Властелин снов

Не за морями, не за горами, но, за обширными лесами, в самом отдалённом районе одной из северо-западных наших областей, жил-был мальчик. Отрок как отрок, совсем не велик, но и не так, чтобы очень уж мал. Щупленький, кареглазый. Звали его… А звали его, скажем, Иванушка. Родителей более-менее слушался. Учился хорошо и мечтал стать моряком.

К слову сказать, как же его раздражало это «хорошо». Для него то «хорошо» было совсем не хорошо. Ведь по всем предметам – непоколебимое «отлично», и только по русскому языку чуть-чуть не дотягивал он до блистательной пятёрки. Совсем немножечко, капельку, мышиный хвостик какой-то отделял Иванушку от почётного звания отличника. А званием этим, скажем между прочим, очень гордилась одна его одноклассница по имени… Ну пусть будет Алёнушка. Гордилась она, гордилась и нет-нет да и подкалывала Иванушку острым своим язычком: «Что, опять наделал ошибок в диктанте? А у меня, знаешь ли, врождённая грамотность. Я вообще пишу, не задумываясь».

Ну, нравился Иванушка Алёнушке. Она даже была в него по-детски, по-девчоночьи влюблена и поэтому зверски его изводила. Мальчишка этого, понятное дело, не знал. Он думал, что она его кровный враг и очень удивился, когда Алёнушка вдруг поздравила его с Днём рождения и со словами: «Будущему бесстрашному капитану дальнего плавания», протянула ему мастерски сделанную выжигателем на дощечке картинку боя парусного флота. Самодовольно улыбаясь, девочка шепнула имениннику, что сама срисовала её с иллюстрации к «Приключениям капитана Блада» и сама выжгла.

Тогда Иванушка впервые посмотрел на Алёнку внимательно и неожиданно обнаружил, что перед ним стоит и смущённо сопит носом не вредная, надоедливая зануда и зубрилка, а приятная сероглазая девочка с пушистым хвостом русых волос. Пожалуй, даже симпатичная.

С тех пор прошло пять дней. После школы Иванушка отправился на лыжную прогулку и, идя по Красноармейской, мимо своей школы, вспомнил про Алёнушку. Чем-то она сейчас занимается, небось, всё уроки учит? Зря, наверное, он не пригласил её вместе покататься на лыжах. А впрочем, не пригласил, так не пригласил. С крутых горок она, конечно, побоится скатываться, визжать будет. Одному то лучше. От девчонок одни неприятности.

Успокоенный этой, весьма кстати подвернувшейся народной мудростью, Иванушка вступил в еловый лес. Вернее, въехал. Лыжи то он надел ещё возле школы. Чёрный этот лес ослепил мальчика белым снегом, окутал хвойным духом, закружил множеством бегущих в разные стороны лыжней. Долго катался мальчик и по чащобам, и по полянам, много раз свистел в его ушах встречный ветер на спусках с гор. Поворачивал Иванушка на развилках лыжни и на восток, и на юг, и на север, только как-то незаметно для себя оказался там, где никак не собирался сегодня побывать. А оказался он у Соснового Пика – горы грозной, трудной для спуска даже для опытных лыжников и совсем неприступной для малолетних добрых молодцев.

Вообще-то, Иванушка, бывало, скатывался и с Соснового Пика, но не один, а с братом, с друзьями. Было кому поднять упавшего, вытащить из сугроба, оказать первую помощь. А тут, как назло, ни одного лыжника. И погода как-то вдруг испортилась, потемнело, поднялся ветер, сечёт лицо холодным сухим снегом пурга. Но что-то толкало Иванушку на крутой подъём в гору, кто-то нашёптывал ему прямо в душу ехидные слова про труса и слабака. Долго и настырно работал он лыжами и палками, взбираясь где «ёлочкой», а где и «лесенкой». Долго пыхтел, злясь на себя за неожиданно посетивший его непонятный панический страх.

Вот она – вершина Пика. Отсюда как на ладони все окрестные леса, кустарники, поляны. Вдали светят ранними вечерними огнями дома городской окраины. Недобро шумят над головой вековые разлапистые сосны. А визу, - ой, мама! – внизу пугающая и манящая бездна головокружительного спуска. Оттолкнуться палками, пониже присесть и… Эх, ты удаль молодецкая! Палки под мышки и пошёл, пошёл, пошёл. Страх не угонится за ним, он безнадёжно отстал, он позади, а впереди только ветер и предчувствие победы, и близкий уже финиш. Но что это? Левая нога предательски подвернулась, лыжа ушла вбок! Иванушку дёрнуло, крутануло и швырнуло прямо на жёсткий ствол кряжистой сосны.

