Дыхание Рая

Меня на фасебуке два года назад пригласила в Меджугорье Людмила Василиади.  По разным причинам мы с Леной в эти два года поехать не могли. Сейчас мне кажется,  я зрел для этой поездки. Можно сказать, Богородица подбирала мне хорошую команду. В этом году поездка наконец состоялась. 14 июня мы отправились в путь.
   Лена заранее ночевала в Москве и приехала пол - восьмого утра.  Я уже был одет . Затем за нами приехала Ольга Тимофеевна Абукова на машине с подъемником . В машине  я увидел еще два человека с ограниченными  возможностями Ольгу Брусничкину и Катю Ловцову. Там были еще два помощника мужчины. До аэропорта доехали за час, но не сразу припарковались. Мы заехали внутрь. Я с любопытством разглядывал аэропорт, чувствуя напряжение, царившее внутри. Нас встретили два молодых человека – сотрудники Домодедово. Они  помогли зарегистрироваться и сдать багаж.
   Мы увидели руководителя нашей группы – о. Даниэля, его знакомую Ольгу.  Я сразу почувствовал в священнике мягкого, спокойного человека. До паспортного контроля время промелькнуло незаметно. На таможне аэропорта мы простояли около 30 минут. Ощупали меня и мою коляску. В нашей группе оказалось семь колясочников. Я у сотрудников на лице прочел какое-то волнение. Они решали вопрос, как нас переместить в самолет. Людей с ограниченными возможностями грузили первыми.
Нас перевезли в вагон с подъемником и мы поехали к самолету Боинг.  Потом пересадили на узкие стульчики на колесиках, их ширина была чуть меньше ширины прохода. Так мы доехали до места. Мы с Леной сели рядом. Я оказался около иллюминатора.   В самолете  я последний раз летал в семилетнем возрасте и поэтому немного волновался. Стюардессы рассказали о правилах безопасности, один человек из экипажа показал руками, как одевать спасательный жилет и кислородную маску. Наконец самолет начал набирать высоту. У меня побаливали уши от перепада давления. Я с интересом разглядывал маленькие дома, поля, облака. В иллюминаторе было двойное стекло, я заметил снаружи  иней. Это капельки воды превращались в лед. Нам объявили, что температура за бортом  минус 60 градусов. Когда я смотрел в иллюминатор, мне казалось, за бортом зима. Стюардессы стали разносить прохладительные напитки. Потом подали обед и чай-кофе с конфетой. Третьим в нашем ряду оказался Анатолий Матвеев. Он паралимпийский чемпион по конному спорту. Когда появились стюардессы с подносами, он вдруг сказал: « Сейчас корм дадут».  Мы посмеялись. В самолете было много детей от полугода до пяти лет. Они шумели, плакали при взлете и посадке, когда закладывало уши. Наконец объявили снижение. Я увидел в иллюминаторе море и горы, яхты и корабли. Когда мы сели, первыми вышли из салона физически здоровые люди, а мы остались одни. Сотрудники аэропорта Тиват помогли нам спуститься на землю, это получилось быстрее, чем  в Домодедово. Меня просто снесли по лестнице на руках.  У нас проверили паспорта , потом мы получили багаж. Автобус из Меджугорья нас уже ждал.
В аэропорту нас встречал помощник Илья Астапов, прилетевший другим рейсом на три часа раньше. Над высокой горой висела темная грозовая туча, но было солнечно и жарко, я сразу заметил магнолии и пальмы. Поскольку автобус оказался большой, но без подъемника, меня шофер быстро втащил на руках и я с удовольствием сел на первое сидение. Потом посадили колясочницу Свету из Элисты. Часть группы осталась в Тивате. Потом подъехали Татьяна Рик с ее сыном Виталиком, мы отправились в Меджугорье.
   Я рассматривал горы Черногории с огромным удовольствием. Мне показалось, что это сказочное место. Город Тиват располагается в подножье горы. Рядом Адриатическое море, я первый раз увидел  домики для выращивания креветок.  Жилые дома оказались невысокими. Я заметил, что вход в дома располагается на третьем этаже. Через час наш автобус подъехал к границе Черногории. Водитель автобуса собрал у всех паспорта. Такая же процедура повторилась через 50 метров на границе с Боснией  и Герцеговиной. По дороге у меня возникло ощущение, что я снова попал в Россию. По - русски написаны названия улиц, городов, магазинов и даже Сбербанк нас поразил своим существованием в далекой стране. Мне очень понравились огромные горы. У меня создалось ощущение, что облака спят в горах. Хочу заметить по поводу маленьких поселений, мимо которых пролегал наш путь. Когда мы ездили по российским дорогам (на Селигер и Санкт-Петербург), запомнились обветшавшие здания,  плохой асфальт. А здесь я рассматривал одно- двух- трех этажные домики, на крышах которых стояли спутниковые антенны.  Поразило отсутствие заборов. Вместо них – живые изгороди. Проезжали виноградники. Иногда мне было страшно, когда автобус проезжал по серпантину. Я подумал про себя :  « Эта дорога не для лихих русских водителей».
