Только синь сосёт глаза

Май промелькнул как-то незаметно, уже и половина июня осталась позади. В это время уже в который раз в городской библиотеке старинного города Покров проходят Дмитриевские чтения, на которые собираются почитатели таланта русского поэта, нашего современника Николая Дмитриева.
Встав поутру, я увидел, что погода пасмурная – прекрасно, в дороге не будет жарко. В любом случае день обещал быть хорошим: я отправлялся на встречу с большой поэзией. А также с завсегдатаями этих памятных литературных мероприятий – моими однокурсниками: о. Геннадием и Владимиром Николаевичем Алексеевым, почётным гражданином Петушинского района.
Когда я, подъехав к старинному зданию г. Покров и поставив машину, вошёл в библиотеку, там уже собралось немало людей. На встрече читали стихи, говорили о жизни  и творчестве поэта его современники, друзья. Вот на сцену поднялся и мой однокурсник, друг Николая Дмитриева В. Н. Алексеев, который прочитал отрывок из своей книги о знакомстве и встречах с поэтом. Но оказалось, что творчество Н. Дмитриева интересно и современной молодёжи. В числе выступавших были и учащиеся Пекшинской средней школы со своей учительницей, которые читали не только стихи Николая Дмитриева, но и свои собственные.
Так непринуждённо и очень живо прошла торжественная часть и, выбрав подходящий момент, я подошёл к о. Геннадию. Мы поговорили с ним о здоровье, о перспективах. По ходу беседы выяснилось, что у нас по-прежнему есть много общего, и мы решили поддерживать отношения. Уже в конце разговора о. Геннадий предложил мне съездить с ним в Рязанскую область, где он имел дом и работал, на что я охотно согласился. Уже прощаясь, мы договорились, что будем перезваниваться, чтобы выехать, как только наладится погода.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Я уже отчаялся: то о. Геннадий позвонил и сообщил, что ехать пока не позволяет здоровье, то отправиться в путь не давали дожди – по чернозёму будет сложно проехать… И вдруг в начале августа раздался звонок: «Завтра едем!». С вечера приготовив всё необходимое для поездки, я был готов отправиться прямо с утра и с  нетерпением ждал о. Геннадия. Он подъехал к моему дому в полдень. Так как дорога предстояла неблизкая, мы перегрузили необходимые вещи в мою машину, попили чаю, а затем, испросив благословения, отправились в путь.
В окно машины было хорошо видно, как остаются позади деревни, просеки, луга и речки. Свернув с окружной дороги г. Владимир, мы двигались в сторону г. Гусь-Хрустальный. То набегая, то разбегаясь в стороны, нас провожали мохнатые сосны и разлапистые ели, а стайки кудрявых берёзок попадались лишь изредка. Зато ручьёв и маленьких речек с заросшими илистыми берегами было изобилие.
Но любоваться природой и одновременно управлять машиной всегда трудновато. Тем не менее, мы успешно продвигались вперёд. Вот уже и поворот на Курлово, а по сторонам дороги – то тут, то там – начинают появляться стихийные рынки. Продают чернику, лисички, картошку, огурцы.
Проехали указатель Рязанской области – и вот нас радует уютный провинциальный городок Тума. А за окном машины мелькают всё те же хвойные леса, лишь изредка перемежающиеся заросшими кустарником и травой прогалинами. Вот издалека, как бы наплывая на нас, приближается огромный купол церкви в пос. Гусь-Железный. Возвышаясь над всеми зданиями в округе, он светится каким-то серебристым светом, создавая ощущение защищённости города – а может, так оно и есть.
Природа на пути следования мало меняется. С левой стороны уже издали видны трубы и строения знаменитого своим производством золотых изделий г. Касимов. Но город остался в стороне, а мы движемся дальше. Переехав мост через реку Мокша, которая неподалёку от этого места впадает в Оку, мы едем в Пителино. Это уже начало Черноземья. Видны обмолоченные и ещё ждущие своего часа поля с рожью, пшеницей, ячменём. Здесь ещё сохранилось сельскохозяйственное производство. Вот молочная ферма, а чуть дальше – мастерские по ремонту техники.
