Знаменитый датский скульптор Бертель Торвальдсен

          Бертель Торвальдсен с бюстом Горация Верне, написанным Горацием Верне (1789-1863)

          Бертель Торвальдсен – датский художник, родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене. Он является ярким представителем позднего классицизма.Отцом художника был исландский резчик по дереву, который обосновался в Дании. Бертель проходил обучение в Копенгагской Академии художеств.

           В 1797 переехал в Рим и прожил здесь более чем сорок лет. В Риме он открыл для себя мир античного искусства, и это перевернуло его жизнь.  И затем день приезда в этот город он отмечал как день своего рождения.

             Торвальдсен удостоился похвалы самого Канова за статую Ясона (1803 год). Со временем датского скульптора публика стала считать наследником великого венецианца. Тяжело найти художника в 19-м веке, который заслужил бы такое всеобщее признание и славу как Торвальдсен.

           Со всех стран Европы поступали к нему заказы. Приезд в Копенгаген в 1819 году превратился в поистине триумфальное шествие. С не меньшим восторгом встречали скульптора и в Варшаве, и в Берлине, и в Вене. Некоторые его ученики жили и работали в Петербурге.

            В общей сложности Торвальдсаиу принадлежит около че­тырехсот произведений, исключая повторения и варианты. С его известностью не мог соперничать ни один европей­ский скульптор нового времени. Творения Торвальдсена расходились по всем странам Европы, он был награж­ден орденами почти всех европейских государств. Из мно­гих мест к нему съезжались ученики.

       С 1825 года скульптор был избран президентом римской Академии св. Луки, с 1833 года — президентом Копенга­генской Академии художеств. С 1838 года он почти безвы­ездно жил в Дании.

     Из наиболее знаменитых работ скульптора можно назвать — скульптуры «Венера с яблоком» (1813-1816), «Амур и Психея» (1807), «Ганимед с чашей и орлом» (1804), медальоны «Три грации» (1817-1819), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Меркурий со свирелью» (1818), «День и Ночь» (1814-1815) и другие.

          Он создавал и памятники, наиболее известные из них – Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839гг), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831гг), Н. Копернику (памятник Н. Копернику в Варшаве, 1829-1830гг), Юзефу Понятовскому (памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829 гг).

       В 1838 году, уже на склоне лет, великий скульптор принимает неожиданное решение покинуть Италию и вернуться на родину.

           В Дании эта новость была воспринята как особая веха в национальной истории.Датский народ высоко чтил Торвальдсена. Вскоре после его смерти в Копенгагене был открыт выстроенный на сред­ства, собранные по всенародной подписке, музей Торвальдсена, хранивший в слепках и оригиналах большин­ство произведений скульптора. Кроме этого грандиоз­ного и единственного в своем роде памятника, Торвальдсену воздвигнуты памятники в Риме и Исландии.
 
          Влияние Торвальдсена чувствовалось в датской пластике почти на всем протяжении XIX века. Его можно наблю­дать как в работах непосредственных учеников и последо­вателей датского скульптора, так и у мастеров других поко­лений.

           В завещании скульптора говорится «Я передаю в дар городу Копенгагену в Дании произведения искусства, из числа принадлежащих мне картин, скульптур, барельефов, гравюр и литографий, медалей и т.п., предметов как античных, так и современных, а также работ по камню, золотых изделий, античной бронзы, этрусских ваз, терракоты, книг, египетских и греческих древностей и других предметов, относящихся к наукам и изящным искусствам».

             Торвальдсен скончался в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени, в котором собрано 80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов прославленного мастера.


Рецензии
Спасибо огромное Вам, дорогая Алина, за новые открытия!
Как всегда, познакомилась с другими работами этого автора и пришла в восхищение и восторг! Какой талант, какие скульптуры - невероятное искусство! Как возможно в камне передать столько нежности в лицах, грации и пластики фигур и текучесть и воздушность тканей...Не всякий художник или фотограф мог бы передать это, однозначно. И не удивительно, что такое мастерство так высоко ценилось современниками во всём мире. И в этом портрете художник мастерскои во взгляде, полном вдохновения и новых идей - выразил очень тонко и точно смысл жизни скульптора...
С искренней признательностью и уважением - Лариса.

Оситян Лариса   16.07.2018 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо ,Лариса.Только недавно более подробно познакомилась с его творчеством.Мастер самого высокого класса.

Алина Алексеева-Маркезин   18.07.2018 06:52   Заявить о нарушении