Светлячки

Звёздное небо. Прохладный ветерок колышет луговую траву. Еле слышный свист доносится до лежащих под деревом детей: русого мальчугана десяти лет и белокурой девочки, его младшей сестры. Оба, одетые в ситцевые рубахи лежат на траве и молча смотрят на кружащихся над ними светлячков, что были сродни кометам. И действительно, много похожего было в них — тусклый и незначительный в огромном пространстве свет, грациозный полёт, крохотный размер, в сравнении с окружающим миром. Но было одно различие: светлячки живые, а вот кометы — нет. Поэтому в один момент кометы заканчивали свой жизненный цикл, а вот удивительные насекомые каждую ночь продолжали радовать детей своим свечением.
— Какие они красивые! — слышится нежный девичий голос. — Такие… Такие жёлтые.
— Да-а… — с придыханием проговорил мальчик. — Кружатся в воздухе, летают. Они ведь могут полететь, куда захотят!
— Но появляются только по ночам. У них совсем немножко времени, чтобы куда-то добраться.
— Правда, но это лучше, чем торчать в одном месте. Посмотри, как им легко летать. Мне бы так. — с сожалением сказал мальчик.
Они замолчали, полностью погрузившись в наблюдение за светлячками. Дети следили за каждым взмахом их крылышек, за золотистым миганием брюшка и плавным, завораживающим полётом. Захватывало дух, оба медленно дышали, стараясь не спугнуть насекомых.
— А куда они исчезнут днём? — шёпотом спросила девочка.
— Наверное, уснут. У них всё наоборот: когда мы веселимся и гуляем — они отдыхают. А когда мама зовёт нас в кровать — светляки просыпаются и бесконечно кружатся над этой полянкой.
— Зачем? — сестра повернула голову и вопросительно взглянула на брата.
— Не знаю, такая у них жизнь. Летают. — он пожал плечами. — А может и есть у них какая-то цель или мечта, просто мы этого не знаем. Они ведь тоже живые. — на минуту над лужайкой повисла тишина, нарушаемая лишь стрекотанием сверчков. Ветер утих.
— А знаешь, я, наверное, понимаю, какая у них цель в мире. Ну, то есть здесь. — девочка присела на колени.
— И какая же? — жуя травинку, поинтересовался мальчик.
— Смотри, они же жёлтые, да?
— Да.
— И они, должно быть, тёплые?
— Мне-то откуда знать? Может они, наоборот, холодные, как айсберги.
— Нет, ну допустим, тёплые, хорошо?
— Ну ладно, тёплые.
— А что у нас жёлтое и тёплое?
— Огонь, конечно же. Но светляки ведь не горят. — он ухмыльнулся.
— Да нет же, я не про огонь. — она хлопнула себя по лбу. — Ну, то есть про огонь, но не такой. — девочка отрицательно завертела головой. — Светлячки же тоже, можно сказать, круглые, только овальные.
— Что ты несёшь?
— Что есть такое, что совмещает в себе теплоту, круглую форму и свет? Ну не молчи!
— Солнце! Солн-це! Круглое, тёплое и светящееся солнце. — мальчик закатил глаза. — Но разве светляки хоть отдалённо его напоминают?
— Ну а почему, если оно меньше, то не может быть им? Вдруг светлячки — это тоже чьё-то маленькое солнышко? Вдруг оно тоже кого-то греет, или освещает кому-нибудь путь? Ведь если даже что-то меньше или слабее тебя, не значит, что хуже или бесполезнее. Они, думаю, тоже кому-то нужны. — девочка накручивала локон своих волос на палец.
— А почему именно светляки?
— Не только светляки. Даже муравьи упорно работают, наверное, принося кому-то пользу. Просто не догадываясь об этом.
— Я не знаю. Никогда не думал о таком, сестра, но точно знаю, что тебе уже пора спать. Может, светлячки и чьё-то маленькое солнышко, а мы — букашки для кого-то очень большого и сильного, однако как бы то ни было — нам нужно идти спать. Мама будет волноваться. — он взял сестрёнку за руку — та, не сопротивляясь, обхватила его ладонь.
Два детских, хрупких силуэта удалялись за горизонтом. Таких же хрупких и маленьких, как весь этот мир, где даже крохотные светлячки могут оказаться чьим-либо солнышком. Но они лишь без конца крутились в хороводе, описывая круги. Чудные насекомые покачивались в воздухе, сопротивляясь свистящему ветру. Ночное небо, звёзды, луг, светлячки. И два, исчезающие на воображаемой линии, силуэты.


Рецензии