Шииты

                1. Шиизм

Разделение мусульманской общины на две основные части – суннитов и шиитов, их многовековое соперничество за власть внутри Халифата оказало огромное влияние на судьбы мусульманского мира. Разойдясь изначально по политическим вопросам, последователи двух этих течений вскоре стали по-разному строить свое богословие. В основе религиозных взглядов шиитов лежит доктрина об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. В соответствии с ней сложилось учение о святых имамах (это слово переводится как «стоящие впереди»). Имамами мусульмане называют своих признанных и уважаемых руководителей. Они есть и у суннитов и у хариджитов.  Но значение имамов в учении шиизма несравнимо важнее, чем, скажем, в системе суннизма (где имам всего лишь избранный людьми светский и духовный глава общины). Шииты относятся к своим  имамам с благоговейным почитанием и считают их живыми представителями Бога на земле, полубожественными личностями, которые получают свою власть установлениями Самого Аллаха. Имамы непогрешимы, а их мнение по любому политическому вопросу или вопросу веры является авторитетным в последней инстанции.

                2. Второй имам ал-Хасан

  Первым шиитским имамом считается Али (http://www.proza.ru/2010/02/24/248). Со смертью этого халифа вторым имамом стал его старший сын ал-Хасан (624-669). Известно, что после ранней кончины матери (Фатима умерла в 633 г.) у ал-Хасана сложились натянутые отношения с семьей отца. Причиной тому было, видимо, поведение самого ал-Хасана. С юности он прославился частым (около ста раз) вступлением в браки и расторжением их, за что даже получил прозвище Митлак («расторгающий браки»). Его легкомыслие наносило ущерб престижу Али, чем искусно пользовались его противники. Сообщают также, что ал-Хасан страдал дефектом речи и потому имел незначительные шансы на наследование халифата. Тем не менее после убийства в 661 г. Али он был провозглашен в Ираке халифом как старший член семьи, имевшей особые заслуги перед пророком. Однако уже через полгода ал-Хасан вступил в переговоры со своим противником – омейядским халифом Муавийей (http://www.proza.ru/2010/10/30/266) - и отрекся от халифата. За отказ от притязаний на верховную власть имам вытребовал денежную компенсацию: 2 млн. дирхемов пенсии для своего младшего брата ал-Хусайна и 5 млн. для себя. В результате подписанного соглашения внук пророка должен был покинуть Ирак и поселился в Медине как частное лицо. Он скончался в 669 г., ничем не успев себя проявить. Последующие поколения шиитов создали идеализированный образ ал-Хасана. Ему приписали совершение многих чудес и даже провозгласили его «саййидом мучеников». (Существует предание, что кончина имама была мученической: ал-Хасан якобы был смертельно ранен под ал-Мадаином одним из своих врагов, доставлен в Медину и там скончался. По другой версии он был отравлен. Вину за его смерть шииты возлагают на Муавийю).

                3. Третий имам ал-Хусайн

    Ал-Хасану наследовал ал-Хусайн (626-680) - младший сын Али и Фатимы. В 669 г.  он перебрался из Куфы в Медину и прожил здесь 11 лет. Со смертью в 680 г. халифа Муавийи в Ираке активизировалась антиомейядская оппозиция. Куфийские шииты, признававшие ал-Хусайна своим третьим имамом, призвали его в Куфу возглавить восстание против халифа Йазида и обещали ему широкую поддержку. Откликнувшись на призыв, ал-Хусайн выступил из Мекки. Однако волнение куфийцев было подавлено в самом зародыше. Известие об этом ал-Хусайн получил в пути. Соратники советовали имаму повернуть назад, но он отказался. Поход на Куфу продолжился. Между тем отряд ал-Хусайна насчитывал всего 72 человека – 40 пеших и 32 всадника. Главным образом это были родственники и приближенные имама. В местности Нинава дорогу смельчакам преградил четырехтысячный халифский отряд. Утром 10 октября 680 г. ал-Хусайн  повел своих сподвижников в атаку. Завязался жаркий бой. Сначала никто из халифских воинов не нападал на ал-Хусайна, не желая брать на себя ответственность за пролитие крови внука пророка. Но затем некто Малик ибн ан-Нусайр ударил его мечом по голове, после чего на имама набросились и другие воины. Ал-Хусайн пал, получив десятки колотых и рубленных ран. Вместе с ним были убиты все его спутники. Головы убитых победители отослали в Дамаск к халифу.

