Священномученик Амфилохий Скворцов

Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
18.09/01.10 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич) родился 17 февраля 1885 года в селе Нурваш Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика.

В 1906 году окончил Казанскую Духовную семинарию.

22 марта 1907 года, на первом курсе Духовной академии, принял монашеский постриг.
28 июля 1907 года рукоположен во иеродиакона.

В 1909 году был командирован на летние каникулы в калмыцкую степь для изучения калмыцкого языка и деятельности Православной Миссии среди калмыков.

26 мая 1910 года иеродиакон Амфилохий был рукоположен в сан иеромонаха.
В том же году окончил Казанскую Духовную академию, миссионерское отделение, со степенью кандидата Богословия за диссертацию на тему "Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия". Доцент академии иеромонах Гурий (Степанов) в отзыве на работу иеродиакона Амфилохия писал: «Автор дал нам... через разработку сырого, преимущественно архивного, материала обстоятельное изложение истории переводческого дела на калмыцкий язык, т. е. ввел нас в новую, доселе весьма мало известную, область по истории миссионерской деятельности среди калмыков, и в этом заключается заслуга автора и серьезное значение его работы как вносящей нечто ценное в литературу по истории миссионерской деятельности и свидетельствующей о полной правоспособности автора работать по сырому материалу, извлекая из него ценное содержание, и систематизировать его как нечто ценное в логической связи и систематической последовательности... что дает автору полное право на степень кандидата Богословия и указывает в нем серьезного работника в области исторической науки».
Отец Амфилохий был оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре монгольского языка и истории и обличения ламаизма, преподавателем монгольского языка.
Иеромонах Амфилохий был одним из активных участников миссионерских съездов, на которых обсуждались вопросы перевода Священного Писания и Богослужебных текстов на калмыцкий язык.

В 1910-11 годах он – вольнослушатель в Санкт-Петербургском Императорском университете, на восточном факультете.

С 16 августа 1911 года – до 1918 года – исполняющий должность доцента по кафедре монгольского языка и обличения ламаизма Казанской Духовной академии.

13 апреля 1912 года указом Святейшего Синода командирован в Монголию на 1 год для изучения тибетского языка и литературы, касающейся ламаизма.
23 марта 1913 года по ходатайству Совета КазДА и по прошению отца Амфилохия командировка в Монголию была продлена еще на 1 год с обязательством по возращении прослужить в профессорской должности в академии не менее 5 лет.
В 1913 году за кандидатскую работу ему была присуждена премия митрополита Иосифа (Семашко).
До 15 августа 1914 года он находился в Монголии и Забайкалье.
По возвращении из командировки одновременно с преподавательской и научной деятельностью активно участвовал в работе историко-этнографического музея в Казани, став помощником директора.

3 ноября 1914 года в храме Казанской Духовной академии состоялось исключительно редкое для Казани торжество – крещение трех китайцев, которые своим просвещением и обращением к Богу были целиком обязаны отцу Амфилохию.

В 1915 году Святейшим Синодом за отличную и усердную службу иеромонах Амфилохий был награжден наперсным крестом. Он был одним из талантливейших проповедников, и ему чаще других поручалось говорить проповеди во время Богослужений в кафедральном соборе города Казани.

Революционный переворот произвел на отца Амфилохия огромное впечатление. Мировоззрение, которое исповедовали новые власти, было настолько необычным, настолько не связанным со всем историческим прошлым России и с Православием, что его внедрение неминуемо должно было привести к перевороту всей жизни народа и стать для него величайшим несчастьем. Идеология социализма, как ее увидел отец Амфилохий, была такова, что при исповедании ее государством Православие должно быть искоренено. Ему было ясно, что всякая ученая и миссионерская деятельность будет прекращена. Оставался личный подвиг и молитва – о себе и о народе.
12 сентября 1918 года в связи с захватом Казани большевиками отец Амфилохий бежал из города вслед за отступавшими частями чехословаков и Народной (Белой) армии, вместе с которыми ушел на восток.
22 октября 1918 года прибыл в Красноярск, поселился в семи верстах от города в Успенском мужском монастыре.

3 февраля 1919 года вместе с пятью монахами удалился на озеро Тиберкуль, в Минусинском округе Красноярской губернии, где они вместе организовали скит, в котором подвизались два года.

В 1921 году отец Амфилохий был направлен служить в село Белый Яр Минусинского округа Кочергинской волости Красноярской губернии.

