Ноктюрн

   «Неужели ни один человек не танцует вальс? Ну, пожалуйста, пожалуйста!…Я  так люблю  вальс!» Тоненькая девочка со звездными  глазами  грустно переводила  взгляд с одного лица на другое. Но все словно вдруг сразу забыли, что скоро праздник, и решили отдохнуть от неумолимо быстрого ритма  жизни под эту нежную музыку. «Я так хочу танцевать!» И вдруг ее глаза увидели очень добрые  и какие-то беззащитные глаза  молодого мужчины. Казалось, что этот высокий, сильный, с уверенными манерами  человек, очень боится ненароком  кого-то обидеть, 
необдуманным словом разрушить что-то важное, необыкновенное. И ему показалось, что эта девочка, почти ребенок, понимает его как никто никогда не мог его понять.  Он шел к ней через весь огромный зал, его глаза говорили ей:
 - Это твой вальс, девочка!   
   Она с трудом доставала  своей ладонью  до его широкого плеча, его сильные  руки  почти несли ее над блестящим паркетом. Его глаза спрашивали ее:
  -О чем ты мечтаешь, девочка?
  И ее глаза отвечали:
 - Я хочу убежать к морю, Грину, Маленькому принцу. Хочу собрать всех  добрых и сильных, взять их за руки и прийти обратно с ними.  Вернуться такой же сильной и щедрой и сказать:
  -Здравствуйте! Я люблю вас, люди! Я могу вам  отдать все, что у меня есть! Вы только согласитесь быть счастливыми, и помогите мне.   
  - Это очень трудно, девочка! Люди очень верны своим привычкам. Надо научить их хоть иногда встать, захлопнуть дверь на  английский замок, оставить в почтовом ящике записку, чтобы  не волновались родные и, забыв про дела и карьеру, убежать, как в сказке, куда глаза глядят.
 – Я знаю, - ответили  звездные глаза. Главное, чтобы люди не разучились удивляться.      Ведь иначе им будет грустно, они никогда не станут счастливыми.               
  – Ты говоришь о том, что мы обкрадываем себя?  В детстве взрослые часто проводят нас  мимо самых удивительных  вещей, в юности мы заняты, по-нашему, более важными делами. А рыжие рассветы и дрожащие росинки проходят  незаметными, как непризнанные волшебники, - с грустной улыбкой говорили  усталые глаза.
   …Люди с удивлением смотрели на высокого сильного человека с добрыми глазами и его партнершу – тоненькую девочку. И всем хотелось, чтобы не кончался этот вальс. Им казалось, что тогда обязательно произойдет что-то удивительное и прекрасное.


Рецензии
Уважаемая Галина! В рассказе "Ноктюрн" говорится, что его героиня танцует вальс под музыку ноктюрна. Однако танцевать под исполнение такой пьесы весьма проблематично. Дело в том, что ноктюрны, как правило, пишутся в размере 8/8 (2/4,4/4 и т.д.). Ну, есть и трехдольный размер, как в вальсе, например, 6/8. Правда, последний, встречается не так часто. Да и вряд ли музыку ноктюрна будут исполнять для бального танца. Для балов достаточно написано роскошных вальсов! Ноктюрн же, или "ночная песня", предназначен для утончённого прослушивания и, как правило, исполняется на фортепиано.например, ноктюрны Фильда, Шопена, Ф. Листа, Глинки и т. д. И танцевать под них весьма сложно даже при трехдольном размере: очень капризная мелодия, постоянные замедления и ускорения темпа и весьма вычурный бисерный ритм самой ткани ноктюрна. Конечно, при большом желании можно попробовать станцевать такое произведение в домашних условиях. Однако публика на балах этого не поймет и на такие "танцы" ходить не бедет. Ноктюрн надо слушать и наслаждаться музыкой!! А танцевать его - все равно, что есть большой ложкой изысканный торт.

Владислав Витальевич Белов   16.10.2020 09:45     Заявить о нарушении
Как жаль, что столько времени Вы потратили на объяснение
известного. Название относится к настроению, а не исполняемому танцу.
С уважением -

Галина Преториус   16.10.2020 12:44   Заявить о нарушении
Конечно, если бы я не был сам музыкантом, как и Вы Галя, то такое замечание мне бы не пришло на ум, как и многим Вашим читателям. Но что-то есть в названии миниатюры противоречивое! Одновременно танцевать вальс на балу и быть в "ноктюрновском" настроении. Я правильно Вас понял? Возможно ли такое?

