Починок Овечкинъ

Всегда гонимые властями старообрядцы искали уединения, уходили от мирской суеты, чтобы сохранить истинную веру и чистоту своих обрядов. Они обживались на новом месте, зарождая новые поселения, новые деревни. Вот и наша деревня образовалась вдали от дорог, вдали от властей, от всего мирского. Точную дату образования деревни сейчас установить очень сложно, документальные данные уже утеряны, скорее всего. Также нам не удалось доподлинно узнать, как и где конкретно жили наши Рублёвы до переселения в Рублёво. Точно установлен и документально подтверждён лишь факт, что деревня Рублёво до этого носила название «починок Овечкин».

Починок Овечкин находился по правой стороне Яранской торговой дороги (из Уржума в Яранск), в 34 верстах от уездного города Уржума. Расстояние измерялось по летнему пути, т.е. напрямую.

Версий образования деревни существует несколько. Вера Климентьевна Меркулова говорила, что Рублёвы приехали из Подмосковья. А Валентина Павловна Рублёва рассказывала, что приблизительно в 1820 году сюда приехала из деревни Рубли Нолинского района Рублёва Матрёна с двумя сыновьями, которые и основали деревню.

Есть ещё одна версия образования нашего старообрядческого поселения, только она единственная подкреплена старыми письмами – об этих письмах мне рассказал Алексей Овечкин. Дед Алексея Евстигней Маркелович из деревни уехал ещё до революции. И хоть его родные жили вдали от своей малой родины, они всегда помнили, откуда родом. Письма старшего поколения бережно хранятся в их семьях.

Есть письмо Овечкиной Валерии Ивановны, дочери Ивана Маркеловича, адресованное Овечкиной Ольге Евстигнеевне, написанное в конце 1990-х годов. Алексей отсканировал это письмо и переслал мне. Видно, что писал письмо человек, знающий свои корни, которому дорога память о родине своих предков. Письмо не очень хорошего качества, но так как представляет особую ценность, я просто его перепишу.

Письмо Овечкиной Валерии Ивановны:
«Предки рода Овечкиных были поморами. Во времена Никоновских реформ, они, сохраняя старую веру, ушли на восток и осели в предгорье северного Урала, образовав селение на речке Малая Водовойка. Селение раньше называлось «Поморский посад», а потом деревня Рублёво (Овечкино тож). Род Рублёвых откочевал вместе с Овечкиными. Ввиду скудности земель крестьянским трудом занимались, но это было не основное. Основное занятие – лесозаготовка и сплав в низовье Волги.
Крестьянами наши предки никогда не были. А дед Маркел Нефёдович служил приказчиком в лесоторговом доме Максимовых. В качестве премии за хорошую работу за него выдали замуж бедную родственницу этого дома – нашу бабушку Анну Васильевну. Она много читала, но подписывалась печатными буквами. За 5 лет до смерти дед тяжело заболел, делами стала управлять бабушка, пока не подрос и не выучился мой отец Иван Маркелович. А учёба у него была 4 года Уржумского городского училища и служба мальчиком в этом же лесоторговом предприятии. В 14 лет он уже принял должность деда. Наверное, учили хорошо, т.к. после революции мой отец считался хорошим специалистом по сплаву на Волге и был одним из 7 авторов проекта «Большая Волга», осуществлённого в 27-28 годах. Так что лесотехническое образование Евстигнея Маркеловича и Льва Евстигнеевича – продолжение наследственной деятельности. В доме отца жила в качестве няни Анна Романовна Рублёва. Она и вынянчила всех детей, кроме моего отца, а потом досталась ещё и Тане, и мне ненадолго.
По посемейному списку адрес был такой: селение по речке Малая Водовойка (Овечкино тож) Рябиновского сельского общества, Байсинской волости Уржумского уезда Вятской губернии. А в 1948 году отец писал так: дер. Рублёво Адовский с/с Уржумского района Кировской обл. Ещё он писал о своём происхождении и отце: служащий крестьянского происхождения. Ну а мы – разночинная интеллигенция».

На обороте письма начерчена родословная Овечкиных. И, что особенно интересно, в письме нарисована от руки часть Архангельской области – карта побережья Белого моря, а именно Онежская губа и Двинская губа. То есть того самого места, по всей видимости, откуда пришлось однажды уехать Овечкиным и Рублёвым из-за Никоновских реформ.

Часть побережья Белого моря между реками Кемь и Онега до сих пор называется «Поморский берег», т.к. это была территория проживания поморов. И неспроста в письме есть упоминание, что самое первое название деревни Рублёво было «Поморский посад».

И ещё один очень интересный факт – благодаря интернету нам удалось найти деревню с названием Рублёво в Плесецком районе Архангельской области. Она расположена менее чем в 200 км по прямой от Онежской губы. В интернете нам не удалось найти никакой информации об этой деревне – когда и кем она была основана, были ли там жители с фамилиями Рублёв и Овечкин. Всё, что можно про эту деревню сказать – по спутниковой карте видно, что там есть сейчас семь строений. Но жилые это дома или какие-то производственные помещения, определить по снимкам невозможно. Кто знает, может быть эта деревня Рублёво под Онежской губой в Архангельской области – как раз та самая, откуда приехали на Вятскую землю наши предки.

