Образование деревни. Отрывок из книги

Думаю, не ошибусь, если скажу, что для каждого человека самое красивое место на земле – это его малая Родина. Место, где он родился, где провёл своё детство, где вырос. Вот и мы, рублёвцы, считаем свою маленькую деревеньку Рублёво самым красивым, самым родным местом на земле. И неважно, что от деревни сейчас почти ничего не осталось. Для многих она всегда будет любимым местечком, утопающим в весеннем цвету яблонь, сирени, акаций, черёмухи. И мы до сих пор возвращаемся в родную деревню в своих снах, в своих воспоминаниях.

Расположилась деревенька на правой стороне маленькой речушки Правая Водовойка. Эта небольшая речка протяжённостью всего 12 километров берёт начало у деревни Петров починок и, встретившись с Левой Водовойкой, впадает в реку Байсу.

За время существования нашей деревни каждое поколение помнит и может описать деревню по-своему. Всего около 200 лет существовала деревня Рублёво – по историческим меркам это совсем-совсем мало. За эти 200 лет в деревне сменилось несколько поколений, и каждое поколение помнит и может описать деревню по-своему. Менялось время, в ногу со временем менялась и наша деревня. Как вырубались деревья, распахивались поля, строились первые дома, нам рассказывали старожилы деревни. Поколение наших родителей помнит деревню уже крепкой, шумной, красивой. «Кто в Рублёве не бывал – тот красоты не видал!» – так писал в 1995 году о нашей деревне Е.Л. Скопин, корреспондент газеты «Вятский край». И деревня действительно была хороша! Немало было потрачено сил, чтобы создать красивейшую деревню. Нужно было вырубить лес, выкорчевать пни и уж потом построить дома. С годами деревня росла, всё краше становился её облик. Рядом с деревней со временем появился красивейший пруд. Заботливыми руками деревенских жителей единственная улочка была облагорожена цветущими кустарниками, а вдоль дороги ровным рядком были высажены тополя и липы. Удачное расположение деревни и грамотная её застройка придавали деревне Рублёво особый колорит. И красота эта всегда поддерживалась жителями деревни на протяжении всего времени её существования. Гости, впервые посетившие нашу деревню, отмечали её чистоту и порядок. Улица тщательно подметалась, вся крапива и репей удалялись местной ребятнёй. Можно было босиком пройти по всей деревне до пруда, не боясь поранить ноги.
 
Сейчас главная дорога, ведущая в деревню, проходит между усадьбами Санниковых и Вершининых. По краю этих усадеб, почти на берегу реки, живым зелёным частоколом разрослись молодые сосенки. Три могучих красавца кедра, посаженные предположительно кем-то из Овечкиных, растут почти два века, приветливо встречая каждого путника за околицей деревни. Старые вековые деревья растут по всей деревне. Ровные ряды лип и тополей по обе стороны единственной улицы защищают деревню от палящего солнца, а зимой от снежных заносов. Кроны мощных деревьев создают иллюзию некой крыши над деревней. Кажется, будто таинственные стражники стоят на посту, продолжая охранять мир и спокойствие опустевшей навсегда деревни. И когда приезжаешь в пустующую родную деревню, чувствуешь какое-то умиротворение от бездонной тишины. И как-то острее ощущаешь своё причастие к жизни ушедших поколений.

В середине деревню пересекает неглубокий ложок с маленьким безымянным ручейком. Весной в ручье женщины полоскали бельё, а летом он почти пересыхал. Через ложок перекинут мостик. Тут же, за мостиком, небольшой сосновый бор, а по дороге к фермам сосны растут ровным рядком. Именно в середине деревни по обе стороны лога находятся четыре двухэтажных кирпичных дома, которые являются достопримечательностью и гордостью жителей Рублёва. Эти старые добротные постройки говорят о немалом достатке прежних хозяев. Стены метровой толщины из старинного красного кирпича вот уже полтора века стоят целые, без трещин. Сколько же нужно было приложить труда, старания и знаний, чтобы построить в маленькой деревушке российской глубинки такой шедевр старинного зодчества! Как чётко подогнан кирпич к кирпичу, вырисовывая ажурный узор выступающих карнизов и арочных окон! Стена между первым и вторым этажом украшена элементами выступающей и углублённой резной кладки. Красоту дома подчёркивают выступающие по углам пилястры. Замысловатые узоры из кирпичей выкрашены белой известью. Жаль только, что так и не удалось узнать имена мастеров, которые строили эти двухэтажные кирпичные особняки в деревне Рублёво.