   Эта трагедия произвела сильное впечатление на современников. Ал-Хусайн был признан «величайшим мучеником». Вблизи его могилы со временем вырос город Кербела, ставший одной из главных святынь и местом паломничества всех шиитов. День смерти ал-Хусайна отмечается ими как великий траур (ашура). Не играя заметной роли при жизни, ал-Хусайн сделался после смерти настоящим символом шиитского движения и значительнейшей фигурой всего мусульманского мира. История его рождения, жизни и смерти обросла многочисленными легендами. В шиитских преданиях ал-Хусайн наделен сверхъестественными способностями предсказывать будущее, проникать в тайны сокровенного и совершать чудеса.

                4. Четвертый имам Зайн ал-Абидин

    После гибели младшего сына Али в шиитской общине произошел первый раскол. Большинство признало четвертым имамом сына ал-Хусайна -  Зайна ал-Абидина (654-713). После катастрофы при Кербеле он был взят в плен омейядскими войсками, но пощажен из-за своей молодости халифом Йазидом I. Отпущенный в Медину, Зайн ал-Абидин спокойно прожил здесь до своей смерти. Шиитские предания приписывают ему исключительное благочестие и всевозможные добродетели. Утверждают также, что он был отравлен.  Однако не все шииты согласились с выбором  Зайна ал-Абидина. Часть из них признали имамом его дядю Мухаммада ибн ал-Ханафию и образовали секту кайсанитов.


                5. Кайсаниты

Так стали именовать группу шиитских общин, признавших имамат Мухаммада ибн ал-Ханафии – сына Али от ханифийки. Свое название секта вела от Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи, по прозвищу Кайсан, возглавлявшего в 686 г.  шиитское восстание в Куфе. Его последователи считали, что Мухаммад при жизни отца был самым близким к нему человеком, и потому только он достоин стать приемником его завещания. После смерти в 700 г. Мухаммада кайсаниты распались на пять независимых общин. Среди них было распространено учение о переселении душ, о воплощении, о возвращении после смерти и т.п. Существование этой секты оказалось непродолжительным, и после IX в. она больше не упоминается.

                6.Пятый имам Мухаммад ал-Бакир      

В 713 г., после смерти Зайна ал-Абидина, большинство шиитов признали пятым имамом его сына, Мухаммада ал-Бакира. Шиитские предания приписывают ему глубокие познания в области религиозного права и догматики. Он умер в 732 г.

                7. Зайдиты

При Мухаммаде ал-Бакире  среди шиитов произошел новый большой раскол. Часть из них, недовольная миролюбием имама, сплотилась вокруг его энергичного брата Зайда. Последний в 739 г. возглавил атиомейядское восстание в Куфе.  Но через несколько месяцев выступление было подавлено. Сам Зайд погиб 6 января 740 г.  в одном из сражений. Тело его было распято на кресте в Куфе, а отрубленная голова отослана в Дамаск к халифу Хишаму (724-743). После гибели Зайда его приверженцы образовали особую секту зайдитов. Это наиболее умеренные из всех шиитов. Их понимание имамата близко подходит к суннитскому. Признавая, что глава общины должен происходить из рода Али, они отрицают божественную природу верховной власти и считают, что имамом может быть избран любой Алид, показавший себя достойным. Зайдиты выполняют многие шиитские обряды, но по быту стоят ближе к суннитам.  В конце IX – начале Х вв. небольшой зайдитский имамат существовал в прикаспийских областях Ирана. Однако наиболее прочный и продолжительный успех секта имела в Северном Йемене, где династия зайдитских имамов находилась у власти более тысячи лет. В настоящее время зайдиты составляют в Северном Йемене более половины населения. Крупные общины зайдитов есть и в других странах.