В 1922 году епископ Енисейский Зосима (Сидоровский) отпал в обновленческий раскол и возглавил епархию в качестве обновленческого архиерея. Он хорошо знал иеромонаха Амфилохия, вызвал его в Красноярск и предложил присоединиться к обновленчеству. Отец Амфилохий отклонил это предложение, и в 1922 году "епископ" Зосима уволил его от управления приходом.

С 7 июня до ноября 1922 года отец Амфилохий находился в городе Минусинске "без определенного места", совершал Богослужения по домам верующих.
В то время законной власти в епархии не было; глава Православной Церкви патриарх Тихон был в Москве под арестом. Отец Амфилохий решил покинуть обновленческого архиерея и в ноябре 1922 года удалился в глушь Минусинского уезда в инородческий край, где поселился в бывшем женском монастыре в семи верстах от села Матур.
В монастыре на Матуре отец Амфилохий прожил около полугода. Здесь он познакомился с монахиней Варварой (Цивилевой), которая стала его духовной дочерью и сопровождала его впоследствии во всех переездах – и когда он был на свободе, и когда в узах.
Когда обновленцам стало известно место проживания отца Амфилохия, который пользовался большим авторитетом среди православных, он, чтобы избежать преследований, уехал с несколькими монахами и монахинями в тайгу, где они основали скит в двадцати верстах от ближайшего жилья.

В первых числах ноября 1923 года отец Амфилохий был арестован вместе со всеми насельниками скита органами ОГПУ и доставлен в Минусинск.
Пробыл под стражей одну неделю; в связи с отсутствием обвинительных материалов освобожден под подписку о невыезде из Минусинска. Прожил в городе десять месяцев "без определенных занятий".

В сентябре 1924 года советом православной общины был избран настоятелем Минусинской кладбищенской церкви, где прослужил шесть месяцев, открыто выступая против обновленцев.

1 ноября 1924 года был арестован в группе из одиннадцати человек (четыре духовных лица и семь мирян) и при аресте обвинен в "участии в сопротивлении представителям власти при передаче кладбищенской церкви обновленческой группе".
В декабре освобожден из-под ареста за отсутствием обвинительного материала.

В ноябре 1924 года был возведен в сан архимандрита.

В январе-феврале 1925 года избран староцерковнической православной общиной Красноярска кандидатом во епископа Енисейского и Красноярского.
 В конце февраля 1925 года отец Амфилохий телеграммой был вызван в Москву для хиротонии в сан епископа.
8 марта 1925 года был рукоположен во епископа Енисейского и Красноярского Тихоном, Патриархом Московским и всея России, во время литургии в сослужении с митрополитом Петром (Полянским), архиепископами Гурием (Степановым) и Прокопием (Титовым).
С архиепископом Гурием владыка Амфилохий был знаком более 20 лет, еще с училища, постоянно поддерживал с ним письменную связь, был его духовным сыном.

23 марта 1925 года прибыл в Красноярск, где начал активную борьбу с обновленчеством в епархии.
31 марта выпустил 1-е воззвание к верующим в связи со вступлением в управление православной епархией.
В августе-сентябре 1925 года – 2-е воззвание, против обновленчества, в связи с очередным раскольническим лжесобором.
В 1925-26 годах составил брошюру "Что такое обновление и обновленческое движение" (47 страниц машинописи), которая перепечатывалась и распространялась среди духовенства и мирян епархии, "где наряду с полемическими выпадами против обновления... красной нитью проводит свою мысль о непризнании законности и справедливости социальной революции".
В 1925-26 годах составил и вторую брошюру против раскола под названием "История и канонический разбор обновленчества". Рукоположил более десяти священников. Оказывал моральную и материальную поддержку многим архиереям, сосланным в Енисейскую губернию или направлявшимся через Красноярск в более далекие края, в том числе епископу Иоасафу (Удалову), архиепископу Николаю (Добронравову), епископу Дамаскину (Цедрику), архиепископу Гурию (Степанову). Состоял в переписке с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), которому разрешил перед возвращением из ссылки служить в городе Енисейске и совершить одну иерейскую и одну диаконскую хиротонии. Посылал денежные переводы ссыльному духовенству.

