Китайская тетрадь. Часть 82

Учиться и все время повторять изученное, разве это не приятно?


Рассказывая про Синьцзян, нельзя пройти мимо «Шелкового пути». По сути дела, он его и родил. Наименование "Шелковый путь" (ШП) придумал в 1877 г. барон фон Рихтгофен. Барон работал в Китае в 1868-1872 гг., составил пятитомный атлас и открыл многое другое. Но речь не о нем, речь о том, что творилось на этом самом ШП и какую он играл роль в объединении разных стран и народов в западном районе Китае (Си Юй). Многое о нем стало известно благодаря бумаге (манускриптам), с которой ранее так просто не расставались. Из нее даже делали одежду для покойников, на этой бумаге обнаружили многочисленные документы-договора. Образно говоря, покойники заговорили спустя сотни лет. Многому в познании ШП мы обязаны пещерам Дунхуань, в которых в 1902 году Аурель Стейн открыл манускриптную библиотеку и часть ее, не смотря на запреты властей, вывез в Британию. Ох уж эти свободные люди англичане! Что хотят, то и делают!

Выяснилось, что китайцы туда пришли не в 1902, а в 111 году н.э. С тех пор и началась активная переписка пришлых торговцев и местных властей. Шелк изначально в Дунхуань шел для содержания гарнизона и выдавался в качестве оплаты за службу. Так, в 745 году туда было отправлено 15 тысяч кусков ткани. Обратно в Китай по ШП шли собираемые подати: лошади, нефрит. Так ШП и начал функционировать. Уже в то время "фань" означало "иностранный". А слово "цена" родилось от китайского "цянь" - деньги. Вот эти деньги и начали связывать Восток с Западом. И что характерно, главный посыл в этом процессе был не со стороны Китая, а со стороны иранского мира.
Выяснилось, что вдоль ШП люди по большей части занимались не торговлей, а жили землей. Торговали купцы из Согдианы (Самарканда) с Китаем. Расцвет ее пришелся на 5-8 века. Этому способствовала религиозная терпимость, миграция и создание людьми оазисов - поселений. Шелк являлся одним из товаров.

Основой же были химическое сырье, в частности нашатырь, для обработки шкур и металла, пряности, металл, седла, стекло, бумага, кожа. На пути его располагался город вырубленных пещерных храмов Кызыл. Он находился в 65 км. от г. Кучи. В Кучи был свой царь, который с женой посещал китайскую столицу Чанань (65 г.н.э.). В 91 г.н.э в Куче случилось восстание Бан Чао. После него там долго правила семья Ба И. Город Куча родина первого переводчика буддистских манускриптов на китайский язык Кумараджива. Его отец был индийским князем, умер в 413 г. в Чанане. В то время юэчжи-торговцы пользовались как иранским языком бактриан, так и греческим.В Куче в ходу был хотанский язык с тохарскими наречиями.
В Европу указанные выше товары попадали через "исламские ворота" на Сицилии и в Испании. Этому способствовали и китайские военные гарнизоны по ШП, которые появились в Средней Азии в эпохи Хань и Тан. Им для обеспечения направляли бронзовые монеты, зерно, рулоны шелка и прочие упомянутые товары. Синьцзян ранее назывался Си Юй (Западная область). Самый крупный клад серебряных монет был обнаружен в Улугчате (Уця). Они были изготовлены, как утверждают ученые, в странах Сасанидов. Китайцы чеканили бронзовые монеты.

Товары из Синьцзяна уходили в Китай еще в 1200 году д.н.э. В то время общались на тохарском и с помощью индоевропейских языков. Первое описание края во 2 в. до.н.э сделал Чжан Цянь. Следовал он в Согдиану (Ферганскую область) под видом "шрамана" (странствующего монаха) договариваться с юэчжи совместно бороться с сюнну. Шраман! Не от от них ли пошли шаманы? С китайского "шаман" можно перевести как "палач".
Следовал Чжан Цянь от одной сигнальной башни к другой. Сторожевые башни располагались на расстоянии 3, 2 км. друг от друга. Высота их составляла 6 метров. Рядом с ними находились жилища для солдат гарнизона.

В то время на севере нынешнего Афганистана и Пакистана процветала Куманская империя со столицей в городе Балх. Уже в то время шелк из провинции Хэнань шел туда по Каракорумскому пути через перевалы Ташкурган и Хунджераб. Эта трасса была известна Византии и Израилю, оттуда в Китай шли драгоценности и древние монеты. Все строго учитывалось. Подорожная грамота называлась "Госо", в ней указывалось: гражданское состояние путника, давался словесный портрет (телосложение), указывалось место, куда он следовал, содержание груза (товара). К грамоте (пропуску) прикладывался список людей и животных, входящих в караван. Давались рекомендации на случай утраты дорожной карты. При пересечении каждого уезда купец получал документ с подтверждением числа людей и животных, следовавших с ним, а также слуг (цзоженей) или рабов. По законам Танской династии рабом мог стать тот, кто им родился или кого купили по договору. Им нельзя было стать за долги. По путевым пропускам и велась торговля поставляемыми грузами.

