Дедушка. Глава 10

Ж. Жирарден

Дедушка

Перевод с французского

Н. Моисеевская

Моя непопулярность в школе исходила от моего дурного характера, оттого, что я имел о себе очень высокое мнение. Ничего не сделав, что отличало бы меня от других, я ставил себя выше их, и порой это мнение, неприятное для других,выражалось внешне довольным видом и презрительными взглядами.

До сегодняшнего памятного дня, презирая всё то, что было не по мне, я никогда ни с кем себя не сравнивал. Чем же я был, сравнившись с моим дедушкой? Чем я был по сравнению с Камю, благородные речи которого так хорошо совпадали с мыслями моего дедушки? А между тем у него не было дедушки как у меня, а отец его был толстым добродушным человеком и совершенно обыкновенным.Когда я ему предложил свою дружбу, вместо того, чтобы "вознестись", как некоторые, он её отклонил или, по меньшей мере, отодвинул, совершенно как если бы он был из нашего рода, а я как простой Камю.

Есть известная пословица: клин клином вышибают. В этот момент в моей душе один клин вышибал другой. Фамильная гордость, умноженная добрыми поступками и благородными устремлениями,столкнулась с злой маленькой гордыней. Это всё же смешно, если поразмыслить. Одна идея порождает новую, словно разматывают кокон шелковичного червя. Как дедушка мог знать так хорошо сердце маленького мальчика? В то время, как я разматывал свой маленький кокон, когда мои мысли путались и выпутывались по очереди, он неподвижно оставался в своём кресле, положив руки на подлокотники, наслаждаясь прекрасным ранним утром.

- Дедушка! - возобновил я разговор. - Ты сказал, что твой отец был ранен на войне. И он умер от раны?
- Да, моё дитя, -  ответил он серьёзно, - он умер от раны.
- Ах, дедушка, - сказал я с упрёком, - как плохо кончилась твоя история!
Он мягко возразил:
- Если бы это была сказка в удовольствие, я смог бы сказать тебе всё, что хотел,  например, что мой отец стал генералом.
- Это было бы лучше и веселее, - сказал я.
- Это было бы, может быть, лучше и веселее, - ответил он снисходительно, - но это наверняка не было бы так прекрасно.
- Ах, дедушка!
- Все люди должны умереть в тот или иной день. Ты об этом не подумал?
Я посмотрел на него с удивлением; я видел как проходили захоронения, но ни разу не думал, что смерть была уделом всех без исключения людей.
- Мой дедушка умер, - сказал он с твёрдостью, - мои родители умерли, твои тоже, однажды умру и я.
Я схватил его за руку, потрясённый! Нет! Я никогда не думал об этом...
- Дедушка! - воскликнул я решительно, - я не хочу, чтобы ты умер, или тогда я хочу умереть с тобой! Что я буду делать один, без тебя?!
- Бедняжка, - сказал дедушка. - Я понимаю хорошо твою мысль. Но я уверен, что ты поймёшь и мою.Я вижу, что мы начинаем понимать друг друга. Послушай-ка, если бы я, когда был маленьким мальчиком, умер с моим дедушкой, ты, моё дитя, не видел бы сейчас твоего дедушки, который тебя любит, и которого ты любишь, который рассказывает тебе о прошлом нашего рода, который старается направить тебя в жизнь и сделать из тебя доброго человека, достойного имени, которое ты носишь.
Но у меня было тяжело на сердце, как только я начинал думать, что мой дедушка однажды умрёт, оставив меня совсем одного.
- Вернёмся, - тихонько сказал дедушка, - к тому, о чём мы только что говорили. поскольку всем людям суждено умереть, каждому в свой срок, мой дорогой мальчик, запомни: ничего в мире нет прекраснее, чем умереть за родину.
То,что дедушка только что мне сказал, вошло сразу в моё сердце, чтобы никогда оттуда не выйти.
Я вспомнил про контрольную по истории:
- Я надеюсь, что подготовлюсь, но я потерял много времени.
- Ты рискуешь потерять ещё время, - сказал он повеселевшим голосом, - так как надо, чтобы я кое-что тебе показал.
- Что же, дедушка?
- Сейчас увидишь.
В этот момент появилась Бригитта, держа в руке с полдюжины только что вырванных луковиц. Казалось, Бригитта нарочно приходила всегда нас прервать, когда дедушка собирался мне сказать что-то или показать:
- Ну рассказывай, где ты пропадал, блудный сын?


Рецензии