Открытие Русского Севера

часть 1. Хорошее начало пути.

    Начало. Я в поезде. Перед глазами классический русский пейзаж – поля, деревеньки. Ромашки цветут! Как много, вереница ромашковых полянок тянется на километры вдоль железнодорожного полотна. А вот и сиреневые шапки цветов появились, а дальше – ярчайше-желтые. Красиво. Это отвлекает от удушливой жары купе, которое нам досталось со стоп-краном. А это значит, окно открывать нельзя. Вот и сидим – потеем.
    Сейчас вечереет, я забралась на полку (благо, что верхняя) и лежу, пишу. Неожиданности начались уже в Самаре, когда за пару часов до отъезда Антон вышел на связь и предложил изменить маршрут. Это был корректировочный шаг, т.к. у меня был билет на Череповец на 18 июня, сегодня 16-е, а они уже пришли туда. Конечно, я всегда «за» - лучше раньше, чем позже или никогда, и за час до отхода поезда меняю билет с Череповца на Вологду.

часть 2. Старый монах

    17 июня, вечер. Того, что встретило меня в Вологде, я никак не ожидала. Прибыли в 18.05 на ж/д вокзал, по расписанию. Далее, я должна была добраться до местечка Вытегра, куда ходит лишь автотранспорт. Автовокзал Вологды , на счастье, в 50 метрах от железнодорожного. Счастье лишь в том, что было легко преодолеть столь краткий путь с 4-мя местами груза. Однако, сейчас, после окончания пути, могу сказать, что пригодилось все взятое по списку (его смотрите на сайте), особенно из теплой одежды.

    Настроение приподнятое, однако, вся радость присутствия на древней вологодской земле вмиг слетает, стоит мне узнать в кассе, что автобуса сегодня на Вытегру нет. Мило. Они, оказалось, ходят по четным и нечетным дням по-разному графику, и на сегодня 17 июня, вечерний автобус не идет. Дальше - больше. Утром автобус отправляется в 10.00, время в пути семь с половиной часов, и прибывает в 17.30!... Да, здесь нужно длинное многоточие… J

    Что делать? Делать что-то надо, и я понимаю, что надо это делать как можно скорее, вечереет - а я в незнакомом городе. Мозг начал активную работу. В зале у касс – огромная карта области – смотрю, как туда ехать, в эту Вытегру, через какие пункты. Изучаю. Между тем, в кассы поток народа очень оживленный и не ослабевает. Часто слышу – на ближайший рейс билетов нет…

    Звоню Антону (нашему капитану), слышимость плоховата, но становится ясно, что и у них сложности, где-то болтаются в шлюзах, идут медленно, хоть до Вытегры им осталось несколько миль, будут там завтра… пункт встречи не меняется.

    Немаловажно и то, что в центре зала очень на виду стоял старый монах. Его фигура так и притягивала меня подойти с расспросами. Ведь на карте я нашла по дороге в Вытегру пункт Кириллов, и что-то подсказало, что должен быть там Кириллово-Белозерский монастырь. Про эту обитель помню, что основана она давно, учеником великого Сергия Радонежского, Кириллом, монастырь мужской.

    Да, действительно, он собирается ехать в Кириллов, там и есть Кириллово-Белозерский монастырь, билет у него на брони, и он его отдает мне, если поеду! Да, конечно, я соглашаюсь, хотя есть некоторые опасения, что с гостиницей в Вологде может быть проще. Плюсом является то, что продолжаю движение, завтра мой путь будет сокращен на 2 часа и это легче перенести! Да и в святом месте побываю вне программы…

часть 3. Северное гостеприимство и чудный сельский автобус

    Забуриваюсь на свое богом данное место, радуюсь, что оно у окошка и в начале салона. Перед отправкой я успела купить расписание автобусов внутри области. Начинаю громко изучать, обращая к себе внимание соседних пассажиров. Со мной рядом оказался пожилой мужичок, самого, что ни на есть русского типа. Мы разговорились, я рассказала, откуда путь держу и зачем. Он стал разбираться в расписании, позвонил друзьям по вопросу автобусной связи между нужными пунктами.
 
