Вокруг Южных Курил

      На страницах печати периодически появляются материалы о так называемой проблеме «северных территорий». При этом имеется в виду группа Южных Курильских островов (Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи), которые, как и Курилы, вплоть до Камчатки принадлежат Российской Федерации. Однако названные острова Япония считает японскими и требует восстановить над ними свой суверенитет. Oт решения этой проблемы, по мнению японской стороны, зависит заключение мирного договора, кардинальное улучшение двусторонних российско-японских отношений.

      Но что такое Курильские острова, в данном случае Южные, о которых идёт речь, вероятно, знают немногие, если не считать общих географических понятий. Пополнить знания о проблеме, получить некоторые представления об этих островах помогут публикуемые ниже заметки, автор которых в своё время прожил на острове Кунашир почти семь лет, проходя там военную службу в Советской Армии.

      Да, семь лет - срок немалый. Если уж в памяти остаются впечатления от поездок или отпускных путешествий, то что говорить о семи годах. И не где-нибудь оставленных, а на самом, как говорят, “краю света”, там, где начинается каждый новый день, где из-за бескрайнего водного горизонта поднимается солнце...

      Но сначала необходимо сделать хотя бы краткий политический экскурс в историю, заглянуть в суть спорной ситуации, возникшей вокруг Южных Курил. Приоритет открытия их, что хорошо известно историкам, принадлежит России. Тем не менее, японцами он оспаривается. До открытия, первоначального освоения русскими, там проживало коренное население – айны. За обладание ими между царской Россией и Японией в XIX веке шли длительные и трудные переговоры. По договору 1875 года России был отдан остров Сахалин, а Курильские острова переданы Японии. После поражения царской России в русско-японской войне Южный Сахалин вновь отобран Японией.

      И вот вторая мировая война, в которой Япония капитулировала, советским сухопутным войскам и морским силам понадобилось в конце августа 1945 года всего двенадцать дней, чтобы освободить Курильские острова. Вместе с Южным Сахалином они окончательно отошли к СССР. И, что примечательно, по Сан-Францисскому мирному договору (1951г.) Япония полностью отказалась от всех прав и претензий на Курильские острова. А это значит, что эти территории не принадлежат Японии.
 
      В связи с этим, естественно, возникает вопрос: так в чём же дело? А в том, что определённым силам Японии не нравятся итоги второй мировой войны. Поэтому территориальный вопрос и муссируется в официальных кругах, в средствах массовой информации, а в последнее время поставлен в качестве краеугольного камня, вроде гамлетовского «быть или не быть?». Другими словами: если не будет он решён так, как хочет того японская сторона, значит, не будет и мирного договора, и полнокровного развития всего комплекса политических, экономических отношений. Взамен же нашего согласия обещают готовность выделить кредиты, оказать солидную помощь.

      В доказательство своей правоты японцы приводят различные доводы. Один из них: якобы они открыли острова первыми. Ссылаются также на давние-предавние договоры с царской Россией. Выставляют и такой прямо-таки смехотворный аргумент: природа, климат Южных Курил, дескать, во многом схожи с природой и климатом острова Хоккайдо, расположенного очень близко, за узкими проливами. А раз так, значит, это - Япония, причём принадлежность им Южных Курил японцы подчёркивают демонстративно.

      Например, ежегодно видные политические деятели страны, в том числе премьер-министр, на военных кораблях проплывают вблизи этих островов (разумеется, за пределами пограничной зоны в Тихом океане) с биноклями в руках. Эти «экскурсии» широко освещают печать, радио, телевидение. Или такой факт. На мысе Носяппу (остров Хоккайдо) специально построена высокая «башня мира» для туристов, откуда они в ясную погоду обозревают эти острова. Здесь открыт музей, где собираются подписи под воззванием, постоянно подогревая, таким образом, у жителей чувства «справедливой» борьбы за их возвращение.