                8. Шестой имам Джафар ас-Садик

       Большинство шиитов признало приемником Мухаммада ал-Бакира его сына Джафара ас-Садика (700-765). Этот имам родился, жил и умер в Медине. Он был убежденным противником вооруженной борьбы и сохранял мирные отношения с омейядским халифом Хишамом и аббасидским халифом ал-Мансуром. Не принимая никакого участия в политической деятельности, Джафар продолжил семейную традицию в изучении религиозных наук. Шиитская традиция рисует его тончайшим законоведом и богословом. Ему приписывали обширные знания в области астрологии, алхимии и других оккультных наук, а также исключительное благочестие, святость и чудотворство. Многое говорит за то, что этот имам действительно был крупным теологом. Частично дошедшие до нас примечания Джафара ас-Садика к Корану обнаруживают исключительно глубокое проникновение в мистические явления. Джафар, например, различал четыре аспекта Корана: выраженное (то есть, буквальное значение) - для обычных людей; намеки – для избранных; прикосновения благодати – для святых и, наконец,  реальности – для пророков. Таким образом, им была намечена иерархия правоверных, отражающая степень их внутреннего знания и имевшая большое значение для позднейшего шиизма. Джафару приписывают разработку чрезвычайно важного учения о духовной преемственности имамов, основанной на эманации божественного «света Мухаммада». «Свет Мухаммада», учил Джафар, был сотворен Аллахом задолго до создания человека. Первым носителем этого света был Адам, за ним следовала длинная цепь избранных потомков Адама, главным образом пророков. После деда Мухаммада эманация пошла по двум линиям: одна часть «света» перешла к отцу Мухаммада и после него к самому пророку, другая – к брату отца Мухаммада, а затем  к его сыну Али. От него «свет Мухаммада» стал последовательно переходить к «святым имамам», потомкам Али, возглавлявшим шиитскую общину. Помимо богословских трудов Джафару приписывают несколько сочинений, где изложены принципы религиозно-правового учения, положенного потом в основу правовой системы многих шиитских общин, его называют создателем джафарийского мазхаба, которого в настоящий момент придерживаются все шииты-имамиты.

    Такова посмертная слава Джафара ас-Садика. Но, по-видимому, при жизни к нему относились несколько иначе. Никакое другое время не было так богато на внутренние смуты, как его имамат. При нем от общего течения шиизма отделились секты мансуритов, мугиритов и хаттабитов. Наконец, Джафар ас-Садик стал причиной самого крупного за всю историю раскола шиитской общины. Следуя каким-то своим соображениям, он, вопреки традиции, лишил права на имамат своего старшего сына Исмаила и провозгласил наследником младшего сына Мусу Казима. Часть шиитов, получивших наименование исмаилитов, сочла этот акт незаконным, что и послужило причиной образования новой секты. Поскольку Исмаил умер раньше отца (около 760 г.) исмаилиты (http://www.proza.ru/2018/07/15/809) признали своим главой и седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммада.


                9.Мансуриты

Шиитская община, последователи Абу Мансура ад-Иджли. Основатель общины вырос в пустыне и был неграмотным. После смерти в 732 г. пятого имама Мухаммада ал-Бакира, Абу Мансур открыто выступил в Куфе, где у него был дом, провозгласив себя преемником этого имама, его доверенным. Затем он объявил себя пророком. Через несколько лет Абу Мансур и часть его последователей были казнены. Проповедь продолжал его сын ал-Хусайн, который имел многочисленных последователей. При халифе ал-Махди (775-785) он также был схвачен и распят.


                10. Мугириты

 Шиитская община, последователи ал-Мугиры ибн Саида ал-Иджли, который объявил себя пророком и провозгласил Махди (Мессией) одного из Алидов – Мухаммада ибн Абдаллаха. По приказу куфийского наместника ал-Мугира и группа его сподвижников были в 736 г. схвачены и сожжены. Его последователи не признавали имамом Джафара ас-Садика, утверждая, что Мухаммад ал-Бакир завещал имамат Мухаммаду ибн Абдаллаху. Когда в 762 г. последний  был убит, мугириты не захотели поверить в его смерть и распространили слух, что это был убит шайтан, принявший облик имама. Они говорили, что сам Мухаммад ибн Абдаллах скрывается в горах и что именно он, соименный пророку Мухаммаду, явится в назначенный час как Махди.

                11. Хаттабиты

 Шиитская община, последователи Абу-л-Хаттаба Мухаммада, который проповедовал, что божественный дух поочередно вселялся в имамов из рода Али вплоть Джафара ас-Садика и призывал своих сторонников молиться Джафару ас-Садику как воплощенному божеству. Узнав об этом, Джафар ас-Садик отрекся от Абу-л-Хаттаба и проклял его. Тогда Абу-л-Хаттаб стал утверждать, что божественный свет от Алидов перешел к нему. Отрицая наследственность имамата, он говорил, что имамат – чисто духовное достоинство. В 760 г. часть хаттабитов подняли в Куфе неудачное восстание против аббасидского наместника. Застигнутые врасплох в мечети, семьдесят хаттабитов во главе со своим вождем ожесточенно сражались камнями, ножами, тростниковыми палками, однако почти все были перебиты. Абу-л-Хаттаб был схвачен и распят вместе с группой своих единомышленников. После смерти наставника община хаттабитов распались на пять отдельных сект. Одни из них продолжали обожествлять Абу-л-Хаттаба, отрицая его смерть, другие приписали божественность новым избранникам. Общим для всех хаттабитов было обожествление имамов, вера в их сверхъестественные знания, а также учение о переселение душ. 

