Аврелий Августин - еретик

АБЛАЕВ МИХАИЛ. АВРЕЛИЙ  АВГУСТИН: ПРОБЛЕМЫ  ХРИСТИАНСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

Проблемы творчества Аврелия Августина, которого продолжают называть "Блаженным", состоят в парадоксальном смешении искреннего обращения к Богу, искренней веры и всевозможных ересей как в его "Исповеди", так и в ряде других произведений, легших в основу католического сознания, обозначенного ересями, очевидными православному миру. Понятно, что  его "святость" и его "блаженство" не позволяют в открытую ставить воспросы о ересях Августина, но мы преодолеваем эту "авторитетность", будучи извещёнными об обратном свыше. Согласимся, что  нам предстоит трудная работа, сочетающая в себе принципы "неосуждения" и "осуждения" в одном подходе.

Обратимся сначала к "Исповеди".

Книга первая.  II.
"Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня , вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует, - значит, всё, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне...
Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придёшь Ты ко мне? Куда за  пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришёл ко мне Господь мой,  Который сказал: "Небо и земля полны Мною"? (Иер.23: 24)"
Присутствие Бога в человеке осуществляется в Его  образе и знаменует святость. Все существующее вмещает  Бога в образах Его творения, подобно тому, как художник существует в своих произведениях. Он же - "сущий на небесах". Так же  нужно понимать изречение пророка Иеремии, о том, что, во-первых, Бог наполняет  небо и землю Своими образами, во-вторых, Свое вседержительство осуществляет  с помощью Ангелов, которых действительно очень много в мире, в-третьих, общается  с достойными опять же в разных местах  мира.

III. "Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты наполняешь их? Или Ты наполняешь их и ещё что-то в Тебе остаётся, ибо они не вмещают Тебя? И куда изливается  этот остаток Твой, когда небо и земля наполнены? Или Тебе не нужно вместилища, Тебе,  Который вмещаешь всё,  ибо то, что Ты наполняешь, Ты наполняешь  вмещая?..
Но ведь всё не в состоянии вместить Тебя, оно вмещает только часть Тебя -   и все сразу вмещают ту же самую часть?".
Все сказанное выше нужно дополнить словом "соразмерность" - соразмерно Бог присутствует в образах творения, соразмерно служение Ангелов, соразмерно  общение со святыми. Слова же об "изливающемся остатке Бога" - отражение примитивного рассудка автора.

V.  "Кто даст мне отдохнуть в Тебе? Кто даст, чтобы вошёл Ты в сердце моё и опьянил его так, чтобы забыл я всё зло своё и обнял единое благо своё, Тебя?".
Здесь автор говорит о благодати Божией, чаще всего  подаваемой через святых Ангелов. Также это можно отнести к причащению духу Сына Божиего в Таинстве Евхаристии.

VII.    "Услыши, Господи! Горе грехам людским. И человек говорит это, и Ты жалеешь его, ибо Ты создал его, но греха в нем не  создал. Кто напомнит мне о грехе младенчества моего?".
Горе не грехам человека, но ему за его грехи, которые, однако, можно исповедовать и получить очищение с души  покаянием и искуплением.  Младенческий же грех - "грязь", получаемая от родителей, падших духов и ближних маленьким ребенком.

"Господи, Боже мой, это Ты дал младенцу жизнь и тело, которое снабдил, как мы видим, чувствами, крепко соединил его члены, украсил его и вложил присущее всякому  живому существу стремление  к полноте и сохранности жизни.".
Известно, что жизнь и тело ребенок получает от родителей, зачавших его, хотя зачатие дейстивительно производит дух.  Другое дело, он находится во внутриутробное время под контролем и действием Ангела Божия.

Книга вторая. II.

"Страсти кипели во мне, несчастном; увлечённый их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушёл от бича Твоего; а кто из смертных ушёл? Ты  всегда около, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все  недозволенные радости мои, - да ищу радость, не знающую разочарования".
Не стоит связывать Отца Небесного со словом "жестокость" - она Ему не свойственна. Нельзя подразумевать на всех смертных действия "бича Божиего".

