Образование кладбища. Отрывок из книги

Об образовании рублёвского кладбища нам рассказывала Рублёва Валентина Павловна:
«Кладбище образовалось примерно в 1910 году. По существовавшему обычаю, новое кладбище старообрядцев должно открываться могилкой младенца или маленького ребёнка. Первая могилка кладбища принадлежала Ане Лаврентьевне, девочке 2 – 3 лет, старшей сестре Луши. Сейчас от могилки не осталось и следа. До появления собственного кладбища наши старообрядцы хоронили усопших в деревне Комарово Лебяжского района, где кладбище было тоже старообрядческим. На нашем кладбище хоронили только старообрядцев. В специально отведённом месте – в стороне и за территорией кладбища – хоронили самоубийц».

Вдоль и поперёк кладбища (крестом) была посажена аллея тополей. На лошади по аллее можно было провезти покойного вглубь кладбища, прямо до могилки. Вокруг кладбища тоже были посажены тополя. Вход на кладбище был с южной стороны. Недалеко от входа лежит единственный сохранившийся до наших дней старый надгробный камень с еле заметной надписью «Покоится раба божия Рублёва Прасковья». Раньше старообрядцы не ставили каменных памятников. Эту каменную плиту привез из Казани Рублёв Роман Саввич для своей жены Прасковьи. Сам Роман Саввич был священником и поэтому похоронен в Комарово.

Где-то с 2005 года батюшка освятил место рядом с нашим Рублёвским старообрядческим кладбищем для захоронения «мирских» - последние несколько лет здесь хоронят умерших «мирских» из Адово и других близлежащих деревень, входящих с Адовский сельский совет. Своего кладбища у села Адово никогда не было, умерших хоронили обычно в Байсе. Так и хоронят сейчас усопших – «мирских» в специально освящённом батюшкой месте, старообрядцев – на территории «старого» кладбища, окружённой тополями.

В каждой старообрядческой семье велись записи (поминальные книжки) о своих покойных родственниках. На общих молениях в родительские субботы и другие поминальные дни зачитывались все имена из поминальников. Поминальная книжка состояла из 5 списков. В первый список писали всех духовных наставников. Во второй записывали родственников мужчин, начиная с самых близких. Третий список – мальчики. В четвёртый список записывали женщин, тоже начиная с самых близких. В пятом списке были девочки.

В Уржумском ЗАГСе мы нашли актовые записи умерших в деревне Рублёво с 1926 по 1949 годы. Показатели детской смертности были выше, чем взрослой. По сохранившимся поминальным книжкам наших бабушек подтверждалось, что была очень большая смертность детей, в каждой семье записаны по 6-8 детей и больше. К смерти ребёнка в те годы относились иначе, не так, как сейчас – мол, «Бог дал, Бог и взял». Согласно записям, дети умирали от кори, скарлатины, дизентерии, тифа. Есть даже такие записи: слишком сильный кашель (ребёнку 1 месяц), от слабости (девочке 13 дней от роду), от менингоэнцефалита (мальчику 10 месяцев).

Многие из старообрядцев свои поминальники принесли моей бабушке Екатерине Яковлевне, старообрядческой наставнице в деревне Рублёво, чтобы она молилась за души усопших в их семьях. Поэтому после смерти бабушки несколько поминальников осталось в нашей семье. Моя мама тоже зачитывала имена из тех поминальных книжек. Ей, как дочери наставницы, была дана эта функция старшими наставницами. Ну а мы сейчас свои поминальники с именами своих усопших родных относим наставнице, чтобы во Вселенские родительские субботы за них помолились.
 
Поминальные книжки были во всех семьях, а вот метрических записей у старообрядцев деревни не было. Может быть в семьях самостоятельно записывали, кто и когда родился, но таких записей старожилы не помнят.

В Уржумском архиве мы нашли протокола общих собраний граждан и заседаний комиссий в 1925-1926 годах. В управление Уржумской уездной милиции от старообрядца писалось заявление на предмет восстановления даты рождения. В заявлении так и писали: «Прошу внести в актовые книги ЗАГС событие о моём рождении, так как я старообрядец». Далее указывалось число, месяц, год его рождения. В заявлении обязательно должны были подписаться два свидетеля. В протоколах были имена почти всего взрослого населения деревни.

Документов нами пересмотрено много, и иной раз трудно понять, кто указан в документе. Изменены имена, отчества, даты рождений. У многих жителей деревни в разных документах есть расхождения в возрасте – в одном документе стоит один год рождения, во втором другой. Например, Рублёв Степан Никифорович в списках восстановления даты рождения записан с 1870 года, а в похозяйственных книгах за 1936 год у него указан 1864 год рождения. Большая разница в годах у Антона Никифоровича и Артемия Ивановича Рублёвых – тоже лет шесть.

Об интересной традиции нам поведала Вера Климентьевна Рублёва (по мужу Меркулова). Если в семье рождался сын, то хозяин возле своего дома сажал тополь – олицетворение крепости, жизни самого хозяина. Если рождалась дочь, то сажали липу – как символ женской теплоты и доброты. Ещё хочется отметить, что имена девочкам староверы давали красивые: Еверинья (Виренея), Стефания, Иулиния, Лепестиния, Феодосия.

Вдоль единственной улочки деревни Рублёво и на самом деле много тополей и лип.


Рецензии