    Когда прибыли в пункт назначения, оказалось, он держит в руках часть моих сумок. Налево – гостиница, направо – автостанция, прямо - монастырь. Не удивительно, места в гостиницах не оказалось (а их там две), только в номерах люкс одно- и двухместных, от 1500 р. за сутки, и как обычно : «вот если бы вы приехали завтра, группа съезжает…» J или L Он просто сказал: не стесняешься, прими наше скромное приглашение.
    Конечно – да! – ответила я, зная по опыту мирный нрав и обычаи гостеприимства местных жителей, особенно близ святых мест. Звали его Виктор. Он ехал из Вологды в дом матери, дом своего детства, чтобы последить за хозяйством. Мамы его не стало всего лишь месяц назад, и они с сестрой даже побаиваются одни оставаться на ночь. Поэтому, он будет рад скоротать это время в моей компании. Все это пишу с его слов, особо-то я и не расспрашивала.
   
     Дотопали. Домишка оказался не маленький, нормальный деревенский, на 3 комнатки с 2-мя печками, плитой и просторными сенями. Кинули сумки, нагрели чаю, я достала кое-что из дорожных лакомств. Вечерело, но непривычно медленно, уже был 12-й час, а за окнами будто солнце не село. «Так это ж наши белые ночи», - говорит с улыбкой хозяин, - «Вы берите фотоаппарат, и можем прогуляться к монастырским стенам».
     Он вдохновенно рассказывает об истории, местах, вплетая судьбы местных жителей. Узнаю, что здесь он учился в школе, отец его был художником, реставрировал на монастырских сводах иконы руки самого Дионисия.
     Встречаем у озера под стенами монастыря одинокого рыболова. Оказалось – друг детства, Алексей Алексеевич, умелец большой, тут же продемонстрировал нам свою рукотворную снасть в виде большого садка. Пожаловался – рыба была с полчаса назад, он подхватился, сбегал домой за садком – а она вся ушла, и теперь он побрел с нами в сторону дома.
    Еще узнаю, что леса здесь богаты грибами и всякой ягодой, осенью много клюквы, брусники, ежевики. Местные жители используют такие богатства, и в сезон за день один человек набирает по нескольку ведер для сдачи на продажу.
    С особой гордостью показывают крепостные стены, где поверху проедет колесница, так они широки. А в иных местах беда – из-за ошибок при закладке фундамента многовековые стены дают трещины и начинают разрушаться. Предпринимаются сейчас усилия по закреплению, но как всегда нужны большие денежные вливания, а время не остановишь…
     А обитель святая пока не очень-то «навиду» – братия маленькая, порядка двух десятков человек, паломников за день порой бывает столько же. Хотя иностранцы здесь - частые гости; на следующее утро мы встретили и немцев, и англичан, и французов, на 10 групп иностранцев была 1 группа русских.

    18 июня, утро. Проснувшись около шести, я побежала фотографировать. Ведь свет утром бывает особенно мягким. Тишина и гладь, что-то останется на память. После возвращения узнаю, что меня ждет горячая вода в баньке! Счастье – после 2-х суток поездов я могу помыться. Тепло и приятно такое отношение.
    Проводили меня до вокзала, по пути снова заходим в монастырь, вечером то ворота были закрыты, а теперь можно побродить в старинной обители. Виктор терпеливо все два часа нес мои сумки и был за экскурсовода. Захожу в храм в честь Кирилла – основателя. Приложилась к мощам святого, и вскоре узнала историю, что когда-то Иван Грозный с женой своей Еленой Глинской, не имея детей, прибыли в эту обитель, дабы поклониться мощам великого старца, ибо уже тогда было живо поверье народное, будто можно здесь снискать помощь неба…
    Перед храмом необычного вида дорога, мощенная каменными плитами с надписями на старо-славянском. Оказалось, во времена ее постройки не хватало камня, и брали тогда плиты с могил монастырского кладбища. Тогда это было обычно, некоторые монахи даже специально оставляли завет, дабы очистить душу от грехов, чтобы их камень был попран ногами, и после смерти они могли нести покаяние. На некоторых камнях надписи были едва различимы, и это не просто, а для строгости обета, дабы имя брата было сокрыто и тем самым безвестно.
   