III. "...Когда отец мой увидел в бане, что я мужаю, что я уже в одежде юношеской тревоги, он радостно сообщил об этом матери, словно уже мечтая о будущих внуках, радуясь опьянению, в котором этот мир забывает Тебя, Создателя своего, и вместо Тебя любит творение Твое, упиваясь невидимым вином извращенной, клонящейся вниз воли.".
Слова о продлении рода как забывании Божьего дара в восприятии "католика" здесь отдают богохульством.

VI. "Даже невежество и глупость прикрываются именами простоты и невинности - но ведь ничего нельзя найти проще Тебя. Что невиннее Тебя? - ведь злым на горе обращаются и собственные дела их.".
Если иметь в виду сознание  Божие, несущее в себе всю сложность мира и миров, Его разум, то, должно быть, ничего нет сложнее их. Не все дела злых злы.

Книга третья. VII.

"Я не знал тогда, что Бог есть Дух, у Которого нет членов, простирающихся в длину и в ширину, и нет величины: всякая величина части своей меньше себя целой, а если она безконечна, то в некоторой части своей, ограниченной определённым пространством , она меньше безконечности и не является всюду целой, как Дух, как Бог".
Известно,  Бог же неоднократно являлся библейским праведникам в теле, не лишенном членов. Сотворение человека "по образу Божию" также предполагает общую форму тел Бога и человека.

VIII. "Но что значат  проступки для Тебя, Который не может стать хуже? Какие преступления можно совершить против Тебя, Которому нельзя повредить? Ты наказываешь людей за то, что они совершают по отношению к себе самим: даже греша перед  Тобой, они являются святотатцами перед душой своей, портя и извращая природу свою, которую Ты создал благообразною".
Богу  можно повредить, повредив Его любви к человеку. Не забудем: до ревности любит Бог. Вспомним также, что отнюдь не такими же, каким создал Бог человека, рождаются люди от своих родителей.

Книга четвёртая. XI.

"Доверь Истине всё, что у тебя есть  от Истины, и ты ничего не утратишь; истлевшее у тебя покроется цветом; исцелятся все недуги твои; преходящее получит новый облик, обновится и соединится с тобой; оно не увлечет тебя в стремлении вниз, но недвижно останется  с тобой и пребудет у вечно недвижного и пребывающего Бога (Пс.101:13)".
Называть Бога  "вечно недвижным" -  значит, изрекать ересь.

XVI. "Господи, Боже наш, "в тени крыл  Твоих обретём мы надежду": укрой нас и понеси нас. "Ты  понесёшь, Ты понесёшь малых детей и до седин будешь  нести их (Пс. 62: 8; Ис. 46:3-4) - ибо сила наша тогда сила, когда это Ты; только наша -  она безсилие".

Очевидно, что Бог дает человекам силу. В Его власти сделать силу принадлежащей этим человекам без всякого "безсилия". Не забудем: "Отныне Царство Небесное силой берётся".

Книга шестая. III.

"Ты же, пребывающий в вышних и рядом,  самый далекий и самый близкий, у Которого нет  больших и меньших членов, Который повсюду весь и не ограничен ни одним местом, Ты не имеешь, конечно, этого телесного облика, и, однако, "Ты создал человека по образу Твоему" (Быт. 1:27), и  вот он - с головы до ног - ограничен определенным местом.".
Автор должно быть путает проявления Божества с Его отдельным образом. О Божием образе во внешности человека мы уже писали выше.

Книга седьмая. III.

"Хотя я и утверждал, что Ты непорочен, постоянен и совершенно неизменяем, и твердо верил в это, Бог наш, истинный Бог, Который создал не только души  наши, но и тела, не одни души наши и тела, но всё и всех, для меня, однако,  не была ещё ясна и распутана причина зла".
Происхождение современных людей от родителей нельзя  в полной мере назвать "сотворением", но управлением природой. Так же и со всеми остальными живыми существами. Неизменяемости Бога нет, так как изменяемо Его сознание.

