Епископ Арсений Жадановский

День памяти:
14/27.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Епископ Арсений (Жадановский Александр Иванович) родился 6 марта 1874 года в селе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии в семье протоиерея Ивана Андреевича Жадановского – священника Рождество-Богородичной церкви города Чугуева, что в двадцати восьми километрах к юго-востоку от Харькова. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (отец), а затем отец Алексий (брат).

Десятилетним отроком родители отдали его в Харьковское Духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту. "Приехал, – вспоминал он сам о себе, – к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий [Ключарев], архиепископ Харьковский. Нас – учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка Архиепископ, проходя по рядам, обратил внимание на меня как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем".
В 1888 году Александр окончил Харьковское Духовное училище.
В 1894 году – Харьковскую Духовную семинарию.

С 1894 года служил учителем в Осиновской церковноприходской школе в Харьковской губернии.

Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей), и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Александр послал письмо отцу Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь. Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он готов был принять монашество.

С 26 января 1896 года он – надзиратель-репетитор в Сумском Духовном училище в Харьковской губернии.

17 июля 1899 года в Святогорской Успенской пустыни в Харьковской губернии пострижен в мантию с именем Арсений.
14 августа 1899 года в Святогорской пустыни архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым) рукоположен во иеродиакона.

1 октября 1899 года поступил в Московскую Духовную академию.

Когда проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Там приложился к раке святителя Алексия. Подойдя к ней, почувствовал необыкновенную отраду и утешение, и показалось ему, что раку со святыми мощами окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со Святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение.
О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.

9 мая 1902 года ректором Московской Духовной академии епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) он был рукоположен во иеромонаха.

Во время учебы в академии отец Арсений часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит святого Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы пустынь, которую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьевым), Варнавой (Меркуловым) и игуменом Германом (Гомзиным), своим духовным отцом, оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха.

В 1903 году он окончил академию со степенью кандидата Богословия за сочинение на тему "Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения".

17-19 июля 1903 года присутствовал на торжествах прославления преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни.

5 августа 1903 года назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов Тифлисской Духовной семинарии.

Со 2 сентября 1903 года – казначей Московского Чудова монастыря.

26 марта 1904 года назначен наместником Чудова монастыря.
27 марта 1904 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) возведен в сан архимандрита.
Отец Арсений открыл при монастыре послушническую школу, в которой преподавались церковная история, катехизис, аскетика. В братию зачислялись только окончившие эту школу. В обители поддерживались стройное пение и истовое уставное Богослужение, привлекавшие в монастырь многих Богомольцев. Была повышена дисциплина среди братии: запрещались разговоры певчих на клиросах, признавалось безусловно недопустимым курение табака и винопитие, был введен запрет женщинам входить в ограду монастыря и кельи.

В 1911 году архимандритом Арсением при Чудовом монастыре был открыт Московский отдел Камчатского миссионерского Братства.
В том же 1911 году в кельях наместника Чудова монастыря был устроен храм во имя святителя Иоасафа Белгородского.
В 1913-м в монастыре был создан пещерный Ермогеновский храм.

Особую известность отец Арсений приобрел как духовный писатель.
В 1912-16 годах издавал журнал "Голос Церкви", в котором публиковал собственные статьи, в том числе свои «Духовные дневники». Выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители святителя Алексия». Оставил воспоминания о святом праведном Иоанне Кронштадтском, святом праведном Алексии (Мечеве), схиигумении Фамари (Марджановой) и других подвижниках благочестия Русской Православной Церкви.
В дневниках, в частности, писал, что "в настоящий век происходит странная подмена религиозных понятий. Эксцентричность принимают за высшую духовную силу, простую сентиментальность – за умиление и любовь, действие жизненного магнетизма, а то и простое влияние темной силы – за прозорливость, дар чудес, дар утешений. Истинные же носители Святого Духа остаются как-то незаметными. Удивляешься, когда пораздумаешься над всем этим. Все это является показателем духа времени, настроения современного общества, дряблого и душевно больного".

8 июня 1914 года отец Арсений в Алексеевском храме Чудова монастыря митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским) и другими хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии с оставлением в должности наместника Чудова монастыря.
В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России (в годы советской власти он был разрушен).

27 октября-3 ноября 1917 года Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков. Среди прочих пострадали здания Чудова монастыря. При начале обстрела мощи святителя Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую церковь, где под грохот разрывающихся снарядов владыка Арсений молился вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), преподобным старцем Алексием (Соловьевым) и иноками обители. После закрытия монастыря в августе 1918 года тяжело заболевший от пережитого потрясения епископ Арсений вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) уехал в Серафимо-Знаменский скит в Подольском уезде Московской губернии, где жил в полузатворе, стал духовным наставником схиигумении Фамари (Марджановой) и многих сестер. Ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».

В 1923 году уволен от управления Серпуховским викариатством.

В 1924-25 годах проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда Московской губернии в доме настоятеля местной церкви протоиерея Михаила Пятикрестовского. Устроив в своей половине дома церковь, Владыка ежедневно совершал Богослужения.
К Епископу приезжали схиигумения Фамарь, насельницы скита, многочисленные духовные чада, в Кузьменках он совершил несколько иноческих постригов.

