Праздник Троицы. Отрывок из книги

Одним из самых любимых православных праздников в деревне был праздник Святой Троицы. Почти в каждый дом приезжали гости. Суббота накануне Троицы была родительской, утром совершался молебен по усопшим. В Троицу молодежь старого Рублёво собиралась на лугах, украшали берёзку лентами и водили вокруг её хоровод, пели гулевые песни.

Одну из таких песен Фаина Степановна слышала от своей бабушки.

Не на местечке берёза вырастала,
Не на местечке кудрява вырастала,
Что никто к этой берёзе не подойдет,
Не подойдет, не подойдет, не подъедет. 
Тут ходили, подъезжали все торговцы,
Все торговцы, все торговцы – чернобровцы.
Со вечёр-то меня тятенька просватал,
Он просватал, он просватал не за ровню,
Не за ровню, не за ровню, за старого.
Я со старым мужем ночку ночевала,
Показалась эта ночка три годочка,
Три годочка, три годочка, три денёчка.

Чтобы рублёвские девушки могли познакомиться с молодыми парнями из соседних деревень, а парни до женитьбы высмотреть себе невесту, в выходные дни устраивались вечёрки. С вечера в каком-нибудь доме собирались девушки и когда приходили парни, начинались танцы под гармошку, игры. Все игры сопровождались песнями, многие игры были с поцелуями.  С соседями – адовскими марийцами – жили мирно. Не было никаких конфликтов, но и тесной дружбы не водили. На праздники и вечёрки в Рублёво приходила молодежь с Победы, Александровского, Петрова починка, Воронского, Канчеры, а это тоже в основном старообрядцы.

В молодость наших родителей праздник Троицы отмечался немного иначе.  Был клуб – место сбора молодёжи, и Троицкие песни молодёжь пела у клуба. С гармошкой, с игровыми песнями «Александровская берёза» и «Селезень утку ловит» проходили по всей деревне.

Из деревни Александровское часто вместе с парнями приходила красивая круглолицая девка Люся, себя она называла Боря. Так и звали её Люся-Боря. Она носила мужскую одежду, выдавала себя за парня и дружбу водила больше с парнями. Как-то осталась ночевать у Лёньки Рублева. Валентина Павловна (мать Лёньки) постель стелет ей с Лёнькой, а она: «нет, я с Дусей лягу». Матери потом объяснили, в чём дело.

Люся-Боря хорошо играла на гармошке. Мне запомнилась её грустная песня:

А на улице дождь, дождь и серый туман,
Когда смотришь в окно, станет больно глазам.
И не только глазам, больно сердцу моему,
Всё что я испытал, не понять никому. 

Когда встречаются наши рублёвцы поколения пятидесятых, то всегда вспоминают Люсю-Борю, эту девушку с несчастливой судьбой. А ещё любят вспоминать о своей молодости, о друзьях-подружках, о шумных праздниках.

Наталья Степановна Краснопёрова вспомнила частушку, пели которую александровские парни, прогуливаясь с гармошкой по Рублёву:

По деревне по рублёвской
Тополя пушистые.
Отцы-матери богаты,
Дочери форсистые.
      
И в наше время праздник Святой Троицы отмечался тоже. Днём ставили столы на улице, куда каждая хозяйка приносила свое угощение. Песни и шутки за столом продолжались до поздней ночи. Иногда мужчины днём ставили сети в пруду, ловили рыбу, а вечером для всей деревни и для гостей варили на костре уху. Часто место встречи было на берегу пруда. В последний день Троицы устраивали её проводы. Тут больше собирались в середине деревни, под окном у Санниковых Михаила Павловича и Раисы Ивановны. Рая Санникова и Валя Рублёва гостеприимные, весёлые, были всегда душой компании, они знали очень много песен из русского фольклора, а как запоют – заслушаешься.

Как-то праздник отмечали в колхозном саду, Александр Иванович Семёнов принёс медовые соты со своей пасеки, которая была недалеко. А когда нагрянули «нежданные гости», праздник получился особенно шумным и весёлым. На второй день все подшучивали над Тихоном Макаровичем Суворовым – он на всех посматривал одним левым глазом. И ещё над Тамарой Алексеевной Рублёвой – она на мир смотрела одним правым. На следующий год праздник устроили в другом месте, подальше от пчёл.

Особенно душевно и весело прошёл праздник Троицы в 2001 году. На большой поляне за домом Рублёвой Валентины Павловны построили длинный-длинный стол, за которым разместились жители всей деревни и её гости. Организовали электроэнергию, чтобы на праздничной поляне были музыка и свет, а также была организована выездная торговля. На торжественной части выступали глава Рублёвского поселения, председатель колхоза Рублёв Фёдор Степанович. Татьяна, моя старшая дочь, тогда ещё студентка Вятского гуманитарного педагогического института, рассказывала историю деревни Рублёво (это и послужило началом написания этой книги). Как и в добрые времена наших бабушек-дедушек, собравшиеся наряжали молодую берёзку разноцветными лентами, водили вокруг неё хороводы и пели старинные гулевые песни. Силами местной молодёжи был поставлен небольшой концерт, а в заключении праздника проводились различные аттракционы.

Последний большой праздник в деревне Рублёво по случаю Троицы состоялся в 2013 году. На тот момент в деревне уже не оставалось ни одного жилого дома. Поэтому праздник получился немного грустным – очень много звучало разговоров-воспоминаний о том, как здорово жилось в деревне и как жаль, что в силу обстоятельств она прекратила своё существование. Мы, бывшие жители деревни, с ностальгией прогуливались неспешным шагом по единственной рублёвской улочке, подмечая то, как быстро опустевшая деревня умирает – вся улица затянулась зарослями репейника и борщевика, эти заросли выше человека ростом, часть домов очень сильно разрушена, место бывшего пруда полностью поросло кустарником. Но было и много радостных и волнующих моментов на праздновании Троицы в 2013 году – съехалось на удивление много гостей издалека (с Новой Земли, из Уфы, Казани, Новосибирска, из Кирова и области), и некоторые из них неожиданно для себя находили с другими гостями очень близкие родственные корни. Кто-то после праздника в этот же вечер уезжал домой, а кто-то специально приехал с палатками, чтобы остаться на ночлег и утром в тишине побродить по родной деревне. «Гвоздём» праздника стал большой плакат с фотографиями бывших жителей деревни Рублёво (по большей части уже умерших) – он был растянут между двумя берёзками. Фотографии мы намеренно не подписали, чтобы у гостей была возможность проверить свою память и вспомнить, кто есть кто.

Троицкая суббота сейчас – единственный день в году, когда снова съезжаются бывшие жители деревни (кто может), чтобы сходить на кладбище навестить могилки родных. После того, как сходят на кладбище, по традиции собираются все вместе. Но праздников такого масштаба, какой был в 2013 году, уже в деревне нет


Рецензии