Старообрядцы моей деревни

Как образовалась наша поморская даниловская веточка.
(информация из интернета)

Деревня Рублёво считается старообрядческой. Жители её относятся к поморцам даниловского согласия. Это неофициальное название. Также старообрядцев нашего согласия называют: брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы. А современное официальное название - Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ).

Вот коротко о том, как мы оказались вне государственной церкви и без священства. Старообрядчество возникло во второй половине XVII века в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона. Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях совершаемых обрядов. Это вызвало страх, непонимание и сопротивление. В 1667 году Большой Московский собор предал проклятию старые книги и обряды, а сторонники старых обрядов были объявлены виновными в расколе. Из центральной части России старообрядцы бежали на побережье Белого моря и другие необжитые места.

Когда священники дораскольного поставления за древностью лет умерли, произошло разделение всех старообрядцев на два согласия. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников Патриарха Никона, получили название «беспоповцы». Вплоть до середины XVIII века беспоповцы принимали отсутствие священства как временное испытание и вели переговоры с представителями поповцев о приёме архиерея хоть от господствующей церкви, лишь бы он согласился со старыми обрядами. Но договориться не получилось, и старообрядцам пришлось строить свою религиозную и бытовую жизнь при отсутствии священства. Старообрядцы, лишившись епископов, не лишились старой крепкой веры своей, не лишились церкви Христовой.

Начало крупнейшему духовному центру беспоповского согласия было положено осенью 1694 года, когда Данилой Викулиным была основана община в Поморье на реке Выг (отсюда и название поморцы даниловцы). На основе иноческого Соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Именно там было утверждено право мирян проводить крещение и исповедь. С того времени наставники считаются "не рукоположенными пастырями Церкви".

Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали основой для защиты Древлеправославия. Мария Филипповна Иванцова (Рублёва) долгое время была нашей наставницей. Была у неё книжонка - беседы представителя беспоповцев поморского брачного согласия Л.Ф. Пичугина (1859 – 1912) с другими старообрядцами. Беседы велись в защиту древлеправославной поморской церкви. Эти беседы «вопросы-ответы» были от руки переписаны в тетрадь, которую наши старообрядцы передавали друг другу. Моя бабушка Екатерина Яковлевна тоже переписала её для себя, только жаль, что эта старая тетрадь со временем затерялась.

Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и Москве. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о возможности заключения браков в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском монастыре на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением влились в состав филипповского и федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством.

В 1716 году с подачи церкви государство обложило старообрядцев повышенным налогом - двойной податью. За это им было разрешено жить и веровать открыто, не скрываясь от властей. Хотя гонения на ревнителей старой православной веры на этом не прекратились и продолжались вплоть до 1980-ых годов. По крайней мере так было у нас, в наших краях. Я помню, как председатель колхоза Фёдор Степанович лично разгонял бабушек, собравшихся на моление в доме у моей бабушки – Екатерины Яковлевны.

Официальная церковная организация для старообрядцев была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». До этого времени ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления не было. Первый Всероссийский собор поморцев прошёл в мае 1909 года в Москве, второй в 1912 году. Но к концу 1930-х годов легальная церковная жизнь поморов прекратилась: многие наставники были репрессированы, многие находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространён институт «наставниц» - женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин. Наставницы благословлялись на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, реже на каждение кацеей.

Долгое время Высший старообрядческий совет находился в Литовской ССР. С начала перестройки отношение государства к верующим изменилось и было решено воссоздать центральный орган ДПЦ.  Началась передача общинам церковных зданий и территорий исторических центров старообрядчества - Рогожского и Преображенского кладбищ, Невской обители.

Председателем Российского совета ДПЦ в 1986 году был избран о.Олег Иванович Розанов. Заместителем председателя и духовным наставником Невской Поморской общины избран о.Владимир Викторович Шамарин.

В мае 2006 года, впервые с 1912 года, в Санкт-Петербурге прошёл III-й Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви. Сейчас в ДПЦ действует несколько общественных организаций, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырских обители, издаётся периодическая литература. Созданы интернет-сайты. Сейчас свободно можно приобрести старообрядческие книги, иконы и церковную утварь в Москве и городе Новозыбков.

Наше поколение тоже старается не отходить от истоков старообрядческой религии. У нас в Уржуме есть моленный дом, в который со всей округи собираются старообрядцы даниловского согласия, всё так же совершаются все положенные богослужения, все обряды. Поддерживается регулярная связь со старшими наставниками из Невской обители, выписывается газета «Старообрядец» и ежегодные церковные календари. Наставница Мария Агафоновна – добрейшей души человек, никогда не откажет в помощи. В 2014 году в Санкт-Петербурге в Невской обители прошла обучение на курсах церковнослужителей Мария Павловна Никулина (в девичестве Рублёва).


Рецензии