Мальчик ударяется головой и падает, теряя лыжи и палки. Он кубарем летит, проваливается в глубокий снег. Но не вниз, к линии подгорных кустов, а куда-то вглубь. Долго, бесконечно долго длится это падение. И вот, лёгкий удар о мягкую землю. Иванушка открывает глаза. Почему так темно? Снега нет, вокруг серая глина и земля. Он лежит на дне глубокой ямы или норы, вокруг земляные стены, высоко над головой далёкая дыра с кусочком ночного неба и бусинками звёзд. Странно, руки-ноги целы и голова не болит. Вообще ничего не болит, а ведь он так знатно приложился макушкой к коварному дереву!

Надо поскорее выбираться из этого колодца. Но как? Стены норы совершенно отвесные и гладкие, не уцепишься. Но что это за лаз там, справа? Перед Иванушкой открывается узкий, извилистый туннель. Он ползёт по нему вперёд. Только бы выбраться, куда-нибудь вылезти. Стены лаза сужаются, мальчик едва протискивается, извиваясь ужом. Метр, ещё метр… Далеко впереди, в кромешной мгле, он ясно видит свет, синеватый, мерцающий огонёк. Что там? Неважно, лишь бы доползти. Иванушка выбивается из сил, а тут ещё в нос ему ударяет ужасная, непонятно откуда исходящая вонь. Превозмогая тошноту, мальчик судорожно двигает руками и ногами, уже чувствуя нехватку воздуха, боясь задохнутся в этом бесконечном, зловонном крысином ходу.

И внезапно, когда, казалось, и сил больше нет, туннель окончился. Иванушка вылез-вывалился в каменную пещеру. Яркий свет от факела, воткнутого в стену, на мгновение ослепил привыкшие к темноте глаза. Он делает несколько неуверенных шагов по скользкому каменному полу. Это не пещера, а комната. И не комната даже – огромный зал! Высокие стены из булыжника, как бы крепостные, поднимаются ввысь. Потолка не видно во мраке, а внизу темноту рассеивают огненные языки факелов-светильников. Пол покрыт гладкими квадратными плитами – чёрными и белыми, как на шахматной доске. Вдоль стен длинного прямоугольного зала стоят… Рыцари? Нет, это рыцарские доспехи, а рядом с ними разместились тяжёлые окованные серым металлом сундуки. На гвоздях висят луки, арбалеты, копья, мечи, алебарды, булавы… И ещё какое-то оружие, название которого он не знает. Как в Рыцарском зале Эрмитажа, только нет чучел лошадей, и окон тоже нет.

В дальнем конце зала виднеется возвышение, а на нём – красивое, очень высокое кресло. Этот настоящий трон чёрного дерева с вырезанными на спинке, ножках и подлокотниках фигурами змей, пауков и скорпионов, а на троне…

- Привет тебе, Иванушка! Вот, наконец, ты и пожаловал ко мне, - слышит мальчик глубокий, приятный голос.

- Что это за место? Вы знаете меня? Кто вы?

- Я-то? – простым, не страшным, даже весёлым голосом переспросил широкоплечий седой человек, сидящий на троне. – Я король или, если угодно, государь. Это мой дворец. Я живу здесь очень, очень давно, - сказал и хитро подмигнул мальчику.

- Настоящий король? – изумился Иванушка. Вообще-то он хотел спросить, как отсюда выбраться на поверхность, чтобы поскорее найти свои лыжи и проверить, не сломаны ли они. Но он смутился, не зная, можно ли говорить с королём о таких пустяках.

- Настоящий! – серьёзно подтвердил король. – Я правлю миром снов. Сны человеческие – вот мои владения. Мне ведомы мысли и тайные желания всех людей, потому что вижу ваши сновидения. Я знаю и твои тайные желания, сын мой. – И король ласково улыбнулся мальчику.

Тут только до Иванушки дошла вся глубина невероятности, сказочности происходящего. Это какой-то сон! Голос и лицо короля казались знакомыми. Кого-то этот государь определённо напоминал, но вот кого? Уж не его ли родного деда, что живёт на той стороне реки? И почему это он назвал его сыном?