 Мне понравилось, как устроены кладбища. У русских на каждой могиле ограда, а у них – нет. Только аккуратные каменные плиты и кресты. На каждом кладбище маленькая часовня. Среди них попадались старинные. Попадались пастухи и козы. Я даже удивился, как они их пасут в горах. Мы сделали небольшую остановку на автозаправке. Все, кто мог сам выйти из автобуса, пошли в кафе и супермаркет рядом. По возвращении Лена мне рассказала, что евро на кассе у нее не приняли. Там другие деньги – марки, но прямо в магазине есть обменный пункт. Мы  немного подкрепились и стали молиться Розарий, а руководитель группы о. Даниэле рассказал нам про Меджугорье.
  Мы ехали еще часа два с половиной после остановки и я видел мусульманские мечети. Как я понял, там три религии (православная, католическая и мусульманская) уживаются на сравнительно небольшой территории. Уже стемнело. На небе появилась Луна. Я сразу заметил светящийся Крест на вершине горы.
   Мы наконец въехали в Меджугорье.  Гостиницу мы нашли не сразу, и несколько раз проехали по освещенным улочкам этого удивительного места. Я заметил много людей на инвалидных колясках. Несмотря на поздний час, работали все сувенирные магазинчики. На помощь уставшему водителю прислали автомобиль и наш автобус следовал за ним. Я сразу заметил гостеприимно открытые ворота отеля « Яркич». Нас приняли хозяева отеля и организация «Свет Марии», хотя по местному времени было уже 23 часа! Они накормили нас сытным обедом, всех обняли. Мы чувствовали себя так, как будто приехали домой. Обстановка отеля показалась мне роскошной, похожей на те бразильские сериалы, которые я смотрел в детстве. Время близилось к полуночи. Мы сильно устали от дороги и отправились отдыхать. Нам дали комнату на двоих с Леной. Я сразу поехал на балкон . На улице было тихо, тепло и темно. Комната оказалась уютной. Как ни удивительно, я выспался.
   По расписанию завтрак был в 7.30. Проснулся я в семь под звон колокольчика в руках нашего волонтера Ильи Астапова. В отеле  был автоматический вместительный лифт и на нем мы спустились в ресторан на «-1» этаже.  Хозяйка Иванка накормила нас вкусным и сытным завтраком.  Потом началась очень интересная программа. Мы поехали на конференцию. В Меджугорье накануне прибыло 1700 человек из двенадцати стран мира, инвалиды и их сопровождающие. До зала, где проходила конференция, мы добрались пешком и на колясках за пятнадцать минут. На улице стояла жара. По дороге попадалось много маленьких отелей и пансионов. Мне понравился один отель в четыре этажа, похожий на Ноев ковчег. Возле него я заметил огород, где цвела картошка. Все, кто встречался нам по дороге, с нами здоровались, совсем незнакомые люди. Меня это удивило. Там было много магазинчиков, где продавали все для молитвы: четки Розария, Распятия, фигурки Девы Марии. Наконец мы вошли в просторный зал Иоанна Павла Второго. Зал был набит, как Ноев ковчег, потому что все прибывшие пришли туда. Я никогда не видел столько людей с ограниченными возможностями сразу в одном помещении. Если честно, мне было трудновато поначалу. Я привыкал к климату, другому часовому поясу и непривычной обстановке. Пишу это для других инвалидов, кто еще туда поедет, чтобы они в первый день с утра не смущались своим состоянием.
   Началось представление стран – участников. Каждая страна приготовила какой-то номер, где рассказывала о себе.  Там были община « Вера и свет». Больше всего групп было из Хорватии .  Я запомнил инсценировку Явления Пресвятой Богородицы в Лурде. Некоторые актеры были даунами.  Команда России выходила двенадцатой. На сцену поднялись Ольга и Света из Элисты и Илья. Пели песню «Аве, Мария».  Мы заранее взяли мобильные телефоны с наушниками. На волне 103.2 FM шел русский перевод, осуществляемый сестрами «Света Марии». Представление стран длилось два с половиной часа. Мы сидели в конце зала, мне было почти не видно сцену, но обстановка все равно, несмотря на общий шум, была приятная. Нам бесплатно давали напитки, потому что было жарко на улице. В зале оказалось прохладнее. Мы с Леной выходили на улицу. Там около Храма был большой общественный туалет с кабинками для людей с ограниченными возможностями. Меня поразило, что там даже душ можно принимать. 
   К 12.30 часам мы все поехали на обед в наш пансион. Обед оказался очень вкусным, приготовленным с душой. Мы все делились впечатлениями. Хочу рассказать о наших посиделках за едой немного больше.  Мы были как одна семья и рассказывали разные истории. Они были и смешными и поучительными, некоторые я запомнил. .  О. Даниэль рассказал такой случай. Один священник исповедовал девочку. Она не знала, что говорить и он решил помочь.  Он ее спросил : « Вы делали то-то?» Она в ответ:  « Да, а Вы?»  Исповедник смутился, подумал и сказал: Да, было» .  Потом он спросил про другой грех. Девочка снова ответила « А вы?»  И так всю исповедь. Я очень смеялся.  Однажды я спросил: «Приезжают ли сюда православные?»  Одна из сопровождающих нас девушек рассказала про одного православного священника, который ехал в Меджугорье и по дороге ворчал: « Да, я знаю, что там все католическое, но  я люблю Богородицу» .  У православных в трапезной стоят иконы, а у нас была статуя Богородицы прямо над столом, как будто Она была с нами.  Мне кажется, у всякой конфессии есть свои святые. Священник Даниэль всегда благословлял еду. После обеда мы немного передохнули в комнатах и снова поехали в то же место на молитву Крестного Пути. Зал уже был не такой полный, как в прошлый раз. Я попросил сесть поближе к сцене. Священник молился. Мы запомнили тексты о прощении. Эта встреча продолжалась часа полтора. Потом мы вышли и Татьяна из Света Марии провела небольшую экскурсию вокруг Храма и к мироточащему Кресту.
