Починок Овечкинъ
Починок Овечкин находился по правой стороне Яранской торговой дороги (из Уржума в Яранск), в 34 верстах от уездного города Уржума. Расстояние измерялось по летнему пути, т.е. напрямую.
Версий образования деревни существует несколько. Вера Климентьевна Меркулова говорила, что Рублёвы приехали из Подмосковья. А Валентина Павловна Рублёва рассказывала, что приблизительно в 1820 году сюда приехала из деревни Рубли Нолинского района Рублёва Матрёна с двумя сыновьями, которые и основали деревню.
Есть ещё одна версия образования нашего старообрядческого поселения, только она единственная подкреплена старыми письмами – об этих письмах мне рассказал Алексей Овечкин. Дед Алексея Евстигней Маркелович из деревни уехал ещё до революции. И хоть его родные жили вдали от своей малой родины, они всегда помнили, откуда родом. Письма старшего поколения бережно хранятся в их семьях.
Есть письмо Овечкиной Валерии Ивановны, дочери Ивана Маркеловича, адресованное Овечкиной Ольге Евстигнеевне, написанное в конце 1990-х годов. Алексей отсканировал это письмо и переслал мне. Видно, что писал письмо человек, знающий свои корни, которому дорога память о родине своих предков. Письмо не очень хорошего качества, но так как представляет особую ценность, я просто его перепишу.
Письмо Овечкиной Валерии Ивановны:
«Предки рода Овечкиных были поморами. Во времена Никоновских реформ, они, сохраняя старую веру, ушли на восток и осели в предгорье северного Урала, образовав селение на речке Малая Водовойка. Селение раньше называлось «Поморский посад», а потом деревня Рублёво (Овечкино тож). Род Рублёвых откочевал вместе с Овечкиными. Ввиду скудности земель крестьянским трудом занимались, но это было не основное. Основное занятие – лесозаготовка и сплав в низовье Волги.
Крестьянами наши предки никогда не были. А дед Маркел Нефёдович служил приказчиком в лесоторговом доме Максимовых. В качестве премии за хорошую работу за него выдали замуж бедную родственницу этого дома – нашу бабушку Анну Васильевну. Она много читала, но подписывалась печатными буквами. За 5 лет до смерти дед тяжело заболел, делами стала управлять бабушка, пока не подрос и не выучился мой отец Иван Маркелович. А учёба у него была 4 года Уржумского городского училища и служба мальчиком в этом же лесоторговом предприятии. В 14 лет он уже принял должность деда. Наверное, учили хорошо, т.к. после революции мой отец считался хорошим специалистом по сплаву на Волге и был одним из 7 авторов проекта «Большая Волга», осуществлённого в 27-28 годах. Так что лесотехническое образование Евстигнея Маркеловича и Льва Евстигнеевича – продолжение наследственной деятельности. В доме отца жила в качестве няни Анна Романовна Рублёва. Она и вынянчила всех детей, кроме моего отца, а потом досталась ещё и Тане, и мне ненадолго.
По посемейному списку адрес был такой: селение по речке Малая Водовойка (Овечкино тож) Рябиновского сельского общества, Байсинской волости Уржумского уезда Вятской губернии. А в 1948 году отец писал так: дер. Рублёво Адовский с/с Уржумского района Кировской обл. Ещё он писал о своём происхождении и отце: служащий крестьянского происхождения. Ну а мы – разночинная интеллигенция».
На обороте письма начерчена родословная Овечкиных. И, что особенно интересно, в письме нарисована от руки часть Архангельской области – карта побережья Белого моря, а именно Онежская губа и Двинская губа. То есть того самого места, по всей видимости, откуда пришлось однажды уехать Овечкиным и Рублёвым из-за Никоновских реформ.
Часть побережья Белого моря между реками Кемь и Онега до сих пор называется «Поморский берег», т.к. это была территория проживания поморов. И неспроста в письме есть упоминание, что самое первое название деревни Рублёво было «Поморский посад».
И ещё один очень интересный факт – благодаря интернету нам удалось найти деревню с названием Рублёво в Плесецком районе Архангельской области. Она расположена менее чем в 200 км по прямой от Онежской губы. В интернете нам не удалось найти никакой информации об этой деревне – когда и кем она была основана, были ли там жители с фамилиями Рублёв и Овечкин. Всё, что можно про эту деревню сказать – по спутниковой карте видно, что там есть сейчас семь строений. Но жилые это дома или какие-то производственные помещения, определить по снимкам невозможно. Кто знает, может быть эта деревня Рублёво под Онежской губой в Архангельской области – как раз та самая, откуда приехали на Вятскую землю наши предки.
В любом случае, «разложив по полочкам» вот так старые письма, архивные документы и рассказы бывших жителей деревни, уже можно предположить, как обустраивались на новом месте первые поселенцы, как развивался их быт дальше.
