Маргинальный пояс. 5

информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693

5. Инерция исполнения

     Я честно старался как можно проще и доступней раскрыть тему эссе – действительно, очень сложную, но отнюдь не абстрактную. Поэтому в тексте такое обилие образов и примеров, современных читателю. Все это создает, однако, «аберрацию близости». Возникает впечатление, что все сказанное относится лишь к недавнему времени; скажем, начиная с прошлого века. Для контраста приведу обширную цитату из Умберто Эко, который описывает позднее средневековье.
     – Не единожды слышал я утверждение, что народ Божий делится на пастырей (клириков), собак (воинов) и овец – то есть простонародье. Но со временем я понял, что следует говорить не столько о трех состояниях, сколько о двух великих сферах, одна из которых властвует над земными вещами, а другая – над вещами небесными. Деление на клир, мирскую власть и общество имеет силу для земных дел, но над этой тройственной связью возвышается монашеский чин – прямой посредник между Божьим народом и небом.
     Только бы стремление не стало замыслом, а простое разговорное слово не нашло себе соответствия в латыни… Тогда инстинктивные, к счастью, устремления обывателей из животных побуждений станут побуждениями разума. Столетиями учители и отцы церкви по капле выделяли ароматные эссенции священного знания, чтобы помышлением о высоком выкупить убогость и соблазн. Но мысль, что человек волен стремиться к благодати на земле – это дьявольское извращение, попытка выкупить высокое через низменное. И когда никчемные эти игры развращенного воображения удостоверит слово Философа, – о, тогда все суетное хлынет с периферии и заполонит центр; а от самого центра не останется и следа. Народ Божий превратится в орду чудовищ, извергнутых безднами неведомых земель. 
    Перевожу на язык социальной информатики. «Монашеский чин» здесь означает элиту средневековья, «простонародье» – в точности трудовая масса, «клир» и «мирская власть» – идеологическая и аппаратная ветви власти соответственно. О каких «двух сферах» и «трех состояниях» говорит У. Эко? Он увидел и «понял», что существует дистанция между культурой, ведающей «делами небесными», и земной властью; и определил тонкую структуру последней.
    Позднее средневековье. Церковно-феодальная система власти уже выполнила свою программу, и конфликт между идеей и идеологией («черным» и «белым» монашеством, как говорит Эко в другом контексте) скоро приведет к разделению культуры и «мирских дел»; что воплотится в эпохе Возрождения. Но самое главное, что фаза исполнения Системы позади, и структура общества отчетливо видна автору (У. Эко) с высоты его исторического опыта. Эта структура – а равно и сценарий развития – являются общими для всех систем власти и отражают суть этого феномена. Слова и названия не имеют значения – они обозначают только формы этого общего. Я решительно призываю читателя отделять форму от сути – не только в этом тексте, а вообще в жизни. Хотя бы так, как это сделал А. Лазарчук:
    – Сначала я додумался до наличия паразитического класса. Потом вижу – не сходится. Ведь даже высшему руководству отсталость страны невыгодна… То есть класс-то есть, и именно паразитический, но есть что-то и над ним – за ним…
    Ну и правильно. Не надо путать систему власти и правящий класс – это слова из разных наук. Одна из них (политэкономия) изучает практику общественных отношений, а другая – движение общественных идей. Внешние обстоятельства, придающие власти («надстройке») ту или иную форму, – это экономические условия общества («базис»). Но суть власти остается неизменной; и «социальная психология» (название на сегодняшний день уже условное) уделяет внимание только тем вопросам и сторонам общества, где эта суть различима достаточно отчетливо.
    В ХХ веке мы близко наблюдали рождение по крайней мере трех Систем; очень непохожих друг на друга – именно потому, что рождались и действовали они на фоне экономических формаций, находящихся в различных фазах своего развития. Святобесие майданов (начиная с Перестройки) по многим причинам можно считать лишь профанацией великих революций прошлого. Но по информационной своей сути – это все те же «механические дива» в контексте идеологического программирования.