В любом случае, «разложив по полочкам» вот так старые письма, архивные документы и рассказы бывших жителей деревни, уже можно предположить, как обустраивались на новом месте первые поселенцы, как развивался их быт дальше.

В Уржумском ЗАГСе мы нашли информацию об умерших жителях деревни Рублёво в период с 1926 по 1949 год, а также записи о рождении детей за 1926 – 1939 года. Мы успели переписать от руки все обнаруженные данные. Позднее работники ЗАГСа стали выдавать справки о рождении на интересующего человека только близким родственникам по письменному заявлению. В найденных записях о рождении рублёвских детей в графе «национальность» записано – великоросс. А это означало, что наши предки гордились своим происхождением, если и после революции считали себя великороссами. Кроме того, была запись о социальном положении – крестьяне. А также было указано, какой по счёту ребёнок родился у данных родителей и число детей, оставшихся в живых.  За 13 лет в деревне родилось 86 детей: Рублёвых 58, Овечкиных 16, Пестовых 5, Садыревых 4, Мосуновых 2, Ветошкиных 1.

Свои первые дома семьи Овечкиных и Рублёвых строили на берегу маленькой лесной речки, вырубив деревья и выкорчевав пни.

Название поселения Поморский Посад просуществовало недолго. Дабы не афишировать свою принадлежность к старой вере, поселение назвали починок Овечкин. По названию можно предположить, что Овечкины были в преимущественном большинстве, к тому же старший по возрасту Поликарп Фокеевич (1754 года рождения) был из рода Овечкиных. Рублёв Андрей Архипович был на десяток лет моложе.  А у старообрядцев хозяйством всегда заправлял старший по возрасту.

Долгое время нашим старообрядцам удавалось сохранять свои религиозные традиции. Но время не стоит на месте, пришли перемены и в нашу деревню. Люди хотели жить лучше, богаче, комфортнее, современнее. И, может быть, поэтому люди с крепкой деловой хваткой в надежде на лучшую жизнь из глухой неперспективной деревни уехали.

Сложным и непонятным для староверской деревни был период становления советской власти и образования колхозов. Если о Великой Отечественной войне нам рассказывали наши родители, то о гражданской войне и о первых годах советской власти нам ни от кого услышать не довелось. Поэтому особенно ценны документы 1917 года, найденные в Государственном Архиве Кировской области, документы из Уржумского архива и материалы А.Н. Иконникова «История сельских советов Уржумского района».

К этому времени наша деревня была крепкой общиной, люди жили в достатке. Семьи были большие, рабочих рук в крестьянских хозяйствах было много. Благодаря староверским устоям, строгому правлению старших и их отношению к жизни, в деревне были дисциплина и порядок.

Наиболее предприимчивые жители деревни держали мельницы, вели торговлю хлебом, лесом. Этому способствовали судоходная река Вятка, Екатеринбургский и Яранский тракты и уездный город Уржум, который к концу 19 века был развитой центральной торговой точкой. Крупные уржумские промышленники скупали у крестьян излишки продуктов и с пристаней по Уржумке, а затем и Вятке, отправляли сотни тысяч пудов зерна, муки и другого товара в Рыбинск, Петербург, Казань, Ярославль, Нижний Новгород. Часть хлеба отправлялась за границу через Архангельск. Лесопилки разрабатывали лес, сплавляли древесину на Волгу. Пристань Опалихинская находилась на устье реки Уржумки и принадлежала она купцу Максимову. Пристанью у деревни Верхние Ключи (Русско-Тимкинский сельский совет, в 5-6 километрах от устья реки Уржумки) владел купец Шамов. Основными товарами в уезде были: хлеб, мука, лён, а также лес, дрова, тёс, смола, дёготь, бочки, мочало.

На развитие нашей деревни хорошо влияла торговля лесом и родственные отношения наиболее зажиточных рублёвских жителей с Уржумскими купцами-староверами – Максимовыми и Саввой Дмитриевичем Шамовым, который был покровителем поморов даниловского согласия. В 1901 и 1904 годах в Уржуме на средства уржумских купцов-старообрядцев поморского согласия Ф.М. Стяжкина и П.Н. Шамова было построено два моленных дома по улице Свободы, ныне ул. Кирова, дома 76 и 78. Дом 80 принадлежал Савве Дмитриевичу и тоже использовался как моленная. Думаю, что наши рублёвцы посещали моленную Саввы Дмитриевича, а также и его моленный дом в деревне Комарово.

Богатый уржумский лесопромышленник Савва Дмитриевич Шамов (1837-1918) родился в деревне Комарово Лебяжского района. Начинал торговлю лесом в Сердежской волости Уржумского уезда. В 1901–1902 годах переехал в Уржум, где на улице Воскресенской (сейчас это улица Советская) выстроил себе одноэтажный каменный особняк на высоком цоколе – полуподвале, с богатым украшением фасада, большими окнами и балконом во двор дома. Теперь в этом здании находится городская аптека. Богатейший род Шамовых вёл торговлю по всей Волге, далеко за пределами Вятской губернии. В Уржуме на улице Воскресенской были торговые ряды Шамовых. Купцы Шамовы, имея немалые денежные доходы, оказывали большую помощь старообрядцам. Они занимались строительством и содержанием старообрядческих молельных домов. Зная о благотворительности Саввы Дмитриевича, можно предположить, что он оказывал какую-то помощь и на содержание рублёвской моленной.

