Секреты чтения Акафиста Серафиму Саровскому опыт

На фото -икона в длинной церкви  Новодевичьего монастыря Москвы


25 лет я читаю акафист Серафиму Саровскому и хотел бы во славу Божию поделиться секретами этого важного вида благочестия.

В 1991 году из Москвы увозили его святые мощи и стотысячная колонна шла по городу от Елоховского собора с пением ублажания святому, и шли и старцы и монахи и любящие святого миряне. Там с помощью Божией шел и юноша Алексей, автор этих строк. И там в соборе вспыхнула вера к святому и дал себе зарок- читать акафист.

Военный инвалид  говорил, что на мощах во время выноса из церкви сидел светлый старичок и всех благословлял, сам Преподобный.

Надо научиться произносить согласные четко, красиво напевать гласные, и делать паузы, не тараторить. Преподобный уже слушает вас, дышите свободно, спокойно ищите сердечной молитвы, слова от сердца, как стихи, как поэзия, только высшая ,как псалмы Давида, образец всякой молитвы.

Лучше и удобне за год, за два по кондачку, по икосу выучить наизусть и где угодно не нуждаясь в книге петь акафист свободно.

Но и акафист прикупаю постоянно, новые издания, и вот почему. Во-первых, смирение-быть как начинающий для всех. Трогательно для души. Во-вторых- все таки бывает преткновение даже спустя 20 лет, видимо искушение нападает, как провал памяти.

В третьих, многие видят, увлекаются, просят подарить и благодатно бывает одарить начинающего акафистом. Дается дающему.

Вид книжицы Акафиста ее присутствие на видном месте у икон -зовет и располагает к частому чтению.

 Укреплю вашу веру акафисту таким случаем. Одна добрая прихожанка, эмоциональная, возвращая книжицу акафиста сказала, мол, твой акафист в руки брать страшно, читать начинаю и чувствую он (батюшка Серафим) подходит, мороз по коже идет...возвращаю, слишком страшно, я грешница такая... А акафист был в стиле начала 19 века, со шрифтом в стиле ампир, гражданским, очень крупным, с портретами преподобного прижизненными.

Важно найти молитвенные интонации, от благодарных до покаянных, и отвлечнно- молитвенные, без прошений, это самые ценные для питания души.

Помогает и воззжение свечей в подсвечнике,чтобы не отвлекали капли, я взял утешительный обычай зажигать свечу в самом начале на "Избранный чудотворче" и "Ангелов творец" -поднимать свечу выше, к Богу.

Потом зажигаю на "Воссия в тебе боговидец, Моисею подобный..."
здесь вспоминается великое чудо явления Спасителя и особо повышается тон.

Также на явление Богматери - "Все естество ангельское удивися... и также символически и святом зажигаю на "Светоподательный светильник..."
В конце со свечой и читаем апостол к галатам преподобному и пропоем "ублажаем" трижды.

Сначала о составе акафиста и его поэзии.

На 70 % акафист из жития святого и помните, что читающим житие обещано прощение грехов.

Поэзию акафиста Серафиму оценил сам император Николай Второй и сравнима она лишь с великим шедевром поэзии -акафистом Богоматери, сочетающим и емкость и глубину и краткость, так любимую человеком.

Ищите ключевые для вашего сердца умиляющие слова и повторяйте их в других местах, когда сердце теряет сочувствие к читаемому. Меня очень согревали слова -благодать, блажество райское, стена всем святым, пресвятая дева...

Если трудно читать, повторите первое словосочетание в каждом икосе или кондаке три раза  и словно заведется двигатель, станет легче.


Помните, Серафим-пасхальный святой, умерший пасхальным каноном на устах. И можно петь акафист на мотив канона Пасхи. Святой познал Пасху вечную, в любое время когда нужно вашей душе...

Если душа ссохлась и черства, начинайте песни о Серафиме- русское ты солнышко, Божий ты любимушка, батюшка наш родненький...найдите в сети ее.

Пою весь иногда акафист на ее мотив, и вообще, берегитесь мотивов  19 века-надоедают при частом исполнении, осьмогласия не хватает, надо написать новые и несколько. Мелодии Церкви когда-то тоже были современными, а нам отказывают в поиске нового, превращая церковь в музей древней музыки. Церковь для спасения современников а не для мертвых.

