Сила слова во благо и на гибель - часть 72я Молитв

1я публикация части 72й («Молитвы»)
на Проза ру 2018 07 16


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



       (**2018 03 31 Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 72я
                («МОЛИТВЫ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»

(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.


_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB
ещё раз:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))




=================================== Часть 72я «МОЛИТВЫ»  ==




_____________________________ № 1 Михаил Лермонтов – два стихотворения


                «Юнкерская молитва»


«Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем».


______________«Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную».

1837




_____________________________________ № 2 Джованни Бокаччо
«Декамерон»


«Дамы без  удержа  смеялись  над  приключениями  Мартеллино,  о  которых рассказала Неифила, а из юношей особенно смеялся Филострато,  которому,  как раз сидевшему рядом с Неифилой, королева и приказала  продолжать  сказывать.
Нимало не медля, он так начал:  -  Прекрасные  дамы,  мне  напрашивается  на рассказ  новелла  о  вещах  святых,  смешанных  отчасти  с  бедственными   и любовными, - новелла, которую, быть  может,  будет  небесполезно  выслушать, особенно тем, которые странствуют по небезопасным юдолям  любви,  где  часто случается, что кто не прочел молитвы св. Юлиану, находит плохой приют и  при удобной постели.
     Итак, во времена маркиза Аццо Феррарского один купец, по имени Ринальдо д'Асти, прибыл по своим делам в Болонью Случилось, что, когда, устроив их  и на пути домой, он выехал из Феррары, направляясь в Верону, он  встретился  с какими-то людьми, которые походили на купцов, а были разбойники  и  негодяи; он неосмотрительно вступил с ними в  разговор  и  присоседился  к  ним.  Те, увидев, что он купец, и полагая, что при нем деньги, решились его  ограбить, лишь только представится время, а дабы у него не  явилось  подозрение,  они, точно скромные и порядочные люди, беседовали  с  ним  о  вещах  приличных  и честных, показывая себя по  отношению  к  нему,  насколько  могли  и  умели, обходительными и покорными, так что он счел большой удачей, что встретил их, потому что был один с своим верховым слугой.
     Так путешествуя, переходя, как часто бывает в разговорах, от  одного  к другому, они напали на вопрос о молитвах, с которыми люди обращаются к богу; один из разбойников, - а  их  было  трое,  -  и  говорит  Ринальдо:  "А  ты, почтенный человек, какую молитву привык творить в пути?"  Ринальдо  отвечал:
"По правде, в такого рода делах я простоват и груб, мало знаю  молитв,  живу по старине и считаю два сольда за двадцать четыре динара,  тем  не  менее  у меня было всегда  обыкновение  сказывать  во  время  путешествия  по  утрам, выезжая из гостиницы, "отче наш" и "богородицу" за упокой отца и матери  св. Юлиана, а затем уже молить бога и  святого,  чтобы  на  следующую  ночь  они доставили мне хороший ночлег. Часто в моей жизни  бывал  я,  путешествуя,  в больших опасностях, избежав которые я все же попадал на ночь в хорошее место и на добрый ночлег; потому я твердо убежден, что св. Юлиан, в честь которого я творю эти молитвы, выпросил мне эту милость у бога; и мне кажется,  что  и путь будет неудачен и на ночь я неудачно пристану, если эту молитву не скажу утром". - "А сегодня утром сказывал ты ее?" - спросил его тот, кто обратился к нему. Ринальдо отвечал: "Разумеется". Тогда тот, уже  знавший,  как  может повернуться дело, сказал про себя: "Тебе она еще  понадобится,  потому  что, если только у нас не будет неудачи, ты,  сдается  мне,  попадешь  на  дурной ночлег". После того он сказал ему: "Я также много странствовал и никогда  не сказывал той молитвы, хотя многие, слышал я, очень одобряли  ее,  и  никогда еще не случалось, чтобы я, несмотря на  то,  попадал  на  дурной  ночлег,  а сегодня вечером ты, может быть, сам убедишься, кто из нас  лучше  приютится: ты ли, прочтя молитву, или я, ее не сказавши. Правда,  я  употребляю  вместо нее другие: "Dirupisti, или  "Intemerata",  либо  "De  profundis",  молитвы, оказывающие большую помощь, как  говаривала  моя  бабушка".  Когда,  беседуя таким образом о разных вещах, они продолжали путь, а  те  выжидали  время  и место для исполнения своего злого умысла, случилось, уже поздно, что  по  ту сторону  Кастель  Гвильельмо,  при  переправе  через  одну  реку,  те  трое, рассчитав, что час не ранний и место уединенное и закрытое, напали на  него, ограбили и, оставив его пешим и в одной сорочке, удаляясь, сказали:  "Ступай и погляди, доставит ли тебе твой св. Юлиан хороший приют в эту ночь,  а  нашдоставит его нам наверно".




