Адыгские народные ремесла с Гошефиж Абредж

Интервью с заведующей отделением декоративно-прикладного искусства Адыгейской Республиканской детской школы искусств имени К.Х.Тлецерука, членом Союза художников Российской Федерации,  мастером по изготовлению гобеленов и басонному плетению Гошефиж Абредж.

- На отделении декоративно-прикладного искусства в Адыгейской Республиканской детской школе искусств имени К.Х.Тлецерука Вы преподаете предмет «Адыгские народные ремесла». По какой программе проходит это обучение?

Г.А.: Когда я занималась подготовкой программы по этому предмету, то первый вопрос, который возник передо мной: возможности усвоения детьми учебного материала и наличие подручных средств для обучения. Технологически сложные процессы, такие как чеканка, выделывание кожи, не подходили для урока в 40 минут. Поэтому мы составляли программу обучения «Адыгские народные ремесла», выбирая именно те виды, которые оказались технологически более удобными для изучение в школе, такие как: орнамент, басонное плетение, золотое шитье, плетение циновок, войлоковаляние. Такая программа стала доступной для освоения, и оставалось только выстроить методически план уроков.

- Согласно Вашей методике, адыгские народные ремесла обучаются по отдельности или вперемешку? Что изучается в первую очередь?

Г.А.: В начале обучения мы знакомимся с орнаментом, его смысловой нагрузкой, ищем в нем узнаваемые элементы, объясняем способ его построения. Детям становится интересно находить образно-смысловое содержание в орнаментах. Потом им легче понимаются технологические принципы изготовления. Для более подробного изучения есть такие информативные источники, как книга Мин-Кутас Азаматовой «Адыгейский народный орнамент» или работа Феликса Накова «Тхыпхъэ – Адыгская (черкесская) знаковая система». При этом Мин-Кутас Азаматова дала информацию об орнаментах, а Феликс Наков представил их в виде древних письмен.
Скорее всего, появление орнамента связано с его утилитарным значением. При этом один и тот же орнаментальный узор мог существовать на различных предметах быта. Орнамент – это основополагающее знание, необходимое для изучения адыгских народных промыслов. Он есть во всех видах ремесел.
Отвечая на вопрос по поводу методики, мы, например, изучая орнамент с одной осью симметрии,  пытаемся выяснить, где он может быть использован в быту, то есть на каких предметах быта.

- То есть после изучения орнамента Вы обучаете ремеслам? Как это выстроено методически?

Г.А.: Методически программа обучения как раз выстроена от простых элементов к сложным и к их сочетанию. Например, познакомившись с орнаментом с одной осью симметрии, мы изучаем плоское басонное плетение. После этого можно выполнить небольшое панно с использованием этих двух знаний.
Другой пример: когда мы изучаем золотое шитье, мы рисуем первоначальную схему, потом узнаем способ укладывания нити на ткань. Это одно из упражнений. В дальнейшем ученики могут на одном предмете сочетать несколько видов ремесел. Например, подчасник, где есть и орнамент, и золотое шитье, и басонное плетение.
Усложняя задания, мы начинаем изготовлять изделия, которые можно будет уже использовать и в современном быту. Например, сумочки, подушечки для иголок, кисеты, веера, косметички.

- На сколько лет рассчитана программа, разработанная Вами?

Г.А.: Программа рассчитана на 5 лет, с постепенным усложнением технологий и материаловедения. Для себя как преподаватель я ставлю целью, чтобы полученные знания и умения были востребованы в повседневном быту современных адыгов. Это наше родное!  И мы обязаны это сохранить!
Надо отметить, что по окончании обучения выпускники получают свидетельство о предпрофессиональном художественном образовании в Адыгейской Республиканской детской школе искусств имени К.Х.Тлецерука.

- Можно ли считать  Вашу программу по обучению адыгским народным ремеслам уникальной?

Г.А.: Честно говоря, я возражаю против слова «уникальный». Сегодня много информации и литературы об этом, проводятся мастер-классы известными мастерами. Но эта программа приспособлена к учебному процессу, имеет цели и задачи, четко сформулированные для обучения в специальной школе искусств.
К тому же, наряду с адыгскими народными ремеслами мы изучаем также предметы, такие как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура», «История народной культуры и изобразительного искусства».
Важно отметить, что свидетельство об окончании обучения по этой предпрофессиональной программе позволяет поступать в любые профильные учебные заведения, начиная от архитектурного техникума до специализированных художественных ВУЗов.

- Вы уже столько лет преподаете в школе искусств. Есть у Вас пожелания на будущее?
 
Г.А.: Очень хотелось бы, чтобы больше адыгских детей изъявляли желание обучаться адыгским народным ремеслам. К сожалению, пока у нас творческая деятельность не рассматривается как способ зарабатывания денег, не ценится с профессиональной точки зрения. Но для сохранения самоидентичности, самосознания, принадлежности к черкесскому роду надо изучать его ремесла.
Будем ждать новых учеников. Обычно прием документов проходит каждый год с конца апреля по май. В первых числах июня сдаются вступительные экзамены. В следующем году группу учащихся на 2019-2020 гг. буду набирать я. Надеюсь, занятия будут интересными и понравятся моим будущим ученикам.

- Большое спасибо за интервью!


Рецензии