6. Небесная иерархия

II. Небесная иерархия

Имея в виду всё рассмотренное нами в предыдущей I-ой части – «Бог и ангелы», мы можем сделать предположение о том, что Небесная иерархия это, в первую очередь, нечто выстраиваемое Богом от самого себя к человеку. Из непостижимых глубин нетварности – нетварного сверхсознания, к тварности и в тварность – в тварное сознание, до самых его сущностных глубин, как физических, так и метафизических.
– Это некая дорога, путь или лестница, по которой некие духовные тварные сущности спускаются с самых высоких небесных уровней, граничащих и соприкасающихся, каким-то образом, с нетварностью, до самого начального уровня земного бытия.
– Это - путь общения нетварного сверхсознания и тварного сознания. При этом общении и составляется единая иерархия тварного существования. Она начинается с нематериального или сверхматериального тварного существования, и заканчивая материальным тварным существованием, включающим в себе и самые тонкие полевые формы материи, и самые грубые, вещественные формы её проявления.
И это иерархическое устройство сознания как образа и отображения устройства мира, сверху - вниз, от неба к земле, связывается с теми небесными сущностями, которые называются божественными вестниками – ангелами. Ведь греческое слово – angel и переводится как вестник. А то, что это именно иерархия подчёркивается тем, что среди ангелов выделяются главенствующие, старшие вестники или старейшины – архангелы. Греческая приставка – arxe, как раз и подчёркивает их старшинство.
Архангелы и ангелы – это первоначальные обитатели неба и, первоначально, самые близкие к чистой качественности нетварного Божественного Разума тварные нематериальные сущности, отличающиеся от нетварной сверхсущности божества тем, что уже имеют в себе некоторую непонятную нам количественность в чистом качестве. [1]

[1] Мы здесь употребляем терминологическое выражение «чистое качество», чем подчёркиваем то, что нетварность абсолютно не имеет какого-либо количественного содержания и измерения. Некоторые в этом контексте употребляют термин бескачественность, считая, что саму категорию «качество» невозможно полностью и абсолютно лишить категории «количества» и поэтому термин «качество» может быть применён только к «тварности». Они, конечно же, правы методологически. Но мы здесь решились пойти на некоторый компромисс, с целью достижения большей наглядности наших рассуждений. И считаем, что этот компромисс не затрагивает сути того вопроса, который мы обсуждаем.

И ведь, правда! Божественный Разум – один единственный, а архангелов – уже девять, а ангелов – бесчисленное множество…
Здесь, мы совсем не случайно повторяемся, подчёркивая некую первоначальность состояния Небесной иерархии, которую мы пытаемся описать. – Ибо состояние, в котором она находилась в момент творения, в тот момент, когда Божественный Разум творил мир и разум человеческий и обращался к ним, было иным. Её состояние совсем не походило на то состояние, которое Небесная иерархия приобрела тогда, когда человеческий разум стал созерцать мир и ответил Божественному Разуму на его обращение к себе и миру!
Первоначальная Небесная иерархия характеризуется схождением архангелов и ангелов с неба на землю, от Духа к материи, из нетварности в тварность. Дух растворяется в материи, оживотворяет, одушевляет и одухотворяет её. Творится и образуется Небесная лестница, создаются её ступени, которые называются ныне ликами и чинами. Ангелы и архангелы спускались по этим ступеням, проникая всё глубже и ниже в существо материи. Они претворяли нетварную энергию творения в энергию умозрительную, в метафизическую энергию, а затем и в физическую. И физическая энергия творения реализовывалась в физическом существовании бытия: пространства и времени, массы и энергии, вещества и поля. Наконец, архангелы и ангелы добираются до физического, вещественного и полевого, осуществления самых начал материи, которые, формируясь во всё более и более сложные структуры, проявляют к реальному существованию все физические и метафизические (умозрительные) «вещи» тварного мира. Сначала материальные «вещи», а затем и нематериальные «вещи». И это положило начало к творческой реализации тех замыслов (планов) творения мира и человека, которые архангелы и ангелы принесли с неба на землю.
С физическим осуществлением творения человека, его сознания, появилось обратное движение по Небесной лестнице. Навстречу первоначальному движению от неба к земле. Началось движение от земли к небу, от человека к Богу. Человеческий разум, в своём ответном славословии Бога, реагируя и рефлексируя на славословие Богом человека, рождает в себе херувимов и серафимов, которые начинаю подниматься вверх по тем же ступеням Небесной лестницы, которые выстроили архангелы и ангелы, спускаясь с неба на землю.
Природа иерархии этого встречного движения, снизу вверх, с земли на небо, совсем иная, чем природа той иерархии, которую мы находим у архангелов и ангелов, сходящих с неба на землю.
Для того, чтобы разобраться в этих различиях, нам необходимо прояснить для себя, что представляют собой херувимы и серафимы!
Херувимы и серафимы предстают перед нами, исходя из всей совокупности сведений Предания, как деятельность исключительно человеческого разума! Именно деятельность человеческого разума рождает эти ангельские сущности!! Из этого утверждения Предания, мы можем, и в праве, сделать следующее заключение: - Архангелы и ангелы – это причины существования серафимов и херувимов! Различие между ними заключено в том, что архангелы и ангелы являются порождением Божественного Разума, а серафимы и херувимы – это порождение разума человеческого!!
Поэтому разнится и их иконография. Первых всегда изображают в виде зрелых крылатых мужей и юношей, а вторых, чаще всего херувимов – в виде четырёхкрылых младенцев, а серафимов в виде шестикрылого пламени или шести языков огня в виде крыльев, имеющих детские лица. Но эти младенцы, в образе серафимов, порождённые человеческим разумом, имеют свойство возрастать! И их лица в иконографии имеют и зрелый возраст. Изображение серафимов в иконографии очень многообразно постольку, поскольку, они символизируют самую разнообразную разумную деятельность человека, её взросление и совершенствование, по мере возрастания духовного опыта человека, духовно-нравственного опыта его разума.
Херувимы предстают перед нами символами новоначальности и детской чистоты, её непосредственности в устремлении к Богу, в поиске Истины и жажде этой Истины! Предстают как жажда богопознания сознанием и его тяга к богопознанию, заключающаяся в богомыслии и богословии, но имеющее и своё практическое измерение, слагающееся из действий и поступков, основанных на результатах богопознания.
Бог – ездит на херувимах! Божественные действия слагаются из поступков верных и верующих Богу людей!! Бог присутствует, людьми и через людей, в сотворённом Им мире.
Именно херувимы, порождающиеся человеческим разумом, в результате всей его деятельности по поиску Истины, определяют духовное или небесное достоинство человека, его богоподобие, его способность подняться к небу или его участь падения с неба…
Серафимы – это палящий огонь богославия, та духовная энергия, которая рождается из всей совокупности духовно-нравственных действий разума, его поступков, слов и мыслей, причиной которых являются херувимы - богословствование человеческого разума и его богопознание. – Это энергия молитвы и творчества, те духовные сущности, в которой наиболее полно выражается сообразность человека и Бога!
Серафимы и херувимы, в своей совокупности, являются символами богочеловеческого единства, - потенциального или реализованного единства с Богом каждого человека. И эта символика подчёркивается тем, что серафимы и херувимы располагаются Преданием в одном третьем лике с престолами, которые предстоят пред Богом – представляя лицу Бога лицо каждого человека!  Они являют собой запись имени каждого человека в Книге Жизни, и поэтому никакие человеческие мысли слова и поступки не могут быть скрыты от лица Бога. [2]