_____________________________________ № 3 Аполлон Григорьев
«Молитва»
 
    
     «О боже, о боже хоть луч благодати твоей,
     Хоть искрой любви освети мою душу больную;
     Как в бездне заглохшей, на дне все волнуется в ней,
     Остатки мучительных, жадных, палящих страстей...
     Отец, я безумно, я страшно, я смертно тоскую.
    
     Не вся еще жизнь истощилась в бесплодной борьбе:
     Последние силы бунтуют, не зная покою,
     И рвутся из мрака тюрьмы разрешиться в тебе!
     О, внемли же их стону, спаситель! внемли их мольбе,
     Зане я истерзан их страшной, их смертной тоскою.
    
     1844



_________________________________ № 4 Александр Куприн
«Канталупы»


«Наступила ночь. М-me Бакулина лежит на широкой двуспальной постели, лицом к стене. Сергей Ардальоныч стоит да коврике на коленях, в одном нижнем белье. Он уже закончил положенные, заученные официальные молитвы и теперь мысленно говорит своими словами. Обращается он, однако, не к богу, и не к сыну, и не к его матери, а к снисходительному святителю Николаю, причем многое утаивает и во многом лукавит.
- Я же ведь, если что и беру, то не на роскошь, а для семьи. Пусть живут в холе, без озлобляющей борьбы, добрыми и кроткими. Другие там кутят, пьянствуют, играют, разоряются на женщин, на бриллианты и автомобили... А я... мое немудреное развлечение - одни канталупы, чистое сладостное занятие. Вот, ей-богу, дойду до миллиона и все брошу. Уйду со службы, займусь добрыми делами, буду тайно творить милостыню, церковь построю... не церковь, а так... часовенку... Только бы до миллиона...
И сам перед собой притворяется, будто бы забыл, что если присчитать к деньгам и золотым вещам жены два доходных дома - один на Лиговке, другой на Песках, то давно уже его капитал шагнул за два миллиона. И о том он не хочет вспоминать, что еще недавно он давал обещание дойти только до двухсот тысяч, а потом до полумиллиона. «А может быть, - думает он, - терпеливый угодник не обратил внимания на эти мелочи или забыл по множеству дел своих? И потом: ведь все, что мною приобретено, записано не на мое имя, а имя жены. Я - что же? Я бескорыстен...»
Сладко спит Бакулин. Мерцает теплым дрожащим светом лампадка перед образом. Хмуро глядит в темноту суровый и добрый лик святителя, лик того угодника, который когда-то вступился за вора, укравшего кусок хлеба для своей голодной семьи».

1916



_____________________________________ № 5 Лев Мей – два стихотворения
«Молитва»


«Боже мой, боже! Ответствуй: зачем
Ты на призывы душевные нем,
И отчего ты, господь-Саваоф,
Словно не слышишь молитвенных слов?
Нет, услыхал ты, узнал — отчего
Я помолилась?.. Узнал — за кого.
Я за него помолилась затем,
Что на любовь мою глух был и нем
Он, как и ты же...
            Помилуй, господь!
Ведаешь: женщина кровь есть и плоть;
Ведая, женской любви не суди,
Яко сын твой вскормлен на женской груди» .


