Система, подыгрывающая фаворитам
Так что нынешний турнир в России — исторический: отныне всегда будут вспоминать, что именно в 11 российских городах судьям, работающим на поле, впервые стали помогать их специально обученные коллеги, располагающиеся в просторной комнате, оборудованной по последнему слову техники. Она — в московском центре вещания, куда поступают телесигналы со всех стадионов чемпионата.
Комнатные судьи имеют возможность пользоваться данными всех 35 камер, расположенных для ведения трансляций на каждой арене (две камеры нацелены только на определение положения «вне игры», они так и называются — офсайдные). Бригада арбитров, не отрывающих глаз от мониторов, состоит из четырех человек — главного, имеющего постоянную связь с полевым рефери, и трех ассистентов. Им также приданы четыре оператора-режиссера, готовых мгновенно предъявить запись спорного эпизода с любого ракурса.
Видеоарбитры, проводившие за два месяца до начала чемпионата мира тренировочный сбор в Италии, нацелены только на четыре вида возникающих на поле ситуаций. Одна из них связана со взятием ворот или отменой гола, другая — с назначением пенальти, третья — с необходимостью предъявления прямой красной карточки за исключительно грубое нарушение правил, четвертая — с ошибочной идентификацией футболиста (не тому, например, судья показал желтую или красную карточку).
На бумаге все выглядит замечательно. На практике же нововведение оказалось непростым делом. Потому и реакция участников чемпионата (как тренеров, так и футболистов) на VAR зачастую полярная.
«Я,— говорит Йоахим Лев, тренер сборной Германии, сенсационно вылетевшей из чемпионата на предварительной его стадии,— полностью поддерживаю VAR и думаю, что она очень хорошо работает на этом турнире. Она нужна, чтобы авторитет судьи на поле не подвергался сомнению». Немецкий специалист похвалил новшество после того, как его команда выиграла у шведов матч, в котором не был назначен стопроцентный пенальти в ворота сборной Германии за снос в штрафной площадке шведского форварда Маркуса Берга. Польский арбитр Шимон Марциняк сделал вид, что все по правилам. Из центра вещания на ошибку ему не указали, и прав капитан сборной Швеции Андреас Гранквист, сказавший буквально следующее: «Немного странно, что четыре человека, пребывающие вдали от игры, вне атмосферы матча, принимают решения по важным вопросам. При этом арбитр, который находится на поле, не принимает решение в очевидной ситуации».
Слова Гранквиста заставили вспомнить смешную историю, связанную с применением VAR в чемпионате Германии. Первый тайм матча «Майнц» — «Фрайбург» завершился со счетом 0:0. Команды отправились на перерыв, игроки расположились в креслах, тренеры готовились внести в игру коррективы. Не тут-то было. Арбитр встречи, переговорив с видеосудьей, в спешном порядке вернул футболистов из раздевалок, назначил пенальти в ворота «Фрайбурга» и только после того, как хозяева поля забили гол, позволил командам продолжить отдых…
Как и снос шведа Берга, все видели, как в матче чемпионата мира Испания — Португалия испанский нападающий Диего Коста, прежде чем забить гол, грубейшим образом нарушил правила — ударил португальского защитника рукой. Все, кроме итальянского судьи Джанлуки Рокки и его соотечественника, видеоарбитра Массимилиано Ирратти, гол засчитавших.
Подобных ситуаций в матчах предварительного этапа чемпионата мира случалось не так уж и мало, чтобы не задуматься над очевидным вопросом: а не стоило ли прежде, чем применять новую систему на самом главном турнире, усовершенствовать — до малейших деталей — весь механизм? Ведь заниматься этим, наверное, лучше все-таки не на чемпионате мира…
Хаоса в сегодняшнем применении VAR достаточно. Одни полевые судьи раз за разом обращаются за консультациями к комнатным и бегают, время от времени, к специальным мониторам, установленным перед входом в подтрибунное помещение. Другие считают, что сами с усами и ни о чем у сидящих в помещении коллег не спрашивают.
За кулисами чемпионата стали поговаривать, что VAR «положительно» используется не во всех противоречивых случаях, а только тогда, когда это выгодно той или иной команде, по странному совпадению относящейся к разряду фаворитов.
В качестве примеров приводят снос Берга (в пользу Германии), второй гол испанцев в ворота Марокко, не показанную Роналду красную карточку во встрече с Ираном (видеоарбитр предлагал удалить португальца, но парагвайский судья Энрике Касерес предложение проигнорировал и после продолжавшегося больше минуты видеопросмотра эпизода ограничился желтой карточкой).
Александр Бобров, один из ведущих российских экспертов по вопросам футбольного судейства, считает, что «в целом новшество, видеоповторы, пока вызывает раздражение и непонимание. Заметно снизился авторитет арбитров — за ними теперь бегают игроки, рисуя в воздухе телеэкран и требуя просмотра видеозаписи. С бровки о том же самом постоянно сигнализируют тренеры. А порой судьи принимают совершенно необъяснимые решения — перестраховываются и не берут на себя ответственность в простейших моментах, зачем-то пересматривают эпизоды, в которых изначально приняли верное решение».
Свидетельство о публикации №218071700631