У лога на небольшой горке сосняк. И с этой горки в сосняке рублёвская ребятня в зимнее время любила кататься на ледянках. Вот у ребятни было радости, если отец смастерит эти самодельные салазки! К концу широкой недлинной половой доски перпендикулярно крепилась доска потоньше, с ручками. За эти ручки ребята держались при катании с горки. На днище доски намораживали коровий навоз, затем рубанком строгали, чтобы ледяная доска была гладкой. Так на днище доски получался крепкий армированный лёд. Замечательные были каталки! Наше поколение в детстве ещё каталось на таких. Ребята повзрослее катались на шестах. От дома Григория Ивановича Рублёва под горку к логу клали рядышком два длинных шеста и поливали водой, чтобы они обледенели. И, стоя на ногах, катались по одному или парами, держась за руки. Требовалось немало смелости, удали и сноровки, чтобы съехать с горы на таком «аттракционе».

Летом любимым местом отдыха у всех рублёвцев от мала до велика был пруд. Ребятня готова была резвиться в воде с утра до вечера – плавали наперегонки, ныряли, доставали со дна ракушки.  Молодёжь каталась на лодках и плотах. Доска-нырялка была хорошим развлечением не одного поколения рублёвских пацанов. А кто-то просто приходил посидеть у пруда, от летней жары спрятавшись в тени деревьев. Или порыбачить – в пруду какой только рыбы не водилось! Ещё на берегу пруда очень любили собираться по вечерам целыми компаниями и жечь костры, запекать в костре картошку.

Удерживала пруд дамба. Крепкую невысокую дамбу с обоих сторон реки соединял мост, как у нас говорили – слань. Через бетонированные каркасы перекинуты железобетонные балки, поверх которых набран пихтовый мост. Сбоку моста, перегораживая реку, стояли вешняки, которые при весеннем паводке поднимали, чтобы сбрасывать лишнюю воду.

На берегу пруда со стороны деревни растут несколько стройных лиственниц и старые коряжистые ивы, которые хранят самые сокровенные тайны старообрядцев, так как являются чуть ли не ровесниками нашей деревни. 

Много историй и тайн мне поведали наши рублёвцы, но только не все разрешили опубликовать. А сколько осталось загадок в найденных документах!

Самый ранний документ, в котором упоминается починок Овечкин, нам удалось разыскать в Государственном архиве Кировской области (ГАКО). Документ этот – ревизская сказка за 1834 год (от слова «ревизия» – перепись, список). Так называются документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII – 1-й половине XIX вв., которые проводились с целью подушного налогового обложения населения. Эта глава книги написана по архивным ревизским сказкам, а также по воспоминаниям бывших жителей деревни и их потомков.

Починок Овечкин в 1834 году относился к Сабатскому волостному правлению Уржумского уезда Вятской губернии. В документах указывается, что жители починка были экономические крестьяне, т.е. они жили на государственной земле, платили налоги, но были свободны. Также в ревизских сказках указано, что всё население починка – раскольники. По данным этой переписи в починке Овечкин жили три семьи: Овечкины, Рублёвы и Садыревы, всего 18 мужчин и 16 женщин.

Семья Садыревых: в документах числятся глава хозяйства Садырев Егор Евдокимович (ему в 1834 году было 40 лет), жена Марья (38 лет), а также их сын Василий (7 лет).

Семья Овечкиных: Овечкин Поликарп Фокеевич (1753 года рождения), его сыновья Савин и Гавриил, а также пятеро внуков: Егор, Нефёд, Сергей, Ефрем и Фёдор.