                12. Седьмой имам  Муса Казим

    Джафар ас-Садик умер в 765 г., поев, как пишут, отравленных плодов, присланных ему халифом ал-Мансуром (http://www.proza.ru/2016/11/07/2147). Большинство шиитов признали седьмым имамом его сына Мусу Казима. Согласно преданию, это был мягкий, щедрый, терпеливый человек. Около 794 г. он был арестован по приказу халифа Харуна ар-Рашида и умер в 799 г. в багдадской тюрьме.

                13. Восьмой имам Али ар-Риза

Восьмым имамом был провозглашен сын Мусы Казима  Али ар-Риза. Долгое время он жил в Медине. Затем в судьбе имама произошла резкая и знаменательная перемена:  в 816 г. халиф ал-Мамун призвал его в Мерв, где в то время находилась его резиденция, обласкал и провозгласил  своим наследником. Было объявлено, что халиф отказывается от исключительных прав Аббасидов на власть и признает Али ар-Ризу своим наследником. Чтобы еще более укрепить позиции имама, ал-Мамун выдал за него свою дочь. Имя Али ар-Ризы стали поминать на молитве после имени халифа. Известие о замыслах халифа вызвало восстание суннитов в Багдаде. Встревоженный этими известиями, халиф понял, что чрезмерная близость с шиитами может привести к тому, что от него отпадет суннитское население. В сентябре 818 г.  Али ар-Риза умер в хорасанском селении Нукан, съев отравленную кисть винограда. Его могила в Санабаде близ Туса стала одной из главных шиитских святынь (впоследствии вблизи нее вырос город Мешхед).

                14. Девятый имам Мухаммад

    Девятым имамом стал Мухаммад - сын Али ар-Ризы от рабыни. Халиф ал-Мамун призвал его в Багдад и женил на своей дочери Зейнаб. По шиитскому преданию, именно она и умертвила мужа в 835 г., послав ему отравленный платок.

                15. Десятый имам Али ан-Наки

Имамом сделался  сын Мухаммада Али ан-Наки, которому было в то время шесть или восемь лет. Халиф ал-Мутаваккил, начавший гонения на шиитов, велел арестовать Али и заключить в багдадскую тюрьму, где он и умер в 868 г., проведя в заключении около двадцати лет.

                16. Одиннадцатый имам Хасан ал-Аскари

Одиннадцатым имамом был провозглашен  сын Али ан-Наки, Хасан ал-Аскари. До смерти отца он жил под надзором в Самарре. Халиф ал-Мутазз (866-869) велел бросить Хасана в тюрьму и несколько лет держал в заключении. Позже его освободили, но лишили причитавшейся пенсии. Хасан умер в 873 г. в Самарре в возрасте 27 лет, как считается, отравленный по приказу халифа. Незадолго до смерти он будто бы сказал о своем маленьком сыне Мухаммаде (ему в то  время было около четырех лет): «Он – Махди и владыка времени!»

                17. Двенадцатый имам Мухаммад и имамиты

Мухаммада объявили двенадцатым имамом, но, спустя короткое время, он таинственным образом исчез. Поскольку никто не видел его мертвым, распространилось убеждение, что мальчик не умер, а «скрылся». Шииты, разделяющие это мнение, получили прозвание имамитов. Они верят, что Мухаммад взят Аллахом и  должен появиться перед концом света в образе Махди, что бы восстановит в мире справедливость. В настоящий момент имамиты являются основной и самой многочисленной ветвью шиитского ислама. Наряду с ними существуют несколько других шиитских сект. Самые известные из них – нусайриты и али-илахи.


