Творческая деятельность немецкого коллектива Harmo

        В этой статье речь пойдёт о немецкой группе краут-рока под названием «Harmonia». Коллектив был основан в 1973 году участниками группы «Cluster» Дитером Мёбиусом и Ханс-Йоахимом Роделиусом. Впрочем, история Harmonia началась в 1971 году, когда Дитер и Ханс-Йоахим приняли решение покинуть суету большого города и поселились в загородном доме в местечке Форст, которое находилось в 170 километрах от Гамбурга. В это место была перенесена их студия, и в 1972 году, под названием «Cluster 2»  был выпущен четвёртый альбом одноимённой группы. История круто поменялась в 1973 году, когда к ним в гости пожаловал гитарист группы «Neu!» Михаэль Ротер. Поскольку дела в коллективе на фоне конфликта с Клаусом Дингером были в подвешенном состоянии, настроение у гитариста было неважное. Поэтому он решил на время отойти от дел группы и посетить деревенскую студию коллектива «Cluster». Михаэль искал покоя и гармонии, студия на фоне леса и природы ему очень пришлась по душе и он быстро вписался в музыку коллектива. В итоге, три музыканта, объединив свои усилия, приступили к совместной творческой деятельности, попутно дав название трио – «Harmonia», которое отражало положительное творческое состояние участников коллектива во время совместной работы.
          Дебютный альбом этого коллектива, появился в январе 1974 года под названием «Musik von Harmonia». Стоит отметить, что не было чёткого разделения участников коллектива с точки зрения музыкальных инструментов. Все трое взяли на себя клавишные инструменты, синтезаторы, гитару и перкуссию. Звучание немного напоминало первые работы группы «Neu!» 1972 и 1973 годов выпуска.
           Открывает лонгплей тягучая «Watussi» в которой продемонстрирована хорошая синтезаторная работа на протяжении всей композиции.
         Атмосферное исследование Космоса в «Sehr Kosmisch». Запоминающаяся вещь.
         Стоит отметить закрывающую альбом вещь «Hausmusik» в которой чётко слышно влияние группы «Neu!».
         После выхода альбома, в 1974 году, во время концерта в Гамбурге, трио встретило известного англичанина Брайана Ино, в то время ищущего новые направления в музыкальном развитии. Музыканта покорило выступление ребят, и он даже поднялся к ним на сцену, где принял участие в концерте немецких коллег. После выступления между ними состоялся разговор, где Брайен расспрашивал Дитера, Михаэля и Ханс-Йоахима об их музыкальных взглядах и некоторых идеях, которые легли в основу звучания группы и альбома в частности. В итоге участники группы пригласили Ино присоединиться к ним на сеанс звукозаписи в студию «Форст», что Брайан и сделал, но только спустя два года, в 1976 году.
       Что касается участников супергруппы, то они продолжали заниматься делами вне коллектива, поскольку «Harmonia» ими рассматривалась больше не как самостоятельный коллектив, а как побочный проект.
       Мёбиус и Роделиус в рамках дуэта «Cluster» в 1974 году выпустили пластинку «Zuckerzeit», продюссированием которой занимался их коллега по коллективу Михаэль Ротер. 
       В свою очередь, сам гитарист, в 1975 году выпустил с группой «Neu!» финальную пластинку «Neu! 75» и на этом их дуэт с Клаусом Дингером распался.
      Спустя некоторое время после данных событий, в августе 1975 года музыканты выпускают второй альбом своей супергруппы, который будет носить название «Harmonia De Luxe». Пластинка была записана при помощи известного немецкого ударника Манфреда Ноймайера и представляла более отточенный материал по сравнению с их дебютным творением.
      На пластинке стоит отметить довольно интересную «Walky-Talky», приближенную к арт-року «Notre Dame» и забавную «Kekse».
      В 1976 году, по приглашению трио, музыкантов посетил Брайан Ино, с которым ребята встретились на выступлении в 1974 году. К этому моменту Брайан заинтересовался творчеством французского композитора Эрика Сати и даже выпустил сольную работу под названием «Discreet Music».  Ино было интересно направление группы, и он сходу включился в работу над следующим альбомом, став полноправным участником группы. Так «Harmonia» преобразовалась из трио в квартет, причём интернациональный, поскольку Брайан был англичанином. Усилия музыкантов были объединены на записи альбома, которая состоялась в сентябре 1976 года. Но, по неизвестным причинам, релиз данной пластинки состоялся только в ноябре 1997 года. Альбом получил название «Tracks and Traces», в нём явно прослеживается влияние Ино на музыкальные территории немцев. Крен данной пластинки сместился с краут-рока и психоделии в сторону эмбиента, основателем которого и станет Ино в 1978 году.
        Открывает альбом бодрая «Vamos Companeros», приятно слушается.
        В «Luneburg Heath» достоин внимания приятный вокал Брайана, стоит отметить, что текст написан им же.
        Немного странное смешение эмбиента и кантри в «Les Demoiselles» также достойно внимания.
        После работы над записью альбома, в 1976 году, группа не распалась, а была на время заморожена. Участники коллектива продолжали заниматься музыкальными делами, а релизы группы перестали появляться.
        Дитер Мёбиус и Ханс-Йоахим Роделиус продолжили выпускать альбомы под маркой «Cluster». Стоит отметить, что в конце 70-х у них было несколько совместных альбомов с Ино. В конце 90-х Мёбиус и Роделиус заморозили «Cluster» и стали заниматься сольными карьерами.
       Брайан Ино, после выхода суперальбома «Music for Airports» в 1978 году получил премию Грэмми и стал известным сольным исполнителем Мирового масштаба, основателем направления музыки окружающей среды под названием эмбиент. Сотрудничал с такими музыкантами как Роберт Фрипп, Дэвид Боуи, Пол Саймон, «Genesis» и даже «Звуки Му» Петра Мамонова. Брайан даже записал звуковую тему операционной системы «Windows 95», которая используется при входе и в другие системы этого семейства.
       Гитарист Михаэль Ротер, приступил к созданию собственной сольной карьеры, выпустив в 1977 году пластинку под названием «Flammende Herzen». Стоит отметить, что на сольных работах за ударные у Ротера отвечал ударник группы «Can» Яки Либецайт.
      В итоге, молчание супергруппы длилось вплоть до 21 века, когда Мёбиус, Роделиус и Ротер, в 2007 году  приняли решение о воссоединении. В итоге творческая деятельность группы продолжается вплоть до настоящего времени, но, к сожалению пока не радует новыми студийными творениями.



                Владимир Курбалиев


Рецензии