1861



________________ «Беги её»


"Беги ее... Чего ты ждешь от ней?
Участия, сочувствия, быть может?
Зачем же мысль о ней тебя тревожит?
Зачем с нее не сводишь ты очей?
 
Любви ты ждешь, хоть сам еще не любишь,
Не правда ли?.. Но знаешь: может быть,
Тебе придется страстно полюбить -
Тогда себя погубишь ты, погубишь...
 
Взгляни, как эта ручка холодна,
Как сжаты эти губы, что за горе
Искусно скрыто в этом светлом взоре...
Ты видишь, как грустна она, бледна...
 
Беги ее: она любила страстно
И любит страстно — самоё себя,
И, как Нарцисс, терзается напрасно,
И, как Нарцисс, увянет, всё любя...
 
Не осуждай: давно, почти дитятей,
Она душой и мыслью стала жить;
Она искала родственных объятий:
Хотелось ей кого-нибудь любить...
 
Но не с кем было сердцем породниться,
Но не с кем было чувством поделиться,
Но некому надежды передать,
Девичьи сны и грезы рассказать.
 
И показалось ей, что нет на свете
Любви - одно притворство; нет людей -
Всё - дети, всё - бессмысленные дети,
Без чувства, без возвышенных страстей.
 
И поняла она, что без привета
Увянуть ей, как ландышу в глуши,
И что на голос пламенной души
Ни от кого не будет ей ответа.
 
И только богу ведомо, как ей
Подчас бывало тяжело и больно...
И стала презирать она людей
И веру в них утрачивать невольно.
 
Науку жизни зная наизусть,
Таит она презрение и грусть,
И - верь - не изменят ни разговоры,
Ни беглая улыбка ей, ни взоры.
 
Но с каждым днем в душе ее сильней
И доброты и правой злобы битва...
И не спасет ее от бед молитва...
Беги ее, но... пожалей о ней

1844





_________________________________ № 6 Татьяна Кузминская
«Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»


«После обеда мы пошли сидеть в кабинет мужа, и там понемногу начались, как всегда, интересные разговоры. Кто-то из нас сказал:
– Когда я вечером забуду помолиться Богу, я вижу дурной сон.
– Я это понимаю, – сказала Маша, – со мной это бывало.
– Молитва в простых, необразованных меня часто трогает, – говорил Лев Николаевич. – Я знал одну бабу красивую и распутную. Муж ее привязал за косу к хвосту лошади и так приволок домой.
– Ох, Боже мой! – простонала Варенька.
– Однажды, проходя вечером деревней, я увидел в окно избы огонь. Я взглянул и увидел ту же самую бабу. Она стояла на коленях и молилась, шептала что-то. Я стоял несколько минут, и она все время молилась и шептала что-то. И вера ее тронула меня. А брат Сережа рассказывал, что, бывши юношей в Казани, он был неравнодушен к очень молоденькой девушке Молоствовой и вечером, проходя однажды мимо их дома, случайно увидел, как она после бала молилась Богу.
Около нее стоял стул, а на стуле стояли конфеты. Она делала земной поклон и брала конфетку в рот, потом, проглотив ее, снова делала земной поклон и брала другую конфету, и так повторяла несколько раз. И он все стоял и смотрел на нее.
Софеш и Варя одобрили Молоствову.
Затем заговорили о молитве просительной.
– Это самая плохая. У нас в доме две старушки, – говорил Лев Николаевич. – Одна молится: «Да будет твоя святая воля!» А другая: «Подай мне, Господи!..» и т. д.
 
Конечно, мы не стали спрашивать, какая из старушек как молится. Мы это знали.
– А я молюсь тоже: «Подай мне, Господи!» и прошу его счастья, мира, спокойствия душевного.
– И шелковое платье! – сказал Лев Николаевич. Все мы дружно засмеялись.
– Не говори глупостей! – закричала я. – Раз сказано в святой книге: «просите, и дано будет», я и буду просить. Зачем тогда обманывать людей, если этого нельзя?
– Ну и проси, никто не мешает тебе, – говорил Лев Николаевич, продолжая добродушно смеяться.
– Ах, Танюша! Ну какая ты смешная, – целуя меня, говорила Варенька. – Ты всегда остаешься верна себе.