Зажиточные рублёвские Овечкины роднились с уржумскими лесопромышленниками Максимовыми. Кирпичные особняки Максимовых были по улице Советской – дом 55 (сейчас тут находится продуктовый магазин) и дом 57 (в начале 2000 года тут был детский приют).

В конце 19 века и у нас в деревне были построены четыре кирпичных дома. Рядом с большим кирпичным домом Ивана Егоровича Овечкина построен ещё один небольшой домик. Есть предположения, что хозяин в нём планировал открыть торговую лавку. Подобное здание построено в деревне Нижняя Байса, на родине старообрядцев Мининых. Кстати, оба этих дома после раскулачивания хозяев использовались одинаково – в них была колхозная молоканка.

В 1875 году починок Овечкин относился к Рябиновскому сельскому обществу Мазарской волости. В починке на 1875 год были три кузницы, маслобойка, столярка. В Меркушах и Адове имелись вододействующие мукомольные мельницы, было питейное заведение в Мерзине.

В Рябиновское сельское общество входили такие починки (напишу названия починков так, как написано в вопросном листке – документе из государственного архива Кировской области) – Адовская (Водовойская), Адовская мельница (на земле жителей Адова), Мерзинъ (Заболотский), Мерзина (Руской Мерзинъ, Краснопёрова), Мерзина Черемисский Водовой, Рябиновская Водовойка, Платунова, Меркуши и Овечкинъ (Рублёвъ).

В ГАКО имеется такой документ: «Перечневые сведения лошадям Байсинская волость, Рябиновского сельского общества, Байсинского военно-конскаго (так в документе) участка за 1891 год». Учёт конского поголовья путём проведения переписи вёлся на случай войны. Перепись содержит сведения об общем количестве хозяев-владельцев лошадей, о количестве безлошадных дворов, о категории лошадей. Перепись проводилась под контролем военных. Документ заверялся подписью офицера подпоручика.

В этом документе вот какая информация:
Всего рабочих лошадей по Рябиновскому сельскому обществу 251, из них 98 обозных лошадей первого разряда (лошади, запряжённые в повозки для перевозки предметов первой необходимости, они следуют вместе с войсками), 59 лошадей второго разряда (лошади, предназначенные для доставки провианта, фуража к месту ночёвки), 2 артиллерийские лошади для возки орудий.

Для сравнения – в Рябиновцах на 34 двора имелось 50 лошадей, в Адове на 43 двора было 32 лошади, в Платунах на 39 дворов – 34, в Меркушах на 32 двора – 24, в Мерзино на 58 дворов – 57, в Рублёве на 16 дворов 29 лошадей.

Из этих сведений можно сделать вывод, что деревня Рублёво была богаче соседних поселений. В нашей деревне в каждом хозяйстве была хотя бы одна лошадь. По 2 лошади было у Садырева Климентия Несторовича, Рублёва Артемия Ивановича, Рублёва Герасима Савельевича, Рублёва Евсея Савельевича. У Рублёва Степана Кузьмича было три лошади.

По счастливой случайности в мои руки попал документ, которому более 117 лет, датированный 1900 годом. Это окладной лист – своего рода извещение по уплате налогов на землю. Документ выписан на имя Овечкина Фёдора Ефремовича. По этому документу видно, какие были сборы налогов на землю в дореволюционной России. Не у всех жителей деревни Рублёво были одинаковые земли. Земельные участки классифицировались по категориям: выгонные, усадебные, пахотные, сенокосные, лесные и по разрядам. Следовательно, и плата за землю была разная.

Чтобы прокормить свои большие семьи, взрослое население деревни трудилось с утра до ночи. Земля была кормилицей. Земли у каждого домохозяйства было много – по одной-две десятины (десятина – чуть больше гектара). Наделяли землю в зависимости от количества едоков в семье. Многие крестьяне помимо наделов имели ещё и купчую землю, которую использовали в основном под посевы зерновых. Некоторые хозяева брали землю в аренду за деньги. Во многих хозяйствах имелись конные сельхозмашины.

У Рублёва Евсея Саввича и Рублёва Агафона Никитовича были кузницы. Ещё кузница была у Рублёва Евстигнея Никифоровича – с братом Куприяном напополам. У Семёна Ефремовича Овечкина была масляная. Мукомольные мельницы были у Рублёва Ивана Артемьевича и у Рублёва Степана Кузьмича. Овечкин Фрол торговал хлебом. Рублёв Мартемьян Куприянович торговал мануфактурой в Шурме.

Дореволюционное фото. Савва Дмитриевич Шамов, Артемий Иванович Рублёв и неизвестный. Фото Валерия Паньшина


Рецензии