Уныние наше так велико, что мы его уже не замечаем, но оно препятствует слову "Радуйся" и мы не замечаем или произносим его вовсе без радости. Нет, прилоожите усилие на этом ключевом слове и поймите, что греховность искажает и наш эмоциональный фон, а правильные эмоции святых это именно радость Божьим дарам. Поэтому поборемся за произношение слова Радуйся.
 
Иногда помогает акцент на окание, пронизывание чтения единым молитвенным гласным звуком.

 Иногда легче читать все через а, акать. Но можно и на э акцентировать, "э" вытягивать.

Со звукозаписей очень нравится мне греческая и кавказская манера все читать на гласную"э" и восточный акцент. Выговаривать фразы с этим акцентом легче.

В молитве мудро сочетайте и многословие и моление один единым звуком.Как аффонские монахи тянут один звук. Именно к единому звуку и приводит правильно понимаемое многозвучие. К примеру, в 13 кондаке начинаетя с О, великий угодниче... Остановитесь, потяните это «о», поищите в интонации моление одним звуком, отдохните от многозвучия.

Поэтому я как бы найдя твердую нить или стержень гласных звуков, как бы нанизываю на них все согласные и подчиняю этому главному уже все остальное, потому что истина выстраивает порядок в элементах.

Называйте святого чаще по имени, если нападает ощущение отчуждения, к фразам акафиста приговаривайте "ты", это трезвит душу.

И теперь главное- цель чтения- изменение настроя души под действием возвышенных слов молитвы. Следите за своим настроением и как бы восходите ступень за ступенью вверх от суетности. Черпайте в акафисте высокие настроения и сами поднимайтесь.

Оторвитесь от себя, от своих желаний и мыслей , уходите в мир молитвы по слову Божию- Мои пути -не ваши пути и Мои мысли-не ваши мысли.

Никогда не считайте за труд чтение акафиста, потому что он есть дар Божий  нам и грешно видеть в том даре труд. Считайте акафист кратким, легким, быстро преходящим отдыхом от житейских трудов и забот.
Считайте что вы грешный и ленивый предатель батюшки Серафима и вам особенно нужно лекарство словесное-его акафист.

Никто увы вас не поддержит в вашем увлечении, искусство молитвы ныне в великом забвении и упадке. Поэтому ожидайте подозрений и непонимания, но свидетельствуйте о благодатности акафиста Серафиму, напоминайте о молитве акафистом, вернется вам сторицей.

Читайте все о Серафиме Саровском, потому что чтение колыбель и источник молитвы. Знать уже частью означает любить известный вам образ. Любовь к батюшке Серафииму надо подогревать новыми иконами, перечитыванием книг о нем.

Тот, кто читает акафист Серафиму, будет избавлен от всех земных скорбей.  Я сам в этом убедился. Сколько раз большое зло подступало ко мне ужасая своими хоботами, но словно за незримым броневым стеклом я оставался спасен и добро подходило вовремя мне на выручку.

Я получал даже пользу от испытаний ужасами земными, ведь мы часто думаем -молишься годами, а зачем, от чего и вдруг сквозь покрывало обыденности врывается враг и его козни и ужасы и беды. И бежишь к акафисту как к пулемету отгнать черноту и мрак..

Подтвердим доверие к пути акафиста Серафиму преданием поведанным дивеевской монахиней о страннике Алексее. Поздно вечером в 20 годы в Дивеево в домик-пустыньку преподобного Серафима, привезенную из Сарова, заходил молодой странник Алексей, и его всегда пропускала келейница.

На вопрос, почему его пускают всегда, она ответила, что странник ежедневно читает акафист святому наизусть нараспев и за это он избавлен святым от всех мирских скорбей, несмотря на странническую жизнь, всем доволен.

В этом примере видно, как важно знать историю русского благочестия в практике церкви. У нас же правила ставят в противоречие вдохновенному акафисту и как бы гасят одну свечу другой.

