Памяти корабля - Адмирал Нахимов

           ЧЕРНОМОРСКИЕ НОВЕЛЛЫ. ПАМЯТИ КОРАБЛЯ "АДМИРАЛ НАХИМОВ".
   
    Так случилось, что всей семье надоело проводить на море по 2-3 недели. Посещение пляжей превратилось в рутину, все более-менее большие города- курорты были исхожены вдоль и поперёк, все ближайшие к ним горы тоже были исследованы на предмет грибов, орехов и ягод, все водопады посещены. И тогда мы перешли на Туры выходного дня. Ещё и потому, что их организовывали производства, и его работники платили от 30% до 50% стоимости такой туристической путёвки. Как правило ехали в небольшие города, типа Туапсе, или в посёлки на побережье, коих была тьма. Выезжали после работы, вечером пятницы, возвращались к вечеру в понедельник. Но взять отпуск за свой счёт на понедельник ничего не стоило. Тем же, кто работал посменно, можно было сразу по приезду отработать свой рабочий понедельник. Теперь мы ездили купаться в Чёрном море каждые две недели, попадая каждый раз в новое место. И нам это очень нравилось!

     В одну из таких поездок, мы оказались в посёлке Кабардинка, расположенный в Цемесской бухте. Стоя вечером на пляже, справа видим огни Новороссийска в одноимённой бухте.Это был август 1987 года. Мы слыхали, что год назад где-то в этих местах погиб теплоход "Адмирал Нахимов" при столкновении с сухогрузом, и было много жертв. И вот буквально на второй день нашего пребывания в Кабардинке, я разговорилась на пляже с супружеской парой  местных жителей. Слово за слово и они, живущие неподалеку от места гибели, предложили нас проводить туда. Мы, конечно, пошли. То, что я увидела, повергло меня в шок!

    Тропа от пляжа поднималась вверх на мыс Дооб, за которым возвышалась гора Дооб, высотой 435 метров. Тропа постепенно вбирала в себя дополнительные тропы и  становилась всё шире.Наконец мы вышли на большую ровную поляну, покрытую вытоптанной пожухлой августовской травой, расположенную на выступе мыса ровно посредине между морем и вершиной горы. Там, высоко, стоял маяк и гарнизон пограничников, как везде по побережью Чёрного моря. А внизу плескалось море.У самого берега были уложены, словно пол, бетонные плиты. Я тогда подумала, что такие волнорезы я вижу впервые.
   А в середине этой поляны были вбиты как сваи, трубы различной величины и к ним прикреплён большой щит. Когда я подошла ближе, я увидела на этом огромном щиту множество фотографий! Это были погибшие при кораблекрушении. Я глядела в глаза взрослых мужчин и женщин, в глаза влюблённых молодожёнов, впервые  совершавших круиз, в весёлые, радостные глаза детей, для которых море стало могилой, и слёзы текли потоками из моих глаз.
    Мои новые друзья стали рассказывать, как сразу после кораблекрушения
люди прибежали сюда и увидели страшную картину гибели сотен людей в волнах моря в лучах маяка. Как кричали здесь на этой поляне, чтобы их зов услышали люди в морских волнах, и те, кто мог плавать, плыли на зов. Такие оказались, и они выползали на этот бетонный "пол" и спаслись. Как увидели, что сухогруз неожиданно двинулся к теплоходу с благой мыслью помочь людям в воде, но, вместо этого, он подмял под себя и утопил живых людей. Как этот крик перешёл в сплошной человеческий вой! И тогда я не выдержала. Я расплакалась в голос...
     Я представляла ту августовскую чёрную ночь, рассекаемую лучами прожекторов. Появились разные лодки со спасателями, которые не могли приблизиться к тонущему кораблю. Люди в жилетах и без них пытались отплыть от корабля подальше, но он быстро погружался в воду, образовывая огромную воронку, в которую непреодолимо засасывало живых людей! "Нахимов" затонул за восемь минут! И над мысом Дооб стоял непрекращающийся человеческий крик. Там выше, на вершине мыса, был гарнизон пограничников. Они спустили свои плавсредства, чтобы выбирать людей из моря, но этого было мало.  И солдаты  тоже  наблюдали эту ужасную картину...

    Прошло много лет, но эти глаза на фото и рассказ местных жителей я не забуду никогда.
   А теперь немного официальных сведений...

