Неслучайное обобщение

     Попала мне в руки книга, посвященная, по сути, истории одного из ключевых предприятий отечественного атомного проекта, и сейчас составляющего основу ядерной обороноспособности  России, а также концентрирующего высокие технологии ядерной индустрии мирового уровня. Кто не знает – объясняю -  родной брат моей любимой женщины много лет занимал высокий пост директора до сих пор совершенно закрытого предприятия «Электрохимприбор», а кроме того возглавлял партийную организацию Уральского города, построенного при комбинате, а также и саму власть города. Герой книги награжден многочисленными государственными наградами, знаком лично с В.В.Путиным, представлял Россию за рубежом на рынке обогащенных изотопов элементов с малым периодом полураспада, до сих пор занимает активную жизненную и профессиональную позицию, будучи, все – таки,  представителем предвоенного поколения. 
     В книге вместе с историческими фактами собраны воспоминания активной творческой личности об истории и развитии крупного предприятия, трудностях в период перестройки, успешно преодолённые тогдашним директором, о достижениях в конверсионных технологиях, построенных на базовых возможностях стратегического предприятия.
     Я с интересом и удовольствием прочитал книгу с надписью героя книги своей сестре, почерпнул там много любопытных фактов, которые дали возможность сделать некое новое обобщение уже с моими данными, о котором и пойдет речь.
     Известно, что научным руководителям создания предприятия «Электрохимприбор» еще при Л.П.Берии был академик Лев Андреевич Арцимович, который мне знаком по работам в Институте Атомной Энергии (ИАЭ) им. И.В.Курчатова в Москве. Я не застал Арцимовича, который умер в 73-м,  а я пришел в 76-м, но его дух чувствовался в ИАЭ на протяжении всех многих лет моей работы там. А работали мы вместе с московскими коллегами над проектом ТОКАМАК, который и предложил академик Арцимович в послевоенные годы. Именно он предложил конфигурацию, включающую в себя ТОк, КАмеру и МАгнитные Катушки – модель термоядерного реактора с магнитным удержанием плазмы, первый демонстрационный образец которого только сейчас сооружается международными силами в далеком французском Кадараше.  Магнитные катушки, предложенные Арцимовичем принято сейчас делать в виде тороидальной магнитной системы, чаще сверхпроводящей, чем мы и занимались тогда.
     Так фокус состоит в том, что одна из основных технологий «Электрохимприбор'а» состоит в обогащении изотопов делящихся элементов, проводимом именно в стационарном магнитном поле. Известно, что траектория движения заряженной частицы в магнитном поле зависит от заряда частицы, что и позволяет сепарировать изотопы путем установки ловушки на пути нужной траектории. Метод магнитной сепарации известен, но на  Уральском предприятии он был впервые в стране реализован в промышленных масштабах, что и позволило достичь ядерного паритета в мире, в чем есть безусловный и существенный вклад героя упомянутой выше книги. 
     С учетом сказанного ключевой смысл имеет тот факт, что магнитная система обогатительной фабрики «Электрохимприбор'а» имеет тороидальную структуру. Что это значит? А то, что академик Арцимович еще тогда, в         конце 40-х годов прошлого века,  находясь под трудно представимым сегодня давлением спецслужб, заложил в базовую технологию атомного проекта – «токамачную» структуру магнитного поля, позволяющую, вместе с решением основной задачи обогащения материала для ядерного оружия, проводить термоядерные исследования в мирных целях для создания неисчерпаемого источника энергии, актуального для человечества. То есть, Лев Андреевич Арцимович, как ответственный гражданин и великий ученый в те трудные годы думал не только о военном проекте, ради которого и создавалось закрытое предприятие, но и  будущих потребностях человечества, проявляя удивительную прогнозирующую способность, присущую многогранному ученому.
     Вот таким образом, путем сопоставления данных из различных источников, удалось сделать некое новое, для меня по крайней мере, обобщение, еще раз подтверждающее многогранность мышления творческого человека, каким был Лев Андреевич Арцимович. Я не претендую на мировую новизну сделанного наблюдения – наверняка соратники и близкие люди академика могли знать о мотивации выбора именно тороидальной структуры магнитного поля для обогатительной фабрики «Электрохимприбор'а», которая могла быть и иной, например – соленоидальной.  Но как пример творческой многозначности мне данное обобщение видится достаточно убедительным.


СПб,
2018, июль


Рецензии