Путь к нему был оформлен как стояния Крестного пути в виде фресок.  Если честно, меня поразила большая исповедальня в виде множества кабинок. Отец Даниэле мне понравился как священник и как открытый человек и я решил поговорить по душам и исповедаться. Всю свою жизнь до этого я исповедовался по бумажке. Мне записывали грехи, а я показывал священнику бумажку с записями и мне читали разрешительную молитву. Мне кажется, о. Даниэле сразу понял, что я философ. О своих грехах я тут писать не буду.  Вдруг неожиданно для нас обоих выяснилось, что он меня понимает!  Такое со мной случилось первый раз в жизни. Мы с ним отлично пообщались. Он помолился обо мне и мне стало намного легче. Я думаю, какая разница :  католик или православный. Исповедь есть исповедь.
Я заметил, что вокруг Храма стоит много обычных стульев, на которых сидят разные священники, а на полу стоит табличка, на каком языке принимается Исповедь. Я видел это первый раз. Вокруг было тихо, спокойно. Я заметил много людей на инвалидных колясках, стоящих в очереди к другим священникам. Я насчитал около пятидесяти священников, принимающих покаяние. Потом началась служба на открытом воздухе. Наша русская группа обычно располагалась в тени, на лавочках под тенью деревьев. Ориентиром служил большой камень. Служба проходила на хорватском, но мы слушали перевод по радио,  также, как и на конференции. Мне нравились песни. Они мелодичные и успокаивали. После службы наша группа разделилась надвое. Здоровые пошли на холм Подбрдо, где является  Богородица, а мы кто на колясках, пошли пить чай в кухню.  Мы все перезнакомились. Через полтора часа пришли священник и все остальные и  наконец  наступило время сна. Перед сном я чуть- чуть посидел на балконе. Ночь была тихая и гораздо темнее, чем у нас в России. На горе Крыжевац с наступлением темноты начинал светиться Крест. Его можно было увидеть из любой точки Меджугорья.
        Настал субботний день. После завтрака мы пошли к Синему Кресту на гору Подбрдо. Туда я доехал на машине. Мы остановились перед склоном холма. Там мы увидели крутой подъем вверх и сначала побоялись подниматься. Потом к нам подошел один (продавец фруктов). Он резко взял мою коляску и потащил вверх. Прямо к Синему Кресту. Там меня поставили на ровной площадке, где молились Розарий группа из Италии. Для тех, кто не был в Меджугорье, поясню. Там стоит Крест синего цвета и около него статуя Богородицы. Здесь чаще всего бывают явления. Мы с Леной помолились 15 минут, потом меня спустили пониже, где мы молились вместе с украинской группой. Я был поражен: Украина и Россия вместе стоят и молятся за мир между нашими странами! Группа Украины нас хорошо приняла. Их было в три раза больше, чем нас (инвалиды, в том числе ментальные  и сопровождающие). С ними была пожилая, но очень активная монахиня. Наш отец Даниэле руководил молитвой. У меня было такое ощущение, что нет никакой вражды, как нам внушает СМИ. Как я понял, там были только домашние дети. Молитва продолжалась около получаса.
Затем тот же мужчина, которого о. Даниэле почему-то называл экспертом, ловко спустил меня вниз и угостил полкило черешни. Мы ему по - хорватски сказали : « Хвала Лепо» (большое спасибо). Мы потихоньку поехали на обед в наш пансион пешком, потому холм Подбрдо был рядом.
 На обед оказалось два блюда - на первое паста ,  на второе –ризотто (рис, замоченный в белом вине). Я давно мечтал попробовать ризотто. Оказалось, очень вкусно. Мы хвалили хозяйку.