XI. "Истинно существует только то, что пребывает неизменным".
При "нормальном" восприятии это выражение - ересь.

XIII. "И для Тебя вовсе нет зла, не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извне вломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный.".
Разве не существует порочной воли людей, сформировавшейся  не без помощи падших духов или власти тех же самых бесов по всей земле? Это разве не зло?
А как же грешная воля падших духов? Это зло.

XX. "Я был уверен, что Ты существуешь, что Ты безконечен, но не разлит в пространстве, конечном или безконечном. Воистину Ты существуешь, Ты , Который всегда Тот же, во всём  неизменный, ничем не изменяемый...".

Мы уже писали, что Бог в Своем сознании и "изменный", и "изменяемый". Бог - существо, дух, имеющий духовное тело и реальное сознание, Он конечен и изменяем (смотри выше).

Книга восьмая. I.

"Апостол не запрещал мне брачной жизни, хотя и советовал избрать лучшее: больше всего он хотел, чтобы все люди "были как он сам" (1 Кор.7:25-28).
У апостола Павла не могло быть выражения "все люди", что обозначало бы призыв к прекращению деторождения среди христиан, недопустимому ни при какой власти и ни в какую эпоху (смотри нашу работу о подделках в посланиях апостола Павла).

Книга девятая. VIII.

"Ты же, Господи, правящий всем, что есть на небесах и на земле...".
Известно, что  молитва Господня включает в себя пожелание  земной власти Божией, которая  по доброй воле не всегда осуществляется, поскольку в мире во многих случаях правит зло.

XIII. " А сказано ведь  самой  Истиной, Сыном Твоим: "Если кто скажет брату своему "глупец", то подлежит геенне огненной (Мф. 5:22).".
В Евангелии употребляется слово "безумный" (в том числе, лишенный ума духовного над собой), а не  "глупец" (то есть ограниченный в умственном развитии). Такое вольное отношение к цитатам из Писания свойственно Августину и в других случаях (смотри ниже).

Книга десятая. XVII.

XXVI. "Истина, ты восседаешь всюду и всем спрашивающим Тебя отвечаешь одновременно, хотя все спрашивают о разном.".
Спаситель восседает не "всюду", но на небе, "одесную Отца". Далеко не всем отвечает Христос "одновременно", но тем, с кем Он хочет разговаривать. Духовное общение с Богом  и Сыном Божиим происходит обычно через Ангела - Его представителя.

Книга одиннадцатая. IV.

"По сравнению с Тобой они (небо и земля) не прекрасны, не добры и их не существует.".

"По сравнению с  Богом" существует все мироздание; Он же называет Себя "живым", показывая Свое решающее присутствие в образах всего существующего.

XI. "Пусть увидит (суетное сердце), что всё прошлое вытеснено будущим, всё будущее следует за прошлым и всё прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает, и от Него исходит. Кто удержал бы человеческое сердце: пусть постоит недвижно и увидит, как недвижная пребывающая вечность, не знающая ни прошедшего, ни будущего, указывает времени быть прошедшим и будущим.".

Очевидно, что будущее следует за настоящим и его нет в реальности. Бог не создал, но учредил время. Не нужно останавливаться сердцу для того, чтобы понять, что времена объективны как на небесах, так  и на земле. Очевидно, что вечность знает прошедшее.

XIII. "Годы Твои не приходят и не уходят, а наши, чтобы прийти им всем, приходят и уходят. Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие  не вытесняют идущих, ибо они не проходят; наши годы исполняются тогда, когда их вовсе не будет".

Сказанное  Августином  невозможно представить: как время может стоять и не идти. Значит его вообще нет? Скажем, что у Бога такое же время, как и у людей, просто Он существует для Него очень долго и переживается Им по-другому, и количество времени  в памяти Его "оно как один день".