    Наконец автостанция, и билет на руках. О, чудный сельский автобус! Он был новый, ультрасовременный, комфортабельный, с высоким полом, мягкими удобными креслами, но остановка раз в час на 15 минут… и обед 40 минут в середине пути… от Кириллова до Вытегорского района расстояние менее 200 км. Мы ехали 5 часов.
    В середине пути у меня пропала связь на телефоне. Ужас! На грани паники. Купила карту Мегафон, предположив, что баланс достиг нуля – не помогло. Подключилась с местной sim-кой – то же. Как же мы найдемся с яхтой в Вытегре… Ну приехали! В дороге я узнала, что шлюзы тянутся на протяжении всей городской черты, каждый имеет свой номер, но отнюдь не всегда это близко от трассы. А я-то совсем не знаю, где мы встречаемся, и, похоже, такой станции (или остановки), как «порт», у них нет.
    Я потела, меняла карточки, жала кнопки, пока драгоценная связь не установилась едва-едва на одно деление. Но телефон пришлось тут же выключить, ибо он близок к разрядке… Время тянется бесконечно, удалось вздремнуть, очнулась, когда въехали в какую-то деревушку. Чувствую волнение. Только включила телефон, чтобы позвонить Антону, как тот ожил от встречного звонка: «Где едешь? Сходи в Девятинах, на пристани». Разговор короткий. Сразу выясняется, что уже (!) едем по Девятниам, и пристань скоро. Через 5 минут я оказываюсь в полном одиночестве на трассе, на окраине незнакомой деревни, до пристани благо 20 метров…

часть 4. Что может скрасить серые будни

    18 июня. 20.00. Холодно. Небо затянуто серыми плотными тучами, крепкий ветер гуляет по просторам между широких лесных берегов реки, невдалеке виднеется нежный тонкий силуэт яхты - это «Самара». Мое северное путешествие началось. Как все же приятно после 3-х дней полного неожиданностей пути увидеть родные лица.
    На лодке, высадив в Череповце сменный экипаж, были капитан – Антон Карташов и рулевой – Михаил Сподобаев, тоже самарец. Я также пришла не гостем, а как матрос, и получаю назначение баталера. Баталёр (франц. batailleur), лицо, ведающее на кораблях и базах продовольственным, вещевым и другим снабжением. Начинаю вникать в свои обязанности: как устроен камбуз, как работает плита, и из чего можно готовить...
    Запасы продовольствия порадовали своим количеством, разнообразием и качеством. Впрочем, я долго еще буду убеждаться, что на этой лодке, как в Греции, буквально все есть. У нас всегда в дальнейшем (если успеем приготовить) будет качественная еда, спальные места, обогрев, и многое другое, что поможет ощутить себя счастливчиком, оказавшимся на борту где, все «супер» - капитан, яхта, маршрут…и в итоге впечатления!
    Наскоро обустроившись в каюте в "носовке", где есть даже шторочки, я приступаю к приготовлению пищи. Но, меня ожидало не только приготовление и раздача вкусной еды. За время похода (сейчас я и сама удивляюсь) приходилось поднимать и убирать паруса, узнать, что такое гардаман, научиться привязывать кранцы, отдавать и принимать швартовы, вязать некоторые морские узлы, а также драить палубу.… И все это иногда при дожде и ветре, и сильном крене, то есть приходилось мокнуть, мерзнуть, не высыпаться и быть голодной, но зато счастливой на все 100% и даже чуточку больше.
   