                18. Нусайриты (алавиты)

 Шиитская община, названная по имени Мухаммада ибн Нусайры ан-Нумайри (ум. в 883 г. в Басре), проповедовавшего, что имаму Хасану ал-Аскари следует поклонялся  как божеству. Фактическим создателем секты стал богослов Мухаммад ал-Джаннан (умер в 957 или 968 г. в Халебе).  Учение нусайритов чрезвычайно своеобразно. Эманацией божества они считают неразрывную триаду, в которую входят Смысл (мана), Имя (исм) и Врата (баб). Эта триада периодически воплощается в пророках. Последнее такое воплощение осуществилось в Али, Мухаммаде и Салмане ал-Фариси  (перс, оказавший важные услуги Мухаммаду во время пребывания последнего в Медине). Из них Али воплощал в себе Смысл и был непосредственно связан с самим существом Бога. Имя воплотилось в Мухаммада, а Врата – в Салмане. Алавиты верят, что человеческие души некогда были звездами и могли ощущать присутствие Али, но последний низвел их на землю и поместил в тела людей, где эти души находятся как в могилах. Благочестивые алавиты могут надеяться, что их души опять вознесутся к звездам и ощутят присутствие божественного Али. Алавиты отвергают многие предписания ислама, но зато очень почитают Ису (Иисуса) и целый ряд христианских святых. Они отмечают некоторые христианские праздники, считают священной книгой  Евангелие, служат литургию, причащаются хлебом и вином. Многие алавиты носят христианские имена. Вместе с тем, особым поклонением окружены светила – солнце, луна и звезды. Как таковых храмов у алавитов нет. Секта насчитывает около 500 тыс. последователей. Основная масса их проживает в Сирии, Турции и Ливане.

                19.Али-илахи

 Точное время возникновения этой шиитской секты, также как и имя ее основателя неизвестны. Распространяется учение али-илахов примерно с XIV в. Али-алахи утверждают, что в предвечном существовании божество было заключено в жемчужину. Впервые оно воплотилось в облике Хавандагара – творца мироздания. Его вторым воплощением стал Али ибн Абу Талиб, третьим – шах Хошин, четвертым – султан Сохак. Важное место в учении али-илахов занимает вера в переселение душ. Человеческие существа, говорят они, должны пройти через 1001 перевоплощение, в процессе которых они получают воздаяния за свои действия и очищаются от скверны. Те же, кто не смогут очиститься, в Судный день будут истреблены. Секта имеет около 2 млн. последователей в Турции, Иране, Ираке. В основном это курды и луры.

                20. Период "малого сокрытия"

   После исчезновения двенадцатого имама во главе общины имамитов свыше 60 лет (до 940 г.) стояли «наместники» скрытого имама с титулом вакиль («уполномоченный», «регент»). Это время считают периодом «малого сокрытия».  Многочисленные наставления вакилей тщательно собираемые и хранимые, послужили потом основополагающим материалом для разработки имамитской догматики. «Малое сокрытие» закончилось со смертью четвертого и последнего «уполномоченного» Али ибн Мухаммада.  Умирая, он не назначил себе приемника. С тех пор община имамитов не имела видимого и признанного всеми авторитетного главы.

                21. Правление Буидов

    Укреплению и распространению имамизма  очень способствовало утверждение в Ираке и на большой части Ирана шиитской династии Буидов (http://www.proza.ru/2018/07/29/1326). В годы ее господства происходила интенсивная разработка и кодификация имамитской догматики. В это время жили такие известные шиитские богословы как ал-Кулини,  Ибн Бабуйа, ал-Муфид и ат-Туси. Ими были составлены крупнейшие сборники шиитских преданий, написаны фундаментальные труды по богословию, праву и теории имамата.

      Шиитское государство Буидов просуществовало до середины XI в., когда оно пало под ударами пришедших из Средней Азии турок-Сельджуков. В 1055 г. турецкий султан Тогрыл I овладел Багдадом. При Сельджуках, бывших ревностными суннитами, начались повсеместные гонения на шиитов.  Но столетний период господства Буидов оказался чрезвычайно благотворным для шиитского богословия.

               
                22. Учение имамитов

     Имамитское учение сводится к пяти «принципам» или «основам веры»: 1) учение о единобожии; 2) вера в божественную справедливость; 3) признание пророческой миссии Мухаммада; 4) вера в воскресение мертвых, Судный день и потустороннюю жизнь; 5) учение о имамате. Из них 1, 3 и 4 догматы, в сущности, общие у имамитов и суннитов. О божественной справедливости они судят также во многом схоже. Только учение о имамате радикально расходится с суннитской доктриной верховной власти.