С уважением,

Владислав Витальевич Белов   16.10.2020 13:40   Заявить о нарушении
Собственно, Вы так мне и ответили... Тогда, будучи музыкантом и используя музыкальный термин "ноктюрн" в характеристике настроения героини, скажите, пожалуйста, возможно ли такое в реальной жизни: танцевать вальс, который, несомненно, тоже определяет настроение(на три четверти!), а танцующий остаётся почему-то в ноктюрновском настроении, построенном на двухдольном ритме!. Конечно, можно и здесь сказать, что Ваше образное сравнение выражает лишь сам дух ноктюрна, а не его доли. Но реально звучащая музыка вальса на три четверти тоже несёт в себе свой дух, "дух вальса". И как тут быть?

Владислав Витальевич Белов   16.10.2020 14:39   Заявить о нарушении
Уважаемый Владислав Витальевич,
Вы так замечательно сказали и за себя,
и за меня, что мне остается только улыбнуться
и пожелать Вам всего самого доброго!
Что я с удовольствием и делаю-
Удачи Вам и творческого вдохновения!
С уважением-

Галина Преториус   17.10.2020 14:06   Заявить о нарушении
Ну что ж, Галина, как говорят, никакой ответ - тоже ответ. А я, с Вашего позволения, перехожу на другую миниатюру-стихотворение, которую читал раньше, но воздержался от замечания думая, что Вы не имеете профессионального музыкального образования. Теперь же другое дело: мы оба оказались коллегами. Разрешите представиться: преподаватель фортепиано, сумевший стать таковым всего за семь лет обучения в ДМШ и муз училище. Не подумайте, что мне хочется Вас, простите, "ущипнуть" из-за самолюбия. Читая первый раз год или два назад стихотворение о молодом и старом пианисте, я подумал, что такие рассуждение о музыке и музыкантах вызывают у их поклонников неверное представление о труде и таланте исполнителя-музыканта. И нам с Вами, уважаемая Галина, стоит подискутировать на эту тему для наших же читателей и любителей музыки.

С уважением,

Владислав Витальевич Белов   17.10.2020 15:38   Заявить о нарушении
Займитесь лучше творчеством!

Галина Преториус   17.10.2020 18:11   Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, здесь Вы попытались вывести закономерность развития… (Гм! Уж и не знаю, как правильно назвать, чтобы не услышать потом, что я сам же и ответил за Вас. Но, рискну! ) … а именно: закономерность развития мастерства исполнителя-музыканта. Определяющим в этом развитии в миниатюре почему-то взят жизненный опыт, Получается, что даже талантливый юноша не будет «отпускать мелодию в небо» пока не состарится! Это полный абсурд, уважаемая коллега. И мне кажется, что сказав такое, Вы или погнались за красивой фразой, или неправильно выразили мысль о том, что истинный талант с годами мужает и развивается. Но это - истинный талант. Обыкновенный же исполнитель, сколько бы он ни прожил, никогда не станет большим мастером-исполнителем. И здесь Вы вводите читателей в прямое заблуждение. Причём тут возраст?
Но вернёмся к талантливым мальчикам и девочкам. И здесь не всё так просто. Истинный талант проявляется не с годами, как вы пишите, а сразу. Здесь уместно вспомнить изречение Гегеля: начало есть конец, конец есть начало. Примеров очень много, начиная с Моцарта, написавшего в раннем детстве концерт для скрипки и выступавшего в турне по европейским странам в качестве исполнителя на клавесине, и кончая сегодняшних пианистов, победителей конкурса им. П.И. Чайковского, о которых уже старый Ван Клайберн, дававший им мастер класс, сказал, что в их возрасте он ещё так не играл.
Но чем же определяется настоящий талант? Говорят от Бога. Это действительно так, ибо талант есть врождённое, а не приобретенное с годами свойство человека. И он проявляется и у мальчика, и у юноши, и у стариков, если он есть.
Так же можно сказать и о талантливых детях, которые с возрастом так и не стали большими исполнителями – ни к юности ни к старости. Говорят, таланта не хватило.

Владислав Витальевич Белов   17.10.2020 18:11   Заявить о нарушении
А я им и занимаюсь, Галина! Но, если Вам мои критические замечания не угодны и Вы стесняетесь вынести сор из избы, примите мои извинения. Жаль только читателей, не разбирающихся в тонкостях музыкального искусства.

С уважением,

Владислав Витальевич Белов   17.10.2020 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 148 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.