    А сейчас ребята измучены долгим бултыханием в шлюзах. Скоро и я понимаю, что это значит. Перед моим приходом едва не потеряли якорь из-за оплошности команды соседствующего рядом сухогруза. Вечер длится долго. Кораблей грузовых и пассажирских скопилось так много, как машин на обычном шоссе в час пик. Где-то около часа ночи по рации получаем разрешение двигаться на шлюзование.
    Интересно, что это произошло, когда мы, видя, что ожидание может затянуться на всю ночь, принимаемся каждый за свое дело. Михаил – выходит на вахту наблюдения, я берусь за кастрюльки и решаюсь, наконец, что-нибудь приготовить на незнакомой спиртовой плите. А, Антон, закончив сверку курса по картам, берет гитару и бодро затягивает «Ребята надо верить в чудеса…» (Ах, как давно я не слышала эту дивную песню). И на последних словах песни раздается сигнал рации: «Яхте «Самара» приготовиться к шлюзованию…» Вот это класс!!! Унынию нас недостать. Ребята сразу наверх, полная готовность, и через две минуты мы идем на полном ходу к воротам шлюза.
    Три шлюза мы проходили всю ночь, говорю в цифрах, ибо потом будет с чем сравнивать. В обманчивом свете нервной ночи родилось слово «нашлюзякаться». Его придумал Миша, когда откупорил заначку коньяка, все быстро оценили, как она кстати. Пошел подсчет КПД и необходимого количества принятого, для прохождения n-го количества шлюзов. На самом же деле, юмор - первое средство на корабле от любого разложения. Люди измучены непредсказуемостью ситуации – неизвестно, сколько еще ждать сигнала, уснуть даже на 10 минут кажется верхом счастья. Рация работает «на всю», чтобы не пропустить нашего сообщения, а снаружи нужно следить за действиями кораблей-соседей, мерзнуть под дождем и ветром… Берега угрюмые, скучные, часто идет дождь. Вода в канале очень илистая, мутная, и в шутку его назвали желтой рекой Хуанхэ.

часть 5.Утренний кофе на Онеге/ как избавиться от морской болезни

    19 июня, 10.30 . Перерыв на магазин перед последним шлюзом. Мне удалось поспать 5 часов, а ребята сменяли друг друга. В 6 утра я была бодра и заварила овсяной кашки. Очень удачно, что здесь ее любят. Кроме того, наши запасы пополнены ценными суповыми и бутербродными продуктами, что не может не радовать. Миша оказывается большой «спец» по хозяйству.
    В 15.20 вышли в Онегу. Ура, нас встречают хорошим ветром! Онега показала свою стать; уже через 15 минут поставили стаксель и грот, скорость почти 8 узлов. Наконец, мотор отдыхает (и мы от него!). Пару раз нас догоняет тучка и идет дождь. Холодно по-настоящему. Онежское озеро один из крупнейших и красивейших водоемов России, общая площадь около 10 000 кв. км, множество островов, в том числе Кижи.
    Только ветер, небо и парус. Волна здесь не сравнится с речной, она гораздо шире и круче, говорят, бывает и по 3 метра. Нас поднимает метра на полтора, и здесь я впервые понимаю – что такое морская болезнь и с чем ее едят. Пришлось сидеть у руля, ведь быть занятым – верное средство не поддаваться хвори. Да, градус по курсу у меня выдерживать получалось, но лишних движений при этом совершалось великое множество.
    Говорят – ты борешься с яхтой, а нужно – не потакая, идти ей навстречу. Это дело опыта…У меня же все время румпель ходил ходуном. Но, выбирать на небе тучки и силуэты по курсу я приноровилась. Это интересно, не заскучаешь: 5 минут на тучку, и сравнение с прибором; после выбираем новый ориентир, т.к. в небе все быстро меняется . Часа два это серьёзно отвлекало меня. Решаю принять таблеточки, «Драмина» называются. Ничего, проглотить удалось, и запить водичкой. Антон предлагал мне их еще 3 часа назад, пока были в канале. Но я что –гордо отказалась, аргументировав тем, что ранее в походах все признаки отсутствовали, а предположить, что условия здесь окажутся совсем другие, я не смогла…
    Вскоре дело дошло до пития воды из великого Онежского озера – Онеги. Да, прямо кружкой из-за борта Миша черпает и смакует. Кружка мира обходит по кругу. Это как ритуал, крещение или причастие. Быть здесь и не пить воды – я не могла! А, сделав пару глотков, почувствовала легкое движение в желудке, но, сохраняя спокойствие, допила. Вроде как со святой водой – грешно оставлять. Тут-то она и проявилась, такая-сякая известная болезнь, таблетки попросились наружу. Усадили меня на банку и сказали – смотри в горизонт и в каюту ни ногой. А холодно – ветер, волна, ночь по часам, силы на исходе.
    А Миша подбадривает, ничего у всех бывает, и у нас даже. Смотри в горизонт, ни в коем случае не на волну. Так прошло сколько-то времени… Около 2-х часов ночи я нашла в себе мужество войти в каюту почти с закрытыми глазами – чтоб не видеть качки и повалиться на диванчик кают-компании и крепко заснуть.