«Только синь сосёт глаза»… С каждым продвижением вперёд на десяток километров эти есенинские строки всё более становятся явью. По сторонам уже нет леса, закрывающего небесный свод, зато небо всё расширяет свои границы. Миновав г. Сасово, мы въезжаем в г. Шацк, который располагается на федеральной трассе М-5. Видно, что благодаря столь удачному соседству город хорошо развивается, а церковь Успения Пресвятой Богородицы очень украшает его. Ещё я обратил внимание на то, что рядом располагается здание Казачьего центра, и объяснил это тем, что когда-то здесь была граница русского государства.
Проехав по федеральной трассе ещё несколько километров, мы свернули направо, и о. Геннадий сказал: «Через восемь километров мы будем дома». Попетляв по просёлочной дороге, по сторонам которой расстилались бескрайние поля подсолнечника и сахарной свёклы, мы въехали в село Новосёлки, где находится дом о. Геннадия. Мы подъехали уже в сумерках, поэтому основательно рассмотреть и дом, и село я смог только при свете следующего дня. Меня несказанно обрадовало, что в этом селе природный газ и вода  есть в каждом доме. Так что, при желании, здесь можно жить постоянно, поскольку жилищные условия ничуть не отличаются от городских.
Большинство домов здесь – в прекрасном состоянии, на некоторых даже видны кондиционеры. Такого я не ожидал увидеть в российской глубинке. По сравнению с Московской и Владимирской областями, здесь нет металлических заборов перед домами, а, как и раньше, радуют низенькие палисадники с разнообразием цветов и множеством скульптурных композиций в современных традициях ландшафтного дизайна. А ещё в селе – да, видимо и во всей Рязанской области – четырёхскатные крыши, так как леса мало, и каждый обрезок доски идёт в дело.
Удивило меня и то, что улицы в сёлах - односторонние. В силу складывавшейся столетиями традиции, перед домом обязательно находится амбар, в котором раньше хранили зерно в ларях, сусеках. Также там стояли сундуки с наиболее ценными вещами, чтобы они не могли быть повреждены пожарами или насекомыми.
А ещё я услышал от местных жителей одну байку: «Был Николашка – были хлеб и кашка, нет Николашки – ни хлеба нет, ни кашки». Не берусь судить, насколько сказанное справедливо, но перед домом располагался не только амбар. Там были и погреб, и баня, и сад с яблонями и вишнями. Сзади дома находились многочисленные постройки для содержания скота, и уже за ними – картофельник. Совсем не трудно понять, что сельчане рязанской глубинки были зажиточными.
Но, к сожалению, происходящие в стране перемены не вызывают оптимизма. Так как работы в сёлах нет, молодёжь уезжает – кто в Рязань, а кто и в Москву, и навещает своих родственников лишь по праздникам и отпускам. А ведь условия здесь - такие благодатные! Рядом протекает полноводная река Цна с обилием рыбы. Места для отдыха – превосходные, плюс к тому – заливные луга и плодородная земля. Не случайно я увидел здесь двухэтажное здание бывшей школы. Видимо, люди жили здесь – и благословляли каждый прожитый день, приносивший в их души радость бытия, которую они принимали за данность.
По приезду мы с о. Геннадием бродили по берегу реки и любовались её заводями и протоками. А мелководье, заросшее кувшинками, бередило душу воспоминаниями о родной Владимирщине, от которой отделяет всего-то 400 километров…
Мне бы ещё хотелось рассказать об отце Геннадии, с которым мы вместе окончили Орехово-Зуевский пединститут. Затем он поступил в Литературный институт, после окончания которого у него развилась потребность к познанию и осмыслению действительности. Это привело его в Богословский институт, а затем и в семинарию. Мне посчастливилось вечерами, да и днём беседовать с о. Геннадием и многое познавать. Он знаком не только с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием, но и с другими иерархами русской православной церкви. Благодаря своим обширным знаниям, о. Геннадий не раз участвовал в издании журналов и книг православной направленности.
Наступил день, когда мой товарищ предложил мне посетить одно из благодатных мест Рязанского края - Успенский Вышенский женский монастырь. Он располагается среди векового бора, полого спускающегося к реке Цна. Это уникальное место русской земли сохраняет атмосферу прежней благочестивости.
