Жена поэта

      Под впечатлением перечитанной недавно повести Агнии Кузнецовой, я задумалась, а какую роль в жизни поэта играет его жена, не женщины вообще, а именно жена и каково ей живётся рядом с гением. Ещё в школьные годы нас уверяли, что жена Пушкина виновата в его гибели. Однако Кузнецова, опираясь на письма, утверждает, что она чиста перед мужем и сам поэт перед смертью уверял, что её вины нет. Более того, автор повести уверяет, что Наталия Николаевна разделяла труды поэта, а в ведении хозяйства превосходила его. Поэт натура сложная, не ординарная и жить подле него своеобразный подвиг. В семье Пушкина была любовь и согласие: четверо рождённых детей за шесть лет брака тому свидетельство.
    От Пушкина «перешла» к Тургеневу - очень увлекалась его романами и повестями, позже стихами. В его произведениях всегда есть грусть, светлая грусть. Почему? Может быть это от неразделённой любви Кати Шахновской? Судьба? Он так и не женился, грелся у чужого огня. Хотя родил дочь. Я видела её портрет  в музее писателя в городе Орёл. В задумчивости и печали я постояла у дуба в Спасском-Лутовинове. Чисто по человечески, по обывательски мне жаль его -ведь такой человечище! Там же в музее я слушала  лекцию и о Полине Виардо  – лектор  превозносил её таланты не только как оперной дивы, но как поэтессы, музыкантши. Возможно. Но какие муки, может быть и сладостные, испытывал Тургенев, не имея возможность поцеловать любимую женщину. Невольно разделяю чувства его матери, назвавшей Виардо  цыганкой, испортившей жизнь её сыну .Ничего я не могу с собой поделать, мне жаль его.
    Блока мы не изучали тогда в школе, Он не стал  «моим», но его жизнь мне интересна с обывательской точки зрения. И тоже судьба перечёркнута ранней связью со зрелой женщиной. А ведь любил он Любу Менделееву. Брак странный, мучительный, бездетный.   Обидно . В этом смысле Пушкин был   более счастлив- Наталия Николаевна вырастила и воспитала  его детей соответственно своему положению.
    Я думаю, что есть много примеров счастливых браков, где жёны поэтов  приносят себя в «жертву» поэтическому дару своего  избранника, сохраняя семейный очаг. Поэт натура страстная, пылкая, влюбчивая  (а как же), но мудрая жена  проходит через  это .  Да, настоящие жёны поэтов нежны как лилии и мудры как змеи. Хвала и слава им!


Рецензии
Лариса Петровна, чюдо, как хорошо! Будто не рассказ прочитал, а встретилис мы на прогулке, и Вы в разговоре поведали мне сие. Не всем, а мне одному. Просто, душевно свои воспоминания, исторические факты, своё отношение к судьбам Гениев. Вроде такие обыденные людские рассуждения, а как глубоко - заставляет задуматься.
А ещё хочу заметить, что не только жёны поэтов так терпеливы, заботливы, не только они могут быть музой поэта. А сколько терпеливых и заботливых жён других созидателей. Вот пример из нашего времени: жена Королёва. Разве на муза? А сколько терпения?
Но ещё восхитительнее, когда преданность и заботу проносит через всю жизнь муж неординарной женщины,создавая условия для её плодотворной работы: - поэтессы, государственного деятеля, ... педагога. В самый раз процетировать Вас: "Хвала и слава им!"


Эдуард Кучук   27.08.2018 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой мой критик. Очень лестно, но приятно. Мне нравятся твои обобщения . Тебе ведь тоже являлась муза, иначе не было бы твоих стихов. Удачи и вдохновения!

Лариса Жукова   27.08.2018 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.