Китайская тетрадь. Часть 79

В 1943 году, 10 марта вышла книга Чан Кайши «Судьба Китая».  Супруга Чан Мэйлин защищала мужа и Китай как только могла. Она даже летала в США и выступала перед обеими палатами Конгресса, первая среди женщин. Все ее называли Снежная Королева. Ей рукоплескала вся Америка. Она собрала большую сумму денег. В  Китай  устремились многочисленные миссионеры. Тогда начальником его штаба стал американец Джозеф Стилуэлл. Он считал Чана крестьянином и называл его «Земляной Орех» , а позже «Гремучая Змея». Китайцы же считали американца (Уксусного Джо) одной из причин поражения. Не многие верили в националистов. Так, Черчиль называл китайцев «скопищем  четырехсот двадцати пяти миллионов косичек». Чан британцам тоже не доверял. Лайми — так в Америке пренебрежительно называли англичан, увлеченных одноименным цитрусовым соком.

В 1967 году в центральных газетах Китая появились статьи «Ревкомы - это хорошо». 117-609.  Их возглавляли на 98% военные. Ревкомы (политический отдел, производственный, безопасности, административный). Они действовали по армейскому образцу. Выдвиженцы в ревкомы опытом и знаниями в области производства не обладали. (С Лениным в башке, с наганом в руке). Пост директора завода упразднялся, его функции выполнял председатель ревкома. Начался период свободы (анархии). От политики «командная сила» возник полный сумбур и разброд.
Страна жила по законам казармы. НОАК держалась на "Трех принципах дисциплины" и "Восьми правил поведения бойца". Они расшифровывались так:  «Во всех  действиях подчиняться командованию; не брать  у населения ничего,  даже  иголки и  нитки;  все трофеи сдавать в казну. Правила гласили: разговаривать вежливо; расплачиваться за купленное; занял вещь верни; испортил вещь - возмести; не дерись и не ругайся; не порти посевов; не допускай вольностей с женщинами; не обращайся жестоко с пленными.

В подразделениях постоянно проводились различные «месячники». В полках организовывался просмотр фильмов-оперетт, приезжала кинопередвижка. На просмотр кино программ с разрешения дежурного по подразделению приходили местные жители. Один из нарушителей подсчитал, что у них на посту на 18 сеансах присутствовало 4832 человека. Любят китайцы точность и всему ведут учет.
Пограничникам чаще показывали патриотические фильмы. В одном из батальонов шёл документальный фильм «Убяньцзи» - «Пять пограничных конфликтов». Объяснялось, что данные конфликты имели место на островах «Убалаодао» (58-ой остров), «Чженьбаодао» (Даманский), «Сишацюньдао» (Парасельские), на китайско-индийской границе и на Еченьхуле (возможно в районе озера Жаланашколь). Указанные фильмы пользовался особой популярностью.
В погранроты и приграничные населённые пункты выезжали полковые группы художественной самодеятельности. Местные жители также организовывали для военнослужащих концерты.

14 марта 1974 года китайцы задержали наш пограничный вертолет. . Ситуация по вертолету была следующая. Нужно было с заставы «Архоуша» Забайкальского погранокруга срочно доставить травмированного пограничника в госпиталь. Вертолет вылетел с участка Восточного округа, сбился с маршрута, заблудился и оказался на китайской территории. Прокуратура СССР настаивала на возбуждении уголовного дела в отношении начальника Восточного пограничного округа генерала Меркулова. Обошлось строгим выговором и переводом генерала на должность начальника Алма-Атинского пограничного училища. Китайцы долго разбирались и в заявлении все же признали непреднамеренность залета на территорию КНР, хотя долгое время обвиняли  СССР в незаконной деятельности.

Пограничников в Москве, в Шереметьево  встречал генерал Вертелко. Об этом он  написал в своей книге о службе в пограничных войсках.
Продолжаю читать книгу про Дэн Сяопина  которого я сократил до ДСП — есть такие пиломатериалы. Дочитал до «Культурной революции» и уже понял, что Дэн, при всех его достоинствах, остался на верху и всех пережил, умея  приспосабливаться. Он, как когда-то Ли Хунчжан, добился высоких должностей благодаря тому, что в нужный момент умел «притворяться свиньей». Не странно ли. Он был главным китайским критиком «советского ревизионизма» и нашего «сближения с Западом», когда мы начали проводить политику «мирного сосуществования двух систем». Но как только он пришел к власти, стал их главным проводником, реализуя курс «социализма с китайской спецификой». Одним словом, ловкий перевертыш.
В этот день в 1977 г. вышел в свет 5-ый том избранных произведений Мао. Всего вошло 70 произведений, из них 46 публиковались впервые.

Материалы в сборнике были подобраны таким образом, что через весь том красной нитью проходила мысль о необходимости классовой борьбы с "врагами революции", борьбы против буржуазии и "ее ангелов внутри партии", о "продолжении революции при диктатуре пролетариата", о существовании так называемых противоречий "между нами и нашими врагами" и "противоречий внутри народа".
В то время китайские руководители объявляли заботу о благосостоянии и прочих «низменных чувствах», проявлением «буржуазного эгоизма и индивидуализма». Хорошее питание, красивая и удобная одежда, улучшение жилищных условий рассматривались как «засахаренные снаряды буржуазии» у «современных ревизионистов». Утверждалось, что все блага превратятся в отбросы, все пропадет и «лишь моральная высота и чистота сердца никогда не исчезнут». В чем- то с призывами можно было согласиться, об этом писали и Маркс, и Ленин. Но где граница между «буржуазным эгоизмом» и принципом «жить по труду, по потребностям»?