XIV. "Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет,  не знаю.".
Августин  пытается рассуждать о всевозможных  свойствах  времени, не имея определения времени перед собой. Между тем, это  отрезок существования, предполагающий его начало, протекание и конец, имеющий объективное измерение.
Можно говорить об объективном  и  субъективном времени. Автор пытается свести разговор к последнему.

XV. "Не будем, следовательно, говорить: "долгим было прошлое время"; мы ведь не найдем ничего, что было долгим: прошлое прошло, и его больше нет. Скажем так: "долгим было это настоящее время", будучи настоящим, оно и было долгим. Оно ещё не прошло, не исчезло, и поэтому и было то,  что могло быть долгим; когда же оно прошло, то сразу же перестало быть долгим, потому что перестало быть вообще.".
Очевидно, что время можно оценивать в смысле его долготы, протяженности как в отношении прошлого, так и в отношении настоящего. Автор говорит о субъективном "чувстве времени", но оно также бывает различным, и его субъективность - субъективность в квадрате, что недопутимо для богословского сочинения. Если подумать хорошо, то именно настоящее кратко, оно даже моментально. Но в относительном историческом  определении настоящее длится сорок дней. Настоящее устаревает в течение сорока дней.

"...Текущий год не весь в настоящем, а если он не весь в настоящем, то и год не есть настоящее. Двенадцать месяцев составляют год; из них любой текущий и есть  настоящее; остальные же  или прошлое, или будущее. А впрочем, и текущий месяц не настоящее; настоящее - это один день...".
На сроки настоящего можно смотреть по-разному. Широко принято связывать настоящее, "предысторическое" время с 40 днями полного обновления репродуктивной функции у женщины. Тем не менее не следует забывать, что время - это отрезок существования: отдельные сроки существования существуют на фоне глобальных сроков существования мира, Вселенной. Тем не менее, рассуждения Августина - это рассуждения глупца, не имеющего "духовного камня" своего разумения.

Далее Августин говорит о том, что по большому счёту настоящее сводится к  приходящему и тут же ускользающему моменту, а все время для человека - это прошлое, которое, впрочем, также зависит от памяти помнящего. В результате автор теряет смысл в понимании времени "по-небесному", увлекаясь его субъективным пониманием (он называет времена "настоящим прошедшего" (вспоминаемым), "настоящим настоящего" (переживаемым) и "настоящим будущего" (воображаемым) (смотри XX). Но это говорит о том, что настоящее играет здесь решающую роль индивидуально-сознательного восприятия времени. Такое  понимание времени по-своему ценно).

XXVII. "Будь настойчива, душа моя, напрягай свою мысль сильнее: "Бог помощник наш, Он создал нас, а не мы себя" (Пс. 61:9; 99:3).

Странными видятся слова о создании людьми самих себя. Посмотрим цитируемое: Пс. 61:9 - "Народ! надейтесь на Него  во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище". Ничего близкого! 99:3 - "Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.". Понятно, что Августин, ссылаясь на псалмопевца, неудачно процитировал и неудачно выразил смысл "создания" современного человека Богом. Между тем, создание современного человека Богом - выражение образное и относительное, а не истинное.

Книга тринадцатая. XXV.

"Верю, что правду я говорю только по внушению Твоему, ибо Ты один "Истина", а "всякий человек - ложь" (Ин. 14:6; Рим 3:4). Поэтому "тот, кто говорит  ложь, свое говорит" (Ин. 8:44), чтобы сказать правду, мне надо говорить Твоё.".

Посмотрим  последнюю цитату: Ин. 8:44 - "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он  ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи". Это выражение Иисус относил к конкретным людям, а не к людям в общем. Псалмопевец тут же опровергает своё опрометчивое высказывание, что "всякий человек ложь", а Августин выстраивает из этого антропологическую теорию.
Получается, что Августин "накинул"  на всех людей дьявольский образ такой безстыдной игрой в цитаты. Он в прямом смысле отождествил всех людей, "говорящих своё", с дьяволом.

