Интервью с Григорием Гладковым

ГРИГОРИЙ ГЛАДКОВ:
«НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕТИ!»

У каждого творческого человека, получившего признание, есть своя визитная карточка. Для Григория Гладкова такой визитной карточкой стала песня из мультфильма «Пластилиновая ворона». Без неё не обходится ни одно выступление композитора и артиста. Но такое понятие, как «автор одной песни», не про него. Напротив, Григорий Гладков побил все возможные рекорды по количеству выпущенных пластинок, кассет, компакт-дисков для детей, благодаря чему занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Григорий Васильевич Гладков родился 18 июля 1953 года в Хабаровске. Детство и юность провёл в Брянске. В 1975 году переехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), где окончил музыкальное училище по классам гитары и теории музыки. В 1984 году окончил Ленинградский государственный институт культуры. Переехал в Москву. Стал широко известен как композитор и исполнитель благодаря песням, без которых сегодня трудно представить отечественную мультипликацию: «Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983), «По щучьему велению» (1984), «В коробке с карандашами» (1986), «Приключения Незнайки и его друзей» (1995) и т.д. Также написал музыку к спектаклям «Буратино», «Трям, здравствуйте!», «Про Федота-стрельца», «Винни-Пух», «Красная Шапочка», «Три поросёнка» и др. Много работает на радио и телевидении. Написал песни и музыку к телепередачам «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Дог-шоу «Я и моя собака» и многим другим. С 1998 по 2003 год вёл «Уроки музыки для малышей» в цикле телепередач «Спокойной ночи, малыши».
Является основателем телевизионного фестиваля кантри- и фолк-музыки «Фермер», теле- и радиопередач «Кантри-клуб», а также одним из создателей кантри-группы «Кукуруза».
Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России, почётный член Академии образования России, почётный член Малой Академии наук России («Интеллект будущего»), академик Детской телевизионной национальной академии России.

– Уважаемый Григорий Васильевич, близится Ваш юбилей. Подготовка к нему уже началась?

– Подготовка к юбилею начинается с рождения. Вся жизнь – это подготовка к юбилею. Юбилей – отчёт. Это почти как Новый год. Новый год – на первом месте, на втором – юбилей.

– А чем будет знаменателен именно этот юбилей?

– Если честно, то мне он не так важен. Гораздо важнее мне было справить 64-летие. Потому что именно эта цифра упоминается в песне Beatles “When I'm Sixty Four”. Когда мы были юны, то думали, 64 – это так много! Это как будто улететь на Марс и вернуться обратно. Нам именно так тогда казалось. Ни Beatles не доживут, ни мы. И вдруг дожили. Сижу вот перед вами. Только что с самолёта, прилетел из Анапы. Ещё днём ходил босиком, в шортах, плавал. Какие 64?

– То есть возраст не ощущаете?

– Возраст – нет. Вообще не чувствую. Чувствую тело. А душа, дух – всё также молоды. Цифровая дата, она – неточная, потому что и в 20 лет есть старики, и в 70 – молодые. Оказывается, есть возраст не только биологический, но и геронтологический, то есть тот, на который человек рассчитан.

– Наверное, и амплуа детского композитора способствует тому, чтобы ощущать себя моложе физиологического возраста?

– Я понял, что быть детским поэтом, писателем, композитором, бардом, мультипликатором, сценаристом, это всего лишь способ сохранить в себе ребёнка. Все люди, которые этим занимаются, на самом деле думают не столько о детях, сколько о себе. Им просто не хочется расставаться с детством. Не случайно есть выражение «большой ребёнок». Это замечательные люди! Самый главный их признак – это не то, что они безумно хохочут в компаниях, что не совсем правильно с точки зрения этикета, не то, что бегают босиком, носят дурацкие шляпы, а то, что они не стремятся быть диктаторами, начальниками, управленцами, лидерами партий и так далее. Они хотят просто жить, веселиться, смеяться и, самое главное, быть счастливыми, как в детстве. Потому что в детстве каждый миг – это счастье. В детстве человек просыпается счастливым и засыпает счастливым. Это главное достоинство детства. И как следствие – это абсолютная внутренняя свобода.
Я как раз из тех людей, которые стремятся сохранить детство. Моё детство было ярким. Мама работала заведующей детскими яслями. Я рос в атмосфере детских книжек, стихов, музыки, собирал произведения Исаака Осиповича Дунаевского, сценарии, помогал маме проводить утренники и считал, что весь мир живёт по этим законам. Пока не получил во дворе зуботычину, что показало, в мире есть и другие законы.
Но всё равно, я считаю, что детей надо любить, и баловать, конечно. Очень хорошо об этом сказал детский поэт Валентин Берестов. Хотя он очень не любил, когда его называли детским поэтом. И я однажды сформулировал, кто он есть. Это был переводчик с детского на взрослый и с взрослого на детский язык. Одно из его стихотворений, написанное ещё в 1981 году, звучит так:

