Священник Михаил Шик

День памяти:
14/27.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Иерей Шик Михаил Владимирович родился 20 июля 1887 года в Москве в состоятельной семье. Его отец был почетным гражданином Москвы, купец 1-й гильдии.

Отец Михаил был глубоко верующим и очень образованным человеком: владел древними языками – греческим, латинским, еврейским и современными европейскими – польским, французским, немецким, английским.
Его духовником был старец Зосимовой пустыни отец Алексий.

В 1905 году окончил 1-ю Московскую гимназию.
В 1912-м – историко-филологический факультет Московского университета.

Прослушал курс философии во Франкфуртском университете. После Франкфурта недолго жил у родных в Варшаве. Затем вернулся в Москву.

Был членом историко-философского кружка, созданного его университетскими друзьями – братом и сестрой Вернадскими, сестрами Шаховскими и другими.

С 1914-18 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск.

В 1918 году принял Православие.
Вскоре женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской. Молодые поселились в Сергиевом Посаде.

Михаил Владимирович занимался проблемами религиозной философии при кафедре философии Московского университета "для подготовки к профессорскому званию", но это вскоре было остановлено – времена менялись.

В 1919-20 годах он принимал участие в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ученым секретарем которой был отец Павел Флоренский.

В 1919-25 годах – преподаватель истории в Педагогическом техникуме в городе Сергиев Посад Московской губернии.

В 1925 году митрополитом Петром (Полянским) в церкви Петра и Павла в городе Сергиеве (Сергиев Посад) рукоположен во диакона.

1 декабря 1925 года был арестован.
Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме в Москве.
Обвинение при аресте: "зная о существовании в Москве монархической организации церковников и мирян, скрыл таковую".
Властями было заведено дело "Даниловский синод". В обвинительном заключении по этому делу указывалось, что в Москве "создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью". "Группировка" получила наименование "Сергиевой самаринской", по фамилии А.Д. Самарина. Входили в нее жители Сергиева Посада: дипломат П.Б. Мансуров, князь И.С. Мещерский, священник Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, товарищ обер-прокурора Синода П.В. Истомин.
5 ноября 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ отец Михаил был осужден по статье 68 УК РСФСР по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.".
Приговор: 2 года ссылки в Казахстан.

Из дневниковых записей отца Михаила: «15-го выехали из Ташкента, пробыв там, к счастью, только 4 дня. Здесь всем заправляет и бесчинствует шпана, обкладывает "буржуев" поборами, обкрадывает заключенных. С нами этапом пришла и вместе заперта была в "школе" группа бывших начальствующих лиц из изолятора с остр. Возрождения на Аральском море. Шпана порывалась свести счеты с этой компанией. Когда в первый день я пошел в уборную без подрясника, ко мне подошли двое молодцов и стали допрашивать, не я ли начальник "острова". Я показал свою косицу, обличавшую мое духовное звание. Они отошли, но через минуту, не совсем убежденные, вернулись с вопросом: "А крест носишь?" Я указал на свой вырезанный из фанеры в Бутырках крест. Недоверие еще не было побеждено. "Почему самодельный?" Объяснил, что в ГПУ кресты снимают. "Да, верно, они против религии идут". Таким образом, св. Крест оградил меня от побоев».

В 1925-28 годах отбывал ссылку в городе Турткуле Каракалпакской АО.

В 1927 году в ссылке епископом Никодимом (Кротковым), Таврическим и Симферопольским, рукоположен во иерея.

В 1928 году вернулся из ссылки в Москву и стал служить в московских храмах. Сблизился с "мечевской группой".
В 1928-30 годах – священник храма святителя Николая на Маросейке.
В 1930-31 годах – священник храма святителя Николая у Соломенной Сторожки на Ивановской улице.
Как пишет в "Записках уцелевшего" С.М. Голицын, "отец Михаил был очень известен в Москве как замечательный проповедник и вдумчивый философ". Храм святителя Николая у Соломенной Сторожки, где настоятелем был тогда отец Владимир Амбарцумов – последнее официальное место служения отца Михаила. В этом храме у отца Михаила были самые близкие духовные чада: известный литературовед Борис Дмитриевич Удинцев и замечательная русская пианистка Мария Вениаминовна Юдина.

В 1931 году из этого храма отцы оба ушли за штат в связи с отказом поминать митрополита Сергия как Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Отец Михаил поселился в городе Малоярославце, в 120 км от Москвы.
С помощью родителей им был куплен дом, где он принимал приезжавших из Москвы духовных чад. Работал переводчиком иностранной литературы по договорам с ГИХЛ (Государственное издательство художественной литературы) и Детгизом (Детское государственное издательство). На получаемые от этого средства жила его семья, в которой было пятеро детей. Батюшка построил у себя дома домовую церковь, в которой совершал Богослужения.

25 февраля 1937 года был арестован в городе Малоярославце Московской (теперь Калужская) области.
26 сентября тройкой при УНКВД СССР по Московской области осужден по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "делу епископа Арсения (Жадановского). Москва, 1937 г." за "активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов "Истинно православной церкви".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

27 сентября 1937 года священник Михаил Шик был расстрелян на "Бутовском полигоне" в поселке Бутово Московской области. Там же и погребен – в безвестной общей могиле на полигоне.

Жена и мать отца Михаила безуспешно разыскивали его, посылая запросы в многочисленные лагеря. Только в 1994 году выяснилось, что он был давно уже расстрелян.

Литература:
1. Бобринская В.С. Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи. М., 1993. Машинопись. С. 116-117.
2. Каледа-Амбарцумова. Соломенная Сторожка: О храме святителя Николая и его последних настоятелях// Московский журнал. 1992. № 10. С. 57-59.
3. Шаховской Д.М. Обретение// Новая Европа. Москва, Милан, 1994. № 5. С. 109-113.
4. Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. № 19. С. 12.
5. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: "Зачатьевский монастырь", 1997. 420 с. С. 387.
6. Родионова Н.А. Святитель Николай и Соломенная сторожка// Встреча. Культурно-просветительная работа. 2001. № 1.
7. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19 с.
8. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 169-171, 188.
9. Лидия Каледа-Амбарцумова. Соломенная Сторожка// Московский журнал. 1992. № 10. С. 57-59.
10. Елизавета Шик .Воспоминания об отце Михаиле Шике. Дек. 5, 2005. http://www.damian.ru/Svidetelstva_o_vere/shik/shik.html
11. http://pstbi.ru

Документы:
1.Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т. 1. Л.135-135об.


Рецензии