В последних главах книги Августин не вполне обоснованно ведет разговор  о начале творения по 1 главе Книги Бытия, не чуждой Божьего обмана, и о Святой Троице, пользуясь своими приёмами самостоятельных домыслов с использованием цитат из Писания, что тоже, должно быть, относит к исповеданию своего понимания или непонимания этих важнейших вопросов. В целом его стиль  оставляет желать лучшего и в плане ясного понимания вопросов  веры и Богопознания, и в плане "учительственности" этой книги для многих верующих. Последнее сообщает нам горькое чувство о множественных заблуждениях Церкви, в особенности Западной. Но обратим внимание ещё раз на последнюю цитату из анализируемого текста, в которой действительно содержится "ересь ересей", которую, к сожалению, никто до сих пор не обличил, "проглатывая" материал "творения святого".


Перед нами - работа Августина "Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви", которую мы  исследуем на случай возможных ересей.  Признаться, не всегда такая цель находит результат. Рассмотрим же фрагменты этого небольшого трактата.

8.  "Каждый верит, что он некогда  начал существовать и не был, во всяком случае, вечным, т.е. верит, что имеет начало во времени, и то же относительно всех прочих, да и вообще, всего сущего.".
Очевидно, что названные вещи человек знает, а не верит в них.

"А надежды без любви и совсем не может быть. "И бесы веруют и трепещут", -  говорит  апостол Иаков (Иак.2.19), однако  же не надеются и не любят. Точнее, они страшатся, когда верят в приближение того, что мы любим и на что надеемся.".
Мы уже писали о поддельных фрагментах в посланиях святых апостолов, среди которых и приведенный выше. Бесы не "веруют" в Бога, они Его знают, неся на себе Его наказание.

11. "Так называемое зло, надлежащим образом упорядоченное и расположенное на своём месте, сильней оттеняет добро для того, чтобы  оно более привлекало внимание и, от сравнения со злом приобретало бы большую ценность. Всемогущий Господь, Которому, по признанию даже неверующих, принадлежит  верховная над всем власть (Вергилий. Энеида, кн. 10) и Который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро. Что же иное называется злом, как не недостаток добра?".
Вспомним о зле неверности ангелов, ставших падшими делом Бога и Небесных Сил. Это зло было действительно большим, если повлекло за собой такое страшное наказание этих духов. Бесы во главе с дьяволом были незвержены на землю и в преисподнюю, где власть их стала действительно большой, хотя в эту власть при желании вмешиваются Бог и святые Ангелы Его. Неверующие не признают власти Божией, начиная с поклонения богам и заканчивая атеизмом. Зло противоположно добру, а не является его недостатком.

12. "Итак, все творения природы - благи, так как их Виновник - высочайше благ, но поскольку они не столь же неизменно благи, как Сам их Виновник, то поэтому добро  в них  может уменьшаться и возрастать. Уменьшение  же добра  есть зло.".
Очевидно, что  природа не творит, но рождает, а Ангелы  Божии корректируют это порождение.  Такое зло, как грех,  - отнюдь не уменьшение добра, но его противоположность. Вообще нужно говорить не о зле уменьшения добра, а о зле, его вытесняющем и замещающем, а также преобразующем, превращающем.

26. "Изгнанный после  греха из рая, человек и род свой, зараженный грехом в нём, как в корне, связал наказанием смерти и  осуждения; так что  всё потомство его и осуждённой  вместе с ним жены рождалось от плотской похоти (в каковой похоти воздано было соответствующее неповиновению наказание) и получило первородный грех, ведущий через заблуждения и различные скорби к тому последнему, безконечному наказанию вместе с отпавшими ангелами...".