Любили тебя без особых причин 
За то, что ты – внук, 
За то, что ты – сын, 
За то, что малыш, 
За то, что растёшь, 
За то, что на папу и маму похож. 
И эта любовь до конца твоих дней 
Останется тайной опорой твоей.
 
Потому что, чем больше любви в детстве, тем больше защиты потом. Это я давно понял. И мама говорила: «Вот будет тебе трудно, сынок, вспомни, как тебя в детстве любили».

– Кстати, история Вашей семьи интересна и местами трагична, особенно в той части, которая касается периода Великой Отечественной войны. Не могли бы Вы рассказать об этом?

– Отец – малолетний узник фашистских лагерей, мать – ветеран тыла. Дед был брянским партизаном. Его немцы расстреляли прямо на глазах у моего отца. Родители прошли тяжелейшие испытания, жили в суровых условиях. И это их закалило. Сегодня маме – 90, отцу – 89. В прошлом году они отпраздновали 65 лет со дня свадьбы. Не каждый в моём возрасте может похвастаться таким счастьем. Я благодарю Господа за эту великую радость.

– Судя по биографии, Вы городской житель. Но помимо детской в Вашем творчестве широко представлена и деревенская тема. Откуда это?

– Дело в том, что хоть сам я родился и вырос в городе, но каникулы всегда проводил в деревне. В пионерские лагеря не ездил. Дружил в основном с деревенскими ребятами. Мы рыбачили, помогали взрослым во время сенокоса, ходили в лес за грибами и ягодами, слушали птиц, пили из родников. Я потом целый год жил воспоминаниями о днях, проведённых в деревне, и ждал следующего лета, когда можно будет снова прикоснуться к этому чуду.
А в городе словом «деревня» почему-то норовили оскорбить. Часто можно было услышать: «Эй, деревня, куда прёшь!» Сельские имена, такие как Ванька, Дунька, Феропонт и им подобные, в городе употребляли как клички, особенно, когда хотели кого-то унизить. Меня это очень возмущало и обижало. Мне хотелось постоять за деревню, за моё детство.
Когда я уже начал ездить с гастролями по миру, то увидел, что, например, в той же Америке – совсем другое отношение к людям сельского труда, куда более уважительное, чем у нас. Поэтому я и увлёкся кантри-музыкой, стал одним из основателей группы «Кукуруза». Потом мы сделали фестиваль «Фермер», который шёл по первому каналу российского телевидения.
Я считаю, что именно в деревне – основа любой нации. Песни, танцы, обряды. Это древние знания. Во многих деревнях до сих пор говорят на древнерусском языке. Я, например, помню, как говорила моя бабушка Марфа Дмитриевна: «Куды ён побёг?» или «Глазы бы не глядели».
В советское время существовала специальная программа по собиранию фольклора. Специалисты в этой области ездили по деревням, расспрашивали старожилов, слушали, записывали. Потом эти материалы оседали в домах народного творчества. Но когда Союз распался, всё это богатство стало никому не нужно и в основном было утрачено. А ведь мощная была программа. О ней не говорят и не пишут. Вот бы восстановить её и попытаться собрать хотя бы то, что ещё осталось.

– Вы являетесь Председателем жюри многих детских музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе «Творчество Юных» Союзного государства и «Кубок Содружества». Расскажите о них подробнее. Много ли на пространстве СНГ талантливой молодёжи?