1 марта 1926 года в поселке Котельники Ухтомского района Московской области присутствовал при кончине почитаемого им Московского митрополита Макария (Невского).

После того, в 1926 году, в административном порядке был выслан в Нижегородскую губернию.
Проживал в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре в селе Понетаевка.
В 1926-27 годах проживал в городе Арзамасе в Нижегородской губернии.

В 1927 году составил жизнеописание святителя Макария (Невского).

После выхода июльской Декларации 1927 года не имел литургического общения с единомысленными митрополиту Сергию (Страгородскому) архиереями и священнослужителями и не принимал новых назначений на кафедры.
Присоединился к братству епископов-исповедников Московского Свято-Даниилова монастыря.

В 1931 году был арестован.
Осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Освобожден через два месяца после ареста.

В 1932 году проживал в городе Серпухове Московской области.

21 апреля 1932 года арестован Серпуховским райгоротделом ОГПУ СССР.
Одновременно, в мае 1932 года, привлекался по следственному делу епископа Серафима (Звездинского) – "Московского филиала Истинно-Православной Церкви".
Содержался во Внутреннем изоляторе ОГПУ.
10-11 июня 1932 года освобожден.

В начале 1933 года проживал в поселке при станции Перхушково Звенигородского района Московской области в доме Е.И. Шавровой.

Весной 1933 года арестован вместе с келейницей монахиней Александрой (Мурашовой) в составе группы из десяти человек.
Обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского района.
27 мая 1933 года осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Казахстан.
14 августа 1933 года приговор было решено считать условным.

С осени 1933 года, тяжелобольной, проживал в селе Котельники Ухтомского района Московской области, в четырех километрах от станции Люберцы, в доме, приобретенном на средства духовных чад (С.В. Громова, М.Н. Михайловой) у Е.И. Игошиной-Сенатской, с келейницами монахиней Матроной (Чушевой) и монахиней Александрой (Мурашевой).
Духовные чада приезжали к владыке Арсению утром к началу Божественной литургии, которая совершалась в тайно существовавшей домовой церкви, исповедовались и причащались. Днем всем приезжавшим предлагалась трапеза, и после краткой беседы с Владыкой духовные чада уезжали из Котельников (обычно выходили через садовую калитку в лесок и шли пешком до станции); самые близкие оставались до четырех часов дня и после этого срока тоже возвращались обратно.
В условиях, когда повсеместно закрывались и разрушались храмы, епископ Арсений возглавил группу священнослужителей для организации тайных церквей в домах православных христиан. Он хотел сохранить Русское Православие – основу духовной жизни русского народа, по возможности продлить деятельность Русской Церкви.

14 апреля 1837 года арестован в селе Котельники и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
На допросе 28 мая (дело № П-25682) признал, что совершал тайные Богослужения и являлся главой контрреволюционной организации церковников-нелегалов. Признал, что после тайных Богослужений говорил: "Православная Церковь в настоящее время находится в очень тяжелом положении. Советская власть открыто проводит гонение на Православную Церковь и духовенство, церкви по-прежнему закрываются против желания верующих. Новая Конституция выпущена исключительно для заграницы и людей неискушенных, а на самом деле все идет по-прежнему. Советская власть поставила своей задачей ликвидировать Церковь в СССР и поэтому я предлагал переходить к совершению тайного Богослужения в домах верующих, как в первые века Христианства. Православная Церковь неоднократно переживала гонение и снова возрождалась, так и в настоящее время.
Положение, которое переживает Церковь при Советской власти, должно измениться, Церковь будет восстановлена и снова откроются монастыри. Советская власть будет свергнута народом и управлять страной будут русские верующие люди, преданные Православной Церкви".
26 сентября 1937 года епископ Арсений осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "делу епископа Арсения (Жадановского). Москва, 1937 г." по обвинению в "руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической  организацией церковников – последователей Истинно-Православной Церкви".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

По делу епископа Арсения проходило четырнадцать человек: восемь из них были расстреляны (епископ Арсений Жадановский, священник Сергий Сидоров, священник Михаил Шик, священник Петр Петриков, иеромонах Андрей (Борис Эльбсон), монахиня Матрона (Чушева), Вера Рожкова и Валентина Засыпкина), остальные были осуждены на разные сроки заключения в концлагере.

27 сентября 1937 года епископ Арсений расстрелян на "Бутовском полигоне" в поселке Бутово Московской области. Там же и погребен – в безвестной общей могиле на полигоне.


Литература:
1. Бобринская В.С. Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи. М., 1993. Машинопись. С. 228-229.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 841, 963.
3. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С. 195.
4. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 150-152.
5. Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995.
6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 369-373.
7. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384 с. С. 22-23.
8. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: "Зачатьевский монастырь", 1997. 420 с. С. 118, 405.
9. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19 с.
10. http://www.pravenc.ru
11. http://pstbi.ru
12. http://www.ortho-rus.ru

Документы:
1. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.74.
3. ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению епископа Арсения (Жадановского).


Рецензии