Арбат. Воспоминания художника. Часть 1. Глава 8

       Предыдущая глава:  http://www.proza.ru/2018/05/22/883

 Польша.
Приключения на границе.

       Автопутешествия наших художников на запад и обратно редко обходились без приключений. Начинались они с длинных очередей на границе, где время ожидания проверки порой превышало четверо суток! Правда, такое было только в первые годы перестройки. К машинам, становившимся в конец очереди, подъезжали какие-то личности и предлагали водителям поставить машину ближе к границе. Называли стоимость услуги. Но мы из принципа не шли с ними на контакт.
     Дополнительной статьёй дохода у некоторых белорусов и поляков, живших рядом с границей, была контрабанда бензина, сигарет и вина из Белоруссии. Всё это в Польше стоило намного дороже.
     Но особенно дотошно польские пограничники и таможенники контролировали россиян, возвращающихся из западного круиза. Люди везли домой массу интересных вещей и лакомств. На многие из них были установлены лимиты. Провоз излишков нужно было оплатить по довольно высокому тарифу. Кроме официальных поборов были всевозможные грабежи совместной русско-польской мафии. Помню: стою как-то в длинной очереди на границу со стороны Польши. Подъезжает машина, выходит этакий верзила и бесцеремонно садится ко мне.
- Стой! – говорю, - тут у меня целый буфет!
      И правда, на переднем  пассажирском сидении в низком ящике были расфасованы колбаски, хлеб, сыр, фрукты, соки и газированная вода.
- Ничего, – отвечает тип. Он берёт ящик и вдавливает его в доверху набитый багаж салона позади передних сидений, совершенно не беспокоясь о целостности вещей.
     Затем этот верзила усаживается рядом и начинает изучать, насколько крепко посажен в гнездо радио-магнитофон.
- Ты в курсе, что участок дороги перед границей – платный? – спрашивает незваный гость.
- У меня нет денег, – отвечаю.
- А как же ты без денег доберёшься до Москвы?
- У меня в Бресте друзья, помогут !
- А как насчёт этого? – показывает на магнитофон.
- А как насчёт этого? – показываю из-под сиденья австрийский охотничий нож.
     Незваный гость понимает, что овчинка не стоит выделки, берёт банку пива из ящика сзади, открывает её, делает несколько глотков и  молча выходит из машины. Интерес у него ко мне пропал. Да и взять у меня по большому счёту нечего. Но по слухам бывало, что эти крохоборы на границе переступали все мыслимые границы нажима на проезжих.
     Однажды, например, из Германии в Россию военные перегоняли колонну личных легковых машин. На границе к ним подошли такие же крепкие ребята и прозрачно намекнули на определённую сумму за безмятежный проезд. На что военные, уверенные в своей силе, ответили категорическим отказом. Немного погодя к длинной очереди машин откуда ни возьмись высыпала группа пацанов лет десяти – двенадцати, которые как по команде в считанные пару минут расколотили все стёкла машин военных.
     Очередь была длиной в сутки. Стоять в ней противно не только потому, что жалко времени, но ещё из-за несправедливости: постоянно в эту очередь на всём её протяжении встраивается большое  количество машин, только что приехавших со стороны Варшавы. Их пропускают родственники, друзья, а то и вообще незнакомые люди, но за небольшую плату. Ко мне подъезжает ещё одна машина. Из неё выходит парень и предлагает одно из первых мест в очереди, перед шлагбаумом. Называет сумму сделки. Я соглашаюсь, но при условии, что рассчитаюсь с ним только после того, как моя машина будет стоять в обещанном месте. Подъезжают ещё две машины, полные хлопцев. Все вместе едем к началу очереди, из которой при нашем появлении кое-как выезжает одна из машин, седьмая от шлагбаума. Покинуть место в очереди ей не просто: все стоят почти вплотную. Сопровождающие меня хлопцы окружают моё авто, берут его снизу и под дружное "Хоп-хоп-хоп" в несколько рывков ставят его на освободившееся место. Я пытался выбраться, чтобы облегчить им задачу, но старший улыбнулся и показал жестом: сиди. После постановки на договорённое место, старший садится ко мне в машину и  мы рассчитываемся. Хлопцы уезжают. Буквально через минуту из машин, которые сзади меня, выходят водители и требуют покинуть очередь:
- Ты здесь не стоял! - возмущаются они.
- А почему вы не протестовали, когда меня сюда поставили по замене? - спрашиваю я их.
     Крыть им нечем, поэтому ярость только усиливается. Двое из водителей идут к пограничникам у шлагбаума, громко кричат и показывают на меня. Один из пограничников подходит ко мне с листом бумаги и говорит, что ближайшие к шлагбауму тридцать машин переписаны и что моей машины в списке нет.
- Уезжал на заправку, - заявляю я твёрдо.
- Ты не проедешь, - говорит пограничник и возвращается к шлагбауму.
     Немного погодя на линию проверки запускают очередную партию машин. Меня останавливают два пограничника с автоматами. Обычно у поляков натовское вооружение, но эти двое вооружены «калашами».
- Поворачивай назад, - кричат они, дёргая стволами в сторону конца очереди.
     Злость переполняет! И водители сзади, и пограничники знают, что я заплатил за место. Они ни слова, ни звука не издали во время моей постановки в очередь! А теперь, когда я один, решили за всё отыграться. Нет уж, не на того напали! И я продолжаю медленно двигаться вперёд, выжимая бампером автоматчиков. Они передёргивают затворы. Дело начинает принимать нешуточные обороты. Многочисленные зеваки вытаращили глаза. Отступать поздно. Я добавляю газ, и автоматчики отпрыгивают в стороны. Но выстрелов нет. Вслед мне летят польские непереводимые матюки пограничников и восторженные крики свидетелей прорыва.
      На паспортном контроле и таможенной проверке нахожу линию с меньшим количеством машин и становлюсь в очередь. Теперь, пока дойдут до моей машины, можно сходить в мужскую комнату. Но как только я оказался в подземном сооружении, где и находились кабинки, вслед за мной сразу же спустились двое парней в гражданском. Можно было с уверенностью предположить, что это - военные. Видно было, что их распирает от ярости. Они сразу же подошли вплотную и заговорили по-польски:
- Пан только что  наехал на пограничников! Штраф... - и они назвали заоблачную цифру!
- Пограничники знали, что я заплатил за очередь. Я отдал бандитам последнее. И очень спешу по делам! - ответил им я. Цифра штрафа дважды понижалась, причём в разы. Но я отвечал отказом.
    В подвале кроме нас не было никого!
     Некоторое время оба молча глядели на меня, разминая кулаки. Я был готов к отражению атаки, насколько это получится. Но потом один из них заговорил. Он уже намного сдержаннее пояснил, что нужно было обращаться к пограничникам, а не к бандитам. И вроде как пограничники за разумную сумму устроили бы мне такой же проезд вне очереди. Перечислил с десяток номеров тех машин, на которых промышляет русско-польская мафия с тем, чтобы помочь мне в будущем избежать контактов с бандитами. Но я не собирался их записывать или запоминать по причине того, что пересекаю границу довольно редко. Однако вежливыми кивками  соглашался  с этой информацией. Парни повернулись к выходу. Но определённое чувство вины у меня всё-таки оставалось. Я окликнул ребят, достал из левого кармана мелкие деньги, отсчитал небольшую сумму и протянул им, показав рукой в сторону шлагбаума:
- На пиво. 
Мы улыбнулись друг другу. Внутренний баланс, которым я стараюсь дорожить, был восстановлен.  Я чуть задержался в кабине, куда и собирался, а парни поднялись на выход.