  После обеда и отдыха мы пошли на лекции и презентацию книги. Там было четыре презентации. Как я понял, это одна женщина, мама сына с аутизмом.  У нее сын сейчас взрослый. Она поделилась своим опытом. Вторая презентация была одного священника.  У него в приходе были дауны, один даже помогал ему как министрант. Он сказал, как все началось. Однажды священник говорил долгую проповедь в своем приходе. Вдруг один парень его спросил: « Можно вопрос?».  Священник разрешил. И вдруг услышал: « Как жизнь?».  Он не ожидал такого поворота и даже .. расплакался. Священник  сказал: « Я так расчувствовался, что десять минут не мог взять себя в руки, потом продолжил службу. Он начал с ними официально, а такие люди перевели беседу на личный уровень, дав понять, что он – их друг. Я думаю, Бог от нас тоже этого хочет  в молитве.  Затем выступал молодой парень. Как я понял, он волонтер. Он приехал в Меджугорье в поисках своего призвания, и кто-то ему рассказал о людях с аутизмом. Парень поехал посмотреть. Он придумал для них занятие – плести четки для молитвы Розария. Волонтер показал маленький фильм, как мальчик с аутизмом плетет четки. Коробочка,  там много отделений. В каждом отделении лежат бусинки. Парень доставал бусинку, одевал с молитву на бечевку. Для каждой бусинки – одна молитва. Десять – «Радуйся Мария»  и одна молитва – «Отче наш». Можно сказать, этот парень в таком состоянии внутри молитвы. После каждого десятка мальчик получал порцию любви и благодарности – маленький смайлик. Я думаю, ощущал в этот момент, что он нужен. Если честно, мне кажется, для таких людей нужен священник наподобие этого волонтера. Я это описал, вдруг кому-то пригодится.
  Я запомнил еще одно выступление. Если честно, оно было для как специально для меня.  Мы увидели бородатого молодого человека. Я заметил, что у него открытое доброе  лицо. Он представился как электротехник, решивший применить свои умения и знания на пользу инвалидам. Его зовут Мирослав. Мы увидели  маленький фильм про то, как работают его изобретения. Из фильма я помню маленькую девочку, которая практически не могла говорить. Мирослав изобрел аппарат,  по мимике лица считывавший намерения девочки и переводивший их в слова на экране ноутбука . Так родные могли ее понимать. По себе знаю, самое страшное – когда окружающие, особенно самые близкие люди, не понимают твою речь.  Он сказал, что мы придумали умные дома для инвалидов. Лена мне списала его  сайт www.eglas. hr.  Я потом в Москве его открыл. Мне понравилась фраза, что ДЦП – это не болезнь, а состояние.
        Нам запомнился один парень даун, который всех развлекал на этих лекциях, а особенно во время песен. От него веяло чистой радостью малыша, хотя ему на вид было лет 25 . На песнях он «зажигал» с воображаемой гитарой, потом чаще всего прыгал со сцены вниз. Даже полы ходуном ходили. Еще он любил обнимать и целовать всех, кто находился в президиуме. К чести ведущих, они это воспринимали спокойно и с улыбкой. Думаю, он разряжал обстановку, многие, в том числе и я , хохотали, глядя на него. Все выступления мне очень понравились. Я не слышал о таких встречах в России. Я знаю, какие-то небольшие конференции проходят, но  такой масштаб, как  в Меджугорье, я не встречал. Хочется , чтобы подобное было организовано в Русской Православной Церкви  ( встреча, обмен опытом, молитва).  Мне кажется, не было никакого стеснения и у ментальных инвалидов и у даунов. У меня возникло такое ощущение, что у людей с ментальной инвалидностью нет конфессии. Когда мы вышли из зала, на улице увидели расставленные столы с огромным количеством самых разнообразных сладостей. Их пекли по семьям жители Меджугорья именно для инвалидов и все было сделано с огромной любовью. 
   Затем мы пошли на вечернюю молитвенную программу. Там можно каждый день причащаться. В субботу вечером была служба для многочисленных людей с ограниченными возможностями. В один из моментов службы приносили Дары на Алтарь. Нас с Леной очень тронуло, что среди Даров Иисусу был…мобильный телефон. Действительно, почти вся личная жизнь людей с ограниченными возможностями  проходит через обычные мобильники.
     Затем в 22 часа по местному времени (в Москве 23 часа) начиналось Поклонение Святым Дарам (Адорация). Мне кажется, самая красивая из всех церковных служб там именно Адорация. Расскажу, как это происходит. Тело Христово в виде Хостии  (большого круга из Хлеба) вставляют в золотую дароносицу в виде солнца.
Кругом темнота, только фонари горят на улице и много народа и Тишина. Адорация больше всего мне понравилась из-за Тишины. Потом через десять минут произносят краткую молитву на разных языках, потом поют песни под гитару. Я первый раз такое видел. На скамьях я видел много детей, мирно спящих под молитву на руках и коленях своих матерей, молящихся Иисусу. Это выглядело как большая Семья во главе с Богом. Потом мы пошли по домам. Получился богатый событиями день.
    В воскресенье утром после вкусного завтрака мы пошли в Храм. Там была воскресная служба в 11 часов, а перед ней –  красивая постановка о явлении Богородицы в Лурде.  Потом все делегации из четырех стран:  Украина, Россия, Польша, Литва отправились в небольшой парк недалеко от Храма. Там на прощание организовали пикник.  Мы расселись по скамьям, около трехсот человек. С нами было четыре священника, по одному от каждой страны. После небольшой общей молитвы выступила Тереза. Она возглавляет общину « Свет Марии» .  У нее тихий, очень спокойный голос. Тереза всех поблагодарила за участие, просила больше молиться Розарий, рассказала немного о себе. Стали раздавать еду. Начали петь песни. Мне запомнилась немолодая монахиня, приехавшая с украинцами. Я первый раз видел, как монахиня  зажигала толпу, заставляя всех двигаться под музыку.
