Письмо из прошлого

  Никогда не могла и подумать, что разбирать домашний архив моих родителей это настолько тяжело и... больно.Не думала, что когда-то они покинут эту землю, что именно мне после их ухода придётся взяться за эту кропотливую работу.
  Медленно, волнуясь, поворачиваю небольшой ключик в замочной скважине и вот она  -  святая святых нашей семьи: три, заполненные до верху различными бумагами и мелкими вещицами, полки в старинном массивном шкафу-буфете за глухой дверцей, всегда закрытой на ключ. Нам, детям, мне и двум моим братьям, вход сюда строго-настрого запрещён.Когда мать в случае необходимости открывает заветную дверцу, я из-под её руки пытаюсь заглянуть. Но не более.То ли  -  любопытство, то ли  -   любознательность. Сначала только нижняя полка в поле моего зрения. Но вот я доросла и до второй. А вот мне шестнадцать лет, и с третьей полочки мать снимает чёрную лаковую дамскую сумочку, извлекая из неё моё свидетельство о рождении, домовую книгу и другие бумаги, необходимые мне для получения паспорта.
  - Мама, это твоя сумочка? - спрашиваю я. И первый раз в жизни решаюсь попросить посмотреть.
  Мать протягивает мне сумочку, предварительно защёлкнув хитрую застёжку. Поглаживая лаковые бока сумочки, я вдруг обнаруживаю, что ручки у неё нет, а места её крепления разорваны.Уловив мой удивлённо-растерянный взгляд, мать вслух вспоминает:
  - Это было во время войны, когда я жила в Москве. Получили с подружкой первую зарплату и решили пойти на рынок-толкучку, что-нибудь прикупить. Народу - море.А сколько всякого жулья!Сумочку надо держать двумя руками, прижав к себе, иначе в людской толпе без неё останешься, вырвут, не успеешь и глазом моргнуть.Вот я и держу так, но чувствую, что за ручку сумочки тянут изо всех сил. А я ещё крепче к себе прижимаю. Вот так сумочка без ручки и осталась. Оторвали...
  Почему-то именно сейчас всплыл в памяти этот мамин рассказ, когда я вновь прикоснулась к этой лаковой красоте, не потускневшей за долгие годы. Щёлкнула застёжка и вот они  -  сокровища. Это и отцовские ордена и медали, которые он принёс с войны и за трудовые заслуги здесь же. Это мамин диплом об окончании московского ВУЗа в 1943году. Её студенческая зачётная книжка. На каждой страничке - "Отл.". Не удивлена. По другому и не могло быть. А вот наша домовая книга. Листаю. Сколько же людей, знакомых мне и незнакомых, "прошло" через наш дом. Воспоминания... Боль... Влага на ресницах...
  Из маленького бокового карманчика внутри сумочки выглядывает жёлтый уголок. Осторожно извлекаю и разворачиваю сложенный в несколько раз листок. До боли знакомый мамин почерк. Да это же письмо моему отцу! Проникаюсь каждым потускневшим, порой трудно читаемым, от времени , но не потерявшим и сегодня смысл и значение, словом.
                6/1-47г.
                Дорогой мой Володя!
  Прости мне за мои откровенные слова. Этим я хочу доказать тебе то, что я к тебе неравнодушна, что мне хотелось бы всегда быть вместе с тобой, чтобы нам делить все радости и горести жизни.
  Как нам быть вместе? Придётся конечно тебе приезжать за мной...
  Конечно, переедем мы в ... . А потом всё на месте видно будет яснее, но я не представляю, что будет дальше. На этом у меня всё останавливается, дело доходит до того, что начинает болеть даже голова от мыслей.Слишком я привыкла к самостоятельной жизни, к работе и когда передо мной встаёт вопрос о перемене образа жизни, у меня не укладывается в голове, что я буду делать...
  Видишь, если это в таком месте, где я буду работать, я знаю, что я работаю 8 часов, а затем жена, хозяйка...
  Володя, моё полное согласие на нашу встречу до конца жизни проскальзывает в письмах уже давно.Только нужно было тебе написать мне, что ты едешь за мной(иначе меня не уволят с работы), и конечно. я поверила бы тогда окончательно всему, о чём ты пишешь мне.
  Как нам не скучно врозь, но спешить с этим не оглядевшись вокруг нечего. Пострадаем, за то вместе будем больше ценить эту встречу, и друг друга.
  Володя, когда мы с тобой разговаривали, я тебя как-то шутя спрашивала, а что я буду делать с тобой. Правда, это смешно, и мне не надо красивых обещаний. Но ты улыбнулся и ничего не ответил. Или не хотел сказать, или сам не задумывался над этим. А теперь сядь и напиши, как ты думаешь. Сейчас скрывать нечего. Откровенность должна быть во всём. Если ты ответишь на это сразу же в письме безо всяких стеснений, значит ты меня любишь искренне и никогда не будешь думать про себя отдельно.
  Наверно уже опаздываю на предвыборное собрание, где мне нужно выступать поддерживать кандидатуру в депутаты Верховного Совета  -  высказывать заученную "роль". Выдвигаем главного инженера.
               До встречи, дорогой мой.
               Привет всем знакомым.
            С горячим, горячим приветом. Таня.

  И всё же, не смотря на все свои, как мне показалось на первый взгляд сомнения, Таня оставила Москву со всеми её удобствами и возможностями, в которой прожила более десяти лет. Оставила любимую работу инженера технолога по кожам и мехам и дубленым экстрактам; верных друзей, с которыми делила тяготы военных студенческих лет. Их многочисленные фото хранит наш семейный альбом и поныне. Она переехала в небольшой городок,не испугавшись ни съёмной квартиры,со всеми удобствами во дворе,ни отсутствием работы по специальности, чтобы всегда быть рядом с дорогим её сердцу и горячо любимым человеком. Со временем построили большой дом, вырастили троих детей и нашлась новая работа, ставшая любимой на долгие годы, - преподавателя физики в школе...
  Оставляю письмо полежать на столе в развёрнутом виде.Оно должно просохнуть. Простите, мама и папа, за невольно упавшие на него мои слезинки.А потом  -  в файл и в наш большой семейный альбом, который всегда с интересом рассматривают внуки и правнуки моих родителей. 


                (мпдв 3)
               


Рецензии