Не заключайте себя как бы в золотую клетку из добрых правил, цените свою свободу, ибо Бог любит добровольно трудящегося в молитве, а не насильника над собою, а потом еще и принуждающего правилами других, невольник-не богомольник. Где Дух Святой -там свобода. Ищите произвольного благочестия, без актерства и томления, истинного увлечения Церковью.


Смотрите в календарь, бывает акафист не хочется читать, а это потому что праздник известному святому и надо исперва, сначала, почтить именно его в канун праздника.

Встречаются и «мудрецы» плод мудрости которых -не молиться акафистом под самыми благочестивыми предлогами, оставаясь как бесплодная иудейская смоковница. Они довольствуются участием в общих службах и справедливо полагают в обрядах спасение, но благодушие не повод душить чтение акафиста мирянами.

Пугают запретом читать акафисты в посты, но это треть времени года, то есть отрубается и среда и каждая пятница,  и выходит пропадает время, самое ценное для спасения, к тому же любить Бога и означает исполнять правила и если есть увлеченная горячая молитва, суть любовь к Богу, тяготиться множеством других правил не следует, не хватит сил. Преуспевайте в  том, что дано вам, и не оглядывайтесь на доброе, но еще не ваше. Не удержите.

Только Бог может дать силу исполнить все правила церкви, ибо это дано лишь святым подвижникам, не нам грешным и обманутым самомнением. Считайте, что времени у вас нет, и молитесь акафистом по силам и в посты, отдавая суд над собой Богу, которому и молитесь. Фарисейское щепетильное исполнение правил и живая горячая молитва не совместимы как простое добро и изощренное зло.

Современные пастыри недоумевают, куда ушло уважение к ним людей, но мы увидим картину-притчу заботится пастырь -садовник, поливает корни души, да не тем словом-водою. И сад его- паства, стоит хоть и зелен, да бесплоден год от году. Не та вода-слово значит воду слов не текущую в жизнь вечную, не дающую плодов-желания и усердия молитвы, бескорыстия и добрых дел нищим. Оплодотворяющее души Слово забыто и не ищется, довольствуемся обрядами как иудеи ветхозаветные.

Бывает и сам любитель акафиста останавливается на пути непрестанного чтения. Один такой   читал акафист лет десять а потом вдруг решил что надо читать и другие акафисты и вообще читать постоянно одно — ему как-то не по душе.

Про таких надо сказать — фальшивый делатель, не углубляясь в мир акафиста долго скользил по поверхности и наконец соскользнул вообще. Бойтесь такого нетвердого увлечения, которое оказалось временным. Так можно бросить что угодно. Здесь нет любви истинной, которая никогда не перестает, по слову апостола.

Истинная молитва углубляется бесконечно и украшается новыми приемами и тонкостями.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком , с расстановкой...
Здесь классик Грибоедов выразил глубину неисчерпаемую...

Если к вам присоединится брат церковный или сестра, то читайте акафист общиной после церковного богослужения на дому с чаем и трапезой. Есть большой опыт такой серафимовской общинки.

Некоторые священники могут упрекать вас, но ведь совсем недавно в гонения 70 лет 90% церковных людей могло молиться общиной только на дому, так что в этом странного. Другой вопрос что в храме часто священником устанавливается строгая и холодная атмосфера, не устраивается не только чай но и трапеза отсутствует, что же удивляться что община уходит на дом? Для России это уже традиция.

Надо с болью признать что иногда общину гонят из храма, а желают иметь в храме стадо, некое поголовье в своих целях. В последствии такие пастыри сами бывают изгнаны и лишены сана. Добрый пастырь должен радоваться и акафисту и его общинке и сам посещать ее разделяя трапезу. У нас так и вышло, нашелся родной батюшка и приходит иногда на дом. Будьте как рой пчелиный там, где удобнее молиться.

Замечая у себя торопливость, стал из благоговения задерживаться на имени Троицы произнося его Тро-и-ца, богословски выявляя три лица  в одном образе.

