СЕТИ

Августовское солнечное утро. В тени ещё не растаяла дымка тумана, а на солнышке уже становится жарко. Стою на остановке в с. Андреевское, жду рейсовый автобус. Я пришёл немного раньше и могу наблюдать, как люди, которые ездят часто, неспешно подходят к остановке. Вот подошла стайка ребят, но вместо общения и смешков каждый сосредоточенно смотрит в свой телефон и время от времени тычет в него пальчиком.
Подошёл пазик, забрал пассажиров и поехал своим маршрутом. Я  смотрю в окно. Желтеющий тополь говорит о приближении осени. Ну, а берёзы, словно сопротивляясь скорым холодам, прячут в своих зелёных косах золотые проблески, словно первую седину. Нескошенная трава порыжела и прилегла, образовав жёсткие, как проволока, преграды, через которые можно только пробираться. Из-за обилия дождей даже в лесу трудно найти чистую поляну, всё заросло и переплелось.
Сидя в автобусе, я ожидал, что дети, собравшись вместе, будут что-то говорить, обсуждать, а может, смеяться, но они, уткнувшись в свои телефоны, не видели и не слышали ничего вокруг. Вот мы подъехали к остановке в Петушках, я вышел и направился в поликлинику. Шедшие навстречу мне люди спешили по своим делам. Среди них выделялась молодёжь: в ушах – наушники, в руках – телефоны, отстранённый взгляд демонстрирует полную погружённость в виртуальный мир – окружающий мир не интересен.
Казалось бы, в поликлинике, где люди собрались с одной целью – освободиться от болезней, есть общий разговор. Но, увы, и там - то же самое. Даже годовалый ребёнок – и тот  тычет пальчиком в кнопки и смотрит картинки, слушает музыку: «чтобы не кричал», как пояснила мама. 
Не берусь судить, но мне жаль сегодняшних мам, пап, бабушек и дедушек. Подарив ребёнку планшет, мобильник, компьютер они хотели, как лучше. Но в результате лишили себя общения с детьми, внуками, потому что в виртуальном мире детям оказалось интереснее. Там они в центре событий, и всё вращается вокруг них. Поэтому дети становятся непослушны, дерзки и жестоки. Хотя допускаю, что могу ошибаться.
Конечно, есть молодые пары, которые покупают детям белочек, морских свинок, собачек. Но это не может заменить общения ребят между собой.
Как-то раз я с внучкой – ученицей 7 класса, разбирал урок биологии. Они изучали паука-крестовика, и в учебнике рассказывалось о том, как он плетёт и расставляет ловчие сети. А когда в сеть попадает насекомое, паук опутывает его паутиной, впрыскивает жертве яд, а через некоторое время высасывает всё содержимое из покрытого хитиновым покровом насекомого.
Прошлым летом я был в гостях у своего знакомого, и он рассказал мне случай из ряда тех, которые сегодня не редкость. А случай такой. Вырос у тёти Маши хороший сын. Он окончил владимирский колледж, затем институт. Поступил на работу не сразу, а по знакомству в одну из компаний. Женился. Взял ипотеку, машину в кредит – и было, чем рассчитываться. В компании, как и везде, корпоративы, тренинги и т.д. Нельзя отставать от коллег: завёл собачку редкой породы. Вставал рано утром, бежал гулять с собачкой, затем вёз ребёнка в престижный садик, и быстрей - на работу. А на работе – допоздна, пришёл домой – и только до подушки. И так – каждый день, а в выходные нужно «отдыхать» с компанией – иначе нельзя.
Да ведь здоровье не беспредельно. Заболел наш «герой» в погоне за благами. А там, как из мешка горох, и беды посыпались: жена бросила, квартиру отобрали – пришлось вернуться к маме. Лишь матери не бросают больных детей и жалеют их всегда больше, чем здоровых. Вот как опутали сети наживы нашего «героя».
Можно было бы привести ещё немало примеров сетевой несвободы и запутавшихся судеб, но зачем? Все мы знаем, кому нужны сети, и какова цель тех, кто их расставляет. Конечно, отказаться от цивилизации нельзя, но уменьшить её негативное влияние на человека можно. И такие примеры тоже есть.
Мне известен случай, когда двадцать многодетных семей, продав квартиры в Москве, уехали в глубинку. И стали там жить сообща, выращивая собственную продукцию, воспитывая на свежем воздухе своих детей и общаясь с ними. Ведь семья – это совместный труд на общее благо, и в ней всё поровну, а не каждый для себя. В этой деревне родители на свои деньги отремонтировали школу, где учат своих и деревенских детей, у них есть свой детский садик. Они ходят на экскурсии и в походы. И, кстати, школьники сами убирают за собой классы, что приучает их не мусорить. Ну и, конечно же, они помогают родителям в курятнике, в крольчатнике, управляться с другими делами. А детям повзрослее родители доверяют не только лошадь, но и трактор.
Дети с большой охотой помогают взрослым, привыкают к крестьянскому труду – да так, что высказывают желание остаться работать здесь, но… Цивилизация наступает, напоминая о себе налогами, отчётностью и т.д. Но, может быть, чиновники не задушат начинание? И дети – уже со своим мышлением и своими устоями – будут недоступны для атак и справятся с расставленными на них сетями? Время покажет.
В печати нет-нет – да и промелькнёт заметка о возрождении пионерской организации. Конечно, с молодёжью нужно серьёзно заниматься, тем более в наше неспокойное время. Да и движение юнармейцев ширится, становится сильнее. Может, принимаемый Думой закон о патриотизме подтолкнёт чиновников, и они будут больше уделять внимания молодёжи? Да и о расставленных сетях стоит подумать, ведь в них попадают не только дети, но и взрослые.


Рецензии