  31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз "Петр Васев" протаранил пароход "Адмирал Нахимов", в результате в борту "Нахимова" образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находились 1243 человека, из них 423 погибли.
    В район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были отправлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели парохода "Адмирал Нахимов" подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 80 человек. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров, другой катер — 86 человек. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Наибольшая нагрузка выпала на 98 военных водолазов, которым для работы отвели кормовую часть парохода. Гражданскими водолазами велась работа в носовой части парохода. При выполнении подводных работ два водолаза  погибли. После этого все работы в судне были остановлены и 62 человека остались в вечной могиле корабля, лежащего на дне Цемесской бухты.

    С 1997 года ежегодно, 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на "Адмирале Нахимове" - "Нахимовец" под руководством Г.В. Андриевской организует "вахты памяти" - поездки в город-герой Новороссийск.
Каждый год, 31 августа, в 10 часов от причала на набережной морвокзала отходит катер. Люди, потерявшие в этой катастрофе своих родителей, детей, внуков, друзей отправляются в море - на место, где до сих пор на дне лежит погибший пассажирский лайнер, чтобы опустить на воду венки. У всех пассажиров катера в руках цветы. По прибытию на место катастрофы, катер ложится в дрейф. В полной тишине священник читает молитву.
Объявляется минута молчания...
...Включив сирену, катер начинает описывать круги вокруг места гибели судна. На воду летят цветы. Через некоторое время небольшой участок моря будет весь покрыт венками и цветами. После, на берегу, состоится поминальный обед.
Вечером автобус с людьми отправится на мыс Дооб, к памятнику всем  432 погибшим пассажирам и членам судовой команды. Здесь, спустившись на несколько ступенек вниз, каждый найдет дорогое для себя имя и будет украшать его венками из цветов и зажигать свечи.
Отсюда, поздним вечером открывается прекрасный вид на Цемесскую бухту и город Новороссийск. Но большинству из тех людей, находящихся в этот момент здесь, вновь покажется сияющий огнями, выходящий из бухты "Адмирал Нахимов", когда еще ничего не предвещало беды. И повернуть бы время вспять, и проплывет мимо мыса Дооб пассажирский пароход - дальше, на юго-восток, в порт Сочи... И все останутся живы...
Когда часы покажут ровно 23 часа 20 минут - включатся сигналы и сирены, зажгутся огни. В эти минуты каждый еще раз помянет своих близких, трагически погибших в ночь на 1 сентября 1986 года.

    Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

    Памятник установлен в виде воронки, в которую погружался корабль с пассажирами. Среди них был и помощник капитана, который заперся в своей каюте и решил погибнуть вместе с кораблём. Оба капитана остались живы.
Но Судьба им не позволила наслаждаться жизнью. Капитан пассажирского корабля уехал в Израиль, сменил фамилию, продолжал работать и погиб в кораблекрушении. Капитан сухогруза умер от рака.

     Однако, в этой истории есть неожиданная страница. Оказалось, что накануне отплытия, руководство города Новороссийска  подарило билеты на круизный лайнер  известному певцу СССР и России - Льву Лещенко и пародисту Владимиру Винокуру за отлично проведённый концерт. Они были чрезвычайно рады такому подарку. Однако Льва Лещенко руководство телерадио канала срочно вызвало на внеочередной концерт и он улетел в Москву. А Владимир  Винокур опаздывал на гастроли в Сочи  и тоже улетел самолётом. Обоих судьба отвела от страшной катастрофы. Вот только они не сдавали свои билеты и числились пассажирами лайнера.  Поэтому ещё долго ходили слухи о гибели известных артистов.
      Кстати, несколько лет до этого случая, Лев Лещенко вместе со своими музыкантами должен был лететь в Харьков. На том же рейсе летел молодой и талантливый пародист Чистяков.  В последний момент Льву Лещенко позвонил тогдашний директор  телеканала Лапин и приказал явиться на концерт к юбиляру. Лев попрощался с музыкантами и обещал вылететь к ним на следующий день. Но! Уже в этот день он узнал, что самолёт разбился и все его друзья погибли. Как он сказал:  " Я рыдал более трёх часов подряд!"  А ещё за два года до этого, Льва Лещенко буквально за мгновение некая сила спасла от автомобильной катастрофы...
       Что это?! Судьба, Ангел- хранитель? Или что-то, или кто-то ещё?!

 
   


Рецензии