Забытые Герои-моряки

Рассказ (из книги «Австралийские Истории»)

Возможно, кто-то из вас видел австралийский телевизионный сериал «Морской патруль». Эта австралийская история о семидесятилетней борьбе за признание действий двух поистине героических моряков Второй мировой войны Тедди Шиана и капитана Хека Валлера. В настоящее время правительство пересматривает их примеры храбрости, с возможностью, наконец, исправить то, что многие считают великой несправедливостью.
Крест Виктории - высшая награда за храбрость в военное время.
Но вот какая-то странная случайность в истории, что ни один моряк в австралийском военно-морском флоте никогда не награждался крестом Виктории, хотя среди моряков не было недостатка в мужестве, храбрости и  доблести.
Корабль «Армидейл» был всего лишь Корветом с маленьким пулеметом спереди и несколькими пушками, включая зенитку. Эти корабли были рабочими лошадками, выполнявшими конвой, изредка охотясь за подводными лодками, стреляя по воздушным целям. Но Армидейл ни в коем случае не был гламурным кораблем. И он оказалась в ловушке, когда так много австралийских кораблей были потоплены после падения Сингапура.
В апреле 1941 года Тедди Шиан был зачислен в Королевский австралийский флот. После различных мест службы он стал  частью команды по вводу в эксплуатацию корвета «Армидейл».
В семье Шиана было 16 братьев и сестер, и среди них  было шесть солдат  Вооруженных Сил - четыре в армии, а Тед и его брат Томас - на флоте. И из шести братьев Тед был самым молодым, и он был единственным, кто не вернулся домой.
 Он был самым молодым моряком на корабле, но он не был кротким. Тедди был заряжающим и он был довольно занят, пока стрелял пушка.

1 декабря 1942 года Армидейл был вовлечен в операцию по пополнению запасов австралийских сил в Тиморе. По ряду причин операция была не совсем гладкой, и Армидейл был обнаружен японцами и подвергся нападению японских самолетов.
Корвет поразила торпеда со стороны порта. Это был очень громкий взрыв, и он действительно обрек корабль на гибель немедленно, потому что он сильно накренился и стал тонуть. Капитан очень быстро отдал приказ оставить корабль.
Когда японцы попытались расстрелять из пулеметов оставшихся в живых после того, как они покинули корабль, Шиан вернулся к одному из зенитных  орудий , привязался к нему и приступил к стрельбе по японским самолетам. И он продолжал делать это, даже когда корабль почти погрузился, фактически жертвуя какими-либо реальными шансами на выживание. Тедди сбил один самолет, а потом  еще два.
И в  последний раз его видели, как он продолжал стрелять, а корабль уже погрузился в воду.
Даже когда Армидейл утонул под волнами, трассирующие пули продолжали вылетать из воды. Когда он привязал себя к этому оружию, он знал, что ему нет возврата. Он знал, что он погибнет.
Из 149 человек, которые были на борту, только 49 человек остались в живых.
Они собрались вместе и  начали строить плот из разных обломков корабля, плавающих вокруг них. Некоторые из группы на плоту сумел исправить спасательный катер, и кто  попал на него были спасены через восемь дней. Те же, кто остался на плоту исчезли и их никто никогда не видел.
В те дни была мысль, что военно-морской офицер должен быть женат на ВМФ, а его корабль – стоит на первом месте, а его жена – на втором. Было совершенно необычно для молодого офицера жениться в 23 года. У Хека было двое мальчиков: Майкл и Джон. Он был явно доблестным отцом и семейным человеком.
Капитан Хек Валлер, несомненно, был самым известным командиром военного корабля в Австралии.  Он имел огромный успех в Средиземном море в 1941 году, а вернувшись в Австралию, он был назначен командиром  крейсера «Перт» и быстро привел корабль к высоко эффективному и боеспособному состоянию . Но он устал.
После падения Сингапура была предпринята последняя попытка защитить то, что тогда называлось голландской Ост-Индией, (теперь современной Индонезией), и это была комбинация усилий между оставшимися британскими силами, американскими силами, австралийцами и голладцами. Это были усилия, что называется, начатые почти с нуля - неадекватные сухопутные войска, очень ограниченные военно-морские силы и совершенно неадекватные военно-воздушные силы.
Крейсер « Перт» был отправлен из Австралии, чтобы принять участие, в основном по политическим мотивам. Это не имело никакого военного или морского смысла, чтобы отправить его в одиночку.  Капитан Валлер, должно быть, знал, что его отправляют в бой, в котором у него мало или вообще не было надежды на победу, и, вероятно, он не надеялся вернуться.
28 февраля была спокойная и лунная ночь - хорошая боевая погода, и Перт встретился с большой японской силой вторжения, состоящих из крейсеров, эсминцев и огромного количества транспортов. Капитан Хек Валлер отдал приказ прорваться, и его акт храбрости состоял в том, что он повернул свой корабль прямо на стену японской военно-морской мощи, он был смелым и героическим.
Крейсер «Перт» был на грани уничтожения, когда боеприпасы закончились. Одна торпеда взорвала корабль с правого борта, а затем  еще четыре ударили по нему.
Капитан  Хек Валлер был очень спокоен той ночью. Он не отказывался от надежды, пока корабль не был так сильно поврежден, что было ясно, что идти он некуда не может. Он повернулся к своим офицерам и сказал: «Приказываю покинуть мостик и корабль!».
Почему он это сделал? Он мог тоже покинуть корабль. О чем он думал? У него была жена и двое мальчиков дома, чтобы жить ради них. Он считал, что должен опуститься на дно вместе со своим кораблем, как капитан из легенды. Он развернул крейсер и неожиданно пошел на таран ближайшего японского корабля. Ударил его в борт, сделал ему большую пробоину и они затонули вместе. Японцы такого исхода не ожидали. 
Всего чуть более 300 австралийских моряков ранее оставили корабль более или менее невредимыми, и многие из них вышли на берег. Все они были захвачены японцами. Их заставили работать, как военнопленных, на строительстве железной дороги в  Бирме.
Валлер и Шиан являются выдающимися моряками.  Один из них - военно-морской офицер, погруженный в историю и традиции.  А другой – почти ребенок из Тасмании, которая присоединилась к войне, чтобы сражаться за короля и страну, как это было тогда - два очень разных представителя военно-морского флота страны.
Сам факт, что только 69 лет спустя выжившие – а их четверо - все еще пытаются убедить кого-то, что еще не поздно наградить этих моряков высшей наградой нации за храбрость.
 Представитель Минобороны говорит, что Трибунал по делам чести и наград в настоящее время рассматривает ряд дел  о храбрости и доблести, в том числе о капитане Валлере и матросе Шиане. Первые публичные слушания пройдут в ближайшее время и будем надеятся, что неизвестные ранее герои- моряки будут награждены крестами Виктории.


Рецензии
Замечательно написано

Григорий Аванесов   03.02.2021 01:29     Заявить о нарушении