    Сутью Системы является ее до поры расплывчатая и неконкретная программа, и оформляется она в фазе исполнения, по мере обретения этой Системой отчетливой формы. Фаза исполнения – это возраст зрелости; эпоха, в которой власть в полной мере раскрывает и свои возможности, и свои пороки; и смысл тех задач, которые она намерена и способна решить. С отключением элиты под списком этих задач подводится черта. Но это не значит, что все они будут выполнены полностью.
    Основная функция власти – и источник ее силы – создание в обществе поля мотивации, которое образуется первоначально (в фазе программирования) обещаниями вождей. Надо убедить каждого человека, что его труд – это воплощение его мечты.  Каждая директива власти, каждый приказ должны быть увязаны с той задачей, с тем заказом, который поступает из массового подсознания. Народ будет трудиться и повиноваться только в информационном поле, устанавливающем и поддерживающем такую связь. Все потоки социальной информации начинаются и заканчиваются в индивидуальном разуме; и общественная машина будет работать только тогда, когда информационная цепь замкнется. Не раньше.
    Замыкание происходит в момент доверия обещаниям, которые давались вождями. Но по мере того как аппарат частично выполняет эти обещания, растут и его возможности. Поле мотивации расширяется уже не идеей, а исполнителями. Поэтому, в конце концов, и отпадает необходимость в духовных и творческих максималистах. В фазе исполнения масса трудящихся по-прежнему воспринимает духовную программу элиты, но Система уже нет. И конкретизация, оформление этой программы ведется под руководством власти. Так возникает «идеология» – детальная теоретическая проработка общественного идеала.
    Система освобождается от паразитарной зависимости и начинает руководствоваться собственными целями и интересами. Власть прекращает игру в «испорченный телефон» и просто отвечает в трубку: «Смольный на проводе». Заканчивается процесс вынужденных перемен и начинаются перемены сознательные и волевые. Но как бы по инерции. Информационный обмен между идеологической и аппаратной ветвями становится ламинарным, стремится к равновесию (гомеостазу) и это приводит к тому, что «долг» власти и ее возможности все более сближаются. Развитие Системы в фазе исполнения (если это развитие) происходит по инерции того духовного импульса, который она получила в фазе программирования.
     – В сущности, они по воспитанию своему и в самой своей основе были – большевики. Комиссары в пыльных шлемах. Рыцари святого дела. Они только перестали понимать – какого именно.
     В фазе исполнения параллельно развиваются аппарат власти («железо» Системы) и ее «софт» – то есть идеология. Параллельно – но не независимо. Понимание задачи уже зависит от аппарата, а формирование властных структур все еще мотивируется идеологическими соображениями. Сначала реализация духовных идей ограничивалась практическими соображениями, теперь ее ограничивают практики, которые не руководствуются никакими духовными соображениями.
    По мере того как идеальное общество обретает свое практическое воплощение (в фазе исполнения), оно еще и упрощается, вульгаризируется, опошляется, извращается, наконец. Идеал беззащитен; его творцы превращены в глиняных болванов – и каждый такой Голем присвоил себе монопольное право на владение абсолютной истиной. То есть, превратил доставшийся ему в наследство "пакет идей" в нечто метафизическое, неизменное и поразительно похожее на унылые ежедневные будни, на «идиотизм обыденной жизни». К тому моменту, когда «обещания» авторов духовных доктрин исполняются властью, от них остаются только слова. Идея умирает в своем воплощении.
     – Существует административная работа, на которой стоит все. Работа эта возникла не сегодня и не вчера, вектор уходит своим основанием далеко вглубь времен. До сегодняшнего дня он овеществлен в существующих приказах и директивах. Но он уходит и далеко в будущее, и там он пока еще только ждет своего осуществления. это подобно прокладке шоссе по трассированному участку… Каждая очередная директива должна служить континуальным продолжением предыдущих.
     –  Нет, покажи мне самый первый приказ! тот, который в глубине времен!

Литература:
Умберто Эко. «Имя розы»
А.и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне»
А.и Б. Стругацкие. «Поиск предназначения»
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук, П. Лелик. «Голем хочет жить»

6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564


Рецензии