Вариации на тему псковской тетрадки. ч. 2
Уже поздно и темно. Думаем, куда бы нам устроиться на ночлег. И вдруг – прямо маленькое чудо. У входа в монастырь встречает нас с открытыми объятиями Татьяна, знакомая по киевскому Дому Ученых. Мы с Олей туда часто ходили на разные мероприятия. Собственно, я со своей зрительной памятью ее четко не помню. Просто гляжу – вроде знакомое лицо. А она так искренне обрадовалась, встретив здесь земляков…
Татьяна ведет нас устраивать в Партизанский переулок к Нине Борисовне. Хозяйка с сыном Николаем родом из Риги. Здесь у нее множество комнатушек для квартирантов. Красивый садик с цветами. За ночлег берет по рублю, как в известной песне Окуджавы. Воды в доме нет, ее носят из колонки за квартал от него. (А за хорошей водой надо идти еще дальше). Соседи: на редкость замкнутая «богомолка» Светлана и две светского вида подозрительные девицы.
Познакомились с Николаем. Он сделал нам большой подарок: прекрасный вид с одной площадки за домом. Открытые дали под светлым северным небом, которые тянутся к далекому горизонту. Показал часовенку над источником Иоанна Крестителя, Предтечи Господня. Колодец славится целебной, святой водой.
Сын хозяйки рассказал нам об истории города и Псково-Печерского монастыря. Монастырь, пожалуй, один такой на Руси, который с 15 века ни на один день не закрывался. По его словам, в 70-е годы семнадцатого века в Печоры приехал царь Иван Грозный. К тому времени пещеры и монастырь уже стояли два столетия. Царь, заподозрив в измене игумена Корнилия, убил его около монастырских ворот. Тут же, раскаявшись, он сам понёс тело игумена вниз в Успенский храм. Эту дорогу с тех пор называют «Кровавым путём»(1).
Во времена царя Петра Великого монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом. Над стенами были возведены башни, сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи.
Сильно поразила нас еще свежая история о бывшем настоятеле монастыря архимандрите Гаврииле. Он «царил» здесь с 1975 по 1988 год. По словам Николая, то был «кагэбист в рясе», жестокий и злобный самодур. Он мог избивать монахов и паломников, орать на них, колотить своей палкой, часто не допускал приезжих к старцам, выгонял чем-либо ему не понравившихся. Ближайшим помощником его был цыган двухметрового роста с серьгой в ухе. Много раз на архимандрита писали жалобы патриарху Пимену, но безрезультатно. Говорят, он откупался, да и «крыша» у него была мощная… А уходить приходилось молодым монахам, очень настоящим и горящим любовью к Богу. Уходили когда поодиночке, когда целыми группами. Только с 1988 года, когда настоятеля перевели в епархию на Дальний Восток, в монастыре немного вздохнули.
В течение двадцати довоенных лет Печоры с окрестностями принадлежали Эстонии, что, конечно, отложило отпечаток на обличье города: определенный прибалтийский след. Сейчас все уже не так явно, и не слишком заметно отличие от обычной советской глубинки.
Кроме того, от Николая мы впервые услышали, что здесь поблизости находятся известные святые места: Изборск и Малы. Изборск – древнерусский город, упомянутый еще в «Повести временных лет» (начало двенадцатого века). Там жил Трувор – один из варяжских князей, призванных на Русь. В окрестности этих мест есть замечательные святые источники и водопады.
Увидел я у Николая местную «Балтийскую газету» и взял почитать. Из всякой всячины запомнилась карикатура на М.С. Горбачева. Он был изображен в виде пастуха свиней.
Вторник, 7 августа.
Раннее утро. Приходит Татьяна и приносит юбку для Оли. Мы не так давно покрестились, и, естественно, Оля ходит в штанах. Добрая и словоохотливая Таня ведет нас к отцу Василию, приютившему несколько киевлян. Старый иеромонах живет в ветхой постройке типа курятника, где-то на краю территории монастыря. Потом мы узнаем, что он находится под запретом.
С Соборной площади идем в обитель. Недалеко от входа видны остатки крепостного вала. Проходим через Святые врата. Над ними - Петровская башня со старинными башенными часами. Левее – Никольский храм, весь в лесах. Он переходит в надвратную церковь, с семью огромными прекрасными иконами Божией Матери (2) Мощеный спуск от Никольского храма – та самая "кровавая дорожка". По пути рассматриваем «музейный экспонат»: коляску императрицы Анны Иоанновны в стеклянном павильоне. Согласно преданию, во время приезда императрицы выпал снег, и в Петербург она укатила на санях, оставив карету в подарок обители.