– Я более 12 лет был членом жюри детского Евровидения и хочу отметить, что больше всего гран-при и призовых мест у участников нашего Союзного государства. Это говорит о том, что школа музыкального воспитания у нас, конечно, гениальная. Только по одному этому можно сказать, что Союзное государство состоялось, по крайней мере, в плане детства. Потому что у нас одно музыкально-художественно-литературное пространство. Мы даже не делим его на российское и белорусское.
Вот только жаль, с нами нет Украины. Когда мы организовывали фестиваль «Кубок Содружества», несколько раз пытались позвать и киевлян. Я писал письма, но всё время в ответ получал либо отказы, либо молчание. Но очень хотелось, чтобы и они участвовали. Ведь украинские дети не менее талантливы.
Кстати, хочу сказать, что на сегодняшний день я являюсь своеобразным связующим звеном или, если хотите, мостом между Россией и Украиной. Каждый месяц мне приходят приглашения на детские фестивали, которых в Украине проводится много. Из Киева, Львова, Харькова, Полтавы, Закарпатья... Через меня также приглашают наши детские коллективы. Это удивительно на самом деле. Вот только украинские чиновники нам всячески препятствуют.

– Как Вы думаете, почему в наши дни творчество для детей не сильно развито? Опять же, не так много достойных авторов. Или я ошибаюсь?

– Авторов много. Не так много достойных издателей. Да и в целом государственная политика не такая, какой должна быть. На первом месте всегда должны стоять дети, потому что они – будущее. Весь смысл деятельности взрослых – в них. Если бы это было государственной политикой, то в прайм-тайм не показывали бы сериалы, убийства и так далее. В Библии сказано: «Не бойся врага своего, бойся растлителя». Наше телевидение и есть растлитель. Как сказал один из руководителей страны: «Из всех искусств важнейшим является видео». Это на самом деле чудовищно! Телевидение могло бы быть учителем, образовывать. И страна бы тогда сделала гигантский скачок вперёд.
В советское время работали дворцы культуры, секции, кружки, где культивировалось творчество во всех его проявлениях. И это дало потрясающий результат. Благодаря детским авторам, была создана такая подушка безопасности, такой запас прочности, за счёт которого будет жить не одно поколение. Мы эту проверку однажды уже прошли, когда в период перестройки были ликвидированы все детские программы – на радио, на телевидении. Только «Спокойной ночи, малыши» осталась. Весь детский жанр остановился. И всё равно это не повлияло на наших детей, потому что в каждой семье были записи, пластинки, кассеты. И до сих пор это работает. У меня, например, в Интернете есть радиостанция «Григорий Гладков.101», где звучат именно такие произведения. У этого радио огромная аудитория. Его слушают люди всех возрастов, как в России, так и за рубежом.

– Совсем недавно состоялся юбилей «Пластилиновой вороны» – плода совместной деятельности Александра Татарского, Эдуарда Успенского и Вашей. Отмечалось ли как-то это событие?

– Оно отмечалось локально. Клубы какие-то, концерты. Кто-то, где-то, как-то… Целый год. Но я хочу сказать, что по поводу «Пластилиновой вороны» ко мне почему-то проснулся большой интерес за рубежом. У меня состоялся большой тур по Соединённым Штатам Америки. Он назывался «Пластилиновая ворона» собирает друзей». Потом была Германия. А всё потому, что наша публика выросла, разъехалась по заграницам, а там открылись центры, школы. Ведь русский язык входит в число пяти основных языков мира. И в Америке, например, говорят, если хочешь играть в шахматы, учи русский. Подавляющее большинство чемпионов мира по шахматам – русскоязычные. Это сложный, витиеватый язык, который активизирует работу мозга. Он очень хорош для поэтов, потому что позволяет наиболее ярко выразить себя. Наш язык – это просто чудо!

– Какое из ваших произведений Вы считаете самым гениальным?

– Самое гениальное это то, что напишут на твоём надгробном камне. На моём напишут: «Этот парень положил на музыку таблицу умножения». Это действительно так. Узнав однажды, что дети из-за компьютерных игр, нарушения зрительной памяти и прочих проблем не могут выучить таблицу умножения, я взял и написал к ней музыку. Рок-н-ролл, колыбельную, блюз, танго, в общем, все стили собрал, чтобы дети под неё танцевали, засыпали, чистили зубы. Потому что при прослушивании руки свободны. А с книгой куда приткнёшься? Да и когда? Благодаря этому, сегодня многие дети приходят в школу уже со знанием таблицы умножения.
А из мелодий это, конечно, финальная композиция к мультфильму «Падал прошлогодний снег». Татарский говорил, что мультфильм будет очень весёлый, но в конце должна быть грустная мелодия, грустная-прегрустная, такая, под которую нас с тобой хоронить будут. Когда он улетел на небо, его под эту мелодию провожали. Под неё и меня похоронят.
 

Беседовал Игорь Алексеев

Опубликовано в журнале СМВД "Содружество" (№2-2018).


Рецензии