В ночь на 14 июля 1926 года был арестован вскоре после жалобы благочинного обновленческих церквей 5-го участка Красноярского округа прокурору Красноярского Окружного суда, от 29 июня, о действиях епископа Амфилохия против обновленцев. Находился под стражей в Красноярском изоляторе спецназначения.
Обвинялся по статьям 62, 72, 73, 119 и 123 УК РСФСР в том, что, имея связь "с московским реакционным духовенством", в частности с архиепископом Гурием (Степановым), "сорганизовал около себя группу в числе 12 человек монархическо-черносотенного элемента, посредством которых проводили в массы идеи монархизма, обостряли отношения церкви к Соввласти и подрывали авторитет последней в глазах масс; распространял нелегальную литературу антисоветского характера; осуществлял административные функции на территории Енисейской губ., будучи не зарегистрирован как епископ".
На вопрос об отношении к Декрету об отделении Церкви от государства ответил, что считает его "справедливым и законным, ибо с неверующей властью связи у нас быть не может".
17 декабря 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 69 УК РСФСР по групповому "делу монархическо-черносотенной к/р группировки епископа Амфилохия (Скворцова). Красноярск, 1926 г.".
Приговор: 3 года заключения в лагере.

10 января 1927 года был направлен из Красноярска через город Кемь в Управление Соловецкими лагерями особого назначения.

В Соловецкий лагерь к Владыке приехала монахиня Варвара (Цивилева), которая после свидания с ним осталась жить вблизи лагеря, помогая епископу посылками и передачами. Живя на Соловках, она получала по 50 рублей в месяц от Красноярского церковного совета и на эти деньги покупала продукты для епископа.
В лагере Владыка работал кладовщиком.

В период июня 1927-го – начала 1928 года находился в командировке Разноволока вместе с епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архиепископом Свердловским Корнилием (Соболевым), епископом Рафаилом (Гумилевским).

17 февраля 1928 года было постановление ОСО при Коллегии ОГПУ о досрочном освобождении от наказания по пересмотру дела, с разрешением свободного проживания по СССР.

1 апреля 1928 года (по данным УСЛОН) Владыка был досрочно освобожден. При освобождении ему было сказано, что он должен явиться в центральное управление ОГПУ на Лубянке в Москве для получения дальнейших распоряжений. На Лубянке сообщили, что въезд в Красноярск ему запрещен.

В апреле 1928 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) он был назначен на кафедру в Новочеркасск, но ОГПУ во въезде в Новочеркасск ему отказало.
Тогда митрополит Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии.

В это время среди епископата возникли разногласия по поводу Декларации митрополита Сергия и настойчивого пожелания, чтобы поминание властей стало обязательным и общим во всех храмах России. Епископ Амфилохий счел, что формула безусловного поминания властей является лицемерием по отношению к безбожникам и гонителям. Он предложил иную формулу поминовения: "Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит на путь покаяния". Митрополит Сергий не принял эту формулировку и предложил Владыке подать прошение об увольнении за штат, но не выставлять настоящую причину разногласий, так как это для епископа будет небезопасно, а написать прошение об увольнении по состоянию здоровья. И хотя Владыка в тот момент был совершенно здоров, он принял предложение митрополита и с этой формулировкой был уволен на покой.

Епископ Амфилохий примкнул к архиереям-даниловцам. Был известен как бесстрашный обличитель политического курса митрополита Сергия. Пользовался всеобщей народной любовью. Произносил такие смелые проповеди против безбожия и богоборства власти, что народ ждал ареста Владыки каждую минуту. И одна женщина воскликнула на самой проповеди: "Да разве можно так?! Вот и арестуют Вас!.." – Он здесь же ответил ей: "Только так и надо, Екатерина!.." Крайне мужественный и самоотверженный был иерарх…

Уволившись на покой, выехал в Минусинск.
В июле 1928 года поселился в улусе Анджуль Таштыпского района в Хакасии, где проживали насельницы Матурского монастыря, закрытого в 1926 году. Владыка хорошо знал монахинь еще с того времени, когда служил в тех местах. Многие из них были его духовными чадами. В Анджуле во главе с ним образовался монастырь из десяти человек. Вся жизнь монахинь была устроена строго по монастырскому уставу. Каждый день они приносили исповедание помыслов. Владыка вел с ними беседы на религиозные темы — о Евангелии, о Православии. Велись беседы и о современном положении Церкви при безбожной власти. Все обсуждалось с церковной точки зрения, в свете Священного Писания и учения Христова.
В это время началась коллективизация и принудительная организация колхозов. Многие крестьяне были высланы, а все их имущество отобрано, оставшиеся отказывались входить в колхозы. Власти в принудительном порядке посылали крестьян и вместе с ними монахинь на лесозаготовки, давая задания заведомо неисполнимые. Монахини отказались выехать на работу в лес. Увидев это, отказались ехать и крестьяне. ОГПУ произвело расследование, на допросы были вызваны крестьяне. И хотя ничего предосудительного они о епископе и монахинях не показали, власти составили заключение о существовании в селе нелегального монастыря.

