Ересь протоиерея Даниила Сысоева

АБЛАЕВ МИХАИЛ. СВЯЩЕННИК ДАНИИЛ СЫСОЕВ. "КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ?". ЗАМЕТКИ К ТЕКСТУ.

Книга покойного священника Даниила Сысова  "Как узнать волю Божию?", состоящая из текстов "О Божественной любви",  "Божественные имена" и "Воля Божия", вызывает серьёзные претензии и нуждается в критическом рассмотрении.

"О Божественной  любви"

Сначала ликвидируем недостаток этого текста и ответим на вопрос: "Что такое любовь?".  Сопоставив все случаи употребления  этого понятия, скажем, что любовь - это избирательно хорошее отношение.

"Любовь к Богу и ближнему  несовместима  ни с какими  грехами." (с. 4)
Любовь к Богу и тем более к ближнему  появляется у человека на разных стадиях духовного развития и отнюдь не соответствует его "безгрешности", которая,  признаться, наблюдается лишь у Святых  на небе, что также весьма сомнительно.

"Апостол Иоанн Богослов, давая определение любви, сказал, что  "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём" (1 Ин. 4, 16)." (с. 4).

Как было выяснено, приведенная цитата - подделка "редактора" посланий апостола Иоанна, как и  посланий других апостолов. Очевидно, что Бог - личность и не есть Он "избирательно хорошее отношение". Бог любит, но Он не есть любовь. Отсюда и идет, согласимся, вынужденная  ересь: "Любовь по качеству своему есть  уподобление Богу, насколько того люди могут достигнуть". (с. 4-5)  На самом же деле всё проще там,  где нет лжи и хитросплетений, где истина!

"Вот краткое определение любви, которое дал  апостол: любовь - это соединение всех добродетелей." (с. 8)
Из знаменитой цитаты апостола Павла о любви (1 Кор.13, 1-10) следует, что любовь - составная всех добродетелей, их  "движущая сила". Это верно: без доброго отношения всякая "добродетель" - ничто!

"Для христиан  стяжание  Духа Святого  не означает  получение  чего-то чужого - для них это раскрытие вложенного в наше сердце в день Крещения." (с. 11).
Выражение "стяжание Святого Духа" было уже опровергнуто. Как можно "стяжать" (собирать, накапливать) Сына Божиего? Это можно сказать о благодати Святого Духа! Думать, что Святого Духа можно "стяжать" - невежливо и неумно (нереально) в отношении Бога Отца.

"Итак, истинно безстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил  превыше всякой твари, все же чувства покорил  уму, а  душу свою представил лицу  Господню, всегда простираясь к Нему, даже  и выше сил  своих." (св. Иоанн Лествичник) (с. 14-15).

Невозможно человеку следать тело свое  нетленным, но лишь Богу после смерти  подвижника. Так же недоступно человеку возвысить ум свой  превыше тварных Архангела Михаила и Серафимов, если Бог Сам не сообщит  такую благодать Святому (богу) на небе.

"Потщимся ещё здесь избавиться от греховного долга, ибо во аде нет  могущего исцелить." (св. Иоанн Лествичник) (с.21).
Христиане, попадающие в ад и находящиеся под покровительтством Божиим, подвергаются очищению от доступных грехов руками Ангелов.

Это и есть настоящее классическое  богословие, которое доступно только боговидцам, тем, кто любит Бога." (с. 27).
И оглашенный, и  новоначальный, и ребенок тоже любят Бога! Известно, откуда взялась такая абсолютизация слова "любовь". Виной всему - подделка негодяем апостольского текста.

"Вечное  Слово Бога Отца - это Иисус Христос." (с. 28)
Слово Бога - это пророчество, так называют Писание. Иисус Христос же носит именование Бога-Слова по причине подделки в Евангелии от Иоанна.

""Любящий  Господа  прежде возлюбил  своего брата, ибо второе служит доказательством первого". Об этом же и Христос говорил: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит,тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4. 14)." (с. 28-29).

Эти слова принадлежат отнюдь не Христу, но "редактору" послания апостола Иоанна Богослова. В такой редакции текста о. Даниила видится "чужая рука", о которой мы уже писали  в заметках к тексту "Ислам. Православный взгляд".
Такой же "чужой рукой" написана фраза,  явно чуждая тексту: "Человек, видевший Бога, видит и будущее." (с. 30)

""Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где Ты  пасеши овцы  твоя? Где почиваеши в полудне? (Песн. 1, 6)." (с.30).
В тексте "Песни песней" местоимение, обозначающее "пасущую", пишется с маленькой буквы.
Очевидно, что  и  Иоанн Лествичник, и иерей Даниил идут по пути лукавства, обозначая вместе и любовь-добродетель (как у ап. Павла) и Бога-любовь (как у "редактора" - негодяя) одним образом Бога-Царицы (должно быть, по типу  "Христа-Премудрости") - ведь слово "любовь"  женского рода.