В Уржумском ЗАГСе мы нашли информацию об умерших жителях деревни Рублёво в период с 1926 по 1949 год, а также записи о рождении детей за 1926 – 1939 года. Мы успели переписать от руки все обнаруженные данные. Позднее работники ЗАГСа стали выдавать справки о рождении на интересующего человека только близким родственникам по письменному заявлению. В найденных записях о рождении рублёвских детей в графе «национальность» записано – великоросс. А это означало, что наши предки гордились своим происхождением, если и после революции считали себя великороссами. Кроме того, была запись о социальном положении – крестьяне. А также было указано, какой по счёту ребёнок родился у данных родителей и число детей, оставшихся в живых. За 13 лет в деревне родилось 86 детей: Рублёвых 58, Овечкиных 16, Пестовых 5, Садыревых 4, Мосуновых 2, Ветошкиных 1.
Свои первые дома семьи Овечкиных и Рублёвых строили на берегу маленькой лесной речки, вырубив деревья и выкорчевав пни.
Название поселения Поморский Посад просуществовало недолго. Дабы не афишировать свою принадлежность к старой вере, поселение назвали починок Овечкин. По названию можно предположить, что Овечкины были в преимущественном большинстве, к тому же старший по возрасту Поликарп Фокеевич (1754 года рождения) был из рода Овечкиных. Рублёв Андрей Архипович был на десяток лет моложе. А у старообрядцев хозяйством всегда заправлял старший по возрасту.
Долгое время нашим старообрядцам удавалось сохранять свои религиозные традиции. Но время не стоит на месте, пришли перемены и в нашу деревню. Люди хотели жить лучше, богаче, комфортнее, современнее. И, может быть, поэтому люди с крепкой деловой хваткой в надежде на лучшую жизнь из глухой неперспективной деревни уехали.
Сложным и непонятным для староверской деревни был период становления советской власти и образования колхозов. Если о Великой Отечественной войне нам рассказывали наши родители, то о гражданской войне и о первых годах советской власти нам ни от кого услышать не довелось. Поэтому особенно ценны документы 1917 года, найденные в Государственном Архиве Кировской области, документы из Уржумского архива и материалы А.Н. Иконникова «История сельских советов Уржумского района».
К этому времени наша деревня была крепкой общиной, люди жили в достатке. Семьи были большие, рабочих рук в крестьянских хозяйствах было много. Благодаря староверским устоям, строгому правлению старших и их отношению к жизни, в деревне были дисциплина и порядок.
Наиболее предприимчивые жители деревни держали мельницы, вели торговлю хлебом, лесом. Этому способствовали судоходная река Вятка, Екатеринбургский и Яранский тракты и уездный город Уржум, который к концу 19 века был развитой центральной торговой точкой. Крупные уржумские промышленники скупали у крестьян излишки продуктов и с пристаней по Уржумке, а затем и Вятке, отправляли сотни тысяч пудов зерна, муки и другого товара в Рыбинск, Петербург, Казань, Ярославль, Нижний Новгород. Часть хлеба отправлялась за границу через Архангельск. Лесопилки разрабатывали лес, сплавляли древесину на Волгу. Пристань Опалихинская находилась на устье реки Уржумки и принадлежала она купцу Максимову. Пристанью у деревни Верхние Ключи (Русско-Тимкинский сельский совет, в 5-6 километрах от устья реки Уржумки) владел купец Шамов. Основными товарами в уезде были: хлеб, мука, лён, а также лес, дрова, тёс, смола, дёготь, бочки, мочало.
На развитие нашей деревни хорошо влияла торговля лесом и родственные отношения наиболее зажиточных рублёвских жителей с Уржумскими купцами-староверами – Максимовыми и Саввой Дмитриевичем Шамовым, который был покровителем поморов даниловского согласия. В 1901 и 1904 годах в Уржуме на средства уржумских купцов-старообрядцев поморского согласия Ф.М. Стяжкина и П.Н. Шамова было построено два моленных дома по улице Свободы, ныне ул. Кирова, дома 76 и 78. Дом 80 принадлежал Савве Дмитриевичу и тоже использовался как моленная. Думаю, что наши рублёвцы посещали моленную Саввы Дмитриевича, а также и его моленный дом в деревне Комарово.
Богатый уржумский лесопромышленник Савва Дмитриевич Шамов (1837-1918) родился в деревне Комарово Лебяжского района. Начинал торговлю лесом в Сердежской волости Уржумского уезда. В 1901–1902 годах переехал в Уржум, где на улице Воскресенской (сейчас это улица Советская) выстроил себе одноэтажный каменный особняк на высоком цоколе – полуподвале, с богатым украшением фасада, большими окнами и балконом во двор дома. Теперь в этом здании находится городская аптека. Богатейший род Шамовых вёл торговлю по всей Волге, далеко за пределами Вятской губернии. В Уржуме на улице Воскресенской были торговые ряды Шамовых. Купцы Шамовы, имея немалые денежные доходы, оказывали большую помощь старообрядцам. Они занимались строительством и содержанием старообрядческих молельных домов. Зная о благотворительности Саввы Дмитриевича, можно предположить, что он оказывал какую-то помощь и на содержание рублёвской моленной.