   Обед в пансионе в тот день был попозже и мы с Леной наконец поднялись на лифте на четвертый этаж , где была терраса на всю крышу. Она оказалась большой и очень удобной. Мне понравилось стеклянное ограждение. Вид сверху оказался великолепным. Вокруг горы, дома, отели и пансионы, виноградники. Даже видно было два Храма. Один – куда мы всегда ходили, а другой – маленькая поминальная часовня на кладбище. Самое главное – гора Крыжевац, которую венчал Крест. На террасе росли лимоны в горшках. Я первый раз в жизни видел, как растут лимоны! Было воскресенье, к хозяйке отеля приехала вся семья. Каждое воскресенье вечер они все семьей ходят на св. Мессу. Во время обеда мы решили пойти вечером к Святому Кресту. Надвигалась гроза. Все разошлись по комнатам отдыхать.  Вдруг к нам влетела Таня ( наша сопровождающая из «Света Марии») и попросила  быстро собираться: « Мы сейчас едем на Явление Богородицы в частный дом». 
   Дело в том, что в Меджугорье с 25 июня 1981 года является Богородица. Прошло уже 37 лет со дня начала Ее Явлений. Сначала Она приходила к шестерым детям. Все они сейчас взрослые люди.  Богородица ежедневно является  трем из из них: Марии Павлович – Лунетти, Вицке Иванкович и Ивану Драгичевичу.
   Нас пригласили в дом к Марии Павлович. Дали машину.  За руль сел  о. Даниэле. Лена и Татьяна говорили, что нам очень повезло. Но если честно, я толком не понял, почему повезло и куда  мы едем. Через десять минут мы оказались возле дома.   Впоследствии мы узнали, что 9 августа 1995 года был открыт «Дом св. Иосифа» для реколлекций и Мария Павлович иногда удостаивается там явлений. Нас провели в уютный зал, где ужу находилось несколько десятков человек. На столе горели свечи, создавая приятный полумрак, стояла статуя девы Марии с Младенцем. Все начали по очереди читать Розарий. Я молился про себя, как мог. Вдруг пришла визионер Мария Павлович. Она начала молиться, и тут вдруг на нас опустилась тишина. Если честно, я что-то почувствовал в этот момент.  Сам не понял, что. Через десять минут все закончилось, Мария передала слова Богородицы по-хорватски, а Тереза перевела по-русски.  Мы не все запомнили. Тереза сказала :  «Богородица над всеми помолилась и всех благословила и прочла все записки». Там в плетеной корзине лежало много записок.
       Потом мы вернулись домой.  От молитвы Богородицы  было легко на душе и прибавилось сил.  Вечер дальше был свободным, часть группы снова ушла к Храму, а мы отдыхали. Потом легли спать.
     Утром в понедельник мы проснулись, позавтракали и поехали в Ченаколо.  Это Реабилитационный центр для лечения наркозависимых. День снова оказался солнечным и жарким. Место было красивое. Совсем не напоминало больницу, хотя сам я не заходил в их жилые комнаты. Нас встретили тепло.  Вначале показали свой магазинчик. Весь магазинчик – на религиозную тематику. Четки Розария, книги, журналы и много поделок ручной работы. Они нас пригласили в отдельный домик, где на первом этаже находился  небольшой зал для общей молитвы. Там мы увидели много стульев. На стенке висел плазменный телевизор. Они нам показали свой фильм,про женщину по имени Эльвира, основавшую эту общину. Она католическая монахиня, основавшая  не только одну эту обитель, но и много таких же по всему миру. Позже я задал вопрос:  « В России есть такие центры?» .  Нам сказали, что в России были, но их потом закрыли. « В России менталитет совсем не тот, и поэтому они не прижились».
После фильма один из двоих парней, которые нас встречали, рассказали о своей жизни. Их рассказ звучал как покаяние. В молодости им нравились тусовки, музыка, выпивка, бары. И пошло-поехало. Потом перешли на наркотики. В начале на легкие, потом на сильные. Чтобы добыть деньги, воровали у друзей и у родителей. В один переломный момент они осознали, что так больше жить  не могут. Родители им подсказали, что есть такой центр – Ченаколо в Хорватии.  Мне понравилось, как они рассказывали о режиме дня. Когда первый раз человек приходит в их Центр, им дают напарника, который следит за новичком и никуда от него не отходит. Его называют Ангелом –Хранителем.
День в обители начинается в шесть утра , как у монахов, с общей молитвы. Потом  физическая работа в разных местах. Хочу заметить, насельники обители в том числе помогают людям с ограниченными возможностями подняться на гору Подбрдо и Ченаколо. Их сажают на носилки  и несут их вдвоем на плечах. Мне понравилось, что они все живут там добровольно и ворота обители всегда открыты, днем и ночью. Иногда бывают побеги, но потом их ищут и возвращают. Ольга из нашей группы спросила :   « Создают ли они потом  семьи или зависимость от химических средств остается?». Рассказчик ответил уверенно, что почти все обзаводятся семьями после выхода из Ченаколо и некоторые даже становятся священниками!  Но он добавил: « Мы все после выхода из обители стараемся сохранить тот образ жизни, к которому привыкли в Ченаколо. Иначе через неделю-полторы мы снова здесь. Бог заполняет пустоту в нашем сердце. Хочу сказать, все начинается с отношений с родителями. Если отец кричит на сына или бьет его, то впоследствии выросший молодой человек заполняет эту пустоту в сердце наркотиками. Берегите ваши семьи».  Я спросил: «Сколько человек сейчас проживает в Ченаколо?». Он ответил, что около сорока, но обитель может принять сто  человек.  Мы еще с ним сфотографировались, немножко походили по территории и быстро вернулись в пансион. Нам это место понравилось и беседа тоже. Спасибо им большое.