    20 июня, 5.35. Два часа сна хорошо взбодрили меня, усталости как не бывало, все восстановилось. Высовываю заспанное личико из каюты и вижу первые лучи солнца, на часах 4.12. Восход - это неповторимые прекрасные мгновения, чему я, вдобавок к хорошему самочувствию, и была рада.
    «Смотрите, человек улыбается» – довольно заметил Антон. «Будешь кофе, сделать?» «Да!» – бодро отвечаю я. Шустро спускаюсь со ступенек лесенки и выставляю кружку, снова вниз – несколько пригоршень прохладной воды в лицо, и я снова наверху, улыбка еще шире, а рука берет кружку с кофе… Вкусно! Если еще припомнить, что не ела я со вчерашней утренней порции овсянки…
    Солнце встает. Антон фотографирует, я тоже. Утренний свет… И раздается недоуменное «а где же мой кофе?» Оказалось он мне только насыпал в кружку кофе и залил сгущенки, в то время как свой еще не успел отхлебнуть. Я же, увидев кружку с коричневым месивом порошка и сгущенки на дне, решила, что это какие-то «остатки» и, конечно, взяла полную.
    Смеёмся. Ладно. Едем дальше. Меня отсылают вниз за биноклем, вернувшись, с удовольствием прихлебываю остатки своего кофе, поднимаю глаза – это не описать! Миша сражен моим нахальством. А Антон – «теперь она выпила и его кофе!» Смеёмся, что ж еще?
    А сейчас, (когда пишу в дневник) Антон пояснил со своей стороны, что после череды недосыпаний у него появился момент, когда стал забывать, куда положил только что вещь. Сижу, говорит, морщу лоб – ну как же это я так смог, и кружку свою потерять?! И говорю – «где мой кофе?» Сделали заключение – «всё что ни поставишь – потеряешь» – т.е. будет прибрано известно кем… Но, конечно, они были рады, что я поправилась и с новыми силами в строю.
    Так началось утро 20 июня. Ветер сменился, волна улеглась, мы шли тем же курсом, но под двигателем. Часам к десяти приблизился левый берег Онежского моря, стали проходить вблизи островов. Некоторые из них имели названия. Например, наш курс лежал на остров Василисин. Шли бодро. Антон показал остров Сал, там есть тихая гавань и можно удобно стоять даже в непогоду. Около полудня причалили к пристани Повенец, Михаил сходит – ему на поезд, домой.
    Немножко грустно. Но, особо грустить некогда, т.к. принимаю обязанности матроса по швартовке при шлюзовании. Перед нами радушно распахивает ворота 1-й из 19-ти шлюзов Беломоро-Балтийского канала. В этот день мы за два часа проходим пять из них и в шесть вечера встаем на пристань. Я удаляюсь в город за пополнением продзапаса, заодно договариваюсь о баньке. На утро отправляюсь просто побродить по окрестностям. Ведь природа совершенно изменилась: по лесу там и сям громоздятся огромные серые валуны. Земля пестреет от зарослей брусники, черники, множество видов мха, в котором нога утопает по щиколотку… И, наконец, – заросли можжевельника, они везде! Да, медвежонок и ежик могли бы здесь жить, пить чай с морошковым вареньем и считать звезды.