Зажиточные рублёвские Овечкины роднились с уржумскими лесопромышленниками Максимовыми. Кирпичные особняки Максимовых были по улице Советской – дом 55 (сейчас тут находится продуктовый магазин) и дом 57 (в начале 2000 года тут был детский приют).
В конце 19 века и у нас в деревне были построены четыре кирпичных дома. Рядом с большим кирпичным домом Ивана Егоровича Овечкина построен ещё один небольшой домик. Есть предположения, что хозяин в нём планировал открыть торговую лавку. Подобное здание построено в деревне Нижняя Байса, на родине старообрядцев Мининых. Кстати, оба этих дома после раскулачивания хозяев использовались одинаково – в них была колхозная молоканка.
В 1875 году починок Овечкин относился к Рябиновскому сельскому обществу Мазарской волости. В починке на 1875 год были три кузницы, маслобойка, столярка. В Меркушах и Адове имелись вододействующие мукомольные мельницы, было питейное заведение в Мерзине.
В Рябиновское сельское общество входили такие починки (напишу названия починков так, как написано в вопросном листке – документе из государственного архива Кировской области) – Адовская (Водовойская), Адовская мельница (на земле жителей Адова), Мерзинъ (Заболотский), Мерзина (Руской Мерзинъ, Краснопёрова), Мерзина Черемисский Водовой, Рябиновская Водовойка, Платунова, Меркуши и Овечкинъ (Рублёвъ).
В ГАКО имеется такой документ: «Перечневые сведения лошадям Байсинская волость, Рябиновского сельского общества, Байсинского военно-конскаго (так в документе) участка за 1891 год». Учёт конского поголовья путём проведения переписи вёлся на случай войны. Перепись содержит сведения об общем количестве хозяев-владельцев лошадей, о количестве безлошадных дворов, о категории лошадей. Перепись проводилась под контролем военных. Документ заверялся подписью офицера подпоручика.
В этом документе вот какая информация:
Всего рабочих лошадей по Рябиновскому сельскому обществу 251, из них 98 обозных лошадей первого разряда (лошади, запряжённые в повозки для перевозки предметов первой необходимости, они следуют вместе с войсками), 59 лошадей второго разряда (лошади, предназначенные для доставки провианта, фуража к месту ночёвки), 2 артиллерийские лошади для возки орудий.
Для сравнения – в Рябиновцах на 34 двора имелось 50 лошадей, в Адове на 43 двора было 32 лошади, в Платунах на 39 дворов – 34, в Меркушах на 32 двора – 24, в Мерзино на 58 дворов – 57, в Рублёве на 16 дворов 29 лошадей.
Из этих сведений можно сделать вывод, что деревня Рублёво была богаче соседних поселений. В нашей деревне в каждом хозяйстве была хотя бы одна лошадь. По 2 лошади было у Садырева Климентия Несторовича, Рублёва Артемия Ивановича, Рублёва Герасима Савельевича, Рублёва Евсея Савельевича. У Рублёва Степана Кузьмича было три лошади.
По счастливой случайности в мои руки попал документ, которому более 117 лет, датированный 1900 годом. Это окладной лист – своего рода извещение по уплате налогов на землю. Документ выписан на имя Овечкина Фёдора Ефремовича. По этому документу видно, какие были сборы налогов на землю в дореволюционной России. Не у всех жителей деревни Рублёво были одинаковые земли. Земельные участки классифицировались по категориям: выгонные, усадебные, пахотные, сенокосные, лесные и по разрядам. Следовательно, и плата за землю была разная.
Чтобы прокормить свои большие семьи, взрослое население деревни трудилось с утра до ночи. Земля была кормилицей. Земли у каждого домохозяйства было много – по одной-две десятины (десятина – чуть больше гектара). Наделяли землю в зависимости от количества едоков в семье. Многие крестьяне помимо наделов имели ещё и купчую землю, которую использовали в основном под посевы зерновых. Некоторые хозяева брали землю в аренду за деньги. Во многих хозяйствах имелись конные сельхозмашины.
У Рублёва Евсея Саввича и Рублёва Агафона Никитовича были кузницы. Ещё кузница была у Рублёва Евстигнея Никифоровича – с братом Куприяном напополам. У Семёна Ефремовича Овечкина была масляная. Мукомольные мельницы были у Рублёва Ивана Артемьевича и у Рублёва Степана Кузьмича. Овечкин Фрол торговал хлебом. Рублёв Мартемьян Куприянович торговал мануфактурой в Шурме.
Дореволюционное фото. Савва Дмитриевич Шамов, Артемий Иванович Рублёв и неизвестный. Фото Валерия Паньшина
Свидетельство о публикации №218071800571