      И всё же, всё же... Один, хотя и не столь веский для японцев довод в затянувшемся споре есть. Это совместная советско-японская декларация 1956 года. В ней, как известно, высказано намерение СССР передать Японии острова Шикотан и Хабомаи, имелось в виду, после подписания мирного договора. Но сделано этого не было. Почему? Причиной тому явилось продление Японией и усиление «Договора безопасности» с США. И наше правительство, возглавляемое Н.С. Хрущёвым, можно было понять, если учесть международную обстановку того времени, «холодную войну».

      Посмотрим на проблему еще под одним углом - оборонительным. Вся Большая Курильская гряда от острова Хоккайдо и до Камчатки, по мнению наших военных, имеет стратегическое значение. Она (посмотрите на карту) служит естественным щитом от проникновения вероятного противника из Тихого океана в Охотское море и через него — к берегам Сахалина, советского материка. Другое дело, мелкие острова Шикотан и Хабомаи из Малой гряды, расположенные правее Большой, на отшибе. В стратегическом плане они, очевидно, не играют существенной роли.

      Поэтому, учитывая современную международную обстановку в духе нового политического мышления, возможен и компромисс: вернуться к рассмотрению той декларации 1956 года. Могут быть и другие варианты. В любом случае подход к решению сложной назревшей проблемы должен быть до тонкостей взвешенным, не в ущерб интересам нашей страны.

      Теперь, пожалуй, настало время ответить на вопрос, что же такое Курильские острова в природном, экономическом плане?
 
      Справка: это цепь вулканических гористых островов длиной 1200 километров, высотой до 2340 метров.  Там действует около сорока вулканов, много горячих минеральных, с целебными свойствами источников. Высокая сейсмичность. Северные острова Большой гряды покрыты тундровой растительностью, южные - хвойным лесом. Основное занятие населения — рыболовство, переработка продуктов моря, охота на морского зверя. Эти отрасли экономики — главное богатство островного края.
Но в данном случае нас больше всего интересуют Южные Курилы, на которые претендует Япония.

Справка:
Итуруп - самый крупный (6725 кв. км) остров в Большой Курильской гряде. Вулканический массив. Растут бамбук, елово-пихтовые леса, центр — г. Курильск.
Шикотан - самый крупный (182 кв. км) в Малой Курильской гряде. Добыча и переработка морских животных, рыбы, крабов.
Хабомаи — так называют пять мелких островов в Малой гряде: острова Полонского, Зелёный, Юрий, Анучина, Танфильева.
Кунашир — один из крупных в Большой гряде и самый южный. Его площадь 1550 кв. км. Центр - Южно-Курильск. Консервный завод, морской порт.
О Кунашире разговор особый, более подробный. И это понятно; ведь там остались мои семь лет, немалый отрезок жизни. И с тех пор, как заговорили о проблеме «северных территорий», вариантах ее решения, всё воспринимается как что-то своё, глубоко личное. А мысль о “возвращении” его Японии за любые посулы внутренне отвергается.

      Итак, Кунашир – остров, граничащий через пролив шириной всего где-то 15-18 километров с Японским островом Хоккайдо. В ясную погоду он хорошо виден с нашего южного берега. Красив, живописен, по природно-климатическим условиям сходный с субтропиками.

      Почти вся его гористо-сопочная поверхность покрыта хвойным лесом – елью, пихтой, рослым, крупно-ствольным бамбуком. Богатое разнотравье, среди которого выделяются заросли небывало рослого папоротника. Есть и болота. В озёрах, прозрачных речках водится много рыбы, в основном лососевых – кета, горбуша. В лесах обитают бурый медведь, разные виды пернатых. На водоёмах, в океанских, морских заливах – водоплавающая птица, один из видов – баклан. Ну, а в океанских, морских водах, окружающих остров, – снова рыба, морские звери, огромные крабы – предмет вожделения гурманов.

      Кстати, о крабах. Не ведавшие вообще ранее, что это за диковина, мы быстро распознали, оценили вкус, достоинство этого лакомства. И без всяких проблем: консервированные в банках крабы можно запросто было купить в магазине, а работники местного рыбоконсервного завода частенько развозили их зимой на санях-розвальнях по улицам поселка свежими, цельными, только что в котлах сваренными. Белое со специфическим запахом мясо в панцире, да еще восемь ног. Бывало, одной сытно наешься. В магазинах продавались также копчёная акула, мясо океанского кита, красная икра.
 