Где эта «золотая середина», к которой веками призывали философы?
В 5-ый том также вошли работы с критикой взглядов Бо Ибо, Ху Фэна и Лян Шумина. Главная задача внешней политики формулировалась следующим образом: "Мы непременно должны следовать заветам председателя Мао и довести до конца борьбу против советского социал-империализма". Общая цель внешнеполитического курса формулировалась также в антисоветском духе: «Объединяться со всеми силами в мире, с которыми можно объединиться и выступать против гегемонизма двух сверхдержав СССР и США». В качестве теоретического обоснования этого курса служил анализ, сделанный Мао относительно "Трех миров", суть которого, по утверждению советских теоретиков, заключалась «в подмене классового подхода к явлениям международной жизни геополитическим гегемонизмом и воинствующим антисоветизмом».

Только Мао Цзэдун и его компания стали формировать против стран социализма «единый фронт», установили отношения с «Общим рынком». А ведь еще В.И. Ленин в своей работе «Лучше меньше да лучше» надеялся, что общий рынок будет у России с Индией и Китаем. Мао развернул политику на 180%.  И провозгласил лозунг «Не становиться сторонником северного ветра» то есть СССР. Еще в мае 1964 г. он изрек: «В нынешнем Советском Союзе осуществляется диктатура буржуазии, диктатура фашистского типа». Мао хотел нас дискредитировать, а точнее уничтожить. Мы ему дружбу, а он нам вилы в бок.

По меткому выражению Фиделя Кастро «выдумывать фальшивого противника можно только с одной целью: уклоняться от борьбы с реальным противником». Наши Генсеки не учли предупреждения старого большевика М.М. Бородина, о том, что «Мао присущ непомерный апломб». К этому, кстати,  подходит четверостишие Лу Синя, написанное им еще в 1931 году:

Первое – податливость, друзья,
Всем она нужна: свинье, корове.
И уж вам-то, граждане, нельзя,
Сохранить без этого здоровья.

Стоимость 5-го тома Мао , в зависимости от качества издания, от 1,25 до 3.60 юаня. У меня есть карманный вариант, который мне достался, когда я посещал Кашгар.
В Кашгар частенько двигались через Нарын, где я служил Через Нарын въезжали в Кашгарию и возвращались на родину многие служивые и путешествующие лица. Вот как писал Генеральныйен консул в Кашгаре Перовский:

"У нас здесь беспрестанно гости. Первым приехал князь Голицын, прискакал из Нарына в четыре дня и ускакал отсюда обратно. Зачем он сюда приезжал — Бог весть, ибо ничем он серьезно не занимается и не интересуется. Затем, одновременно с Голицыным, приехал Громбчевский. Потом — четыре англичанина (Younghusband Macartney, Beech и Lenand), которые и теперь здесь, француз Blan и швед Sven Hedin. Два первых англичанина имеют секретную миссию переговорить с китайскими властями о границе, а два последних — баричи с весьма слабыми знаниями, совершившие что-нибудь и отправленные, на исправление, в Индию, откуда они, для прогулки, приехали сюда".

Геолог К.И. Богданович следовал в Кашгар  через Нарын и Ат-Баши. Он хотел лично осмотреть третичные образования окрестностей озера Чатыр-Куль. Кое-что о Кашгаре я узнал из  записок Валиханова и Рериха.   В 1924 г. в Кашгаре, имелась шведская миссия. Миссионерами являлись господин Германсон и доктор Нистрем, который проживал в Яркенде. Наверняка, за шведами, как, впрочем, и сейчас, скрывалась деятельность англичан.
 
Кашгар (Каши) - административный центр Кашгарского округа. Он расположен в западной части Таримской впадины. Это экономический и культурный центр всего южного Синьцзяна. Плошать города - более 20 кв. км. Население - около 300 тыс. человек. Здесь проживали представители более 20 основных национальностей Синьцзяна, в основном - уйгуры. Кашгар имеет почти двухтысячелетнею историю. Через него проходили караванные пути в Индию и Среднюю Азию. Это крупный культурный и религиозный центр уйгурского населения.
С 1884 г. Кашгар являлся столицей Синьцзяна. Вплоть до 1917 года он был главным торговым центром с русским Туркестаном. Торговля, главным образом, велась через пограничный пост Иркештам (Ошский отряд). Фактическое закрытие русской границы во время гражданской войны привело к переориентации кашгарской торговли на Индию - через трудное Каракорумское высокогорье. Позднее иркештамский  путь в русский Туркестан был снова открыт и на запад,  в Андижан по веками проторенному пути, хлынул поток караванов и торговцев. Когда он вновь пресекся? Наверное, в 60-е годы с началом обострения советско-китайских отношений.

Как и ранее река делит город Кашгар на две части. На левом (северном) берегу находился старый город, на правом (южном) берегу -  новый город. Центры обеих частей удалены друг от друга на 9 километров и связаны между собой шоссе и мостом. Старый город традиционно считался торговым центром и заселен, преимущественно, уйгурами. В новом городе - административном районе, где большей частью проживали китайцы, располагался штаб Кашгарского (Южно-Синьцзянского) военного подокруга.


Рецензии