Знайте, что опустошение храма начинается не когда уходят люди, а когда в нем умолкают голоса молящихся. Дом мой домом молитвы наречется-говорит Господь.
Коррупционер сокращает службу, гонит пономарей читать быстрей, без чувства, без толка, без расстановки, превращая текст в информацию. Мы  призваны к молитве текстами богослужения, а не к "вычитыванию" их. Здесь пропасть и выбор каждого. Этими "текстами" святые молились к Престолу Божию, а мы "читаем".

Если напало уныние, вспомните, что Серафим- богородичный молитвенник и помолитесь акафистом Богоматери, тем самым первым из акафистов. Она святая святых, являлась старцу по житию 12 раз, по преданию до 19 раз.  Сергию Радонежскому 2 раза.
Так велик подвиг и дух преподобного. Это многогранный алмаз духовности, исследуя его мы всегда удивляемся величию Творца.


  ОТКРЫВШИЙСЯ МНЕ СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЛИТВЫ АКАФИСТОМ И ЕЕ УГЛУБЛЕНИЯ ДАННЫЙ ОПЫТОМ

Наше молитвенное чувство это порыв, как и все человеческое кратковременный. Я много лет искал способ продлить его и сделать достаточным для получения Духа Святаго в той мере которой это возможно.

Батюшка Серафим в своей беседе с Мотовиловым о Духе Святом говорит, что по молитве разбойник получил рай и даже блудница после греха, но сердцем сокрушенным со слезами возопившая над умершим получила ответ от Бога и мертвый отрок воскрес. Так милостив Господь каждому в мере его посылает Он Духа Святаго.
 
Поэтому с верой я нашел и способ продлить воздействие акафиста на душу человека молящегося и заметил, что мне приятно повторять слова акафиста. То есть я стал иногда целыми икосами и кондаками, а иногда построчно повторять части акафиста, как бы читая два акафиста вместе. Радость от его поэзии вырастает, когда можно повторить понравившееся словосочетание и двойное время пролетает также почти незаметно как и при обычном чтении.

Но читать так акафист на людях я не дерзаю, чтобы не вызвать смущения. В церковной поэзии есть схожий пример -некоторые каноны сводятся и по отдельным песням читаются или читаются по переменно то на один глас то на другой. Мы это видим в каноне Серафиму Саровскому - там два канона сведены в один.

Наше стремление к Богу , как и все человеческое  является порывом, кратковременным и у новоначальных слабым.

 Поэтому каждый такой порыв, желание помолиться, а не просто прочесть акафист, надо углублять и я взял такой способ - трижды повторять каждую фразу из акафиста,  это позволяет не знающим быстрее его разучить наизусть, фразу запомнить легко и повторить.

 Чего же я достигаю при таком усиленном чтении? Прежде всего через повтор ищется идеальное произношение, в котором все интонации и чувства сходятся и дают высокую поэзию медитативности.

Пример- акафист Богоматери состоящий словно из алмазных фраз при произнесении которых освящаешься чувственно, от уст до сознания все приходит в некий небесный лад, чин, порядок. 

Время и пространство при таком чтении -молитве исчезают и остается последняя проблема - усталость, побеждаемая приходящим в конце двух -трех часового собеседования с небожителем.

Поднявшись как на гору на эти чувства, рождаемые акафистом видишь все вековечное столетнее уныние христианского народа, как бы общее выражение лиц - вот, мы молились и отцы наши молились веками, а мир все тот же и полезнее делать что то житейское необходимое, чем пребывать в молитвенных иллюзиях.

  На все это дух акафиста отвечает - вы стремились, многого достигли, и это лучше чем ничего не делать и отвлекаться на мир лукавый.

  Возродить христианскую молитву -задача великая и исторического значения. Каждый потрудившийся на этом невидимом фронте борьбы с собой, миром и дьяволом важен Богу и будет награжден не только на небе, но и уже и на земле.

 Особенно важны те, кто может научить чему либо молитвенному словом из опыта.
 Достигайте этого и давайте другим, как один хлеб, которого хватит тысячам.

Как написано в Евангелии - кто исполнит заповедь сам и научит малых сих -  тот великим наречется в Царствии Небесном.
Пусть вы сегодня никому не нужны, пусть разочарование в молитве охватило большинство, завтра в руках Божиих и возможно все.