    После обеда мы поехали в гости Нэнси и Патрику. Мы приехали в огромный замок, прямо из Средних Веков. Поскольку жара продолжалась, мы зашли огромный зал. Я сначала подумал, что это трапезная, потому что часть помещения была занята под кухню. Потом мы пошли погулять, потому что о. Даниэль поехал за остальными. Во дворе росло необычное дерево с плодами в виде ягод, похожими на нашу ежевику, только побольше.  Мы наивно думали, что наша русская группа на этой встрече будет одна, но вдруг подъехал автобус и из него высыпалась громкая группа паломников из Рима.   Они так эмоционально разговаривали между собой, я как будто в улей попал. Мы наконец все разместились, и в зал вошли Патрик и Нэнси. Говорила в основном Нэнси, Патрик молчал. Невозможно было по их виду, понять, кто они такие. Нэнси нас очень тепло поприветствовала :  «У нас в гостях русская группа».  Патрик оказался канадцем, имел в Канаде свой автомобильный бизнес.  Как я потом узнал, заработал денег больше, чем основатель фасебука Марк Цуккенберг.  По его собственному признанию, деньги были его богом и он так учил своих детей. Брак с Нэнси у него оказался третьим, от предыдущих браков осталось трое сыновей и дочь. С ними были большие проблемы. Однажды к Патрику  в руки благодаря брату Нэнси, хорвату,  попали Послания Богородицы из Меджугорья. Они произвели на него потрясающее действие. Он продал свой бизнес и в конце концов переехал в Меджугорье.  Детей он посвятил Непорочному Сердцу Девы Марии. Жизнь постепенно стала налаживаться, в том числе и у детей. Теперь они с Нэнси живут в Меджугорье, молятся,  принимают паломников, дают им свое свидетельство.  Как мы узнали от сопровождающих нас девушек из Света Марии, они живут очень скромно на чердаке этого замка, построенного на остатки их средств, всегда ходят на вечернюю трехчасовую св. Мессу. Очевидно, что они искренне любят друг друга. Патрик сказал, что для него в жизни главное – Розарий. Из наших двух групп было три священника и они за нас помолились и благословили.  В машине на обратной дороге мы узнали размеры прошлого состояния Патрика.  Мы испытали настоящее потрясение. Эта встреча для меня оказалось очень полезной.  Я понял на их примере, что главное в жизни не деньги, а Бог.
    Вечером как обычно мы пошли на молитвенную программу.
    В тот же день после ужина к нам пришли гостьи из Света Марии:  Тереза, Оксана, Татьяна.  Мы все собрались за столом. Так получилось, что мы получше узнали друг друга только в конце. Каждый из нас рассказал о себе и своей жизни подробно. Получилось долго. Начали с нас с Леной. Анатолий рассказал, что он паралимпиец по конному спорту. Света и Ольга рассказали про свою общину, в которой живут. Она называется « Община Иоанна XXIII». Татьяна Рик  оказалась детской писательницей, автором занимательных учебников по русскому языку. Она даже встречалась с Иоанном Павлом Вторым. Ольга и отец Даниэль оказались  из общины Вербум  Дэй («Слово Бога», где изучают Библию). Илья ищет себя в духовной жизни. Он хорошо помогал нам.  Тереза называет себя послушницей Богородицы.  Она основала эту общину. Татьяна из Украины, Оксана из Латвии. Все они очень любят это место. Татьяна рассказала очень интересную историю про свою маму.  Мама была не очень верующая, а Таня уехала в Меджугорье служить Деве Марии. Таня долго уговаривала свою маму приехать туда, и наконец они сошлись на компромиссе:  мама проводит два дня в Меджугорье и потом три дня на море. В эти два дня после молитвенной программы была Адорация. Вдруг мама сказала Ане, сидевшей рядом : « Зачем они младенца засунули в металлический обруч? Ему же холодно, ну что за люди?!». Аня позвала Татьяну и они осторожно спросили маму: «Вы действительно видите там Младенца?» «Да, - удивилась мама, а вы, что, нет?!».  По моему мнению,  Богородица показала простой по душе и заботливой Таниной маме Младенца Иисуса. Остальные видели просто Хостию. С тех пор Танина мама каждое воскресенье ходит в Храм, исповедуется и Причащается. Вот такое небольшое чудо Меджугорья, одно из многих.  Оксана нам рассказала, как во время Явления в Доме для реколлекций одна мама паломница взяла с собой пятилетнюю дочь. Когда визионер замолчала (то есть началось Явление), малышка сорвалась с места и помчалась вперед с радостным криком :  « Мама!».  А когда все закончилось, вернулась на место.