часть 6. Загадки Белого моря

    21 июня, 22.10 Вечером встречаем сменный экипаж – двое московских профессоров. Да-да, друзья, и среди ученой братии встречаются сердца подвластные романтике паруса. Капитан коротко знакомит всех с планами на предстоящие дни, и мы покидаем гостеприимный берег. Ужин у нас был просто роскошный, погода благоприятной, и я забираюсь на нос лодки и погружаюсь в медитативное созерцание.
    Солнце неспешно близится к горизонту, расцвечивая небо и воду в бесчисленные оттенки розово-голубого. Скалистые берега с россыпями стройных березок и ершистые елки, на половину покрытые серым мхом, шорох и пение птиц… на воде путевые вехи – колоритные бакены, напоминающие шлемы викингов.
    Большей частью фотоаппарат лежал в стороне, и я просто наблюдала и впитывала эту спокойную северную гармонию. И, вспоминала, как все начиналось. Первое письмо, с вопросом о море, долгожданная встреча, а потом работа и еще раз работа. Нужно было лишь желание быть в команде и приложить руки, а это у меня было изначально.
    Работа находилась всегда: я кроила материал, клеила, шкурила, мыла. Похоже, во многом на строительство дома, за месяц подготовки были десятки поручений и общих дел. Это был труд с упорством, с потом, смехом, в жару и в дождь. Там, в Самаре, мы трудились с любовью, и теперь она возвращается к нам. «Милая, нежная» – так не раз говорит Антон о своей лодке.
    Почему – становится понятно теперь, когда, спустя пять дней похода, насшибав коленки, локти, лоб, пообвыкшись, уже двигаюсь увереннее. По-новому начинаю ощущать ее внутреннее пространство, гармонию и уют. Из ощущения комфорта, спокойствия, защищенности родилось чувство Дома. Я думаю, это очень важный момент в дальнем плавании, за что отдельный респект хозяевам, сумевшим так устроить корабельную жизнь.
    На следующий день посетили Надвоицы, живописный городок, где снова нас тепло приняли, повозили по окрестностям, угостили вареньем из морошки и мороженой брусникой. В ночь путь лежит через пять шлюзов и надо успеть к разводке моста. За ним порт Беломорска и выход в море. На небе вырастают пышные белые громады облаков, создавая для нашего взора нереально красивые пейзажи на тихой глади воды. Мы улучаем моменты и фотографируем причудливые картины отражений.

    23 июня, 20.00 Порт Беломорска, вода за бортом ощутимо соленая. Выходим в море, ветер попутный, ставим паруса, и вот она - свобода! Земля скоро исчезает из вида и открывается безбрежная даль. Восторг – да! Море встречается с небом, и наша легкая лодочка несет нас навстречу неизведанному. Вспоминаешь в детстве прочитанные рассказы о мореплавателях, первооткрывателях и сердце поет – ты сейчас ведь тоже с ними…
    Свет здесь совсем иной, мягкий. Солнце так долго висит над горизонтом, что на яхте возникает спор: зайдет ли оно. Применив логику, понимаем, что – зайдет, ведь полярный круг дальше.

