очень хочется не стать овощем, а недуги набираются. То память начинает отказывать, то ухудшается слух, то садится голос. Каково это чувствовать актёрам, если и обычному человеку эти сбои в здоровье приносят массу неприятностей. Я, например, ужасно боюсь оказаться беспомощной настолько, что свяжу руки своим детям. Лучше умереть побыстрее, но  не стать обузой.

Рассказывают, что Фаина Раневская как-то зимой поскользнулась и упала. Она тогда была уже пожилой женщиной. Все восхищались её остроумием, проявившемся даже  в этом случае. Раневская якобы просила помочь ей встать, мотивируя тем, что не каждый день на тротуаре валяются народные артисты. Я же думаю, что актриса, таким образом, прятала свою беспомощность. Ведь Раневская была крупная и чтобы подняться нужно было иметь ловкость, крепкие руки и ноги, чтобы упереться. У неё же ничего этого не было и без посторонней помощи она бы не встала, особенно на скользкой дороге.

В фильме «17 мгновений весны» есть сцена в поезде, когда в купе сидят Штирлиц( Тихонов) и немецкий генерал ( Гриценко). Николай Олимпиевич Гриценко был изумительный артист редкого дарования, способный играть всё и всех. Но к старости он стал терять память и вот в этой сцене, чтобы он мог сказать свой текст режиссёр Лиознова вывешивала плакаты текста, который должен был произнести Гриценко, так как он не мог его запомнить. Могу себе представить, как такому мастеру сцены и кино было стыдно, что его память не работает. Из-за отсутствия памяти Николай Олимпиевич  погиб в больнице. Ночью ему захотелось пить, который холодильник его он забыл и взял воду в чужом холодильнике. Хозяин воды увидел это и стал отнимать бутылку из рук Гриценко, сильно толкнул его, тот упал и умер.

Подлый возраст мучает стариков скачками давления, память же у многих плохая, они забывают принять лекарство и погибают от этого.

Часто мучает пожилых людей зрение, из-за плохого зрения можно оступиться, а кости хрупкие, они ломаются. Заживает же всё очень медленно. Особенно страшно, если сломался тазобедренный сустав, тут без операции не обойтись, а её не все переносят.

Очень хочется жить долго, но жить полноценно, а не доживать.  Надо сделать всё возможное, чтобы мозги работали, здоровье не очень мешало жить. Вот Зельдин имел массу болячек, но вместе со своей женой активно с ними боролся. Результат все мы видели – в 100 лет он ещё играл и пел на сцене.

Сейчас по 1 каналу ТВ стали показывать шоу «Старше всех». Там старики активно борются со старостью, показывая, что можно делать в 70, 80 и 90 лет.

Надо каждому молодому, у кого есть старые родители, помочь им обрести себя и в преклонном возрасте. А люди 70-100 лет не должны разрешать себе стариться, прежде всего, морально, а значит, и физически.

Становиться овощем страшно, нельзя себе это разрешать!


Рецензии