Пружина чести, наш кумир

Несколько лет назад смотрели с мужем древний, но очаровательный фильм "Скарамуш", сюжет которого вертится вокруг бретеров и дуэлей, потом - очередной выпуск "Картины маслом", посвященный последней дуэли Пушкина. Я говорю:
- Если бы в наше время существовала такая практика, я бы целые дни проводила в тире и фехтовальных залах. Это такой кайф: знать, что любой, оскорбивший тебя, - покойник!
- Не сомневаюсь, ты бы уже пол-Самары поубивала, - хмыкнул богоданный супруг.
- Мдя?.. Вот не знала, что ты считаешь меня настолько кровожадной... - призадумалась я.
Поразмыслив на эту тему, я пришла к следующему выводу. Честь (дворянская, рыцарская, честь мундира и т.д.) - это свод готовых правил, некий корсет, помогающий сформировать из биомассы фигуру. Или образец, с которого человек как бы "срисовывает" себя, свое поведение. Большинству людей корсет необходим, чтобы не распускали пузо и держали спину. Но есть и такие, которым он уже не нужен. В чем разница между человеком чести и человеком с воспитанной совестью? - Для первого важнее всего доброе имя, незапятнанная репутация (по сути - то, что скажут о нем другие люди). Для второго - сознание собственной правоты (а на чужой роток, вестимо, не накинешь платок). Человек чести (тот же Онегин) может в душе сознавать, что неправ, но страх перед общественным мнением навязывает ему строго определенную модель поведения. Совестливый человек обладает большей степенью внутренней свободы, он позволяет окружающим думать о нем все, что им заблагорассудится.
Жил в Иерусалимском королевстве во времена крестоносцев молодой рыцарь Онфрэ де Торон, очень гуманный и образованный человек, поэт, знаток арабского языка (служил переводчиком королю Ричарду на переговорах с племянником Саладина), герой злополучной для христиан битвы у Рогов Хаттина. И был он женат по взаимной любви на принцессе Изабелле Иерусалимской. Все было хорошо, пока не умерла молодой старшая сестра Изабеллы - королева Сибилла. После смерти сестры супруга Онфрэ оказалась наследницей престола, и бароны предложили ему стать королем - так же, как стал им Гион де Лузиньян благодаря браку с Сибиллой. Онфрэ честно сказал, что король из него не получится. Тогда было решено подыскать принцессе другого, более амбициозного мужа. Изабеллу развели с супругом и выдали за Конрада Монферрата, который и так уже был двоеженцем (что творилось в Святой Земле!). Но Конрада вскоре убили ассасины, и принцессу снова выдали замуж - на сей раз за племянника Ричарда, Анри Шампанского. Потом она снова овдовела и стала женой Амальрика Лузиньяна, и наконец умерла. Так вот - Онфрэ жену уступил. Без боя. Поскольку понимал, что Иерусалимскому королевству не нужен король-интеллигент, а принцессу обязывает её происхождение: она должна послужить установлению твердой легитимной власти. При этом он знал, что его осудят, засмеют, назовут слабаком, импотентом, ославят гомосексуалистом - но ему было все равно. Он поступил так, как подсказывала совесть. При этом он приписывал другим собственные убеждения: кишка тонка - не лезь в короли. Он действительно надеялся, что Высшая Курия изберет достойного, способного спасти гибнущее Иерусалимское королевство. В принципе, Конрад Монферрат имел все задатки короля-воина ("облико морале" не ахти, но нельзя же иметь все удовольствия сразу!). Но его зарезали, а последующие короли-"консорты" были точно не лучше Онфрэ. Анри Шампанского избрали из-за того, что он был племянником Ричарда Львиное Сердце, в надежде (не оправдавшейся) на "братську допомогу" со стороны английского короля. А Амальрика Лузиньяна - эээ... благодаря родству с Гионом, который все прос... провалил? Не понимаю...
Трагедия Онфрэ была в том, что его любимая родилась принцессой. Наследницей престола. Когда их поженили, была жива Сибилла, и предполагалось, что у неё появятся дети. Так что кандидатура Онфрэ Торонского как будущего короля не рассматривалась изначально. Когда же ситуация кардинально поменялась - у него хватило мужества отказаться от роли, которая была ему не по плечу. И не надо забывать, что королевское происхождение обязывало, особенно в Средневековье. Долг принцессы крови - передать престол супругу, достойному короны. Онфрэ должен был согласиться стать королем или дать Изабелле развод, просто так "не уступить" её он не мог. Он не был блестящим полководцем и жестоким, непреклонным человеком, как Конрад Монферрат. А Святой Земле требовался именно такой король. И кто же мог предполагать, что Монферрата убьют накануне коронации?
Честь предполагает политику двойных стандартов. Человек чести не должен совершать поступков, за которые его осудят люди его круга. Толстой писал о Вронском: "обманывать вообще нехорошо - но мужа можно, нельзя не заплатить карточный долг, но портной может и подождать...".
В школе на уроках истории мы читали стихотворение Бертрана де Борна: "Мужики, что злы и грубы, на барона точат зубы, только нищими мне любы... Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, необогретым...". Этот Бертран - лимузенский рыцарь-трубадур 12 в, друг Ричарда Львиное Сердце и его наставник в поэтическом искусстве, образованный человек, храбрый воин, блестящий поэт - в своем кругу вел себя вполне прилично (правда, полжизни воевал с родным братом из-за замка Аутафорт, но зла брату не желал - только замок хотел отобрать). То есть честь-то у него была, а вот совести явно не было, раз он написал такие гадкие стихи.
То есть носитель чести вполне может делать гадости, которые не повредят его репутации (насиловать знатных дам нельзя, а крестьянок - сколько угодно). А человек с совестью - нет: что ему уважение окружающих, если он-то знает, что он урод? И что ему их осуждение, когда он знает, что прав?


Рецензии