    24 июня, 5.00 Бухта Благополучия острова Соловецкий. С сюрпризами местной погоды мы уже познакомились, она может меняться за 3 часа от ясного неба до грозовых туч, потому, не теряя времени, иду на большую землю с фотокамерой. Вот они маковки монастыря, валуны на морском берегу…Те же гигантские камни в крепостных стенах, кремль впечатляет своей грандиозностью, масштабом. Все кажется неподвластным времени, неуязвимым.
    Достаточно много указателей, туристическая организация здесь сильна. Есть схематические планы, (ведь он большой 72 км!), с основными достопримечательностями острова. Рядом же перечень экскурсий, можно пойти на два часа, а можно и на весь день…предлагается посетить близлежащий архипелаг Кузова, знаменитый своими сейдами возрастом около 2000 лет и уникальными лабиринтами, сравнимыми разве лишь со Стоунхенджем.
    Антон еще на яхте посоветовал прогуляться в Филипповские садки, до них около 4-х километров, туда я и направилась. Вскоре встречаю одного из наших москвичей, Валерия Васильича, вместе веселее. По дороге он делает несколько кадров, где я на камушках залива. Дальше оказываемся у Ботанического сада и присоединяемся к группе экскурсантов. Вскоре появляется и второй профессор – Виктор Григорьевич. Рассказал нам, что с утра кружит по острову на велосипеде, решил передохнуть и заглянул сюда.
    Ботанический сад всегда содержит в сути своей диковины. Здесь, например, приятно увидеть гигантские кедры и лиственницы, вдохнуть их терпкий хвойный аромат, полюбоваться на огромные клумбы во всю цветущих тюльпанов (это в конце-то июня!).
    Кстати, от нашего гида узнали, что нам повезло не только с погодой, но и со временем года. Зелень вокруг, и по ней видно совсем свежая, такое на Соловках начало лета. Береза только как 5 дней выпустила лист. Есть в саду и собственный пресный источник, по легенде с молодильной водой.
    К вечеру возвращаемся на яхту. Приготовление ужина мужчины берут на себя, и я располагаю еще двумя часами времени. Недолго думая, иду в прокат, он работает здесь 24 часа, и беру велик. Снова масса удовольствий от увиденного, да еще я искупалась в лесном озере. На яхту возвращаюсь полная сил и новых впечатлений. Напоследок небо затянуто тучами, где-то вдали вспышки молний, а мы любуемся радугой. До свидания, Соловки!
   
    25 июня, 23.30. В ночь выходим в море. Совсем рядом показала свою спину белуха. Мимо пролетает птица похожая на пингвина, вскоре нам расскажут, это гага. «Смотри – вот он любопытный морской котик!» – говорит Антон, (только позже мы узнаем что это кольчатая нерпа). И указывает на большеглазую усатую голову, поплавком торчащую из воды метрах в трех от яхты. Вскоре зверек ныряет, показав спину, и оказывается у другого борта. Наверное, они развлекали нас с час, то и дело, выныривая из воды и выставляя любопытные усатые мордочки.
    А температура воды за бортом – 8 градусов! Ветер слабый, солнце еще не село и мягко подсвечивало ровную гладь воды. Мы шли в туман, и он все плотнее окутывал яхту, видимость быстро снижалась. Для меня это внове, и Антон поясняет, что это обычное состояние Белого моря. Что скоро скроется из вида мыс, уже едва видимый по правому борту, и мы окажемся в бескрайнем пространстве, где ориентиров на горизонте для рулевого не будет.
    Спрашивает меня – умею ли рулить по компасу? Утвердительно киваю головой, и добавляю свой вопрос – а что если компаса не станет видно? Чем немало его смешу, он тут же сочинил фразу для моих записей: туман был настолько сильный, что не видно было даже компаса! Смеёмся.
    Шел второй час нового дня – дня моего рождения. Сила, почерпнутая на Соловках, сказывалась, спать не хотелось, я была в радостном ожидании новых сюрпризов. Антон же зорко оглядывал горизонт, он ожидал встретить идущих из Чупы друзей-яхтсменов. Около 3-х часов ночи в розовеющей морской дали показался парус. Заработала рация и яхта «Белая ночь» Юрия Рыбакова ответила на наши позывные.
    Представьте: раннее туманное утро, в розовой дымке посреди моря встречаются две яхты, два капитана… Ошвартовались бортами. Мы на правах гостей принимаем приглашение Юрия и сходим на борт «Белой ночи». С собой прихватываем емкость с согревающим напитком для взрослых, а для ребят – термос с травяным чаем, и шоколадку. На борту кроме капитана и рулевого, у них молодежная команда семеро ребят по 13-14, а самому юному – 10 лет. Дарим мальчишкам трофейные фуражки из Надвоиц. Капитаны обсуждают планы, и корабли расходятся до новой встречи – на регате.
    Когда все члены нашего экипажа проснулись и позавтракали, настало время поздравлений. Нужно заметить, что ветер с ночи сменился, теперь мы шли левым галсом под гротом и генуей, а значит, с хорошей скоростью. Настроение пре-кра-сное! А что еще добавить, когда яхта несет тебя на всех парусах в открытом море и вся команда в голос кричит – Юля! С Днем рождения, Ура!