[2] Небесная иерархия, согласно наиболее распространённой и общепринятой редакции Дионисия Ареопагита:
Первый лик: 1. ангелы 2. архангелы, 3. начальства  или начала; 
Второй лик: 4. силы, 5. власти, 6. господства;
Третий лик: 7. престолы, 8. херувимы, 9. серафимы.

Итак, по поду своей деятельности, архангелы и ангелы, серафимы и херувимы, представляются нам в некотором единстве, поскольку заняты они сходным делом! – Они – вестники, служащие общению Бога и человека. Но, в тоже время, они и отличны друг от друга, поскольку архангелы и ангелы несут в себе начала творения Божественным Разумом человека и мира, а серафимы и херувимы начала славословия, как отклика на творение Богом мира и человеческого разума.
Следует отметить ещё одну важную черту Небесной иерархии. Архангелы и ангелы, спускаясь с неба на землю, способствуют рождению серафимов и херувимов в человеческом разуме. И, кроме того, архангелы и ангелы восходят с земли на небо вместе с серафимами и херувимами. Поэтому, творческие и славословные начала этих духовных сущностей не следует разделять друг от друга. В наступившем, после завершения творения, состоянии Небесной иерархии, эти сущности всегда действуют совместно, во всём, что касается деятельности человеческого разума – сознания каждого человека и общественного сознания человечества в целом.
Но, нам не следует забывать и о том, что у архангелов и ангелов сохраняются и те их творческие функции по поддержанию телесного и физического существования человека, которые возложены на них Богом. В Предании о Небесной иерархии эти их функции отображаются в том, что архангелы и ангелы расположены в первом лике, в котором они находятся вместе с началами, образуя два первых чина этого первого лика: ангелы, архангелы, начала.
Начала обеспечивают физическое – материальное существование мира и человека, стояние каждого человеческого разума перед миром! В этом, они составляют противоположность престолам, которые обеспечивают метафизическое – духовное существование мира и человека, как стояние каждого человеческого разума перед Богом!!
Что же касается чинов второго лика: сил, властей и господств, то они обеспечивают связь души и тела в каждом человеке, делая их единым целым, соединяя метафизику и физику!!!
Именно на них опирается человеческая душевность, известная в психологии под названием – сознательная деятельность человека.
***
Итак, первый лик Небесной иерархии, ответственен за телесное существование человеческого разума, его бытовую деятельность! В силу этого, такое большое значение предаётся Преданием – «учению о телесном бытии ангелов», то есть тому, что ангельские сущности непременно должны иметь определённую телесность, ибо они принимают непосредственное участие в повседневной жизни людей. Конечно же, это телесность тонкая, не такая как у людей, с их вещественной плотью. Тонкая плоть ангелов не вещественна, но вполне материальна! И, как предполагается современной наукой, может описываться как полевые взаимодействия и влияния тонких энергий биологического и психического плана, поддерживаемых такими энергетическими планами и явлениями, которые ещё не известны науке, и описываются Преданием как духовные энергии, уходящими своими сущностными основаниями в тварную нематериальность и метафизику. То есть с земли на первое небо и далее!..
И здесь мы уже полностью входим в область ответственности чинов второго лика, психическую или душевную деятельность человеческого разума, его сознания, метафизическое бытие каждого из нас!
В этой области, душевность становится той лестницей, тем восходящим путём, который возводит нас со второго неба на третье, от второго лика к третьему, из душевности в духовность! И в этой области нам открывается высшая деятельность сознания – его нравственная и духовная деятельность, которая названа в Предании – «стоянием перед Богом»…


Рецензии