Свет его Звезды

   Владислав Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в городе Омске, в творческой семье. Мама Влада, Таисия Рэй, была балериной и хореографом, а отец, Вацлав Дворжецкий, – театральным актёром. Бабушка по маме, Асланова Лидия Ивановна, тоже работала в театре.

   Несмотря на то, что Владик вырос в театральной атмосфере, быть актёром он не желал, потому что хорошо знал театр изнутри, и это его не привлекало. А ещё он, как сильная личность, хотел выделиться из родственно-театрального окружения и пойти собственным жизненным путём.
   Поэтому после окончания школы (1956) Владислав Дворжецкий поступает в медицинское училище, а затем проходит армейскую службу на острове Сахалин. На досуге – и в армии, и в училище, – Дворжецкий организовывал различные мероприятия – веселил товарищей. Это стремление – радовать людей – было присуще Владу всегда, и недаром его называли человеком-праздником.

   В 1964 году Дворжецкий вернулся в родной город и поступил в театральную студию. Большое влияние на его актёрское мастерство оказал преподаватель студии Юрий Шишкин – с ним Влад обсуждал постановку спектаклей, разбирал творчество Гоголя, Достоевского, Гаршина, Булгакова. После окончания студии (1967) Дворжецкий работает в омском драматическом театре, но через полтора года решает бросить театр и уйти в геологи – его перестали удовлетворять роли, репертуар, постановка, и позже он скажет в интервью:
   – Если бы я не стал киноактёром, то пошел бы объездчиком в лес или рабочим в геологическую партию. Может быть, профессию менять полезно. Всегда хорошо уйти вовремя.

   А ещё Дворжецкому не нравилось, что ему, как начинающему актёру, давали преимущественно эпизодические роли. С одной стороны, он хотел попробовать себя во всём и просил различные роли, а с другой стороны, не очень и добивался главных ролей, потому что знал, что его игру будут сравнивать с игрой отца. И 29-летнего актёра это раздражало, потому что он не собирался копировать Вацлава – и с гордости, и потому что не любил повторяться. А ещё Влад хотел открыть что-то новое в своей работе, и позже так и сделал – большое внимание в своём творчестве уделял мимике и молчаливым сценам. В этом искусстве он достиг таких профессиональных высот, что многим зрителям игра Влада казалась магией.

   А путь Дворжецкого в кино начался с фотографии, которую увидели Алов и Наумов, готовившиеся снимать фильм «Бег». Они сразу пригласили омского актёра на кинопробы – он показался им ярким представителем антигероя. Такое впечатление от образа Владислава создавалось не только от его своеобразной внешности, но и тем, что он был сильной и недовольной собой личностью – постоянно стремился к совершенствованию. Поэтому во время кинопроб режиссёры всё больше думали о том, что в роли Хлудова, самого значительного героя Булгакова, надо задействовать именно Влада:
   – Мы чувствовали во Владе что-то такое, чего нельзя было разменять на маленькую роль. Его тема – это тема сильного и глубокого человека.

   В фильме «Бег» рассказывается о последнем революционном периоде в России, а образ Романа Хлудова, командующего фронтом Крыма, стал символическим образом эпохи – со всеми её минусами и плюсами. В Хлудове соединялись – аристократизм и жестокость, чувство долга и растерянность, профессионализм и трагизм. В исполнении Владислава Дворжецкого эта своеобразная смесь имела силу взрыва – шокировала, восхищала, поражала!..
   Очень редко актёрам выпадает шанс сыграть в такой масштабной картине, как «Бег», а Владу выпал такой шанс, да ещё и ключевая роль. Работа над образом Хлудова была самой высокой вершиной в творчестве Дворжецкого – позже у него будут различные роли, но такой грандиозной уже никогда, потому что и фильмы такие грандиозные не часто создаются.

  Сразу после фильма «Бег» Дворжецкого пригласили в детектив «Возвращение «Святого Луки», где он переиграл опытных актёров – его «Граф» получился настолько ярким и нестандартным, что перетянул на себя все зрительские симпатии, и в 1972 году Влад скажет в интервью:
   – На меня посыпались предложения играть жутких бандитов. А бандиты мне не интересны, я хочу играть человека. Пусть такого, что ошибается, но человека полноценного. Мне близки герои-современники со сложным духовным миром.

   Вскоре о Дворжецком и его необыкновенном таланте узнали режиссёры всех киностудий страны и начали приглашать в свои фильмы, но Владислав, имея горький опыт работы в театре, к предложениям в кино относился очень осторожно и соглашался только на такие роли, которые заинтересовывали его своей новизной. В частности, Влад мечтал сняться у Андрея Тарковского, и в 1971 году его мечта осуществилась. И хотя сам актёр, будучи человеком скромным, утверждал, что в кино его привёл счастливый случай, корреспонденты, которые брали у него интервью, называли свои публикации «Закономерная случайность» и «Закономерное везение», обращая внимание на то, что у актёра с таким талантом и работоспособностью иначе и быть не могло.

   1972-1973 годы стали для Дворжецкого самыми плодотворными в кино, но особенную надежду он возлагал на роль писателя Галана в картине «До последней минуты». Воплощая на экране этот образ, Влад мечтал подняться до высоты Хлудова, но ужасная идеологическая направленность картины сделала Галана всего лишь прекрасным фантомом. Зато в следующем, 1974 году, Влад сыграл немецкого офицера Хольца, и снова поднялся на недосягаемую высоту – своей необычайной привлекательностью он затмил почти всех положительных героев «Единственной дороги».

   В 1975 году Дворжецкий становится капитаном Немо – в одноимённом романтическом сериале. Роль благородного Властелина подводного мира увеличила популярность уже и без того известного и обожаемого актёра. Будучи по характеру Властелином Духа, Владислав и своих героев наделял такими же чертами – если другие актёры играли трагедию земного человека, то Дворжецкий играл трагедию Сына Божьего. Талантливая игра Влада, в частности игра взглядом – это художественные картины в кинематографе, которые по силе чувств можно сравнить с шедеврами изобразительного искусства – картинами Андрея Рублёва, Леонарда да Винчи, Михаила Врубеля.

   Умер Владислав Дворжецкий 28 мая 1978 года во время гастролей в Гомеле – от приступа острой сердечной недостаточности. В тот день в городе была сильная гроза – сама природа оплакивала Уход Великого Человека…

   // из биографии Дворжецкого на сайте студии имени Владислава Дворжецкого //

   ссылка на источник: http://www.stdv.ru/literatura/biografia.htm


Рецензии
Владислав Дворжецкий прожил всего 39 лет...

Господи! Какая несправедливость.

Иванка Житник   31.07.2021 19:31     Заявить о нарушении
Иванка, есть похожие гении, которые прожили ещё меньше: Надя Рушева - 17 лет, Лермонтов - 26 лет, Виктор Цой - 28 лет!.. И значение этих творцов определяется не количеством прожитых лет, а их творчеством!!! Разве вы бы знали о Дворжецком, если бы не его киногерои???

Светлана Шакула   31.07.2021 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.