Интернат - 4-я часть
Из цикла "Почти дневники..."
На третьем году жизни в интернате, я считала себя старшеклассницей!
Младшую сестру Таню тоже определили в наш интернат и мама поручила мне опекать её. Однако, чуть позже выяснится, что сестрёнке не нужна опека... - шустрая, бойкая и драчливая, она сумеет постоять не только за себя, а и за меня, тоже.
Я была полной противоположностью своей сестры, - ударить в ответ кого бы то ни было, не могла и доставалось мне частенько.
Обидчик Сашка.
В наш класс того года, были приняты новые ученики, - в их числе, задиристый мальчишка, Сашка Тараскин.
Маленького роста, щупленький и шустрый, с лицом сплошь усеянным конопушками, - он почему-то нравился многим девочкам и зная это, ходил на руках между партами, стараясь привлечь к себе внимание тех, кто нравился ему.
Особенно, он доставал меня и мою подружку Люду Жукову, из за чего частенько, получал от неё книжкой, по голове. Но вот что касается меня, Тараскин понял, - его проделки всегда остаются безнаказанными и поэтому, стал особенно надоедливым.
Как-то вечером, в классе, во время подготовки домашнего задания, он принялся выполнять свои "кульбиты" возле парты, где сидела я, и так разошелся, что не рассчитав расстояние выполняемого "колеса", больно ударил меня ногой по спине.
Учительницы в классе не было - отлучилась ненадолго, а я, поплакав, не стала жаловаться на Сашку, помня, что за проступки, мальчишек жестоко наказывают. Их отводят в пустой класс, где два муаллима* избивают провинившихся пацанов.
Всякий раз, после такой "воспитательной процедуры" мальчишки ненадолго становятся смирными и послушными, однако, вид избитых ребят всегда вызывал сочувствие даже у тех, кому сильно доставалось от них.
О том, что Тараскин ударил меня, кто-то рассказал моей сестре, и утром следующего дня, придя на завтрак в столовую, я услышала крик своей сестрёнки, а затем увидела, как она несется туда, где находился в тот момент Тараскин.
Подбежав к моему обидчику, который был на голову выше её, сестренка принялась дубасить его что было сил, вопя при этом: "Еще раз ударишь мою сестру, убью!...".
Переживая что сестре сейчас достанется от драчуна, я бросилась было к ней на помощь, но Сашка вдруг заплакал и убежал.
Никогда больше Тараскин не приставал ко мне, а мою сестру стали побаиваться, уважать и позже, даже выбрали старостой класса, отчего она ходила гордая и важная.
Приём в пионеры.
Запомнился мне тот год еще и тем, что нас принимали в пионеры!
Первый прием части учащихся в третьих классах, проходил на торжественной линейке, где присутствовали директор с завучем, все учителя интерната и играл оркестр!
Клятва: "Я пионер Советского союза, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь!...", звучала так, что по коже бежали мурашки, а на глаза наворачивались слезы.
Последующие приемы ребят в пионеры, были очень скромными и проводились они в пионерской комнате.
В нашем классе было четыре приема, вот почему некоторые ученики на фото, без галстуков.
Меня, приняли не в числе первых, или вторых, - приняли в числе третьих.
Тогда, я и понятия не имела, что причиной всему было прошлое моей мамы - её происхождение.
Сильно переживая, а порой, плача от обиды, я недоумевала, - почему, при хорошей учебе и прилежном поведении, я все еще не пионерка?...
Но вот, наконец, в пионерской комнате мне повязали галстук!
От избытка чувств, забыв про переживания, я сбежала домой и сообщила радостную новость маме.
Реакция мамы сначала удивила, а затем, возмутила меня...
Взглянув на пионерский галстук с выражением, от которого мне стало не по себе, мама, тяжело вздохнув сказала:
- Если бы не всё это... - она показала на галстук, - ты, сейчас, была бы богатой девочкой и у тебя была бы своя прислуга.