   Спать в тот день легли позже,  чем обычно. Наутро я проснулся и понял, что я  пропустил какое-то событие. Ночью, оказывается, было маленькое землетрясение! Оно небольшое, но многие женщины почувствовали. А я все проспал и было немного обидно. Поскольку до обеда оказалось  свободное время, я сначала полчаса  на балконе  смотрел на магнолию и подумал: «Цветы магнолии как человеческие души - сначала белые, а потом чернеют». Затем мы решили пойти  погулять.  С нами пошла Ольга. Мы отыскали  ирландское кафе, пообщались. Заказали кофе и мороженое.  Напротив стоял один из многочисленных сувенирно - церковных магазинчиков . Там находилось множество фигур Иисуса Христа и Девы Марии. В Меджугорье  такое ощущение  - куда не пойди, Бог всегда с тобой. Двое из нашей группы  ушли на гору Крыжевац – о. Даниэле и Илья. Подъем на эту гору составляет два часа, на вершине – Крест. Вспомнился рассказ сестер «Света Марии», что группа китайцев поднималась туда на коленях по голым камням. Они одевали наколенники, но все равно это потрясающе.  После обеда нас пригласили в гости к сестрам Света Марии. Домик оказался уютный. У него есть история. Вначале они ютились в какой-то маленькой и неудобной квартире. Тереза из Света Марии долго молилась на горе Крыжевац, чтобы у них с сестрами было больше пространства для жизни. К Кресту подошел один человек, с которым они  познакомились накануне. Он оказался немцем и почувствовал , что сестрам нужна помощь. В душе у него была подсказка, что им нужен дом. И он им его построил. Дом серый, двухэтажный, внутри много света и простора. Мне понравилась уютная веранда, на которой мы пили чай. Посередине стояла статуя Богородицы. Панорама открывала всю гору Крыжевац. Нам показали мини - фильм про нас, очень хороший.  Потом сделали общее фото. Каждая из сестер рассказала о себе и как она сюда попала. Затем мы все поехали на общую молитву и  Адорацию. Так закончился этот день.
    Началась среда – день прощания с Меджугорьем. В семь часов утра мы все отправились на службу в Церкви. Первый раз я был внутри, до этого мы все молились на внешнем Алтаре из-за огромного  количества народа.  Храм оказался большой, но внутри без особых украшений. Стояло много лавок. Меня поразило, что Храм остается скромным. Освящен он в честь святого апостола Иакова, покровителя паломников. Архитектор не мог знать о будущих явлениях Богородицы в 20-21 веке, но по вдохновению свыше спроектировал его таким. Запомнилась замечательная статуя Богородицы, у подножия Которой стояло много цветов. Я думаю, у всех из нашей группы настроение было грустное. Никому не хотелось уезжать. Мы надеялись, что еще приедем. После красивой службы мы вернулись в отель на последний завтрак, за которым мы благодарили наших хозяев – Иванку и Рудко. Мы подарили цветы, икону Богородицы, Оля и Света – рукоделие .  А я подарил сестрам Света Марии свою книгу.  Иванко и Рудко подарили всем нам по замечательной сумке, которую носят на шее, а мне хозяин неожиданно вдруг принес очень красивую футболку и еще роскошную рубашку большого размера для кого-нибудь из интерната. Хочу добавить, что по плану мы четыре дня должны были жить бесплатно, а потом еще два дня за свой счет, но хозяева не взяли с нас денег. Нас это очень поразило. У них богатая душа. Сами они живут скромно, но красиво. Меня удивило, что ворота их пансиона были открыты и днем и ночью.  После прощания за нами приехал автобус и мы отправились в Тиват.
    Доехали быстро.  В Тивате было жарче, чем в Меджугорье. Отель оказался недалеко от горы. По высоте там горы выше, чем в Боснии. Нам дали две квартиры:  на первом и на третьем этаже. Так получилось, что третий этаж был удобнее для людей с ограниченными возможностями, потому что там находилось две комнаты и кухня. А на первом – одна комната. Наш богатырь Илья таскал нас на руках.  Мы снова жили там как одна большая семья. Из « Света Марии» нам с собой дали много бутербродов, их хватило на сутки. В первый день вечером, когда стало немного прохладнее, мы спустились к морю. Море было в пятидесяти шагах от отеля. По дороге к морю мне снова показалось, что я попал в Средневековье: узкие улочки, каменная стена. Такое ощущение, что мы в  Иерусалиме. Пляж оказался небольшим и покрытым мелкой галькой. Если честно, я сначала боялся на нее садиться, но оказалось тепло и не больно. Похоже на массаж. Мы сидели там до темноты.  По разговорам проходящих мимо людей я заметил, что тут много русских.  По морю ходили катера, лодки, усиливая волну. Я руками потрогал воду, она оказалась теплая и прозрачная. Купаться решили на следующий день, а пока устроили пикник. Вернувшись в отель, поужинали купленными Ильей продуктами и легли спать.