Список каравана (экспедиции) составлялся в следующем порядке: сначала указывались мужчины, потом женщины, за ними ишаки, лошади, скот. Документ заканчивался постановлением: "Пропустить их. Если в их компании окажется больше людей и животных, чем перечислено здесь, тогда не разрешать им транзит". В заключении указывался год правления царя, месяц и день. Этот документ относился ко времени правления кучанского царя Суварнадева (624-646 гг.). Можно предположить, что его влияние имело на северные территории, откуда появились племена "сувар" и само слово Сибирь. Это только догадка. На Севере от Китая были и авары - царство Каргалык.
Где-то рядом проживали роксоланы, происхождение которых связывают с распространенным в Персии именем Роксан (Рокшан) - "яркий", "светлый". Может так персы называли "бледнолицых" северян. Не зря же у них был сказачный герой Рустам. Есть версия, что от имени шумерской богини плодородия Инанна (Нана) пошло наименование хлеба - нан.

В населенном пункте Ния стоял китайский пограничный пост. Китайские солдаты в колонии сами выращивали для себя пропитание ( просо, ячмень, пшеница). Держали тягловых животных (корова, лошадь). В солдаты набирали из местных граждан. На день солдату полагалось один доу и два шена (2.4 литра) зерна. Если свое кончалось, покупали у местных за монеты или шелк. Они поступали в гарнизоны из воинских частей, расквартированных восточнее Дуньхуана или Увэя (Ганьсу).Семье одного военнослужащего полагалось 20 му (1, 2 га) земли в постоянное пользование и 80 му (4,8 га) в качестве личной доли на общем поле. Земли, при орошении,были плодородными. Так, в Огненном округе - Хочжоу, температура иногда поднималась до + 60 градусов
После подавления восстания Ань Лушаня, китайцы покинули Ср. Азию, но военные колонии еще некоторое время оставались. Уйгуры взяли Кучу под свой контроль. Это случилось в начале 9 века. Главным товаром тогда были лошади, которых покупали китайцы у кочевых народов севернее Кучи в обмен на тысячу катти (около 600 кг.) железа и тысячи китайских футов ( чи - 33.33. см.)ткани. Кусок шелка в то время равнялся 56 см. ширины и 12 м. длины. Уйгурский каганат провозгласил манихейство главной религией. До этого он был пророк в Иране (ок.210-276 г.). По его утверждению силы света и мрака находятся в вечной борьбе за власть над мирозданием. В этом что-то есть!

Турфан в Синьцзяне служил мостом между китайским и иранским миром. Китайский базар в Иране и поныне называется "бацзаэр", а не шичан, как в Китае. Согдийцы Турфан называли Китай-городом. После шелка в Турфан пришла хлопчато-бумажная ткань из Самарканда. Это город иранской народности (согдийцы). От них в эпоху Тан в Китай пошли переселенцы и купцы. Их грабили разбойники из сказки Али-Баба. Путешественники и купцы уходили из дома надолго. В Хотане, если муж уходил больше чем на 20 дней, жена выбирала себе нового мужа.
Греки Самарканд называли Мараканда. Македонский брал его штурмом. Находился он и в управлении Западных тюрков. Арабы взяли город в 671 году. В 751 году арабы нанесли поражение китайцам под Талассом. Абдулла по арабски значит "раб божий".
Иран, Куманская империя, Согдиана, Турфан, Китай взаимно проникали друг в друга. Не последнее место в этом процессе занимала и Индия. Этому способствовало распространение буддизма (день рождение Будды на 7-й день 4-го лунного месяца). В 2015 году его отмечали 25 мая.

Буддист Сюань Цзан (596-664 гг.) поход в Индию из Китая начал в 629 году. В 649 году он надиктовал все что видел и слышал своему помощнику. В них упоминаются "Родник дикой лошади" - Емацюань, Токмак - столица Западного тюркского каганата. Некто Фа Сянь путешествовал в Индию через Хотан за 200 лет до Сюань Цзана. Обратно плыл морем, спасла от смерти буддиская бодисхавта Гуаньинь, которой он  усердно молился. Плыл он по маршруту : Шри-Ланка, Суматра, Гуандун. Корабль попал в шторм, долго блуждал в океане и пассажиры его вместо Гуандуна оказались далеко на севере - в Шуаньдуне. В конце 7 века в Индию ходил буддистский монах И Цзин (635-713 гг.) Плыл туда и обратно морем из Гуанчжоу, договаривался с капитаном персидского судна.
Гуанчжоу известен тем, что там в 877 году случилось восстание во главе с чиновником Хуан Чао, погибло до 200 тысяч человек. Повстанцы сожгли город Чанань (881). К тому времени там вовсю торговали иудейские купцы. А первые буддисты пришли из Индии в 200 г. н.э. Вот такая открылась история из древних манускриптов и бумажной одежды покойников в Турфане.


Рецензии