Семья Рублёвых была большая, только мужского пола в документах значатся 9 человек. Глава хозяйства Рублёв Андрей Архипович, 1763 года рождения (ему на тот момент было 70 лет). Его сыновья: Антон (40 лет) и Иван (27 лет). У Антона было уже 3 сына и один сын у Ивана. Указаны внуки Андрея Архиповича – «незаконнорожденные» сыновья его дочери Натальи Иван (14 лет) и Савва (10 лет). Дело в том, что религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством, и поэтому у всех детей в ревизских сказках стояла отметка «незаконнорожденный», независимо от того, есть у детей официально отец или нет. В данном случае, у Натальи муж в документах не упоминается. В более поздних документах сыновей Натальи писали с отчеством Андреевич (вероятно, по деду) – Иван Андреевич, Савва Андреевич Рублёвы. В 1874 году государство начало признавать браки старообрядцев-поморцев.

На сайте «Родная Вятка» есть списки населённых мест Вятской губернии, составленные по документам государственного архива Кировской области. По документам в списке населённых мест в починке Овечкин на 1859 год проживают 53 мужчины и 53 женщины, дворов уже 7. Для сравнения напишу статистику соседних деревень на этот год. В Адово было 3 дома с 55 жителями, в Меркушах 6 домов и 62 человека, в починке Платуновский – 7 домов и 81 человек, Верзин (в документе написано так) – 13 дворов и 119 человек. И самое большое поселение – починок Рябиновский, там 18 дворов с 208 жителями. Старообрядцев нашей деревни всё же прикрепили к Васильевской церкви Байсинского прихода.

Следующий документ, позволяющий отследить историю нашей деревни, это вопросный листок, он датирован 1875 годом. В починке уже 11 дворов, все деревянные, рубленные. О поселении написано – «в приходе не состоит, по нахождению в расколе». И действительно, ни в одной церкви сведений до 1900 года о наших рублёвских старообрядцах нет. Собирая информацию о своей деревне, искала знакомые фамилии в метрических книгах Ветошкинской и Петровской церквей. Существуют списки уклонившихся в раскол, то есть прихожан «мирской» церкви, которые приняли старообрядчество. У нас их называли новокрещёнами. Это Мосуновы, Сбоевы, Шамовы и ряд других. Потом рублёвские старообрядцы за новокрещёнов выдавали замуж своих дочерей и женили сыновей.

В ГАКО нашли ещё один ценный документ – список землевладельцев и домохозяев, 1891 год. К этому времени в деревне Рублёво было 16 дворов со 121 жителем.  По документу видно, как застраивалась наша деревня. Первые дома были построены со стороны Канчеры, а затем строительство было продолжено в сторону Победы. Сначала застраивалась одна сторона улицы, окнами на реку. Первый дом со стороны Канчеры принадлежал Никите Антоновичу Рублёву, крайний дом со стороны Победы – Григорию Ивановичу Рублёву. На противоположной стороне улицы в 1891 году было всего 4 дома – один деревянный (со стороны Адова, принадлежал Петру Ивановичу Рублёву) и три каменных. Один из каменных домов принадлежал Зиновию Ивановичу Рублёву, второй – Ивану Егоровичу Овечкину. А третий дом принадлежал братьям Роману и Евсею Рублёвым, это был большой двухэтажный особняк (самый большой кирпичный дом в нашей деревне), построенный на два хозяйства, с капитальной стеной посередине.

В «Книге Вятских родов» (это уникальный в своём роде труд нашего выдающегося земляка, краеведа Василия Андреевича Старостина (1953 – 2014), указано, что на 1891 год в среднем на одно хозяйство в Рублёве была 31 десятина земли и 7 голов скота (в пересчёте на крупный). Промыслы или основное занятие для населения – плотник, пильщик. В соседних деревнях (Канчера, Ново-Крюково, Вичур) основное занятие населения – бурлак и плотник.

К 1917 году хозяйств в деревне Рублёво было уже 32. Между ранее построенными домами рублёвцы ставили дома уже для своих сыновей. На основной стороне деревни был 21 дом (эту сторону деревни называли «красной», потому что дома располагались окнами к солнцу), на противоположной стороне (со стороны реки) – 11 домов. На этой же стороне была моленная.