"Божественные имена"

"Обычно имена даются власть имеющими. Например, родители дают имена детям, проявляя свою власть  над ними."  (с. 33).
Неужели так сильно усвоился принцип  подчинения именем от Вавилонских царей (см. "Книгу пророка Даниила"), что автор  верит в эту глупость и пишет соответствующую глупость? Похоже, что дело не в "чужой руке"...

"И поэтому, строго говоря, Бог наш есть Бог безымянный. Если мы спросим, какое единственное абсолютное  имя Бога, ответом будет: никакое! Потому, что  нет никого, кто  был бы выше Его. Нет никого, кто был бы более властным, чем Он Сам, кто мог бы назначить Ему имя по праву власти. Именно поэтому один из величайших  святых Православной Церкви святой Дионисий Ареопагит говорит, что Бог называется Сверхименуемым  Безымянным. У Него множество имен, но нет ни одного имени, которое бы Его ограничило." (с. 34).
Во-первых, скажем, что вышеозначенную  ересь иерей переносит на Бога, имея авторитетом Псевдо-Дионисия Ареопагита, автора-неоплатоника, подбросившего свои книги ("Ареопагитики") своим потенциальным поклонникам при императорском дворе и за счет императорской мерзости ставший  едва ли не главным "богословским" авторитетом в Византии. Между тем уже в Новое время была доказана "поддельность" этого "одного из величайших святых",  доказана на текстовых фактах. На нем проявилось проклятие святого Максима Исповедника, наложенное на этого автора в случае его самозванства и поддельности его  текстов. Во-вторых,  для иерея Даниила  не понятно, что главные имена Божии суть сообщенные  Им Самим людям: Иегова,  Саваоф, Отец Небесный,  Или. Да и имена в языке происходят  от Самого  Бога: ведь Он Сам смешал языки у людей, то есть внушил новые языковые основы, в числе первых включающих в себя именования Бога.

"Как писал один из великих отцов Церкви Григорий Нисский: "Бог не творит слов, Он творит дела"." (с. 36)
Очевидно, что смешивая языки людей, сотворяя их по Своим  образу и подобию знающими язык и  умеющими общаться, Бог в прямом смысле "творил слова".

""Возлюблю Тебя Господи,  Крепость моя!  Господь - Твердыня моя и Прибежище  мое, Избавитель мой, Бог мой, -  Скала моя; на Него я уповаю; Щит мой, Рог спасения моего и Убежище моё" (Пс. 17, 2-3). Кстати, заметьте, сколько имен Бога уже назвал Давид! Он, любя Бога, любит Его имена, Давид собирал их, они в его устах." (с. 39).
Очевидно, что отрывок из псалма содержит не имена Божии, а Его поэтические эпитеты. И где же поэт мог "собирать" такие эпитеты, кроме как  в своем творческом сознании!

"В обоих случаях Бог называется живущим во мраке." (с. 41)
Согласно указанным библейским фрагментам  (Пс. 17, 5-14, Исх. 20, 18-21) Бог не живет во мраке, но является во мраке Святым.

"Вот  это вершина пути (Божественное сияние и сила), до неё не может дойти ни одно сотворённое существо. Неважно, человек это или Ангел.  И Ангелы не могут подняться выше, потому что и Ангелы слепнут, когда соприкасаются с Божественной сущностью." (с. 43-44).
Бог Вседержитель, управляя Небесным Царством, постоянно общается с  духами, и, очевидно, делает это общение доступным, и не всегда им является слепящая слава Божия. Как раз наоборот!
Что означает Божие имя "Сущий" (с. 46-47)? То, что Он существует везде, во всем сотворенном. Как Он существует? Образами  Своего творения, заключающимися во всём сотворенном. Автор должно быть не понимает этого, он нечто пишет о существовании Самого Бога в предвечности и вечности.

"Одно  из имен Иисуса Христа - это Премудрость Отца, это Его собственная  Сила, это собственное Его Слово. Слово Отца - это Сын: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1).
О том, что Христос - Сила Божия, ни в Писании, ни в Предании ничего не говорится. Говорится, что Он Бог-Слово, но не то, что Он Слово Божие ( Слово Божие - пророческие речения!).

"Бог называется  Сущим, во-первых, потому что Он существует  Сам от Себя. Как говорил  Господь в Евангелии от Иоанна: "Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5, 26), тот есть причина  Его существования в  Нём  Самом." (с. 48).
Толкование этой цитаты предполагает причину существования Сына "в Самом Себе". Но такое толкование неверно, поскольку причина жизни Его - в  Отце (Он родил Его прежде времен, зачал и родил от Девы Марии). Нужно сказать и о происхождении Бога: для земных людей оно не подлежит обсуждению, оно неведомо.