     В четверг мы поспали подольше. После завтрака сразу пошли на Адриатическое море. Стояла жара. Народу было больше, чем вечером. Все из нашей группы начали заходить в море. Света и Оля из общины от всей души сделали мне подарок – успели сбегать в магазин и купить надувные нарукавники и круг. Если честно, у меня был вначале какой-то страх. Я надел нарукавники, залез в воду и поплыл. Вода меня бодрила.  На дне была галька, но сверху ее местами покрывали водоросли. Моим ногам было мягко стоять. Я поплавал и вышел на берег, немного обсох. Тут на лодке подплыл Илья , мне помогли забраться на лодку и мы поплыли по заливу. Мы поплыли вдоль берега до небольшой часовни на противоположном берегу.   Потом мы вернулись к нашему пляжу. Нас сменили о. Даниэле и Света. Затем я второй раз окунулся, уже с помощью надувного круга, нечаянно  окунувшись  головой в воду. Но потом я справился.  Потом мы вернулись в наш отель, поскольку собирался пойти  дождь и там перекусили пиццей.  Хочу описать понравившийся мне двор отеля. Я там первый раз в своей жизни увидел, как гранаты растут. Еще  мы все ели под настоящей пальмой. Во дворе росли виноградники, оливы.
     Потом  мы отправились  в Котор на такси, чтобы прогуляться по его старинным улочкам. Этот городок удивил меня обилием живых котов и разнообразных  Храмов , как католических, так и православных. Мне удалось побывать в двух Храмах :  православном святителя  Николая Чудотворца и католическом  святого мученика Трифона, где находилась частичка его мощей. Мне понравилось их расположение  друг относительно друга: сначала Рождество встречают в католическом, а потом в трех метрах от него – в православном. Храм св. мученика Трифона – старинный. Меня поразили православные фрески в католическом Храме св. муч. Трифона и я долго размышлял: как они попали туда, может  Храм переходил из рук в руки. В православном храме мне понравились большие иконы четырех апостолов - евангелистов и старые подсвечники из песка. Запомнился магазинчик, где много фигурок дедов Морозов. Хотел купить, но не стал -  очень дорого. Я вспомнил про Хельсинки;  там на улице кафе грели теплым воздухом, а тут во время жары из труб сверху поступал охлажденный воздух.  Запомнилась очень большая гора рядом с городом. На горе какие-то замки и церкви. Я приметил один бар, наверху висела табличка: « Реабилитация для инвалидов». Я не понял, что это было.  Еще мы проходили мимо Храма св. Ксении, которая, как мы поняли, сначала была крещена православной,  потом стала католичкой. Меня удивило, что город  Котор внешне похож на музей, но все-таки там живут люди.   Вокруг города стена большая, как в монастыре.  Затем мы отправились домой  отдохнуть и пошли на службу в Храм, находящийся рядом с отелем, в десяти минутах езды на коляске. Нам всем понравилось место, где расположен Храм святого апостола  Матфия. Храм стоял на скалистой площадке, возвышавшейся высоко над морем. Если честно, я позавидовал священнику и прихожанам. Я даже хотел во время службы остаться на улице, чтобы впитать эту красоту. Мы вошли в Храм. Внутри Храма тоже было красиво. Снаружи  -  форма круга, а внутри – Крест, образованный центральным проходом и боковыми нефами. Меня поразил балкон слева, на перилах которого - деревянная рука с крестом .  Нам объяснили, что в этом месте шла проповедь. Народу много собиралось,  а раньше не было микрофонов. Поэтому священник становился на этот балкон и говорил оттуда проповедь, всем слышно и видно. Службу вел о. Даниэле. Мы первый раз оказались  на службе, которую он служил сам. В Меджугорье много священников сразу и среди них о.Даниэле  было почти незаметно. Во время службы Илья красиво пел. Потом мы сделали общую фотографию  на этой замечательной площадке перед морем. С нами сфотографировался настоятель.  По возвращении в отель Илья приготовил нам  сам итальянскую пасту!  За ужином вспоминали о Меджугорье. Последний день кончился.
    Утром мы все поели и отправились на такси в аэропорт. Всем не хотелось уезжать.  Получилось намного быстрее и проще прошло оформление документов. Илья по расписанию вылетал на пятнадцать  минут позже другой авиакомпанией.  Нас,  людей с ограниченными возможностями, посадили в самолет первыми. Потом зашли остальные. Только мы успокоились, как вдруг услышали голос капитана  экипажа:
 « Мы пропустили свой слот  и вылет задерживается на 40 минут».  Через иллюминатор я наблюдал, как оторвался от земли самолет, в котором находился Илья.     Наш  экипаж был вежливый и доброжелательный. Три часа пролетели быстро .  Из иллюминатора я узнал Москву  по высоткам Москва-Сити. Мы все выгрузились, попрощались с Олей и Светой, потом с о. Даниэле и Ольгой, Анатолием. Ольга Абукова помогла нам добраться до интерната.
  Путешествие закончилось. Оно укрепило мой дух. Хочу поблагодарить всех, кто мне в этой поездке помог и организаторов этого замечательного путешествия. Еще хочу добавить, что я всем желаю попасть в это святое место. Оно этого стоит.
    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.