Основная часть монастыря расположена в овраге или, лучше сказать в низине. На возвышенности стоит только один монументальный храм в классическом стиле. Потом мы узнали, что это собор Архистратига Михаила, где чаще всего проходят службы.
Татьяна показывает нам жилье о. Василия. Хотя там очень мало места, но мы решили объединиться с земляками. Вместе веселее, тем более они здесь уже освоились. И к тому же они по ходу объясняют многие неизвестные нам вещи, касающиеся Церкви и ее уклада.
Идем с Татьяной на осмотр монастыря. Выходим на Успенскую площадь, где средоточие основных храмов. Здесь находится древнейший соборный храм монастыря – Успенский, он же Покровский. Вообще-то собор пещерный: виден только его песочного цвета фасад, а сам храм прячется в глубине горы. Очень красивый. На крыше храма, на ее скате – пять темно-синих, украшенных звездами, куполов. Похожие главки были во взорванном после прихода немцев Успенском соборе в Киево-Печерской лавре. У нас есть старая открытка. А еще – перекличка с Киевом – большая икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием над входом в храм.
В глубине церкви покоятся мощи игумена Корнилия. Икона Богородицы «Успение», вместе с Ее иконой «Умиление», являли чудеса: не раз спасали Русь. Так было во время осады Пскова поляками со Стефаном Баторием и также в годы нашествия Наполеона.
На меня, пожалуй, наиболее сильное и глубокое впечатление произвела икона Спаса Нерукотворного. От нее, казалось, исходит некое таинственное сияние: светоносное излучение, проникающее в душу. Слова, впрочем, как в известном стихотворении отметил Тютчев («Мысль изреченная есть ложь»), не могут объяснить неизъяснимое…
Вот еще, что стоит отметить: в главном приделе за возвышением есть место, где молился царь, когда посещал монастырь. За долгую историю обители здесь побывали многие из наших государей.
Выхожу и подымаю взгляд кверху. По высокому небу плывут вереницы легких серебристо-серых облаков. Сквозь них иногда выглядывает нежгучее северное солнце. Впитываю в себя все: смотрю на заросшие деревьями косогоры вдали, деревенскую бабу в завязанной узлом сатиновой косынке, присевшую покормить ребенка, схимника с острым орлиным взглядом, быстро пересекающего дорожку… Какой глубокий покой, полнота и умиротворенность во всем, что окружает и что таится вокруг!
Рядом с собором – высоченная каменная двухъярусная звонница: шесть пролетов внизу, один вверху. Звонят в колокола, стоя на земле, с помощью веревок. Колокольня на Успенской площади, как мне показалось, выполняет очень важную и особую роль, вроде восклицательного знака в конце предложения.
Между Успенскою церковью и колокольней находится вход в монастырские пещеры: «Богом зданные», как тут написано. То есть они нерукотворные, самим Господом непонятным нам образом созданные. Число захоронений, рассказывают, огромно: около 14 тысяч человек. В отличие от киевских пещер, кроме святых мощей здесь немало других усопших. Среди них самый цвет России – предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. Мы, к сожалению, с Татьяной не пытаемся попасть в пещеры, а потом уже не довелось.
Неожиданно из облаков мелкими редкими каплями начал брызгать летний дождичек. Мы с Олей засуетились, стали искать, куда бы нам спрятаться. Но скоро он прекратился, только попугав немного, и мы продолжили осмотр монастыря.
Рядом с колокольней стоит красного цвета здание, где находятся Ризница и библиотека. К нему примыкает белый двухэтажный Сретенский храм девятнадцатого века. Здесь же, неподалеку, древняя церковь во имя Благовещения Богоматери. Жаль, конечно, что мы видим все это на бегу.
Выходим в город и ищем продуктовый магазин. Купили помидоры, яблоки, хлеб, а попутно в ларьке также косынку для Оли. Возвращаемся к новому жилью, вспоминая, как нас вела Татьяна. Знакомимся со Славой и Владой. Слава – крепкий мужчина среднего роста и средних лет с приятным открытым лицом. Бывал уже в этих местах. У него духовник здесь – старец Адриан(3). Говорят, монах высокого духа и прозорливый. К нему привозят на вычитки бесноватых. Влада, в крещении Валентина – молодая симпатичная барышня с быстрым взглядом, в легком ситцевом платье. Пьем с ними чай, угощаясь печеньем и бубликами. Ведем веселый разговор о Киеве, ищем общих знакомых. Слава рассказывает, правда без особых подробностей, об отце Василии. Он непрестанно молится, почти голодает. В основном питается тем, что удается Славе раздобыть на кухне. Страшно непритязателен. Например, перекрестит несвежие рыбьи остатки и ест их спокойно.