"Бог задумал каждого из нас: и когда, и кем кому родиться, и что каждый из нас получит  при рождении, - Он дал жизнь в момент зачатия." (с. 51).
Такое абсолютное предопределение  слишком напоминает мусульманское учение о предопределении. Судьбу же человека определяют Ангелы Божии, - жизнь каждому рождающемуся на земле Богу  планировать не досуг. Тем более свобода: каждый человек должен себя проявить и в детстве, и в юности, и позже, для того, чтобы  получить "предопределение" и до смерти, и после нее.

"Бог может создать в каждую секунду сотни миллионов вселенных - таких же, как сейчас, - и при этом Его сила не уменьшится, потому что она безконечна." (с. 53).
Такая глупая бравада с  "секундой" не прилична учащему иерею. Такая "как сейчас" вселенная создавалась миллиарды лет, и нужно понимать, что она - избранная, с избранными тварями, с избранной историей. Ведь не просто так Христос родился в этой вселенной!

Далее -  то, что  касается антропоморфизмов Бога. Они действительно связаны с подобием  привычной формы Бога и человеческого тела. Можно сказать, что подобие человека Богу - в его теле.  Не случайно подавляющее большинство духов имеет форму человеческого тела.  Понятно, что отражение в Писании реального образа Бога нужно отделять от поэтических уподоблений (например, в псалмах).  Даниил неправ, когда категорически утверждает:
"Именно в этом (в уподоблениях) смысл антртопоморфизмов. Они очень хороши, но их нельзя понимать  буквально.  Это символы, делающие понятным необъяснимое." (с. 60).

"Он (Савл) понял. что ему явился истинный Бог, и интересовался о Его имени, чтобы узнать Откровение Бога. Бог ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь" (Деян. 9, 5). Он открывает  Себя с именем Иисус, что в переводе с еврейского  означает: "Яхве, пришедший спасти", то есть  это тот Бог, Который являлся  в терновом кусте, а теперь пришел людей  спасти". (с. 61).
Савл прекрасно знал, что  он гонит Иисуса Христа, и подтверждения хватило ему, чтобы раскаяться. Нужно заметить, что Бог Всердержитель не является в образе Иисуса.

Чрезвычайно раздражает "поклонение" иерея "святому" Псевдо-Дионисию Ареопагиту. Тем более рассуждения в главе "Молитвенное созерцание Божественных имен" о мерзости Псевдо-Дионисия под названием "Мистическое богословие".

"И потом, когда Моисей вышел из этого облака (в котором разговаривал с Богом), он понял природу Вселенной. С тех пор макет Вселенной  стал достоянием всего мира: Православный храм - вот духовный макет Вселенной." (с. 70).

Форма  Православного храма - упрощенная модель скинии и Храма,  построенного Соломоном. Будто бы Моисей оставил в записках и зарисовках этот макет до возникшего  в далеком будущем православия! Это глупость! А образ скинии был  продиктован пророку для её создания в тех же священных книгах и на ум Моисею вовсе не приходил.

"Воля Божия".

"3) Воля Бога всемогуща - Бог может делать всё, что захочет." (с. 74).
Господь также следует законам Небесного Царства, которые Он  дал духам, населяющим это Царство.

"... Каждый человек был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной, и наша задача - раскрыть именно этот замысел." (с. 74).
О подобном утверждении мы уже писали выше. Скажем ещё раз, что такое предопределение сильно отдает исламом, о котором сам о. Даниил рассказывал в рассмотренной нами брошюре.

"Очень полезно использовать Честной  и  Животворящий Крест  Господень, который висит на груди..." (с. 83).
Чаще всего христианин имеет нательное Распятия, а не "Крест". Необходимо отличать изображение Спасителя на Распятии от Креста и не называть его крестом "помимо"  распятого Иисуса Христа.

"Задача любого человека заключается в том, чтобы всякий поступок соотносился с волей Божией." (с. 84)
Вопрос: как это можно сделать "во всякое время и во всякий час", не имея постоянного общения с духовником, но рассуждая буквально каждое движение, каждую мысль?
Ответ простой: нужно научиться общаться со своим Ангелом, постоянно и реально связывающим тебя с Богом,  общаться умственно, чему христианин среди прочего учится в молитве. О самом насущном, об общении с Ангелом автор, к сожалению, ничего не сказал, испортив свою репутацию даже в этом последнем, в общем, неплохом тексте.

"Для нас волей Божией являются все наши обстоятельства,  в которых мы оказываемся." (с. 85).
Если это так, то зачем вообще искать воли Божией для поступка, для выбора?

В общем,  два из трех текстов в сборнике вызывают недоумение и печаль о иерее-"мученике", получившем за счет этого такую огромную популярность среди православных именно в своих книгах. Во многих фрагментах ("озарениях"?), рассмотренных нами он просто глуп, в некоторых - выдвигает свою ересь или повторяет ереси других.
Особый вопрос - следование Псевдо-Дионисию. Как будто иерей не учился в Академии и ничего не слышал об этом поддельном богослове?
В любом случае, наши заметки являются нужным материалом для православной читающей общественности, тем более - для истинного понимания иерея Даниила на Небе.


Рецензии