23 апреля 1931 года епископ Амфилохий был арестован. Вместе с ним были арестованы все насельницы монашеской общины. Только монахине Варваре (Цивилевой) удалось скрыться от ОГПУ и избежать ареста.
30 апреля Владыка был заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии.
На последнем допросе он сказал: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, но не отрицаю, что я выражаю несочувствие к советской власти".
16 ноября 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю осужден по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "делу епископа Амфилохия (Скворцова) и др. Хакасия, 1931 г.".
Приговор: 5 лет концлагерей.

15 декабря Владыка прибыл этапом в Мариинск в распоряжение Управления Сибирских исправительно-трудовых лагерей.
Находился на общих работах.
30 декабря 1931 года был распределен на 1-е отделение Сиблага (Мариинские лагеря).
Сюда к нему приехала монахиня Варвара, которая передала ему посылку. Тогда же она отыскала и сосланных монахинь и также передала им посылки.

7 июня 1932 года Владыка был переведен на общие работы на Осиновский рудник (Кемеровская область, поселок Осиновка, Сиблаг, 2-е отделение).
В одном из писем написал монахине Варваре о тяжелой жизни в лагере, о начальнике лагеря, который выступал его открытым врагом, так что надеяться приходилось только на Бога. Он просил ее посетить епископа Иоасафа (Удалова), находившегося в заключении в соседнем лагере, и спросить, как живет он и другие заключенные. Приехав в Осиновку, монахиня Варвара сняла комнату и постоянно помогала продуктами владыке Амфилохию и некоторым другим заключенным – епископам и священникам, продавая по благословению Владыки оставшиеся его вещи. И вскоре от всех вещей остались лишь самовар, чемодан с бельем и ряса.

12 декабря епископ Амфилохий был отправлен на Шушталепскую штрафную командировку. Находился на общих работах по добыче угля. Согласно характеристике начальника командировки, "норму выполнял на 100%. Отношение к труду добросовестное, поведение удовлетворительное, взысканий не имел. В политотношении скрытен, своих взглядов не высказывал. В культурно-общественной жизни лагеря не принимал никакого участия, был даже случай, когда на предложение бригадира записаться в ряды ударников з/к Скворцов отказался, ответив, что "дураков много – пусть ударяют"".

16 апреля 1933 года был переведен в Елбанскую штрафную группу. В этих местах заключенные также работали в шахтах на добыче угля. Работа проходила в тяжелых условиях. При жизни в холодных бараках на голодном пайке она была вдвойне тяжела. В одном из писем монахине Варваре Владыка писал, что "питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады".
Епископа поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников. В лагере процветало повальное воровство. Но Владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал с заключенными, и в конце концов его беседы привели к тому, что в их бараке воровство прекратилось, некоторые из заключенных обратились к Богу.

В апреле 1933 года лагерная администрация выдвинула против заключенного духовенства новые обвинения в связи с тем, что епископы и священники, оказавшись в одном лагере, поддерживают дружеские отношения и помогают друг другу. Этот факт администрация лагеря посчитала достаточным для признания наличия в лагере контрреволюционной организации. Епископ Амфилохий был арестован после проведения обыска и заключен в штраф-изолятор Осиновского лагеря без права выхода на работу. При обыске были изъяты два креста и параман.
Также были арестованы: монахиня Варвара, шесть человек из заключенного духовенства и мирянин-крестьянин.

28 апреля 1933 года в Сиблаге, в городе Новокузнецке Кемеровской области, согласно постановлению о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, епископ Амфилохий был привлечен по новому делу в качестве обвиняемого по статье 58-10, 11 УК РСФСР за то, что он и другие обвиняемые путем "распространения провокационных слухов о скором падении Соввласти, антисоветской агитацией среди з/к лагеря, а также путем нелегальной переписки с волей поставили себе цель формирование банд-шайк как внутри, так и вне лагеря в целях свержения Соввласти".