Августин забывает, что дети чаще всего рождаются не от плотской похоти, но от любви родителей, часто - от разумного расчета  произвести потомство. Адам и Ева не были покараны плотской любовью, но стали такими же, как люди, уже обитавшие на земле (смотри нашу работу, посвященную этой очевидности). Очевидно, что первородный грех нарушения воли Божией не "спроецировался" на последующие грехи, не существовал наряду с ними у потомков Адама, живших среди людей, неродственным ему, но тем не менее приумножавшим свои грехи, что привело к их уничтожению потопом. Нужно иметь аксиомой то, что грехи - преступления против Бога, - не передаются по наследству.

27. "... Благость Творца не перестает и злым ангелам подавать  жизнь и жизненную силу, без чего они бы погибли".
Известно, что бесы питаются силами людей или животных, к которым  приставлены. У них на земле существует целая система "энергообмена", подобная их информационным связям. "Жизнь" им подавать не нужно - духи "безсмертны" (о смертности тела падших духов и духов людей смотри нашу работу выше).

35. "Ибо так как "Он, будучи  образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но  уничтожил Себя Самого, приняв образ раба" (Фил. 2. 6, 7).
В этой цитате, очевидно отмеченной пером переводчика. слово "уничижил" заменено на  слово "уничтожил", не имеющее нужного значения. Кроме этого следует посмотреть нашу работу о подделках в посланиях апостола Павла, где рассматривается и эта цитата.

"Один Сын Божий, и Он же - Сын Человеческий; один  Сын Человеческий  и  Он же - Сын Божий; не два Сына Божия, Бог и человек, но Один Сын Божий. Бог  без начала, человек с известного начала, Господь наш Иисус Христос".
Очевидно, что единственный безначальный Бог - Отец Небесный, так как Бог Сын когда-то был рожден Отцом и не может быть назван "Богом без начала".

36. "Здесь, без сомнения, торжественно и наглядно обнаруживается благодать Божия. Ибо заслужила ли человеческая природа в человеке Христе то, чтобы быть принятой единично в единство лица единородного Сына Божия? Какая  благая воля, стремление к какой благой цели, какие добрые дела предшествовали, за которые этот человек заслужил стать одним лицом  с Богом?".
Очевидно, что "человеком" Спаситель никогда не был, будучи зачат и рожден Богочеловеком - Сыном Божиим. Он не стал одним лицом с Богом - у Бога Своё лицо, а у Сына Божиего Иисуса - Своё.

50. "Разница только  в том, что тот (дьявол) послал один грех в мир. Этот (Спаситель) же уничтожил не только его, но вместе и все добавленные к нему".
Обширность доадамова человечества говорит о том, что от дьявола и бесов к людям пришли многие грехи, среди первых - неверие в одного Бога. Говорить, что Христос уничтожил грехи на земле, более чем неосмотрительно.

54. "То же, что мы исповедуем, как будущее во Христе, что Он придёт с неба, будет судить живых и мёртвых, это не относится к нашей жизни, которая проводится  здесь, так как происходит оно не в текущих событиях её, но в тех, которые должны будут наступить в конце века.".
Выражение "судить мёртвых" относится именно к суду над преждеумершими, то есть ко всем людям. Очевидно, что "живых", то есть Святых, райских обитателей и спасённых в теле в последние дни Бог судить не будет.

56. "Этим дается понять, что разумное творение . принадлежащее к вышнему Иерусалиму (Гал. 4, 26), должно было быть поставлено после упоминания о Творце, то есть о высшей Троице.".
Творец - Бог Отец, по учению Церкви -  первое лицо Святой Троицы, которое нужно рассматривать отдельно от других лиц (смотри символ веры).

58. "Не  уверен я также и в том, относятся ли к тому же сонму ангелов солнце, луна и все звезды, хотя некоторым и кажется, что светлые тела существуют без чувства и разума.".
Об этой цитате можно сказать, что не верится, что  она принадлежит разумному христианину.