Одна притча об этом - один человек впал в искушение и горячо молился Богу, не получая помощи. Затем Господь удостоил его явления Своего и утешив ответил на вопрос человека, почему Он медлил с помощью, ответил - Я смотрел на твое мужество.

Моя мечта- осмысленная массовая молитвенная практика христиан, простая и усложняющаяся по мере углубления каждого, а чтобы все не рассеялись, -критериями истины обладающая.

 Критерий истинной молитвы - глубокое единение с Церковью, не обязательно поверхностно -обрядовое, но сущностное. Ибо все что в Церкви есть спасаемое Богом.
Второй признак - глубокое чувство родства ко всем людям, даже падшим, к которым к этому чувству примешивается горечь их жизненной трагедии, хотя бы они достигли всей власти в мире. И это и есть не мое мнение, или обольщение. А исполнение слов Евангелия и Христовых -возлюби ближнего своего как самого себя. Открой в себе родство ко всем своим ближним и поступай, как сам  с собою с ними.

 И по примеру Богоматери, ежегодно обходившей места жизни Христа, обрети устремление, желание и готовность к паломничеству не только в Дивеево, к Серафиму Саровскому, а и далее до самого Иерусалима.

Господь принимает и благословляет человека за его желание, выполнить которое может лишь Бог, Властитель времени и обстоятельств.

 На сегодня все, продолжение следует...

ДОБРЫЕ ЗНАКИ ПРИ ЧТЕНИИ АКАФИСТА В ЦЕРКВИ


  СВЕЧА СЕРАФИМА

  У большой "моей" иконы Серафима Саровского справа от алтаря установлен большой широкий подсвечник, так как икона имени святого покровителя храма. И я при чтении акафистов вижу, как многие часы люди подходят, и ставят свечи Серафиму и почитают его. Однажды перед моим чтением после основной службы и литургии и молебнов кто то поставил большую свечу.

 Когда я увидел ее сразу понял ясно, что это именно такая свеча, которые дарили Серафиму Саровскому при его жизни для молитвы о здравии и упокоении родственников, и такие свечи горели постоянно в его келии в пустыньке. Чувство особого серафимовского присутствия было особенно сильным в то чтение многочасового акафиста. В наше время и вера людей и свечи тоненькие.


  ЧУДЕСНОЕ ДАРОВАНИЕ ДОРОГОЙ ТЕХНИКИ
 

  У меня сломался компьтер и не было денег на ремонт, документы и литературная работа стали невозможны на дому. После чтения пакафиста в церкви ( икона в большом киоте у правого клироса собора Серафима Саровского) мне встретился веселыйвладелец фирмы праздников и на мою жалобу сказал - а вот в этой тумбочке на клиросе давно лежит мой старый комп, я принес его в церковь для клироса, а его не использовали. Возьми если нужно. Моему удивлению не было предела. Я молился, а ответ лежал в пяти метрах от места чтения моих акафистов.



   ПАЛОМНИЧЕСТВО И ЛУЧШИЙ ОТДЫХ ДЛЯ СИБИРЯКА

  Сводя акафисты по три через повторение каждой части по три раза я спустя полгода получил великую радость - мы с братом давно не были в Египте, два года кризисы мешали нам отдохнуть. И вот после полугодового усиленного чтения акафиста раз в неделю в храме по три брат позвонил из Москвы и пригласил с ним в дальнюю поездку.

   Я посещу московских святых - трех Алексеев-святителя и патриарха на м.Бауманской, праведного старца на м.Китай городе, блаженную Матрону на м.Таганской, преподобного Сергия в Сергиевом посаде, в Египте- источники Моисея и озеро Моисея, загуглите, обитель на Синае св. Екатерины, если удастся -у хургады обитель святого Антония-первого монаха в истории. оттуда Иерусалим по дешевой арабской путевке. Постараюсь от Москвы достигнуть и Дивеева, где и поклониться мощам самого Серафима Саровского.


 СИЯНИЕ

 Окна у нас  в Храме высоко и солнце редко попадает на иконы. Но благодаря долговременным акафистам оказалось, что именно в во время этого чтения солнце ярко озаряет большую храмовую икону Серафима в золотом венце-нимбе. И при чтении я долго наслаждался солнечным ослепительным сиянием от иконы, чего не бывает в другое время.