25 августа в связи с завершением следственного производства по делу мера пресечения была изменена на содержание в бараке усиленного режима с выводом на подконвойные внутрилагерные работы.
20 октября 1933 года, согласно Обвинительному заключению, епископ Амфилохий обвинялся по статье 58-11 УК РСФСР в том, что, "отбывая меру социальной защиты в Осиновских лагерях Сиблага ОГПУ", являлся одним из основных организаторов и идейных руководителей "контрреволюционной церковно-монархической группы... в духе ИПЦ" как "бывший высший чин церкви иосифлянского направления", "устанавливал с к/р целью связи с волей – бывшим руководителем ИПЦ и заграницей". В группу обвиняемых входили также епископ Иоасаф (Удалов), архимандриты Лев (Егоров), Клавдий (Савинский), иеромонах Никита (Сапожников), протоиерей Бойчук А.Н. и другие в числе восьми человек.
На последнем допросе Владыка на заданные ему следователем вопросы ответил: "Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа".
28 января 1934 года епископ Амфилохий был осужден коллегией ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: увеличить срок наказания на 1 год исправительно-трудовых лагерей.

Поскольку Прокуратурой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края в связи с расследованием дела "о к/р церковно-монархической группе" перед Сиблагом был поставлен вопрос о разъединении по отдельным лагерным пунктам видных церковных деятелей, епископ Амфилохий был отправлен в Яйский исправительно-трудовой лагерь Сиблага.

До 1934 года Владыка состоял в переписке с митрополитом Кириллом (Смирновым). Из письма митрополита Кирилла от 12/25 апреля 1934 года: "Авва родной мой!.. Посылал ответные открытки еще другим терпеливцам, но нет ответа ни от епископа Амфилохия, ни от епископа Василия... Лагерное существование, видимо, обращается во временно-могильное."

В 1934-37 годах Святитель содержался в Яйском исправительно-трудовом лагере Сиблага в поселке Яя Кемеровской области.

30 апреля 1937 года окончился срок заключения. Выписали уже и справку о его освобождении, но его самого не освободили.
2 июня были допрошены два «свидетеля», которые согласились подписать показания против Епископа. Они утверждали, что он говорил, что смотрит на конституцию как на пустой разговор, что она ничего не принесет и ожидать впереди ничего хорошего нельзя. И хотя он скоро и освобождается, но ничего хорошего не ожидает, и, скорее всего, придется еще сидеть в лагерях. Теперь нужно каждому быть готовым стать мучеником за веру. Епископ говорил, что народ замучен и больше терпеть не может. В деревнях не хватает проповедников, которые открыто, не боясь ответственности, открывали бы глаза населению на обман и надувательство, когда лучших и честных людей прячут в тюрьмы, оставляя жуликов; и это потому, что легче тогда самим воровать, ибо убийцы и воры стоят у власти и ведут страну к полному развалу.
4 июня на основании этих материалов было открыто новое "дело", причины возбуждения которого были следующими: "Учитывая, что у Скворцова кончается срок наказания, он, будучи на воле, снова будет проводить к/р деятельность, Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение".

7 июня в бараке, где жил Владыка, был произведен обыск, при котором были обнаружены лист помянника и дубовые дощечки, из которых Владыка вырезал крестики. Это были все оставшиеся у него личные вещи, за исключением данных ему в пользование лагерем. Все его имущество состояло из брюк, гимнастерки, рубахи, полотенца, телогрейки и ремня.

20 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю епископ Амфилохий был обвинен по статье 58-10 УК РСФСР в том, что "является активным участником к/р организации, среди окружения проводил а/с агитацию, клеветал на колхозный строй, условия жизни трудящихся в СССР, руководителей государства".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

1 октября 1937 года Владыка был расстрелян в Яйском исправительно-трудовом лагере Сиблага в поселке Яя Кемеровской области.
Погребен в безвестной могиле.

Священномученик епископ Амфилохий (Скворцов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 110.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 962.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 199-201.
4. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 129.
5. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2. С. 293.
6. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 34.
7. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 95, 109, 722.
8. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
9. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
10. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн. 6. С. 195-209.
11. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/ Сост., предисл. и примеч. О.В.Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 21, 238.
12. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви, 1917-1945/ Послесл. прот.Иоанна Мейендорфа. М.:Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 477.
13. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.75. (1927 г.)
2. Служители религиозного культа, подвергшиеся необоснованным репрессиям в период 30-40-х и начала 50-х годов на территории Красноярского края.


Рецензии