Сказать, что я впала в ступор от услышанного, - ничего не сказать...
В тот день, по наивности и глупости, я наговорила своей матери всякой чепухи, чем была забита моя начитанная голова и в чём, на тот момент, я была абсолютно уверена.
Маме в тот день, пришлось услышать от меня многое... - эксплуататоры и экспроприаторы, - были первыми моими словами, коими я обозначила жизнь нашего рода.
Мама прекратила поток моих "умных" глупостей, простым и грубым ругательством, а потом, вдруг, горько заплакала.
Я запомнила тот день!
Много, - много позже я осознаю то, как сильно обидела свою мать теми детскими умозаключениями, "высосанными из пальца"...
Я буду сильно сожалеть об этом всегда и помнить, пока живу.
Лида.
Рядом с моей кроватью, стояла кровать девочки, которую звали Лида.
Жила та девочка в совхозе и ездить каждую неделю домой, на выходные, - не могла. Была она молчаливой, стеснительной и всегда, будто слегка чем-то напуганной... - такой я запомнила её.
Перед сном, Лида рассказывала мне истории о своей жизни... - её мама была одинокой, а комната, где они жили, была всего лишь одна.
По всей видимости, Лида многое повидала в свои девять лет... - ей хотелось с кем ни будь поделиться и вынужденным слушателем этой девочки оказалась я.
Те "истории", надо сказать, были очень неприятными.
Изгнание вшей.
Тот год невозможно забыть еще из за жутких ночей, когда по нескольку раз просыпаешься от укусов вшей, "привезенных с собой" некоторыми девочками из дома, после летних каникул.
Почти у всех девчонок в классе были косы, а так как кровати наши стояли сдвинутыми по две - насекомые легко переползали с одной подушки на другую.
Помню, как по субботам, когда мы с сестрой приходили из интерната домой, мама мыла нам голову дегтярным мылом, затем, смазывала наши длинные густые косы керосином, или серо-ртутной мазью.
Некоторое время мы сидели и ждали, пока подействует "средство", после чего мама вычесывала нам волосы частым гребешком, еще раз промывала их дегтярным мылом и ополаскивала уксусом.
Времени на изгнание насекомых, уходило немало, - "процедуры" заканчивались поздно, однако спать, мы с сестрой ложились с ощущением чистоты и покоя в волосах.
Запах уксуса, смешанный с запахом дегтярного мыла, хлопочущая возле нас, мама!... - для меня, тогдашней, это было великим счастьем!
Наступал понедельник и мы снова шли в интернат, чтобы уже ночью "наловить" новую партию насекомых...
****************
Этот факт моей биографии повлиял на наши с детьми отношения.
Помню, как учась в третьем классе, моя дочь придя со школы рассказала, что у них учится девочка из многодетной семьи, у которой нашли вшей.
Дочь сообщила, что весь класс и она в том числе, не общаются теперь с этой девочкой, а я тогда подумала: "...что же почувствовала сама девочка, когда в присутствии ребят из класса, у неё были обнаружены вши?...".
Мы с дочерью долго говорили в тот день... - я рассказала ей про "свой" интернат и попыталась донести до ребенка, что унижение в присутствии сверстников - это жуткая травма, которая живет в человеке очень долго.
Вот почему нельзя участвовать в подобных действиях, а если ситуация возникла - не судить строго, а попытаться понять, что же явилось причиной?...
На фото наш третий класс - я, вторая справа от учительницы а "рожки" мне ставит Соколов. Странно, но Тараскина на этом фото, нет.
* Муаллим - учитель.
Продолжение http://proza.ru/2020/05/04/2291.
Свидетельство о публикации №218071901225
Валентина Григорьева 4 30.12.2018 08:11 Заявить о нарушении
И ВАМ, в Новом году, я сердечно желаю всего самого хорошего!
С уважением и теплом,
Лариса Проскурина 04.01.2019 18:10 Заявить о нарушении