Проехав по просёлочным дорогам километров десять и переправившись по понтонному мосту через реку Цна, мы подъехали к восстанавливаемому монастырю. Село Выша занимает особое место в истории русской православной церкви. Это место подвигов во имя веры известного богослова и проповедника XIX века святителя Феофана, затворника Вышенского.
На площади перед монастырём установлен памятник этому удивительному человеку. Несмотря на свои обширные познания и пребывая во многих должностях, он проявлял себя как кроткий, трудолюбивый человек. Св. Феофан ушёл в затвор на 22 года и оставил после себя множество книг и поучений о жизни, спасении во Христе. Кроме того, в этом монастыре хранится чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Ещё о. Геннадий рассказывал, что нынешний экзарх всея Беларуси о. Павел тоже служил на Рязанской земле и часто бывал в этой обители.
После посещения монастыря, его церковной лавки и музея мне захотелось побыть одному, подумать о вечных ценностях – смысле бытия, сути мироздания. Вот такое впечатление оставило в моей душе посещение этих благодатных мест.
Это путешествие содержало и сюрприз для меня. Оказалось, что здешний древний род Нарышкиных тесно связан и с родом Воронцовых. Представители этих родов встречались не только в Санкт-Петербурге, но и ездили друг к другу в гости. Подобные открытия я делал почти каждый день своего пребывания на Рязанской земле.
Уже перед отъездом домой о. Геннадий предложил мне съездить к святому источнику Михаила Архангела, который располагался на берегу реки Цна. Я, конечно же, согласился. И вот, попетляв среди полей подсолнечника и сахарной свёклы, мы подъехали к крутому берегу реки. Поставив машину на площадке, мы спустились к оборудованной благотворителем купели. Купель располагалась внутри деревянной часовни, в неё вели деревянные лестницы. Вода в купели оказалась настолько чистой, что сквозь неё было видно песчаное дно.
Оставив батюшку в часовне, я вышел и осмотрелся. Вокруг благоухали травы, рядом был мостик через протоку. Вот место, где набирают воду, а далее, за протокой – река Цна.
Батюшка позвал меня. Раздевшись, я ступил в купель. Ноги обожгло холодом, колющим, словно иглы. Но о. Геннадий сказал, что с молитвой оно не так и страшно. Творя молитву, я вошёл в воду по грудь, больше не хватило духу. Когда я вышел из воды, мне стало как-то стыдно за своё малодушие, и я вновь вошёл в купель, творя молитву, и дважды окунулся. Одеваясь, я ощутил, что в моё тело словно входят теплота и умиротворение, и когда поднимался к машине, то уже не чувствовал холода. После купели мы заехали на местное кладбище, где о. Геннадий совершил молебен местночтимой святой, после чего поехали домой. Назавтра мы собирались в обратный путь.
Да, я ещё ничего не сказал о тех рязанских людях, с которыми встречался. У меня создалось впечатление, что на них до сих пор лежит печать благочестия и особенной порядочности. Оговорюсь: мне довелось разговаривать только с представителями старшего поколения. Расставаясь даже с малознакомым человеком, они говорят: «Спаси вас Господи». Да разве услышишь это в ближайшем Подмосковье? Вот тогда и думаешь: и где она – цивилизация, и где – деградация? Прикоснувшись к культуре уникального по своей красоте местечка, расположенного в Шацком районе Рязанской области, хочется верить в возрождение былого величия жемчужины этой благодатной земли.
После поездки мы перезваниваемся с о. Геннадием. И часто вспоминаем путешествие, которое обогатило меня чрезвычайно щедро. Воспоминания о тех незабываемых днях останутся в моей душе на всю жизнь.


Рецензии
Наконец-то хороший рассказ, без пошлости. А то прямо в последнее время тут ужас какой-то. Люблю такие хорошие зарисовки о России. И в названии строчка из удачного стихотворения Есенина. Не очень люблю Есенина, но были у него и хорошие стихотворения, и это одно из них, сразу школа вспомнилась, в школе учил его. "В том краю, где желтая крапива..." тоже удачное. Пока церкви есть, пока вот эти поля наши с подсолнечником, амбары, картофель есть - будет и Россия, и конечно, пока есть такие люди как о.Геннадий. )

Денис Соколов1   20.07.2018 01:26     Заявить о нарушении