Таисья. Отрывок из книги

Эвакуированный поляк Иван (Ян) Францевич Погрушевских с семьёй перебрался в Рублёво из Новокрюкова.  Жена Ивана Таисья Марковна Хохлова, родом из деревни Хохлы. В их семье было 2 сына: Фёдор и Иван и 2 дочери: Галина и Валентина. Дети носили фамилию матери. Иван Францевич был тяжёл характером, частенько под хмельком гонял свою семью. Приходилось Таисье скрываться от него у соседей, частенько убегала к родственникам в Новокрюково. Один раз Иван развоевался, выгнал ночью Таисью, та через рублёвское кладбище побежала в Новокрюково, а на кладбище свежевыкопанная могила, кого-то хоронить собирались. Таисья в темноте ямы не увидела, провалилась в могилу. Так до утра и просидела в могиле.

Таисья Марковна была чудная, любила про себя небылицы рассказывать, иной раз не поймёшь, правда это или вымысел, рассказывает на полном серьёзе. Была она глуховата, разговаривала громко, слова тянула, голос у неё был грубый. Я очень хорошо её помню. Помню, как все смеялись над её небылицами, а она смеялась пуще всех. Рассказывает: «Прибивала конёк на крыше, продвигаюсь вперёд, чтоб очередной гвоздь забить – да кто это меня за юбку то держит? Оглянулась, никого. Подвинуться бы вперёд, а ни с места, держит кто-то за юбку и всё тут! Оказалось, прибила гвоздём подол-то к крыше». 

Вот такую историю рассказала: иду вчера из Адова, в обоих руках сумки с продуктами. Иду, да чего это под ноги-то попалось, чего мешает идти? Гляжу – юбка чья-то. Какая-то раззява юбку потеряла. Перешагнула я эту юбку и пошла дальше. Домой пришла, начала раздеваться – а где это у меня нижняя то юбка, куда делась?

И ещё одна история: свадьба была у дочери. Растворила тесто на блины, надо приготовить дрова в печь на завтра. Иду с дровами по сеням, темно, под ноги попался сучок, пнула его, нет, надо подобрать, в печке сгорит. Дрова сложила в печь, сучок туда же, а наутро вся свадьба разбежалась от запаха. Кто-то сходил прямо в сенях, до уборны не охота стало идти, мороз вон какой стоит. А я ведь думала сучок.

А эту историю рассказывал мой отец. Работал он на гусеничном тракторе. Как-то вечером после рабочей смены поехал домой, и как раз Таисья из Адова домой идёт, мой отец посадил её в кабину. Правая дверца у трактора не открывалась, пришлось ей залезать через дверь тракториста, через все педали и рычаги. Доехали до дома, и чтобы ей из кабины вылезти, надо было снова перелезать через рычаги. А юбки на ней длинные, широкие, она зацепилась юбкой за рычаг и повисла вниз головой.


Рецензии