     Польскую сторону границы прошёл как по маслу. Но неожиданные неприятности ждали меня за мостом, на другом берегу Буга, где работали белорусские пограничники. Как назло, именно в эту ночь их самих инспектировали, да так, что все проверяемые машины чуть ли не выворачивали наизнанку. Надо сказать, что это было неспроста: под Брестом вырос целый таможенный посёлок из коттеджей-дворцов. Создались суточные смены из таможенников и пограничников, которые занимались проведением крупных партий контрабанды, естественно - не за спасибо. Батька Лукашенко принял адекватные меры. И вот теперь таможенники на моих глазах развинчивали потаённые места всех авто, которые казались им подозрительными, трясли запаски, прислушиваясь, нет ли там чего лишнего и даже раздевали некоторых водителей и пассажиров в здании, находившемся рядом. Протестовавшим обещали внутри-анальный осмотр, и те успокаивались. Пограничники, в свою очередь, тщательно всматривались в лица, сверяя их с фотографиями паспорта и придирались ко всем буквам в документах. Дело было вечером, как раз начала работать новая смена, и я попал в самый разгар пограничной экзекуции!
     Сначала мне везло: сходство с собственной фотографией установили сразу, багаж тоже не вызвал повышенного интереса. Но неожиданно один из таможенников заявил, что у меня много пива. Я и правда вёз из Австрии два ящика пива, которое обещал друзьям. Но никогда бы не подумал, что это пиво может вызвать осложнения. Таможенники вычислили, что суммарные промили алкоголя в этих двух ящиках превышают допустимые для провоза нормы. Несколько банок пива по этой арифметике были лишними. Я был готов  выставить их в мусор. Но не тут-то было! Оказывается, что от лишнего багажа прямо на границе освобождаться нельзя! И меня развернули назад, в Польшу! Рубикон сопротивлялся!
     В Польше меня ещё не забыли и приняли на своеобразное ура! Нужно было сразу принимать решение по собственному статусу. В конец очереди ехать у меня даже мысли не было. Я краем бампера въехал в ближайшую щель между машинами у шлагбаума, вышел и сказал водителю задней машины, что направлен именно сюда,  объяснив причину своего возвращения с белорусской стороны. Затем подошёл к пограничникам, потиравшим руки от удовольствия помурыжить меня. Им я задал один единственный вопрос: зачем польская сторона пропустила меня в Белоруссию с лишним грузом? Внятного ответа я и не ожидал. Поэтому, полюбовавшись минуту на безмолвно открытые рты пограничников, вернулся к машине. Там меня уже ждали водители из очереди. Они хотели знать подробности ситуации на белорусской  границе и немедленно получили самую свежую и достоверную информацию, которая заставила некоторых из них крепко задуматься. И было отчего: кто-то вёз слишком много детских велосипедов, кто-то - одежды, кто-то - обуви и т.д. После небольшого, но творческого совещания решили обменяться товарами, пока у каждого из нас не окажется их разрешённое количество с тем, чтобы после белорусской границы все вернули назад чужое и получили своё. Так и сделали!
     Из-за нескольких лишних банок пива, которые с удовольствием взял сосед сзади, мне пришлось принять на борт, как Ноеву ковчегу: два самоката, две дублёнки, какие-то ящики с игрушками и двух проституток, возвращавшихся с польских заработков. Все эти расфасовки делались в открытую. После этого пограничные проверки были пройдены безукоризненно и ночь пролетела незаметно в тупом заполнении бланков и демонстрации багажа. Под утро, на условленном километре белорусской стороны, все машины - участники временного бартера - собрались вместе. Быстро и весело товары были возвращены владельцам. После недолгих прощаний стали разъезжаться. Проститутки попросили отвезти их по домам. Обе предложили переночевать у себя, правда, без всякой надежды. Думаю, по мне было видно: встающий со стороны России рассвет звал меня с какой-то огромной магической силой!

       Следующая глава:  http://www.proza.ru/2018/10/26/610


Рецензии
Дааа, только головой от удивления качаю... Дела! Хорошо хоть выкрутиться смогли...

С уважением,

Эля Рассолова   10.04.2020 13:36     Заявить о нарушении
Ситуации бывают разные, непредсказуемые.
И принимать решения приходится адекватные.
Хотелось бы, чтобы таких ситуаций было всё-таки поменьше. )

Валерий Махатков   10.04.2020 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.