часть 7. Очарование Севера

    Наш путь сегодня лежит на Соностров. Соностров – это группа островков, куда, как оказывается, с древних времен корабли, бороздящие просторы Белого моря заходят отдохнуть и пополнить запасы пресной воды. Здесь удобная бухта, в любую погоду защищающая от ветров и течений. Остров известен своими мидиевыми плантациями. Мы рассчитываем купить мидий, устроить пир и попариться в баньке.
    Уже на подходе, высунув голову из рубки и увидев скалистые крутые берега, я почувствовала, что влюбляюсь в эти места… У пристани вода прозрачнейшая, на глубине четырех метров на каменном дне видно множество морских звездочек. Нам показывают утес неподалеку, три дня назад по утру приходил косолапый, побродил и ушел восвояси…
    Тут же забываю, что в дороге меня слегка укачало, что не выспалась - хватаю камеру, и ноги меня уже сами несут. Долго брожу по окрестностям острова, невозможно отвести взгляд от этой красоты. Здесь почти нет лиственных деревьев, сплошь хвойные. Сосенки в период цветения все покрыты шишечками с пыльцой, словно новогодние елки огоньками. А какой воздух! Именно здесь я почувствовала, как пахнет Море.
    Я шла по разноцветным камням у полосы прибоя, вдыхая и наслаждаясь. Вдруг рядом из воды высунулась уже знакомая усатая мордочка любопытного зверька. Грациозно выгнув спину, он нырнув, исчезает. Вот так просто! Такой сказочно красивый, дивный и нетронутый край.
     Хозяева этого райского местечка приняли нас куда как радушно. Это питерская компания, развивающая мидиевую плантацию и строящая туристический комплекс для приема гостей. Узнав про мой праздник, руководитель строительства Александр преподнес мне фирменную белую фуражку с надписью «Соностров» и маленькую морскую звездочку – на счастье; а шеф-повар приготовил только что пойманную диковинную рыбу-чёрт – пинагора.
    Ужин был восхитительным: нежнейшее белое мясо пинагора, мидии, шампанское (из наших запасов), даже маленький самодельный тортик на сладкое, приготовленный на скорую руку. После ужина, нам дают проводника, который везет нас на лодке показать соседние острова. А возвращаемся – баня готова. Насыщенный день, вернувшись, просто падаю с ног, усталая, но счастливая.
    Утром прощаемся с гостеприимным островом и его хозяевами, и курс наш лежит на Чупу. Оттуда разъезжаемся по домам, а Антон будет дожидаться команду, они пойдут вначале на Соловецкую регату, а потом в «Арктический рейс» на Баренцево море, и лишь к осени яхта вернется в Самару. Наших академиков, как в шутку мы их называли, вечером проводили на поезд. А у меня были еще сутки, чтобы вдоволь поспать, просушиться и быть готовой к отъезду.
    Поселок Чупа. Здесь живут чапайцы, нет, конечно, чупинцы – добрые, милые и активные люди. Пока мы стоим на пристани, мимо прошло несколько групп – кого-то везут на морскую рыбалку, других – на дайвинг. Агентство приключенческого туризма «Кереть-Тур» и Чупинский морской яхт-клуб по-моему работают круглосуточно, и ведут настолько активную деятельность, что об этом можно говорить в отдельной статье. Стоит взглянуть на заголовки разделов портала об активном отдыхе и спорте на Севере Карелии: яхтинг, эзотерика, охота, сафари, морская рыбалка…
    Мой поезд уходил полвторого ночи. Как не хочется прощаться! Вернувшись с прогулки по поселку, стоя на причале, я никак не могла насмотреться на окружающую красоту вечернего залива. Все бродила с камерой по причалу. И вдруг – смотрю – собака плывет совсем рядом. Стоп! Это же котик! Милый, покажись еще разок, шепчу я, уже щелкая затвором фотоаппарата. Замечаю, что вокруг причала крутятся стайки мелкой рыбёшки – да он тут кормится. И он вернулся! Дал запечатлеть себя и на фото, и на видео. Так Море прощалось со мной, и я это чувствовала.


Рецензии