Армейские будни. Эпизоды службы. Ч. 13

Армейские будни…Эпизоды службы…рассказ тринадцатый

       Государственная забота

      А вот как относились в «совковом Союзе» к семьям военнослужащих, имеющих жену и ребенка.

      До призыва в армию жена так и не смогла устроиться на работу, хоть и имела специальное образование продавца. Потому что в рабочем поселке мест продавцов  не было. И в ясли тоже не было мест. Даже на очередь не поставили, по причине того, что жена не имела рабочего места.
      А через месяц после моего призыва военкомат устроил ее на работу продавцом в продовольственный магазин. И дочку приняли в детский сад без всякой очереди. Назначили пособие в 15 рублей, уполовинили оплату за электричество, и налоги (не помню уже – какие).
      Бабушка перешла жить в «пятистенку» к жене с дочкой, а "пристроечную" комнату сдавали молодым супругам.
      Через какое-то время завмаг ушла в декретный отпуск, а жену назначили исполняющей обязанности завмага этого магазина.
      Магазин находился в самом конце улицы, на отшибе. Дальше был пустыри, а за ним – маслобойня. По этой причине магазин регулярно не выполнял план по реализации.
      Жена до этого работала и в промтоварном, и в продовольственном магазине. Опыт у нее был.
Надо было привлечь покупателей, тогда была надежда поправить положение.
      Дефицитом по тем временам были дешевые конфеты «подушечки». Не потому что их не было, а потому что гнали из них брагу на самогон. А с самогонщиками в то время боролись. Поэтому в одни руки давали не более двух килограмм.

      Вот она и подсказала одной бабке, чтобы та приходила с внуками и родными. Тогда им всем будут отпускать по два кило. И «стукачам» придраться не к чему будет. Но, к конфетам нужно прикупать что то, чтобы подозрение отвести. Хлеб, сушки, пряники, селедку.
      Вот и повалил народ в этот магазин. К тому же, она «по секрету» сообщала некоторым, что привезут свежую селедку, или колбасу. Или что-нибудь еще. Товар и в самом деле был хороший, а народ думал, что только к некоторым из них у нее такое расположение.
      В соседнем  с магазином доме жил старик, любитель пива. Ранее привезенное пиво по истечении времени приходилось списывать. Что на плане негативно отражалось. Вот этому деду «по блату» и сообщалось, что будет свежее пиво. И потянулись мужики из близлежащих улиц. Ну, а там где пиво, там и более крепкие напитки.
     За магазином был лужок. Вот они там и «тусовались». К тому же, Татьяна им доверяла и иногда в долг отпускала. И ни разу не было случая, чтоб не вернули. За этим они сами следили.
      Через год завмаг вернулась, но руководство ее перевело на руководящую должность, а магазин остался за женой. Эта женщина была ей благодарна и направляла дефицитный и качественный товар. К тому же жену поощряли талонами на промтовары. Так она приобрела современный по тем временам телевизор «Таурас».

      А дочка в саду научилась драться. Жену директор детсада несколько раз вызывал и жаловался. Но, только от этого было мало толку. А прозвали ее там – «купчихой»…
**********************************
                Новый друг
      Еще в процессе моей борьбы с «дедами», обратил я внимание на одного «старика», ставшего вскоре "дедом". Держался он особняком. Никогда никого не обижал, и для себя все делал сам. И всегда садился не в центре стола, где все «деды», а с краю. И, насколько я понял, связано это было с его национальностью.
      Но «дед» этот прекрасно говорил на русском языке, был начитан, разбирался в технике.
      Родом он был из Коканда. А я долгое время прожил в Ташкенте. Вроде, как земляками были.
      И я с ним подружился. А с другом нужно делиться всем, что у тебя есть.
      Мне часто присылали посылки. После «шмона» старшины, распечатанную посылку мне отдавали. По существующим правилам, я приносил ее в казарму, ставил на тумбочку, забирал и читал письмо. А в это время ребята походили и брали все, что было в посылке. Но было и второе правило. Бравший ровно половину должен был вернуть. А посему, в тумбочке через некоторое время собиралось половина посылки.
      Так вот, земляк мой никогда ничего не брал. Поэтому вот с ним я и делил посылку на двоих. 

      Денег из дома ему не присылали. Мне же жена присылала от 10 до 15 рублей, да родители от 20 до 25. И денежное довольствие более 4 рублей с копейками. И все это против его пяти рублей. Денег он никогда у меня не просил. Но я нашел выход из этой ситуации. Просто покупал хороший обувной крем вместо ваксы, доставал пасту «Гои» вместо асидола, хорошую ткань, вместо дешевой, носовые платки, зубную пасту,  шелковые нитки и прочее. И все это – на двоих. Он, было, заартачился, но я сказал ему, что, так как он – друзья не поступают. И чтобы у меня не сперли, пусть у него в тумбочке лежит.
      На том и порешили.
      Вышел приказ о демобилизации, превративший «дедов» в «дембелей». «Дембеля» обновляли головные уборы, ремни, сапоги, доставали значки. Короче – готовились. Один мой земляк ничего не делал.

      Смотрел я на него, смотрел… и пошел к старшине Горелкину выпрашивать новую упряжь. Но этот «жадюга» уперся и только повторял, что у него ничего нет.
      Тогда я обменял свои новые сапоги 40 размера на новые сапоги 42, и старые 40 размера. А также обменял  свою новую фуражку,  на другую новую  большего размера, и старую – моего.
      Земляк спросил, зачем я это сделал. И что мне придется в старых сапогах ходить до конца службы. На это я возразил, что в роте охраны есть знакомый, который мне каблуки подобьет с подковами и голенища подправит.
     Отдал я ему свой знак классности и техникумовский «поплавок».  Сменял  10 пачек сигарет на знак ВСК первого разряда (его квалификация). А знак «Отличник ВВС» у него был. Так что с этим вопрос был решен.

      Наступил день прощания. Проводили мы его до КПП, где взяли с него «отходную сумму». А я  - обещание, что в Ташкенте он обязательно зайдет к моим родителям и расскажет о моей службе.
      Он зашел к моим родителям. Все рассказал, отдохнул, искупался. А отец купил ему билет на самолет. Аж, за целых восемь рублей…))). И он сутки сэкономил на дороге…
 


Рецензии