За основные архивные данные мы взяли перепись населения 1917 года. Один минус этой переписи – в ней написано имя хозяина, а имена домочадцев не указаны. Но перепись 1917 года полнее раскрывает благосостояние нашей деревни, так что далее в этой главе буду писать о состоянии хозяйств конкретно за этот год. Как и чем жил простой деревенский труженик в этот период времени? Как так получилось, что один родственник раскулачивал другого? Почему одно хозяйство считали бедным, а другое богатым?

В 1917 году жители деревни в основном занимались земледелием. Резкой разницы между хозяйствами в деревне не было, почти все крестьянские хозяйства были среднего достатка. Все хозяйства были наделены развёрсточной землёй в зависимости от количества едоков. Если семья большая, то и земли хозяйству наделялось больше. Кроме того, наши рублёвцы покупали и арендовали землю за деньги в чужих деревнях. Свою землю в аренду не сдавали. И если не хватало рабочих рук в семье, то нанимали работников для обрабатывания своей земли. В каждом хозяйстве были лошадь, корова, а также мелкий скот. Главной сельской властью был общий сход всех жителей деревни. Сход решал все вопросы, связанные с землёй.

Перепись 1917 года показала, что почти все мужчины были грамотные, а их жёны неграмотны. А вот детей грамоте уже учили обязательно, и только у девочек изредка стояла пометка «неграмотная».

На сайте «Родная Вятка» значится, что на 1926 год в деревне Рублёво было 42 двора, 193 жителя. По словам старожилов, за всю историю деревни самое большое количество хозяйств было 43 двора. Однако, в одном из протоколов собрания Адовского сельского совета за 1929 год было зафиксировано в Рублёве 45 домохозяйств.

Более поздние документы, а именно похозяйственные книги 1936 года, показывают, что все хозяйства деревни были примерно одного достатка - корова, свинья, овцы. Выращивали все ячмень да овощи. Вот таков был результат репрессий. Заметно поубавилось число хозяйств: Рублёвых 20, Овечкиных 7, Пестовых 3, Мосуновы 1. 

Когда мы стали записывать историю нашей деревни, многие говорили, что не все Рублёвы приходятся родственниками друг другу, а есть просто однофамильцы. Но благодаря той информации, которую нам дала Валентина Павловна Рублёва, мы смогли составить родословную от одного общего предка – Андрея Архиповича Рублёва. И действительно, найденные в государственном архиве Кировской области документы помогли доподлинно установить, что у всех Рублёвых нашей деревни один общий прародитель – Андрей Архипович. Просто чем дальше в родословном дереве очередное поколение, тем дальше родство между собой, вот о родственных связях уже многие Рублёвы и не помнили. Кроме того, выяснилось, что Овечкины и Садыревы тоже являются родственниками Рублёвых.

В начале 19 века, как только Андрей Рублёв привёз и спрятал свою старообрядческую семью в лесной глуши, старая вера была очень крепка. Берегла и хранила старообрядческие обычаи его дочь Наталья. В её потомках было много старообрядческих наставников.

Сначала вся большая семья Рублёвых жила в одном доме. О местонахождении этого первого дома нам говорили старожилы. Дом Рублёвых находился в задах усадьбы Климентия Степановича. Можно предположить, что все три дома, которые упоминаются в ревизских сказках 1834 года, находились рядом, и семьи Овечкиных и Садыревых тоже жили здесь. Переселенцы, по всей видимости, построили эти дома как временное жильё. Сейчас на месте бывших усадеб остались буйно разросшиеся кусты сирени, орешник, старые берёзы и сосна.

Спустя какое-то время семья Овечкиных построилась на краю деревни со стороны Канчеры (в конце 1960-х на этом месте жил старообрядческий наставник Вершинин Климентий Андреевич). Примерно в это же время Рублёвы построили шестистенный дом в середине деревни (если смотреть застройку наших лет) и из временного жилья перебрались в новый дом. Из каких пород деревьев были построены эти дома - этой информации у нас нет.