      Из курильских ценностей хочется назвать ещё одну: морскую капусту. На берегах её, выброшенной океанской приливной волной, скапливались горы. Морская капуста богата белками, углеводами, витаминами, микроэлементами. И если в Японии самая высокая в мире продолжительность жизни, то, считают диетологи, это во многом результат употребления в пищу морской капусты. Интересно, как-то сейчас используется этот ценнейший продукт? Так ли доступны душистые крабы?

      Особый, неповторимый вид пейзажу острова придают три действующих конусообразных вулкана: в северной части – Тятя высотой 1819 м., в центральной – Менделеева (890 м.) и в южной - Головнина (547 м.). У их подножия – бьющие фонтаны горячих источников-гейзеров, в которых можно сварить пищу, зимой – искупаться. В те годы вулкан Тятя считался потухшим. В его кратер полюбопытствовать без всякой боязни спускались наши солдаты. 150 лет молчал. И вдруг три-четыре года назад Тятя проснулся, заговорил. Из его кратера вверх взметнулись столбы горячего пепла, по склонам хлынули потоки огненной лавы. Так что любоваться – любуйся этими загадочными красавцами – творениями матушки-природы, но одновременно остерегайся их неожиданного “сюрприза”.
 
      В ряду характерных для острова другие природные явления: тайфуны, частые землетрясения, цунами (гигантская океанская волна). Правда, опасные цунами случаются редко, а землетрясения не сильные. В общем, такая сугубо курильская экзотика с двумя знаками: плюс и минус. Впрочем, а где не так? Но таков уж, видно, человек, он ко всему привыкает и даже после грозной стихии с трагическими последствиями, придя в себя, снова обустраивается на том же месте, живёт, служит, трудится и... рожает детей. Но к борьбе со стихией, конечно, всегда должен быть готов, заранее продумывая меры безопасности. Там же, где ими пренебрегают – неизбежные разрушения, потери, жертвы. Примеров тому можно привести немало не только из жизни островитян, но и большеземельцев.
 
      И ещё два слова о природно-климатических условиях. Зимы там мягкие, тёплые. Круглый год выпадает много осадков. Весной, летом дожди, туманы. Золотая осень наступает в сентябре и стоит по декабрь. Золотая в смысле обилия, в отличие от других времён года, летнего тепла и солнца.
 
      Настоящие заметки будут неполными, если не рассказать о жизни острова в социальном плане, самом поселке Южно-Курильск, где располагалась наша воинская часть. Когда на теплоходе из Владивостока мы в составе пополнения прибыли и влились в бывшую 113-ю отдельную стрелковую бригаду, освобождавшую Кунашир, Южно-Курильск, там проживало только японское население.
 
      Что же мы увидели? Серый, невзрачный посёлок, дугой раскинувшийся по берегу бухты. Хотя остров покрыт могучей девственной тайгой, низенькие дома (точнее домишки) сложены не из кругляка, а сбиты из двух рядов деревянных досок, заполненных опилками. Стены внутри оклеены белой бумагой. Отапливается помещение железной печкой-буржуйкой. Такое строение со временем так высыхает, что малейшая неосторожность со спичкой, огнём приводит к частым пожарам. За считанные минуты от строения остается лишь куча угля да пепла. Нельзя было позавидовать в этом предприимчивым японцам.

      Интересно устройство входных дверей. Они при входе не открываются на себя или от себя, а задвигаются в стену, как в купе железнодорожного вагона. Такая конструкция продиктована самой природой: зимой oгромные снегопады и бураны так заваливают домик, что при обычных дверях, как у нас, наружу не выбраться.

      А чем занимались японцы? В посёлке, рядом с пристанью - рыбоконсервный завод, в нескольких местах острова - бондарное ремесло, изготовляли бочки для засола свежей океанской рыбы. Занимались также лесозаготовками, распиловкой леса.