_______________________________________ № 7 Марина Цветаева

«Молитва в столовой»

«Самовар отшумевший заглох;
Погружается дом в полутьму.
Мне счастья не надо, - ему
Отдай мое счастье, Бог!
Зимний сумрак касается роз
На обоях и ярких углей.
Пошли ему вечер светлей,
Теплее, чем мне, Христос!
Я сдержу и улыбку и вздох,
Я с проклятием рук не сожму,
Но только - дай счастье ему,
О, дай ему счастье, Бог!



______________________________________ № 8 Роберт Фрост
«Вешняя молитва»

«О, даждь нам радость в нынешнем цвету.
                Избави нас проникнуть за черту
                Неумолимой жатвы. Сопричисли
                К благим весенним дням благие мысли.

                О, даждь нам радость в яблоневом дне
                И призрачную пору при луне
                В саду. Нас надели пчелиным даром -
                Вкушать из чаш, наполненных нектаром.

                И ниспошли нам певческий глагол -
                В цветущем небе над юдолью пчел,
                Во всем многоголосии. Пусть птицы
                Порхают и поют, как им примнится.

                Ибо сие - и лишь сие - Ты нам
                Преподал и нарек любовью сам.
                Любовь владычит во вселенской шири,
                Но явлена лишь людям в здешнем мире».

                Перевод В. Топорова



_____________________________________ № 9 Луис Макнис
«Молитва перед рождением»


«Я ещё не родился; услышь меня.
Да не тронут со злобой упырь, нетопырь, горностай и летучая мышь меня.

Я ещё не родился; утешь меня.
Дурными людьми и высокими стенами не обезнадёжь меня, отравами не отрави, обманами не обмани, не пытай в застенке и ночью в пути не зарежь меня.

Я ещё не родился; не обдели меня -
Сделай так, чтобы воды качали меня, деревья и травы росли для меня, небеса цвели для меня, а птицы и свет моего разума вели меня.

Я ещё не родился; прости меня
За грехи, ибо мир осквернит меня; за слова и мысли, ибо он развратит меня; за вражду врагов, ими он окружит меня; за жизнь мою, ибо мной он убьёт других; и за смерть мою, ибo смертью он будет пасти меня.

Я ещё не родился; молю просветить меня -
Что в жизни я должен играть и что отвечать, когда старцы станут ругать меня, крючкотворы пугать меня, вершины гор презирать меня, влюблённые избегать меня, волны звать к безумству, пустыни к погибели, и нищий мой грош оттолкнёт, и дети мои будут честить меня.

Я ещё не родился; спаси меня -
Мимо тех, что не люди, а звери и кто возомнил себя божеством, пронеси меня.
Я ещё не родился; молю наделить меня
Силой бороться с тем, кто губит во мне человека, кто в безличный винтик, в машину убийства решил превратить меня; с тем, кто личность мою дробит, одувает, как одуванчик, меня или, как воду в ладони, может пролить меня,
Не дай им в камень превратить меня, не дай им пролить меня.

Милосердней убить меня».




_____________________________________________ № 10 Алексей Кольцов
«Молитва»


«Спаситель, спаситель!
Чиста моя вера,
Как пламя молитвы!
Но, боже, и вере
Могила темна!
Что слух мой заменит?
Потухшие очи?
Глубокое чувство
Остывшего сердца?
Что будет жизнь духа
Без этого сердца?
На крест, на могилу,
На небо, на землю,
На точку начала
И цели творений
Творец всемогущий
Накинул завесу,
Наложил печать -
Печать та навеки,
Ее не расторгнут
Миры, разрушаясь,
Огонь не растопит,
Не смоет вода!..
Прости ж мне, спаситель!
Слезу моей грешной
Вечерней молитвы:
Во тьме она светит
Любовью к тебе...»




============================================= 2018 07 16




Рецензии