    Отношение к Священному писанию у шиитов не такое трепетное, как у суннитов. Они обвиняют халифа Усмана, при котором происходила запись Корана (http://www.proza.ru/2010/02/24/248), в том, что  он изъял из текста суры, устанавливающие права Али на халифат. Тем не менее, Коран у суннитов и шиитов один. Отличие заключается только в том, что последние  прибавляют к нему еще одну суру «Два светила». Суннитские сборники священного предания шииты отвергают, но нельзя сказать, что они отрицают сунну как таковую. Просто шииты основывают свое священное предание исключительно на авторитете семьи пророка, тогда как правоверные сунниты признают еще и свидетельства сподвижников Мухаммада. Большинство хадисов у тех и других являются общими и различаются лишь по именам тех, кто передает их.

               
                23.Ал-Кулини (ум. 941)

 Знаменитый имамитский мухаддис и факих, первый кодификатор имамитского (джафаритского) права. Родился в селении Кулайн под Реем. Большую часть жизни провел в Рее и Куме, бывшими в то время центрами шиитской учености. Последние годы жил в Багдаде, где и умер. Имамитская традиция характеризует ал-Кулини как крупнейшего авторитета в области богословия и права. В решающей мере эта оценка связана с высокой репутацией главного труда его жизни, которому он отдал двадцать лет – ал-Кафи фи усул ад-дин. Это сборник шиитских преданий, в котором собрано и систематизировано около 16 тыс. хадисов. Сочинение состоит из 30 книг. Каждая из них разделена на многочисленные главы, в которых хадисы сгруппированы тематически. Ал-Кафи служит главным источником джафаритского мазхаба. Труд ал-Кулини сыграл исключительно важную роль в разработке теоретических основ имамитской идеологии. В шиитском исламе он занял место более значительное, чем, скажем, ас-Сахих ал-Бухари в суннизме (http://www.proza.ru/2011/07/10/246), ибо рассматривался шиитами-имамитами как решающий авторитет во всех сферах жизни. В современном шиитском мире, прежде всего в Иране и Ираке, память ал-Кулини высоко чтят. Его могила в Багдаде служит местом поклонения.

               
                24. Ибн Бабуйа (ум. 991 г.)

Знаменитый шиитский богослов и факих, признанный знаток шиитских преданий. Сын кумского шейха, Ибн Бабуйа еще в молодости приобрел широкую известность – пишут, что во всем Хорасане ему не было равных в знании шиитских преданий. В 965 г. он прибыл в Багдад, где был хорошо принят Буидами. Умер Ибн Бабуйа в Рее, оставив после себя множество учеников и сочинений. Главный его труд – Ман ла йахдуруху ал-факих – классический сборник шиитских преданий (включает в себя около 9 тыс. хадисов).

               
                25. Ал-Муфид (948/950 – 1022)

Знаменитый шиитский богослов и факих. Отец ал-Муфида был учителем в Васите. Сам он получил образование в Багдаде, где одним из его учителей был Ибн Бабуйа. Обладая выдающимся даром красноречия, ал-Муфид прославился как искусный полемист и стал фактическим лидером имамитских богословов. Его деятельность проходила под покровительством Буидов. Ал-Муфид был автором 200 сочинений на самые разные богословские темы. В том числе им был составлен трактат Аваил ал-макалат, в котором дано классическое изложение имамитской догматики. Умер ал-Муфид в Багдаде. Позже его прах был перенесен в Мешхед, где его могила поныне является местом паломничества.

               
                26.Ат-Туси (995-1067)

Известный шиитский богослов и факих. Родился в Хорасане. В 23 года ат-Туси прибыл в Ирак, где получил глубокое образование. Вскоре он стал бесспорным лидером имамитской общины Багдада. Число обучавшихся у него достигало 300 человек. В 1055 г., после захвата Багдада Сельджуками, ат-Туси бежал в Неджеф, дом его был разграблен и сожжен суннитами. Скончался он в Неджефе. Ат-Туси был автором 47 сочинений. Все они рассматривались как надежный источник по шиитской догматике и фикху. Его Шара и ал-ислам до сих пор служит учебником. Два его сборника хадисов ат-Тахзиб и ал-Истибсар признаны в шиитском мире каноническими. Особым почитанием имя ат-Туси окружено в Иране.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Арабский халифат  http://www.proza.ru/2013/01/30/336


Рецензии
Океан информации. Всё в первый раз в первый класс.

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.02.2023 10:23     Заявить о нарушении
Есть над чем задуматься!

Константин Рыжов   13.02.2023 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.