Появляется новый персонаж: некая баба Вера, которая сразу нам не понравилась. Производит неприятное впечатление и беседу нашу, надо признаться, испортила. Что она – неужели тоже здесь ночует?
– А это кто, – спрашиваю Славу, – она давно здесь?
Он машет неопределенно рукой, мол, не задавай лишних вопросов.
Приходит Таня, и мы уходим на вечернюю службу в Михайловский собор. Храм был построен в ХIХ веке в память о воинах, защищавших этот край во время Отечественной войны 1812 года. Внутри него есть медные доски с именами воинов, погибших в сражении под Полоцком.
Позолоченный купол церкви заметен отовсюду, даже на подходе к монастырю. Пол храма покрыт мозаичными плитами. Интересно, что Михайловский собор имеет выход на наружную сторону крепости.
Главная гордость храма, конечно, десница святой мученицы Татианы, Попала в Печоры из Царскосельского дворца. Храмовая икона Архангела Михаила в серебряной ризе, украшена драгоценными камнями. А еще есть в соборе чудотворная икона Божией Матери «Умиление» и старинная икона Богородицы «Одигитрия».
Служба здесь очень продолжительная, впрочем, так и положено в монастыре. Похожа, нам показалось, на всенощное бдение во Флоровской женской обители в Киеве.
Напитанные благодатью, но сильно уставшие, вернулись к отцу Василию. Слава чем-то очень озабочен, на контакт с нами не идет. Таня рассказывает об архимандрите Иоанне Крестьянкине(4).Сюда многие приезжают в тяжелых обстоятельствах жизни в надежде получить совет старца. Отец Иоанн успел еще после войны пройти через лагеря. Работал на севере в Архангельских краях на лесоповале, но выжил.
Идем забрать наши рюкзаки, несколько сухо прощаемся с Ниной Борисовной и тепло с Николаем. Как заключительный аккорд, приношу им два ведра воды из колодца – в качестве компенсации за безпокойство. К тому же по дороге мы встретили одесских паломников: двух старушек с мальчиком лет восьми. Устроили их на свое место.
В нашем лагере происходит, нечто нам непонятное. Отец Василий явно не в себе. Мы уходим за кирпичами для очага и долго гуляем. Спим в одной «келье» с Таней. Долго молимся и разговариваем. Уснуть трудно. Таня нам рассказывает, что баба Вера, которая недавно здесь появилась и «обхаживает» монаха очень себе такая… Мы с Олей уже знаем, что есть колдуны и ведьмы, (все это реально) но пока с такими вещами близко не встречались. Надо же – столкнуться с подобным в монастыре…
Несмотря на наш небогатый опыт, мы, как и Таня, хорошо чувствовали «это», висевшее в воздухе. Большую часть ночи так и не спали. Таня по многу раз читала молитвы «Живый в помощи Вышняго» и «Да воскреснет Бог».
Среда, 8 августа
Где-то к пяти часам утра неприятности усилились. Около семи прощаемся с о. Василием, забираем наши вещи и уходим. Татьяна идет вместе с нами. Монах, как будто весь помятый и истрепанный. Оле кажется, что его остригли. Оставляем рюкзаки у входа в монастырь и идем на Литургию в Успенский собор. Служба смывает с нас ночную тяжесть. Жаль, что не готовились к Причастию. Без должной подготовки такие вещи не делают.
комментарии
1.Подобная версия не внушает особого доверия. Выдержка
из книги Вячеслава Манягина «Апология Грозного царя»:
…Причины гнева царя на святого также вызывают большие сомнения.
Можно ли говорить об убийстве царем святого как о доказанном
факте, если даже дата и место смерти вызывает споры?
Не только дату смерти, но и способ его «убиения» каждый
историк представляет по-своему. Ученые мужи имеют несколько
вариантов того, как царь «убил святого»…
2.Иконы написаны непосредственно под руководством
наместника о.Алипия .
3.Архимандрит Адриан (Кирсанов) отошел ко Господу 28 апреля
2018 г. на 97-м году жизни.
4.Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1919-2006). Около
сорока лет подвизался в Псково-Печерской Лавре.
Один из наиболее почитаемых старцев последнего времени.
Фотографии из Интернета
Свидетельство о публикации №218071701496