- Напрасно ты думаешь, что это только сон. Сейчас ты не спишь. Ха-Ха! Уж в этом-то я разбираюсь… А сыном своим я назвал тебя потому, что ты мой прямой потомок. Я твой пра-пра-пра и ещё много раз пра – дед. Это я привёл тебя сегодня сюда. Я долго ждал, когда ты вырастешь. Теперь ты уже достаточно большой. И ты нужен мне, а я – тебе!

- Значит, если я ваш м-м-м… потомок, значит я – принц, или, как это, королевич? – Иванушка всегда отличался умением вычленять главное.

- О да! Ты принц, королевич и у тебя есть все данные… Видишь ли, я уже несколько стар, ха-ха, и мне нужен помощник и наследник.

- И вы хотите, чтобы я остался здесь с вами?

- Нет, зачем же? Сейчас ты можешь вернуться туда, наверх и жить, как прежде, но… Через твои сны я буду подсказывать тебе, что нужно делать. И ты будешь помогать мне. Я наделю тебя многими способностями. Научу развивать твою силу, ум, открою тебе все знания этого мира. Ты хочешь стать капитаном? Ты будешь им! Ты станешь самым лучшим и самым знаменитым адмиралом. Выиграешь сто сражений и получишь огромную власть… А я буду направлять тебя. Ну как, ты, конечно, согласен? – и глаза короля, серые и грустные его глаза впились в лицо Иванушки, пронзили насквозь, заглянули в самую глубокую глубину его души.

- Что же вы… э-э-э попросите меня сделать в первую очередь?

- Вот это мне нравится, ха-ха, у тебя, определённо, есть все данные! Да ничего особенного для первого раза. Ступай домой и помни о нашем разговоре. И я не прошу хранить его в тайне. Тебе всё равно никто не поверит, ха-ха! Сюда ты придёшь, когда позову. И падать уже не придётся. Кто один раз ухитрился упасть в мой колодец, больше не упадёт нигде и никогда.

Ступай. Только прошу, не приводи на мою гору эту девочку, твою одноклассницу. Как её, Алёнушка? Будь мужчиной, милый мой! Тебе ли, будущему капитану, водиться с какими-то девчонками? Никто из них не стоит и минуты твоего драгоценного времени. Запомни это!

И ещё. Твой отец хочет купить собаку… Отговори его. Собака помешает нам общаться. Да и вообще, кому нужны собаки, эти грязные, прожорливые, нечистые животные?!

- Простите меня, король… - Иванушка был потрясён известием о желании отца купить собаку. Он так мечтал об этом с тех самых пор, когда у него на глазах, под колёсами грузовика погиб его верный пёс Джек. А вот теперь это странное требование. И что это он там говорил об Алёнке? Уже друзей ему выбирает? Да с какой стати какой-то старик, пусть и король, будет направлять его, указывать и приказывать?! – Простите меня, король! Я не хочу отказываться от собаки. И не дружить с Алёнушкой тоже не хочу!

- Что?! – лицо короля закаменело, глаза сверкнули недобрым огнём, седая голова грозно наклонилась вперёд. Ветер качнул пламя факела, в ноздри Иванушке вновь ударило зловоние. – Я предложил тебе так много, а ты: «Простите меня, король»… Неужели я ошибся в тебе? Уходи и хорошенько подумай!

- Я… Я не… Ну и пусть! Прощайте. – Иванушка гордо задрал подбородок, чётко по-военному повернулся на каблуках и твёрдым шагом, не думая куда идёт, пошёл от трона в глубь зала.

- Постой, Иванушка! – крикнул король. – Сейчас я выпущу тебя, но помни, без меня ты никогда не станешь тем, кем ты хочешь быть в жизни. Подумай! И приходи, когда надумаешь. Король щёлкнул пальцами и…



- Вставай, Иванушка, подымайся! Идти можешь? Ты давай, обопрись на меня и пойдём потихонечку. Хорошо, я случайно мимо проезжала и видела, как ты об сосну-то. Ох, думаю, - убился! Ну, дай, я хоть лыжи-то твои понесу.

- Не надо, Алёнка, я сам. Сам! - голова гудела и чуть не раскалывалась от боли. Зажав под мышкой сломанные лыжи, он начал осторожно спускался под гору. На ногу было больно наступать. К тому же, при каждом шаге он глубоко проваливался в снег.

- Ты смотри, как сломалась, не поперёк, а вдоль. И как мне её теперь заклеить? - вслух размышлял Иванушка, - тут есть над чем подумать. Хорошенько подумать.

2018 г.


Рецензии