Наше поколение уже не застало эти добротные крепкие строения, а вот старожилы их помнят. О большом богатом доме Рублёва Саввы Андреевича нам рассказала Наталья Степановна Краснопёрова (родилась в 1934 году). Наталья Степановна рассказывает: «Была я в этом доме ещё маленькой.  Савин дом (так Наталья Степановна его назвала) был очень большой, шестистенный, рубленый, построен на три половины, в середине была центральная часть (горенка) с большой русской печью. Дом стоял на крепком фундаменте. На улицу выходило 7 или 8 окон, точно не помню. В сад дом был на 3 окошка. Большущие дворы, амбары. Позднее дом перестроил Миней Васильевич, взяв только половину фундамента для строительства. Он же выложил кирпичный первый этаж и надстроил над ним второй этаж, деревянный. Позднее у Минея дом купил Савва Дмитриевич Рублёв. А последним хозяином этого дома был Степан Яковлевич Ветошкин».

Семья Рублёвых была очень большая, число одновременно проживавших в доме, по рассказам старожилов, доходило до 33 человек. В доме постоянно висели 3 зыбки – постоянно рождались детки. Чтобы накормить мужиков, женщины вставали пораньше, пекли целую гору блинов, ставили два самовара. Но сесть за стол и приступить к завтраку раньше отца было нельзя, сначала должен был сесть глава семьи. Снохи ходили будить свёкра и приглашать к столу. А он не вставал, пока все снохи не поклонятся, такой уж был заведён порядок. Однажды, рассказывают, произошёл случай: младшая сноха не пошла будить свёкра – тот не встал с постели. Время шло, а главы семьи всё не было. Тогда старший сын сказал, что пора в поле, так что давайте за стол. Во время страды надо дорожить каждой минутой, отдыхать некогда. Только сели братья за стол, как появился отец с плетью в руках, да и всыпал старшему сыну, чтобы впредь знал, кто в доме хозяин. Вмиг братья повыскакивали из-за стола, так не позавтракав и пришлось идти в поле.  Самим бабам чай пить за одним столом с мужчинами не полагалось. Нужно было сначала накормить мужчин, а потом уж садились за стол женщины. Как-то высватали молодушку, она с утра за чашку и к мужу подсаживается чай пить. А бабы с кухни ей машут – не положено в этом доме женщинам чай пить за столом с мужиками. Ох она и поревела, рассказывают.

Раньше отношения в семьях строились на почитании и уважении к старшему поколению. Во главе каждой семьи был самый старший из мужчин, он имел неоспоримый авторитет, за ним оставалось окончательное слово в принятии важных решений. Взрослые сыновья учились у отца вести хозяйство и хотя полностью зависели от его воли, но относились к отцу с почтением. С таким же почтением относились снохи к свёкру и свекрови. Молодая женщина, выйдя замуж, оказывалась в подчинении у мужа и его родителей. Муж являлся добытчиком и кормильцем своей семьи, а жена рожала и воспитывала детей, занималась домашним хозяйством и оберегала авторитетность отца.  Даже если в чём-то отец был не прав, детям никогда не показывали его неправоту. Дети отца боялись ослушаться, но называли его ласково «тятя». К матери дети обращались «мамонька».

Когда в доме совсем стало тесно, Андрей Архипович решил уже взрослых сыновей отделить, чтобы они жили каждый своим хозяйством. На краю деревни со стороны Канчеры построили дом для Антона Андреевича, а практически напротив на противоположной стороне улицы со стороны реки – для Ивана Андреевича. Глава семейства Андрей Архипович оставался жить в своём доме с дочерью Натальей и внуками Иваном и Саввой. В 1868 году рядом построили дом для Ивана. Андрея Архиповича и Натальи Андреевны к этому времени уже, вероятно, не было в живых – в ревизских сказках 1850 года они ещё значатся, а в 1858 уже нет.  Предположительно в это время в деревне ведётся самое активное строительство, отделяются сыновья от родителей. Отделяются по старшинству, родители остаются жить с младшим сыном. Дома ставятся большие, всё больше пятистенные. Позднее дома строили намного меньше, потому что семьи стали не такими большими.


Рецензии