  ЧУДЕСНЫЕ ПРОДУКТЫ

 В наш храм набожные женщины приносят много продуктов, и у меня была в них большая потребность, к сожалению. В общей суете и многолюдстве мне от них не доставалось.
Но благодаря длительному акафисту после слубы в полупустом храме ответственные за продукты трудницы стали меня замечать и им приятно давать мне, так как их за это утешает сам преподобный Серафим.

 
ДИВНЫЕ УТЕШИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

 Благодаря чтению долговременного акафиста в храме я стал реально ближе к нашему вечно занятому службой духовенству и наслаждаюсь тихими беседами с ними, если они проходят мимо в часы акафистов.

 УТЕШИТЕЛЬНЫЙ МЕЛКИЙ РЕМОНТ И ПОКРАСКА

 Благодаря большему времени в храме я стал замечать мелкие проблемы в его внешнем облике и совершил по благословению ремонт покрытия главной двери, быстро стирающейся от множества посетителей, планирую организовать снятие ржавчины и дизайнерскую покраску огромной узорной ограды, с которой сошел черный лак, около 1.3 км.

  Надо ли говорить что во все время работы меня посещал удивительный мир совести и покой душе с тихой радостью и мудрыми словами, которые словно специально появлялись на моих устах при встречах с проходящими в большие двери храма людьми.

 
 
  ПРЕСЛАДОСТНЫЙ СЕРАФИМ


 В церковно культуре существует акафист Иисусу Сладчайшему. Признак приближения Божественно благодати к нашей душе есть необычайная сладость, наполняющая душу при правильной молитве и причащении. Давно еще в молодые года я причащался из архиерейской чаши епископа Антония и вдруг почувствовал неземную сладость от святых тайн. И только потом понял, что вино с водою не может быть таким сладким в реальной жизни.

 Вот и при чтении акафиста мне открылось особенно слово благодать, и я его повторял много раз. Но вот недавно я вдруг заметил удивительное ощущение от слов сладость и пресладостный. Чтение иногда становится сухим и каким-то черствым. И тут выручает это удивительное слово сладостный и пресладостный.

 Я почувствовал и понял, что многое в нашей жизни пораженной грехом является горьким и горестным. А божественная сила и благодать приносят сладость и бывают нам пресладкими.
 
 И когда я настроился на восприятие слова сладость и пресладостный  и начал добавлять его при затруднении или сухости чтения, пришла легкость и можно было много часов начитывать священный акафист на всю неделю в храме.

 

АРХИЕРЕЙСКОЕ ВНИМАНИЕ

Благодаря архиерейскому вниманию стал возможен грандиозный ремонт. Закопченные двадцать лет стены нашего храма Серафима Саровского побелили за месяц, причем огромное препятствие к тому, полутора миллионная стоимость покраски исчезла. Предприимчивый молодой священник нашел способ сделать все проще и сэкономил миллион двести тысяч, а храм преобразился. Тысячи метров потолков и стен стали белее снега.



   ЗОЛОТЫЕ ЛАМПАДЫ

Наш архиерей распорядился обновить более десяти подвесных лампад у икон и ныне все важные иконы украшены большими лампадами с изображениями золоченых серафимов. И в том числе главную храмовую икону Серафима украсила такая праздничная лампада.

   

   СЕРЕБРЯННАЯ ЗВЕЗДА


Считаю это личным подарком за скромный труд молитвы акафистами. Когда увидел, не мог выразить словами и привыкнуть к такой награде. В нашем храме в иконе на аналое у алтаря была серебряная звездочка с частицей мощей святого. Вдруг было принято решение вставить ее в большую икону Серафима на правой колонне именно там, где начитываю акафисты по воскресеньям на всю неделю. Мне ощутилась великая поддержка моему труду и отпали последние сомнения в его важности. Я оказался на своем месте в храме словно награжден серебрянной звездой орденского вида. Теперь мощевик преподобного будет доступнее моей грешности. Дело моей жизни отмечено серебряной звездою со святыней.


Рецензии