80. "Такое нечестие в Божественных книгах называется "воплем". Так у пророка Исайи о плохом винограднике ты читаешь: "Я ждал, - говорит, - что он совершит суд, он же совершил кровопролитие, ждал правды, и вот - вопль (Ис. 5, 7). Отсюда и в Бытии: "Вопль Содомский и Гоморрский велик" (Быт. 18, 20).
Слово вопль в отношении история Содома и Гоморры равнозначно слову "плач". Ересь Августина разоблачается цитатой из того же места в  Книге Бытия:
"...Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий  ко Мне, или нет; узнаю.". (Быт. 18. 21). Кто писал вместе с Августином?

89. "Но как статуя из какого-нибудь металла, если бы её расплавили огнем, а художник снова точно восстановил  бы её из того же количества материала, ничего бы не потеряла в своей правильности, так и Бог, дивный и неизреченный Художник, восстановит тела наши из всего того, из чего они состояли, заботясь при этом о гармонии и благообразности."
Здесь ошибка, свойственная христианской традиции в целом: зачем Богу те следы от праха жившего некогда человека, превратившегося в духа, чтобы создать подобие вещественного состава воскрешаемого, когда проще Ему во главе духов небесных создать новые тела по загробному облику этого человека и так же "воскресить"? Повторим здесь, что "прахом" для нового творения, вернее, копирования, будет биологический материал из тел людей, умерших в последние дни.

111. "После же воскресения, когда совершится всеобщий неокончательный суд, будут иметь  свои определённые границы два царства, одно Христа, другое дьявола, одно - царство добрых, другое - злых; и однако же оба - царства ангелов и людей. Первые не будут иметь никакого желания, вторые же - никакой возможности грешить, или никакого условия для смерти; первые, живя блаженно в вечной жизни, вторые, мучительно оставаясь в вечной смерти без возможности умереть, потому что и те и другие - вечны. Но первые будут пребывать в блаженстве один выше другого, вторые же будут претерпевать мучения  один хуже другого.".

Вечной смертью до последнего времени  называлась не невозможность умереть в безсмертном теле, но существование во "тьме внешней" осуждённых Богом.  Но как невозможность умереть можно назвать "смертью"? Адская жизнь продолжится на далёкой планете, и для этого Богу нет никакого смысла воскрешать осуждённых, заметим, прежде воскресения. Чтобы снова им умереть - и великие ангельские труды насмарку? Суд будет прежде воскресения, и воскреснут принятые Богом в жизнь вечную.

При изучении "Энхиридиона" возникает стойкое мнение о том, что будучи образованным во многих вопросах христианства, Августин грешит ересями глупо и "мелко", словно пропадает его "запал веры и любви в разуме" и он остаётся один на один со своим языческим образованием и своим  скудным богословским рассудком. Очевидно и то, что над ним трудится бес. Но всё же этот трактат - книга, из которой мы извлекли много больше полезного, чем ложного или ошибочного.

Следующая работа Августина на нашем столе - "О согласии евангелистов". Об этой книге, наполненной   практической текстовой работой, мы не скажем многого, однако, скажем достаточно.

В общем, нужно сказать, что Аврелий Августин ищет обоснования  для всех несоответствий между писаниями евангелистов, которых по его сопоставлениям оказывается множество. Он  ищет и "находит" адекватность между явно разняшимися между собой фрагментами,  имеющими общее историческое и смысловое происхождение. Вместо того, чтобы констатировать такое очевидное расхождение в сведениях, очевидно, осуществляющееся во Святом  Духе  и в  разноплановом  творчестве еванеглистов и имеющее явную цель подтверждения и укрепления веры в Бога и Христа, Августин выискивает очень недостоверные подтверждения близости  разноречивых сведений. Это можно назвать его общей ошибкой в данном трактате. К таким несоответствиям, например, можно отнести бегство в Египет и избиение младенцев, Нагорную проповедь, спасение на море, события  Страстной Пятницы, а именно время  распинания Христа, события Воскресения Христова, Его встречи по  Воскресении и другие. Человеку, читавшему все Евангелия вместе очевидно, что несмотря на несуразицу в "соответствии" их событий они поражают своей духовной достоверностью и заставляют верить излагаемому. Между важнейшую проблему Евангелий - приведение евангелистом Лукой бесовского сюжета о встрече Девы Марии с Младенцем в Храме, лёгшего в основу такого крупного праздника, как Сретение, Августин почему-то игнорирует.

