Свекровь - всей родне кровь!

Моя свекровь, Вена Фёдоровна, как героиня пьесы Горького «Васса Железнова», часто поговаривала: «Свекровь – всей родне кровь! Ведь фамилия – опознавательный знак рода». Я, конечно, ощущала её материнскую власть над моим мужем и к себе чувствовала тёплое   расположение,  на  что  отвечала   взаимностью.
Наряду с сильным характером она обладала тонким юмором и была добрейшим человеком. Многие её называли Генеральшей не только потому, что была крупной. Вена Фёдоровна являлась безоговорочным авторитетом для своих детей и для нас, снох. Её улыбка с лукавинкой поначалу меня настораживала. При разговоре с ней трудно было определить: говорит она всерьёз или  шутит. И только хитровато прищуренные глаза выдавали её отношение к чему-либо. Но разглядела я это не сразу.

Со своими тремя сыновьями она держалась на равных, отчего, видимо, их тянуло к ней. Несмотря на то, что у каждого уже своя семья, ощущение её постоянного присутствия не покидало никого. Да и сама она любила подчёркивать:
– Не думайте, что я ничего не вижу, ничего не слышу. От меня не скроетесь, даже если вы уедете в другой город.
И, действительно, по первому зову, сыновья бросали свои дела и мчались к матери. То проводку на даче чинили, то крышу ремонтировали, то землю вскапывали, то деревья обрезали. А если нужно было решить что-то житейское нам, то и мы непременно обращались за советом к ней.

Однажды в отчаянии я сказала ей:
– Мама, придётся мне бросить институт. Ничего не успеваю: работа, учёба, конспекты по ночам, недосыпания, бесконечные больничные с детьми – вымоталась совсем.
На что она твёрдо ответила:
– Ни в коем случае. Четвёртый курс. Разве можно останавливаться на полпути?
И сразу переехала к нам, взяв на себя некоторые обязанности по уходу за домом и детьми. Кроме трёх сыновей у неё есть дочь, которая в это время тоже училась в ВУЗе. Но свекровь посчитала, что её помощь больше нужна нам.

Прошли годы, дети мои подросли, я встала на ноги, и как-то в доверительном разговоре со мной она обронила:
– Больше не хочу держать сыновей на привязи, пусть живут, как хотят. И дёргать их не буду.
А спустя какое-то время, на нас, как горох, посыпались неприятности. Может, это совпадение, может, стечение обстоятельств, но муж потерял работу, разбил машину и стал часто болеть. Да и у других сыновей многое пошло наперекосяк.

Теперь свекрови нет, но я вспоминаю о ней, когда ищу ответ на какой-нибудь вопрос. И в моей памяти снова всплывает её любимая поговорка. Думаю, свекровь была в какой-то степени оберегом для детей. Невидимая ниточка связывала с ними до тех пор, пока она сама не разорвала её.

В минуту откровения и муж задумчиво подтвердил это:
– Ты  знаешь, я  освободился от влияния матери. Раньше переживал по всякому поводу, что она подумает, что скажет, а теперь в любом случае не чувствую за собой вины.
Я покачала головой:
– Скорей всего, «пуповина» твоя отпала от неё. Поздновато, конечно, но это случилось.
– Может, ты и права, – согласился со мной супруг, – но ведь у каждого своя жизнь.


Рецензии