77. Чувство вины

Странное чувство.
Прекрасное чувство.
Насколько оно вписывается в образ и подобие Божие?

Человек состоит из тела, плоти, души и духа - это общеизвестно и не требует комментариев. Плоть вынуждает поступать не так, как хочет душа, любящая превыше всего Бога - это Апостол Павел. Плоть черпает со дна жизни ил, водоросли, моллюсков, креветок, проще говоря - духов "условно чистых", "относительно грязных" и - воду, которая затем фонтанирует через дырочку на затылке (если плоть - это кит, во чреве которого Иона).

Из какого места растет чувство вины? Вопрос, на который ответить не так-то просто, ибо вина - это дельта, разница между идеалом и реальностью, идеалом Ионы и - реальным Ионой, должно быть так: босиком, без сумок и денег, без еды и ножика ходить из веси в весь, а получается - на мерседесе и в каком-нибудь лэйбле, доставая на заправках портмоне с десятью платиновыми "денежными картами".
И - откуда чувство вины, если все это - нежеланное, навязанное, всунутое Господом в жизнь new-Ионы, а хочется - босиком! Из веси в весь!

Несоответствие идеалу и невозможность смириться с собственным несовершенством - вот "дух виноватый", который улавливает душу и заставляет ее страдать, хотя душа в Боге должна только радоваться, мы же приучаем себя к вечной жизни, а не к вечным страданиям.

Нужно ли преодолевать чувство вины? Вопрос - а как? Что изменить в расстановке фигур на шахматной доске "тело, плоть, душа, дух"? Продать мерседес? или ездить в нем "на босу ногу"? или возить с собой негритенка из Саудовской Аравии, которого выбросила собственная мать, а государство продало с аукциона "богатому русскому"?

И есть ли разница между понятиями "совесть" и "чувство вины"?

Со-весть. Thank You for Your cooperation! По-путчик, со-отечественник, со-страдание, со-болезнование, со-жительство, со-весть. Очень много со-ставляющих всовывается за жизнь в слово "весть", которому приставка "со" придает смысл кооперации, проще говоря, если в моей голове звучит три голоса, то я должен выбирать какой-то один из них, а двум другим отказывать, и после того, как я, отказав, сделаю, я буду страдать. Потому что один из голосов, безусловно, будет мурлыкать мне добрую песню "за послушание", а два других - тянуть душу за отказ.

Что же такое "чувство вины"? Неуспокоенная совесть? Когда со-жителей духовных столько, что не хватает дня и ночи, дабы ответить каждому пусть не "да", так хотя бы "потерпи"?

О каких "со-жителях" идет речь? Да, банально: Бог в Троице, но Он Един, Он всегда звучит моносом, а бесов - Легион. И они звучат хором. Требуя от меня - своего. Радости от подлости, удовольствия от убийства, счастья от злобы, а Троица - где Она? Кто Ее слышал? Премудрость построила Себе дом "на отшибе", там, где еще нет асфальта...

Что же такое "чувство вины"?
Не Страшный ли Суд (или его приближение), когда Премудрость Сама заглядывает в твою жизнь и указывает пальцем: "Тут ты потешил беса гордости, тут - чревоугодия, тут - блуда. Хорошо тебе было?" "Кто Ты, Господи?" "Тот, Кто пострадал из-за того, что ты отдал радость - дар Духа Святаго - бесам".
И не знаешь ведь, что ответить! И на самом деле - отдал! Святыню - псам, бисер - свиньям, Господа под распятие, себя под номер тринадцать, петуха под топор, чтобы не кукарекал и не будил по утрам.

Интересно, что человечество всю жизнь только и делает, что отпадает от Бога, а Тот раз за разом (в разных вариациях) повторяет: "Не бойся, Я с тобой! Яко сотворю скончание во всех языцех, в ня же извергох тя, тебе же не сотворю оскудети, но накажу тя судом и обезвиняя не обезвиню".

Безумие для эллинов, скандал для иудеев: все народы, куда Я тебя в качестве наказания выпнул от Себя - закончу. Тебе же не дам погибнуть - просужу и оправдав - что?
"Обезвиняя не обезвиню"? Это как? Оправдая - осужу? Это "не дам оскудети"? Осуждение, как результат суда?

Дионисий Ареопагит, после того, как ему отрубили голову, спокойненько так взял ее в руку, дошел, куда шел, прилег и уснул. Как у него это получилось?
Видится мне, только оттого, что и при жизни он был "полностью безбашенным" - его труды недаром довольно долго оставались закрытыми для неподготовленных: он дал понятие "причина".
Бог есть причина сущего.
Подобие Бога есть причина сущего окрест подобия с учетом Первопричинности, то есть, если причина подобия равноподобна причине Бога (желание человека соответствует Промыслу Божию, "хочу, аще будет", "но не Моя воля, а Твоя"), то вокруг человека все происходит по его, человека, воле и желанию.

В церковнославянском "вина" и "причина" логически равны. Что такое "накажу судом"? Да покажу, что слава Божия в немощи человеческой является, и все мучительные "отклонения от идеала" суть воля Божия, с которой не желает смириться человек, от того и страдает. Дельта причин, дельта промыслов, дельта желаний: Бог хочет от человека одного, а человек - другого. Человек хочет быть арфой, а Богу нужна скрипка! Ну, или наоборот, человек хочет быть скрипкой и бегает тех, кто пытается вставить ему "дополнительные струны".

И на Суде Бог разговаривает с человеком: Я так хотел! Вот Мой Промысел, вот твоя вина!
И - раз! колдун Киприан становится чудотворцем Киприаном. Вина преобразовалась в причину. Было колдовство, стало чудотворение, но это устаревший пример, как иллюстрация обращения.

Обезвиняя не обезвиню - объяснив вину и причину, не дам оскудеть - оставлю вину-причину, только теперь уже - рядом со Мной, а не с "языками рассеяния".

Книги пророков - это кладезь премудрости.


Рецензии