"... Господь, воскреснув, уклонился от Марии, сказав: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему" (Иоанн. 20, 17), а дуновением на учеников Он даровал им Духа Святого, чтобы мы не думали, что сей Дух, единосущный с Троицей, есть только Дух Отца, а не Дух Сына." (Книга 4, глава 10, 19).

Этот фрагмент  о дуновении Спасителя после воскресения приводит нас прямо к проблеме "филиокве", как известно, разделившей Католическую и Православную церкви в отношении к соборно принятому Символу Веры. Подчеркивать этот евангельский фрагмент - значит умалять обетования Спасителя апостолам и чудо схождения Святого Духа  в день Пятидесятницы. Так или иначе, данным отрывком своей книги Августин закладывает основу стародавней католической ереси "филиокве" об исхождении Святого Духа "и от Сына". Тайна такого исхождения заключается в том, что евангелист написал слова святой дух с большой буквы, в то время как Христос сообщал ученикам, должно быть шутя, благодать "дыхания" Архангела, Его воскресившего - святого духа. Заметим, что подобное непонимание "маленькой буквы" сбивает богословов с толку и в объяснении зачатия Спасителя "Святым Духом" (на самом деле - всё тем же благовестником Архангелом Гавриилом, которого отнюдь не случайно, по велению свыше, изображают на иконах с шаром с надписью Иисус Христос - святой дух принёс Сына Божиего для помещения Его в Марию, он же перенёс в Марию изверженное семя праведного Иосифа, от которого и родился Сын Человеческий), и в представлении о том, что с Псалмопевцем Давидом постоянно находился второй Сын Божий - Святой Дух (псалом 50). С пророком находился Архангел Божий - святой дух, которого ошибочно обозначили как Святого Духа.

О работе "О согласии евангелистов" нами сказано достаточно для того, чтобы понять и достоинства, и недостатки этого трактата, в первую очередь - недостатки.

Трактат "О Книге Бытия" будет рассмотрен нами лишь с самого начала, поскольку крупная его ересь находится именно на первых страницах.

"Недоразумение" Августина относится к его  прежнему  непониманию смысла "времени". Говоря о сотворении "неба и земли", он говорит о неком довременном их сотворении, как не имеющими "Слова сотворения" и формы, которая должна была быть придана сотвореннному. Августин не понимает, что  время - это "срок существования", а такая материя, как "земля" уже существует при ее возникновении. Небо как "духовный мир" (в понимании Августина) также подвержен временному счислению, а не находится "вне времени". Время там безграничное, но тем не менее оно имеет начало и подобно лучу в то время как время материального мира - это отрезки существования.

Нерешённый Августином вопрос об определении "времени" вылился в более позднюю ересь, ставшую весьма значительной в такой сложной работе, как  трактат "О Книге Бытия".
Мы с авторитетной стороны духовного общения имеем смелость заявить, что в силу общего духовного склада Аврелия Августина, прослеженного ещё в его "Исповеди", в силу свойственных его творчеству ересей (чего стоит только книга "О  Граде Божием"!), во многом рассмотренных нами, "Блаженного Августина" не существует, но есть мучающийся обитатель преисподней, до сего дня "авторитетом" которого (в том числе - бесовским в нём участием) портится сознание христиан, во-первых католиков, во-вторых - православных; христиане вводятся в бесовское общение и учатся ересетворчеству в самых ответственных богословских построениях "благодаря" своему  "досточтимому учителю".

Источники текстов Аврелия Августина:
Августин Аврелий. Исповедь. -  Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.
Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологические трактаты. - Минск: Харвест, 2011.



 


Рецензии