Из серии Контакты со звездами Александров А. П

   Это был далекий 1968 год. Шестой курс МИФИ-ческого вуза. Заключительный этап вузовской подготовки – дипломная практика в Физико-энергетическом институте (ФЭИ, г.Обнинск).
   Попал я на практику в лабораторию, которая занималась исследованиями термоэмиссионных процессов, применительно к прямому преобразованию ядерной энергии в электрическую. Направлений было много, связанных с исследованием различных физических аспектов, с процессами тепломассопереноса, эмиссии электронов, паров цезия-обеспечивающих эффективность работы термоэмиссионного преобразователя. Меня определили в группу, которая занималась созданием датчиков для контроля парциального давления паров цезия в межэлектродном пространстве преобразователя. Руководителем назначили Свириденко И.П., который прикрепил меня к инженеру Субботину Володе, выпускнику МЭИ, по специальности теплофизика. Обоих уже нет. Низкий им поклон. Я, как- то, отмечал, что мне по жизни везет на замечательных людей. Володя Субботин- удивительно интеллигентная личность, стройный, голубоглазый, духовно образованный и на зависть уравновешенный. Он - образец Чеховских героев. За период нашей работы в лаборатории я получил образец настоящего экспериментатора физика и товарища. Трудно представить, сколько раз мы разбирали и собирали нашу экспериментальную установку. В начале были проблемы с форвакуумом, затем диффузионный, особенно когда в систему ввели цезий, а дальше пошли гермовводы, которые при выходе на режим давали течь. Именно с последними мне довелось иметь дело. Я перечитал много специальной литературы (В ФЭИ, на тот период, была уникальная библиотека с читальным залом), получил массу консультаций у материаловедов и у специалистов по вакуумным приборам, освоил технику работы со стеклом (рядом с лабораторией находилась стеклодувная мастерская с уникальными мастерами). Период работы с гермовводами был очень напряженным, он тормозил выполнение запланированных экспериментов по программе моей дипломной работы, Настроение было не оптимистичным. Я был поглощен различными мыслями, направленными на решение возникшего стопора в эксперименте и как бы, был отрешен от окружающих. Я видел только установку и перечень гермовводов. Не помню в какой момент времени, при очередном разборе вакуумной системы экспериментальной установки, возле меня оказалась представительная группа с узнаваемым зам.директора ФЭИ, начальником отдела Гущиным, Свириденко И.П и высоким, без волос на продолговатой голове человеком, вероятно, авторитет по оказываемому вниманию сопровождающих. Свириденко И.П. что-то убедительно рассказывал и показывал на мою установку, авторитет кивал и затем, подойдя ко мне, спросил:
- чем вы молодой человек так озадачены? На что я ответил. Ерундой, не могу справиться с вакуумной герметичностью гермовводов. Авторитет парировал:
- в экспериментальной физике ерунды не бывает. Успехов Вам и пожал мне руку. Оказалось, это был легендарный ученый физик, академик Александров Анатолий Петрович.


Рецензии