      Любопытное зрелище можно было наблюдать в теплое время, когда десятки взрослых и подростков выходили в залив на ловлю морского гребешка и устриц, которые шли в пищу. Укрывшись,  разноцветными зонтиками, по колено в воде, наклонившись, они искали на дне руками этих самых гребешков и устриц. Всё это было похоже на десант лесных грибов, опустившийся в воды залива. На улицах можно было видеть женщин в знаменитых японских кимоно, хотя молодые модницы одевались и по-европейски, носили короткие юбки.

      Через некоторое время японское населения посёлка, всего острова, по договорённости с японским правительством сначала вывезли на Сахалин, потом – в Японию. Вместо него с материка из разных концов нашей страны приехали переселенцы, люди многих национальностей, но большинство русские.
 
      Началось интенсивное освоение острова, жизнь пошла по-другому, по-нашенски. Дома, казармы, другие социальные объекты строились уже не из досок, а из добротных брусков, в короткие сроки построили среднюю школу с вечерним отделением.
 
      Выше я говорил о минусах. Один из чувствительных: в первое время в меню военных и гражданского населения отсутствовали свежие овощи, натуральный картофель (японцы почему-то их не культивировали). Поэтому в пищу они шли консервированными, сушёными. Но вскоре воинские части создали подсобные хозяйства с огородами, и переселенцы стали сажать картофель, капусту, а затем и другие овощи и даже ягоды.

      Жизнь разительно изменилась, особенно в моральном, духовном смысле после постройки аэродрома. Ведь как было? На полгода - от закрытия до открытия навигации (бухта забивалась пригнанным волнами льдом) прерывалось морское сообщение с Большой  землёй. Продукты, средства материально-технического снабжения завозились обычно летом, осенью, их хватало на всю зиму. А вот духовной пищи – газет, журналов – заранее не завезёшь. Связь с Сахалином, Большой землёй только по радио. Что значит письмо от родных? Полгода без весточки! Что и говорить, скучно, падало настроение. Оживление наступало с приходом весны, когда таяли льды, а оставшиеся угонялись в открытый океан ветрами. Приходил первый пароход с почтой. Это всегда был самый настоящий праздник для нас, островитян, хотя он не отмечен ни в одном календаре. Шутка ли: один человек получает огромную пачку писем, газет, журналов – не перечесть.
      С открытием регулярного воздушного сообщения и эта местная, но серьёзная проблема была решена, всё встало на свои места. Такие вот плюсы и минусы.

      За прошедшие годы, думается, много перемен произошло на Южных Курилах. И это уже не те Курилы, что достались нам после войны. Конечно, и там – а как же иначе – есть трудности, недостатки в хозяйственной и культурной жизни, типичные для всех краёв нашей страны. И там идёт поиск форм более эффективного социально-экономического развития в духе проводимых реформ. Но вклад, который труженики Южных Курил вносят в экономику страны, внушительный: только продовольствия они дают ежегодно на один миллиард рублей.

      Вместе с тем – это надёжный форпост на самых дальних рубежах нашей Родины. Обеспокоенные разноречивыми, в том числе, спекулятивными разговорами вокруг Южных Курил, жители Южно-Курильского района недавно провели референдум: против передачи этих территорий Японии высказались почти 70 процентов его участников. Пустившие здесь глубокие корни, они не собираются покидать эту землю, ставшую второй, малой родиной.

Газета “Степной маяк”,             г. Кокчетав Казахской ССР.
(10.04.1991г.)


Рецензии
Отличная статья! Информативно, интересно. Спасибо.

Баранов Сергей Сергеевич   14.05.2021 11:12     Заявить о нарушении
Спасибо,Сергей Сергеевич, за ваш отклик. Капитонов Павел Петрович был из плеяды настоящих журналистов, которые не за сенсациями гнались... работали над Словом, несущим Истину.

Павел Капитонов   14.05.2021 14:33   Заявить о нарушении
Веду его страницу я, вдова Павла Петровича, Лариса Капитонова. С уважением. Л.П.

Павел Капитонов   14.05.2021 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.